У обитателя города Валдай, что в Новгородской области, В. Бережного дачный участок расположен неподалеку от муниципальный черты, на западном берегу озера Высоко-дно. От дома — полчаса пешего хода. Исходя из этого Виктор Дмитриевич старается круглый год проводить свободное время на участке, на чистом воздухе.
Лишь вот какая беда: участок находится в самом углу дачного поселка, в полукилометре от шоссе. Зимний период это шоссе дорожники еще чистят, но в переулки и улицы поселка они, конечно же, не заглядывают — не обязаны. А снегу иногда наваливает столько, что до тех пор пока доберешься до калитки, сил никаких не остается.
Но по окончании того, как в дачном гараже у Бережного показался замечательный самодельный вездеход-амфибия, конструктор проблему зимней дороги решил раз и окончательно. При выборе очередности в изготовлении навесных орудий приоритет был дан снегоуборочному механизму.
То, что нужен не несложный бульдозерный отвал, а шнековый снегоуборщик, Виктор Дмитриевич осознал, в то время, когда заметил в один раз на муниципальный площади аккуратную зарубежную машинку, умело расправлявшуюся с сугробами навесным механизмом с винтом Архимеда. Лишь решил для себя, что шнеков необходимо два, дабы снег они бросали не в одну, а в обе стороны.
Поворошив собственные запасы в углу гаража и найдя в том месте пригодные звездочки, цепи, подшипники, уголки и листовую сталь, конструктор прикинул размеры будущего агрегата и за маленькое время собрал себе механического ассистента.
Шнековый снегоуборщик:
1,10 — борта (сталь, лист s2); 2 — звездочка приводного вала; 3,24—кронштейны крепления приводного вала (сталь, швеллер № 6,5); 4,25 — подпорки (сталь, уголок 25x25x5); 5 — ролик подъемника снегоуборщика; 6 — верхний лонжерон (сталь, уголок 45x45x4); 7,26 — раскосы (сталь, уголок 25x25x5); 8,27—водила (сталь, труба 50×1,5); 9,16 — верхний и нижний отвалы (сталь, лист s1,5); 11,34 — косынки (сталь, лист 270×190, s2); 12,29 — ботинки (сталь, лист s2); 13 — боковая подкладка (сталь, лист s4, 2 шт.); 14,28 — подносы (сталь, уголок 25x25x5); 15—ложе шнека(сталь, лист s1,5); 17 — коробка (сталь, лист s2); 18 — центральная подкладка (сталь, лист s4); 19 — балка (сталь, уголок 45x45x4); 20— нижний лонжерон (сталь, уголок 50x30x4); 21 — концевой подшипниковый корпус шнекового механизма (2 шт.); 22— спица (сталь, пруток O8,6 шт.); 23,31 — дуги (сталь, полоса 25×5); 30 — кронштейн ролика (сталь, полоса 40×5); 32 — правый шнековый вал; 33 — кожух звездочки шнекового механизма (сталь, лист s2); 35 — шарнир водила (2 шт.); 36 — ось ролика (сталь, пруток O16, L50)
Корпус снегоуборщика сварен из трех согнутых по радиусу металлических страниц толщиной 1,5 мм: ложа шнека, нижнего и верхнего отвалов.
Дабы корпус сохранял жесткость, сверху и снизу приварены лонжероны из уголков разного сечения, а по бокам — борта из металлического страницы толщиной 2 мм.
Для стыковки с вездеходом применены два водила из металлической трубы диаметром 50 мм, в задние мало расплющенные финиши которых вварены металлические шайбы в качестве шарниров. Передние финиши водил приварены к ложу шнека через подкладки — кусочки металлического страницы толщиной 4 мм.
Неспециализированную жесткость агрегату придают раскосы и подкосы из уголка сечением 25x25x5 мм, приваренные к водилам и лонжеронам, косынки из листовой стали толщиной 2 мм, и поперечная балка из уголка 45x45x4 мм. На последней находится в собственном кронштейне ролик, через что перебрасывается трос от подъемной лебедки, скрытой под капотом вездехода.
Нижние углы корпуса снегоуборщика от случайных деформаций защищены башмаками, фигурно согнутыми из металлического страницы толщиной 2 мм.
Они приварены в один момент к бортам, отвалу и лонжерону.
Главный рабочий механизм снегоуборщика —шнековый. Он складывается из двух лент, воображающих собой винты Архимеда противоположного направления и приваренных к шпилькам М6, торчащим из шнековых валов.
Шнековый механизм:
1,11 — половинки концевого подшипникового корпуса (сталь, лист s2, 4 шт.); 2 — концевая ось (сталь, пруток O30, 2 шт.); 3— шнековый вал (сталь, труба 42×6,5, 2 шт.); 4,13 — шпильки М6 (сталь, пруток O6, 36 шт.); 5,17— шнеки (сталь, лист s2); 6 — центральная ось (сталь, пруток O40); 7,16 — центральные подшипниковые корпуса; 8 — звездочка (z = 36, t = 19,05); 9—гайка М36х3; 10 — подшипник 160205 (4 шт.); 12 — болт М8 (6 шт.); 14,15 — подшипники 236205
На концевые оси шнековых валов насажены пары подшипников серии 160205, заключенные в несложные штампованные корпуса. Половинки-чашечки этих корпусов скреплены болтами М8 и при помощи распорных спиц из прутка диаметром 8 мм присоединены сваркой к дугам на корпусе снегоуборщика.
В середине шнекового механизма находится звездочка с числом зубьев 36 и шагом 19.05 мм, закрепленная на центральной оси гайкой М36хЗ.
Справа и слева от звездочки — подшипники серии 236205, запрессованные в точеные корпуса-обоймы, прихваченные сваркой к щекам кожуха звездочки. Предварительно посредством спиц совершенно верно по оси ложа шнека были выставлены концевые подшипники. И затем совсем проварены все соединительные швы, а финиши спиц, торчащие наружу из отверстий в дугах, обрезаны и зашлифованы.
От напирающей спереди массы снега звездочку шнекового механизма защищает уже упомянутый кожух, приваренный к отвалам и ложу шнека.
Потому, что прочность корпуса снегоуборщика была ослаблена проемом, прорезанным в середине ложа шнека (для прохода приводной цепи), было нужно укрепить корпус коробкой — швеллерообразной подробностью, приваренной под проемом к отвалу и лонжерону.
Как уже отмечено, снегоуборщик в воздействие приводится мотоциклетной цепью с шагом 19.05 мм, натянутой между звездочками шнекового механизма и приводного вала, расположенного слева на верхнем лонжероне корпуса снегоуборщика.
Приводной вал представляет собой несложный редуктор, передающий на шнековый механизм крутящий момент от вала отбора мощности на двигателе вездехода.
Звездочки и подшипники скольжения (литые втулки и корпуса) этого редуктора забраны от сельскохозяйственных агрегатов. Звездочки на валу зафиксированы при помощи шпонок, а подшипниковые втулки из антифрикционного чугуна— штифтами, посадочные места для которых сверлились через резьбовые отверстия в корпусах при вывинченных масленках.
Приводной вал:
1 —ведущая звездочка (z = 15, t = 19,05); 2,4—корпуса подшипников скольжения; 3 — вал; 5 — приводная звездочка (z = 22, t = 19,05); 6,9 — призматические шпонки; 7 — масленка 1М10х1 (2 шт.); 8 — подшипниковая втулка (антифрикционный чугун АЧС-1 либо АЧК-2,2 шт.); 10— фиксатор (штифт O8, L12, 2 шт.)
Собранный приводной вал установлен на двух кронштейнах из швеллера № 6,5, приваренных к верхнему лонжерону. Потому, что протяженность кронштейнов существенно превышает ширину горизонтальной попки лонжерона, то пригодились подпорки.
Они были вырезаны из уголка 25x25x5 мм и прикреплены сваркой между подкладками и кронштейнами на ложе шнека.
В итоге силовая схема снегоуборщика выстроилась так, что все нагрузки, появляющиеся в конструкции на протяжении «прорезания» сугробов, передаются по подпоркам, раскосам и подкосам на водила и потом на корпус вездехода, где и замыкаются.
По окончании окончательной доводки и испытаний агрегат был шепетильно очищен от налетов ржавчины, обработан антикоррозионным составом, загрунтован и окрашен в светло-коричневый цвет. Оказалось не хуже заводского.
И сейчас, в то время, когда улицы дачного поселка загромождены сугробами, Виктор Дмитриевич навешивает снегоуборщик на передок вездехода и не торопясь прокатывается до шоссе и обратно.
Как раз не торопясь, дабы соседские заборы ненароком не пострадали под напором его снежных «залпов». По окончании для того чтобы проезда по улице, ведущей к воротам Бережного, возможно прогуливаться как по муниципальный.
А.
НИКОЛАЕВ
Рандомные статьи:
Своими глазами — Полноприводный Fiat Ducato против русских сугробов
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем ИЖ-П3. Итак, от автора популярной среди конструкторов-любителей серии самодельных снегоходов типа «Идея» —…
-
Ну как не оказать помощь маленькой Катеньке заметить, как плавают рыбки! На протяжении лодочной прогулки с дедушкой Виктором по озеру она то и дело…
-
В то время, когда мой внук Гриша начал подрастать и прекратил обращать внимание на ранее любимые игрушки-погремушки, то домашние стали замечать, что он…
-
Из года в год все интенсивнее идет освоение труднодоступных районов страны, хранящих в собственных недрах неисчислимые достатки, такие нужные народному…