Последняя «мысль»

Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем ИЖ-П3. Итак, от автора популярной среди конструкторов-любителей серии самодельных снегоходов типа «Идея» — описание изготовления последнего и самого замечательного «палочника» (снегохода, имеющего гусеницу с траками из древесных брусков) по прозвищу «Топтыгин».

Конструкция. «Топтыгин» — это трёхопорный, двухместный снегоход с гусеничным движителем и несимметрично расположенным двигателем от мотоцикла «Иж-Планета-3».

Двигатель смещён вправо от оси симметрии перед водителем.

При таковой компоновке обошёлся без промежуточного вала. Действительно, в трансмиссии было нужно выходную звёздочку вторичного вала перенести наружу на удлинительную втулку. Протяженность её выбрана таковой, дабы цепь привода проходила между гусеницей и лонжероном рамы. Умышленно не привожу правильных размеров втулки по длине — они зависят от размещения двигателя на раме. Компоновка разрешила без подгонок и переделок пользоваться штатной педалью переключения передач, руководя ею сейчас правой ногой.

А для удобства пуска двигателя установил дополнительный рычаг на стойку рамы и соединил его тягой со штатным пусковым рычагом двигателя.

Рама снегохода изготовлена из уголков и водопроводных труб. Она сварена при помощи бытового сварочного аппарата АДЗ-150 электродами УОНИ.

Эластична труб производилась вручную — несложным втулочным трубогибом с долгой ручкой. Поворотные кулаки, пластины крепления -опорной лыжи и лыжи помощи привариваются по месту при сборке на стапеле. Особенность рамы в том, что она трапециевидная (расстояние между её лонжеронами в первых рядах больше, чем позади).

Но это скорее дизайнерское ответ, чем конструкторское.

Дуги опорной и поддерживающих лыж советую приваривать к раме по окончании установки на ней ведущего и ведомого валов и предварительного натяжения гусеничной ленты.

Гусеничный движитель — подобен тем, что уже были на прошлых снекончиков валов компенсируется применением самоустанавливающихся подшипников.

Ведущие зубчатые колёса вырезаются острым ножом из листовой резины либо боковины покрышки от трактора К700; необходимо лишь поливать водой места реза для смазки. Способ правильного вырезания пребывает в том, что сперва изготавливается железный шаблон звёздочки с отверстиями для крепления. После этого на ось надевается резиновая заготовка с шаблоном, притягивается штатными болтами и вырезается.

Как уже было отмечено, главное отличие монтажа гусеницы на раме «Топтыгина» от прошлых снегоходов в том, что размещение приводного вала существенно выше, чем натяжная ось (для её крепления к раме приварена кроме того дополнительная накладка). Такое конструктивное ответ заметно увеличило проходимость снегохода.

Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем ИЖ-П3

Последняя «мысль»

Снегоход «Топтыгин»:

1 —рулевая лыжа (2 шт.); 2 — антиклевковая оттяжка (2 шт.); 3 — капот-обтекатель (дюралюминий, лист s1); 4 — фара (от трактора); 5 —ветровое стекло (оргстекло s5); 6—руль; 7—инструментальный ящик (бакелитовая фанера s5); 8—сиденье (фанера, поролон, кожзаменитель); 9—ограждение багажника (металлическая труба O16); 10 —облицовка гусеничной ниши (бакелитовая фанера s5); 11—гусеничный движитель; 12—багажник; 13—рама; 14—пол

Компоновочная схема снегохода:

1 —рулевая лыжа (2 шт.); 2—антиклевковая оттяжка (2 шт.); 3—двигатель (от мотоцикла «Иж-Планета-3»); 4—бензобак (10-л железная канистра); 5—руль; 6—инструментальный ящик; 7—сиденье (фанера, поролон, кожзаменитель); 8—спинка сиденья (поролон, кожзаменитель); 9—багажник; 10—натяжной механизм гусеницы (2 шт.); 11—гусеница; 12—натяжной узел гусеничного движителя; 13—опорная лыжа;14—поддерживающая лыжа (2 шт.); 15—приводной узел гусеничного движителя; 16—пусковой рычаг; 17—рычаг переключения передач; 18—поворотный кулак (2 шт.); 19—удлинительная втулка со звёздочкой; 20—рама; 21 —пол; 22—фонарь габаритного огня (2 шт.); 23—натяжитель цепи промежуточного вала; 24—рычаг поворотного кулака (2 шт); 25—рулевой вал; 26—рулевая тяга (2 шт.)

Узел приводного вала:

1 — приводное зубчатое колесо гусеницы (резина, лист s25,2 шт.); 2—приводной вал (металлическая труба O42x32); 3—прижимной диск зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 4—щека зубчатого колеса (сталь, лист s5, 2 шт.); 5—косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6—наконечник вала (сталь, круг 42, 2 шт.); 7—ступица приводной звёздочки вала (сталь, круг 60); 8—приводная звёздочка (z=15, t=15,875); 9—штифт(сталь 10, L60); 10—соединение зубчатого колеса со диском и щекой (болт М8х46 с гайкой и шайбой, 8 компл.); 11—корпус подшипника (сталь, круг 48, 2 шт.); 12—основание корпуса подшипника (сталь, лист s8,2 шт.) 13—самоустанавливающийся подшипник 80203 (2 шт.)

Рама:

1—лонжерон (сталь, прокатный уголок 45×45, 2 шт.); 2—втулка поворотного кулака рулевой лыжи (металлическая труба O42x52,2 шт.); 3—бампер (металлическая труба O22); 4—верхний подкос (металлическая труба O22, 2 шт.); 5—подкапотная дуга (металлическая труба O22); 6—портал (металлическая труба O22); 7—нижний подкос (металлическая труба O22, 2 шт.); 8—продольная балка пола (металлическая труба O22, 2 шт.); 9—поперечная дугообразнаястойка пола (металлическая труба O22,2 шт.); 10—дуга под держивающих лыж (металлическая труба O22); 11 —дута спинки сиденья; 12—ограждение багажника (металлическая труба O16,2 шт.); 13—задний портал (металлическая труба O22); 14—фаркоп; 15—накладка (металлической прокатный уголок 45×45, 2 шт.); 16—дуга опорной лыжи (металлическая труба O22); 17—косынка (металлической лист s4, по потребности); 18—траверса (металлическая труба O36); 19—упор для механизма натяжения гусеницы (металлической лист s4)

Узел натяжной оси:

1—каток (резина, лист s25, 2 шт.); 2—ось (труба O42x32); 3—прижимной диск катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 4—щека катка (сталь, лист s5, 2 шт.); 5—косынка (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — наконечник вала (сталь, O42,2 шт.); 7—соединение катка со диском и щекой (болт М8х46 с гайкой и шайбой, 8 наборов); 8—корпус подшипника (сталь, O48, 2 шт.); 9—основание корпуса подшипника (сталь, лист s8,2 шт.) 10—самоустанавливающийся подшипник 80203 (2 шт.)

Для монтажа гусеничного блока на раме прежде всего размечаются и сверлятся отверстия для болтов крепления корпусов подшипников ведущего вала.

После этого по фактическим размерам гусеничной ленты определяется место крепления задней натяжной оси и в полке накладки прорезаются продолговатые отверстия (пазы) для натяжения-ослабления гусеницы путём перемещения корпусов подшипников.

Натяжение гусеницы производится перемещением корпусов подшипников (при ослаблении их крепёжных болтов) ведомого вала (а правильнее — задней оси) резьбовыми натяжителями по продолговатым отверстиям (пазам) в накладке лонжерона рамы.

Тут же подчеркну, что корпуса подшипников приводного вала и натяжной оси смонтированы на лонжероне рамы в зеркальном отображении и «разных уровнях»: первые два установлены сверху на горизонтальной полке уголка, а вторые прикреплены к горизонтальной полке накладки снизу. Это обеспечило необходимое превышение положения приводного вала с ведущими звёздочками по отношению к натяжной оси с катками.

Опорная лыжа.

У неё кроме этого пара функций: она распределяет нагрузки на всю площадь контакта со снегом (как через траки, так и конкретно сама в промежутках между ними); есть направляющей для гусеницы и поверхностью скольжения для траков.

Опорная лыжа изготовлена из обычной берёзовой фанеры толщиной 10 мм, пропитана тёплой натуральной олифой. Возможно изготовить опорную лыжу из железного страницы и оклепать по периметру полиэтиленовыми полосами толщиной 10 мм.

Хорошим материалом для облицовки нижней поверхности опорной лыжи есть листовой полиэтилен. При его применении обеспечивается низкое трение и как следствие — небольшой износ траков.

Опорная лыжа:

1—полоз (фанера s10) 2 — подошва (полиэтилен лист s5); 3 — опора кронштейна (сталь, лист s5, 4 шт.) 4 — сайлентблок (от автомобиля «Ока, 4 шт.); 5—стойка опорного кронштейна (сталь, лист s5, 8 шт.); 6 — подкос (сталь, труба O12, 2 шт.); 7 — заклёпка (алюминий O3); 8—подкладная шайба (сталь, компл.)

Поддерживающая лыжа:

1 — полоз (дюралюминий, лист s10); 2—опора кронштейна (сталь, лист s5); 3 — сайлент-блок (от автомобиля «Ока»); 4—заклёпка (алюминий, O5)

Гусеница:

1—трак (берёзовый брус 45×25, компл.); 2—несущая полоса (2 шт.); 3—соединительная накладка (резинотканевая транспортёрная лента 40×10); 4—особая шайба «бонка» (дюралюминий); 5 — крепёжные подробности

Опорная лыжа в сборе крепится к раме через сайлент-блоки. Резиновые упругие элементы в них гасят удары и вибрацию от плотных снежных и особенно ледяных комьев, выручая древесные траки от поломки.

Одним из серьёзных условий монтажа опорной лыжи на раме являются параллельность её боковых краёв оси симметрии рамы и необходимое размещение её подошвы ниже катков ведомого вала на 15 — 20 мм.

Передние (рулевые) лыжи — различные по ширине. Правая из них (по ходу перемещения) — на 20 мм шире левой для компенсации массы несимметричного размещения силового агрегата и промежуточного вала.

База лыжи, как и у опорной, — водостойкая 10-мм фанера. Носок лыж нагревался паяльной лампой и загибался. В этом положении был укреплён трубчатым подкосом, к которому цепляется антиклевковая пружина. Подошва обшита полиэтиленовым страницей толщиной 5 мм, за неимением аналогичного капронового.

К каждой лыже приклёпаны по паре краевых подрезов из дюралюминиевого уголка 40×40 мм.

Наклонное размещение поворотных кулаков и направляющие подрезы из уголка на подошвах лыж разрешают легко маневрировать и на снегу, и на укатанной дороге. Для защиты рамы от повышения комфортабельности и ударных нагрузок езды на стойки поворотных кулаков надеты достаточно твёрдые демпферные пружины.

Для улучшения черт двигателя механическое зажигание было заменено электронным. Двухлопастный радиальный вентилятор охлаждения крепится на удлинённый болт ротора зажигания. Легко и весьма надёжно!

«Топтыгин» оборудован одной передней фарой, вмонтированной в дюралюминиевую облицовку-капот моторного отсека, и задними габаритными огнями.

Ветровое стекло с подобранным углом наклона направляет встречный воздушное пространство поверх шапки водителя.

Кроме этого происходит подача прогретого воздуха от цилиндра двигателя в область рук и ног вентилятором принудительного охлаждения.

Управляющие лыжи изготовлены из обычной 10-мм фанеры, пропитаны олифой, окрашены и обшиты снизу листовым полиэтиленом. Изгиб носовой части достигается путём динамичного прогрева заготовки паяльной лампой, обильным орошением плавным подгибом и водой в приспособлении. По окончании остывания фанеры лыжа готова для предстоящей сборки.

Опорная пластина, ушки и уголки крепления лыжи к поворотному кулаку выполнены зацело. Трубчатые упоры предохраняют лыжи от поломки; являются удобными ручками при кантовании снегохода и креплением оттяжных пружин. Оттяжные пружины выручают от клевков и врезаний в снег при переездах через снежные препятствия.

подрезов управляющих и Параллельность лыж на их подошвах — повышения проходимости лёгкости и обязательное условие управления снегохода по снежной целине. Регулировка параллельности лыж выполняется резьбовыми муфтами на рулевых тягах.

Передний капот-обтекатель изготовлен из листового дюралюминия, облицовка инструментального коробки под сиденьем, пол, а позднее и боковые щитки гусеницы — из бакелитовой 4-мм берёзовой фанеры.

Крепёжные ушки облицовки привариваются по месту.

Сиденье произведено из фанерного основания, поролона и прочного непромокаемого кожзаменителя. Крепится сиденье к инструментальному коробке болтом и крючком с барашковой гайкой.

Рулевая лыжа:

1 — полоз (бакелитовая фанера s10); 2—подошва (полиэтилен, лист s5); 3 — опора кронштейна (сталь, лист s5); 4—ушко кронштейна (сталь, лист s5, 2 шт.); 5—подрез (дюралюминиевый уголок 40×40, 2 шт.); 6—подкос (труба O10); 7—заклёпка O5 с нижней потайной головкой; 8—металлическая подкладная шайба

Рулевое управление:

1 —руль; 2—рулевой вал; 3—сошка; 4-—рычаг поворотного кулака (2 шт.); 5—регулируемая тяга (2 шт.); 6—регулятор-наконечник (2 шт.); 7 — приваренная гайка (2 шт.); 8 — контргайка (2 шт.); 9 — поворотный кулак (2 шт.); 10 — подшипник скольжения поворотного кулака (латунь, 2 шт.); 11—пружина сжатия (2 шт.); 12—сайлентблок (от а/м «Ока», 2 шт.); 13—опорный кронштейн рулевого вала; 14—кронштейн фиксации рулевого вала на переднем портале рамы; 15 —штифт (2 шт.); 16—траверса рамы (труба O36); 17—втулка поворотного кулака (труба O42,2 шт.); 18—подшипник скольжения (латунь, 4 шт.)

Узел удлинительной втулки выходной звёздочки вторичного вала двигателя:

1—удлинительная втулка (сталь); 2—шлицевая вставка; 3—выходная звёздочка; 4—корпус подшипника; 5—подшипник; 6—шток механизма сцепления; 7—картер двигателя; 8—крепёжный болт корпуса подшипника к лонжерону рамы

Во многом «Топтыгин» повторял конструктивные ответы прошлых снегоходов типа «Идея», но это — от авторского взора на предмет и, в неспециализированном-то, достаточно успешной конструкции прототипа. Но если сравнивать с «Топтыгиным» все «мысли» были чем-то наподобие его масштабных моделей.

Замечательный двигатель придал этому «медведю-шатуну» хорошую динамичность, две поворотные лыжи — манёвренность, а долгая и широкая гусеница — завидную проходимость по снежной целине.

Первые пробные опробования данной же зимний период (а правильнее ранней весной) стали и последними. Снег как-то нежданно скоро растаял. Следующего же обильного снега было нужно ожидать до начала декабря.

Только в декабре следующей зимы совершил полные опробования по покрывшимся снегом лесам и полям. Они-то и продемонстрировали, что снова внедрённая в конструкцию мягкая рессорная подвеска опорной лыжи не оправдала надежд. Проходимость выяснилось не на высоте! Управляемость — непредсказуемая!

Да к тому же и двигатель запускался с большим трудом.

Разобрав снегоход, переделал кое-какие узлы: вернул опорной лыжепрежнюю испытанную конструкцию — крепление на четырёх сайлент-блоках четырьмя болтами к кронштейнам-проушинам опорных дуг рамы (чертежи этого модернизированного варианта и были предложены вниманию читателей) . Для улучшения пуска двигателя произвёл полную его переборку с посадкой соединений на силиконовый герметик.

К очередному смотру самодельной снегоходной техники, приуроченному к 23 февраля, «Топтыгин» готовьсяпродемонстрировать лучшие собственные качества. Повторные ходовые опробования он проходил в сосновом бору на южной окраине города — на пути от дома до поляны, где проходили соревнования. Расстояние в 8 километров по свежим нетоптаным снегам не затруднило прибытие к началу показательных выступлений.

По результатам исполнения конкурсных этапов-заданий «Топтыгин» завоевал первое место. А соперников было много. Справедливости для нужно подчернуть, что в большинстве собственном это были колёсные (на шинах низкого давления) снегоходы.

Впоследствие занялся улучшением дизайна собственного снегохода, для чего сперва сделал пара эскизов неспециализированного вида. Самый понравившийся воплотил в дело.

Его и привожу на чертеже, потому, что фотографий «в полной красе» так и не сделал.

Уже к следующему году, на волне энтузиазма, в Заводоуковске появилось с дюжина похожих на «Топтыгина» гусеничных снегоходов, что подтверждают фотографии тех лет.

Уже к следующему году, на волне энтузиазма, в Заводоуковске появилось с дюжина похожих на «Топтыгина» гусеничных снегоходов, что подтверждают фотографии тех лет.

Жаль, что массы заинтересованных зрителей, большей частью, само собой разумеется, мужского пола, а среди него—мальчишки, остались за кадром.

Но эти «палочные» снегоходы, в неспециализированном-то, завершили эру снегоходов на пневматиках. В условиях сравнительных опробований все убедились в более высокой проходимости гусеничных «палочников», если сравнивать с «ка-мерниками», по рыхлым снегам лесной территории Тюменской области.

Но «Топтыгин» не прижился в моём гараже. Не охотник я и не рыбак. Нашёлся вариант удачного обмена на грузовой мотороллер «Муравей» — и я дал согласие.

Тем, кто задумает выстроить себе такой же снежный мотоцикл, желаю напомнить, что самодельную технику с количеством двигателя более 50 см3 нужно будет везти на научно-техническую комиссию и ставить на учёт в технадзор. К тому же, для управления и самодельным снегоходом требуется удостоверение тракториста-машиниста либо водительское категории «А».

А.

МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.

Рандомные статьи:

Последняя серьезная мысль года (об Оливере Стоуне)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Первый и простой снегоход

    Снегоход, о котором отправится рассказ, собрал десятиклассник Сергей Сорокин из Алтайского посёлка Усть-Каманка. И это не страно. Техникой юноша…

  • На гусеничном ходу

    Данный гусеничный снегоход мало знаком отечественным читателям. Его фотография была размещена в № 3’99 отечественного издания под рубрикой Фотопанорама…

  • Транспорт сибирской глубинки

    «Живу я в далеком сибирском селении, которому в прошедшем сезоне исполнилось 370 лет. Рядом протекает река Ангара. Это центральный район Красноярского…

  • Снегоход-«картоп»

    Воображаю читателям почтенного издания «Моделист-конструктор» несложной по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, в полной мере доступный для…