По своим мореходным качествам это судёнышко больше всего подходит для плаваний по внутренним водоёмам, а маленькая масса корпуса разрешает доставлять его на верхнем багажнике либо прицепе автомобиляфактически в любой «глухой уголок». «Чибис» возможно советовать туристам и рыболовам для независимых (до 14 дней) путешествий в составе двух человек либо походов выходного дня втроём. Понадобится такая лодка и обитателям сёл, стоящих по берегам водохранилищ и рек, в качестве повседневного транспортного средства, тем более, что возможности установки подвесного мотора, применения паруса либо вёсел делают её универсальной.
Для простоты изготовления корпуса применены обводы с плоским дном. Именно поэтому лодка имеет маленькую осадку, что даёт возможность доходить к берегу близко и преодолевать с ходу мелководье и речные перекаты. Носовая оконечность транцевой формы пара немного поднята. От забрызгивания на беспокойстве она закрыта маленькой палубой. В походе под банками и палубой помещаются надувные мешки-гермоупаковки со снаряжением, снабжающие судну непотопляемость.
Целый поперечный комплект «Чибиса» выполнен из фанеры толщиной 12 мм, но в зависимости от имеющегося материала шпангоуты возможно сделать из сосновых реек сечением 20×40 мм, с усиливающими накладками на местах соединений. Носовой транец изготовлен из двух страниц фанеры, а в кормовом между страницами фанеры вклеена подмоторная доска шириной 150 мм.
Сборка каркаса производится на рамном стапеле, вверх килем.
Для стапеля выбираются прекрасно просушенные и прямые доски сечением 4000x200x30 мм. Обводы задаются таблицей плазовых ординат и теоретическим чертежом, по которым ведётся обшивки деталей и контроль набора. По окончании установки шпангоутных рамок с временными шергень-планками размечаются элементы продольного комплекта, каковые по окончании нужной малковки вклеиваются на собственные места с запрессовкой шурупами либо, где это нужно, притягиваются резиновой лентой.
В случае если лодку планируется применять в качестве парусника — монтируется швертовый колодец. Он запланирован на использование шверта «кинжального» типа и устанавливается между 3-м и 4-м шпангоутом.
Теоретический чертёж
ДП—диаметральная плоскость ОЛ—главная линия
Парус швертбота
Таблица плазовых ординат
Форшпигель и транец крепятся к килю при помощи книц на болтах. Соединение транцев с бортами усилено подпалубными кницами. Кокпит по периметру окаймлён широким комингсом. В кормовой части корпуса по килю устанавливается наружный киль.
Для навешивания руля на транце предусмотрены два кронштейна-«уголка»
Из фанерных полос нужной длины выкраиваются по месту борта и днище, каковые после этого прикрепляются к комплекту шурупами либо гвоздями на эпоксидном либо втором водостойком клее.
Для обшивки корпуса употребляется простая строительная фанера толщиной 6 мм. Продающиеся в магазинах строительных материалов страницы имеют, в большинстве случаев, длину не более 1,5 м. Самый надёжный метод их состыковки—соединение «на ус».
Делается это так. Собирают пакет из двух страниц и вспомогательной планки, расположенных «ступенями» в зависимости от величины «заусовки», которая определяет прочность соединения. В большинстве случаев скос кромки в месте стыка образовывает 12… 18 толщин страницы. В нашем случае, при толщине обшивки 6 мм, он образовывает 80… 100 мм. После этого нужно прострогать совместно обе кромки рубанком с маленькой величиной съёма.
Запасной планка обеспечит наряду с этим необходимый наклон. По окончании строгания страницы накладываются друг на друга и склеиваются эпоксидным клеем с фиксацией от смещения маленькими гвоздиками. Стык направляться поместить под груз не меньше чем на два дня.
Отделка корпуса содержится в оклейке его одним-тремя слоями стеклоткани либо второй материи на эпоксидной смоле.
В случае если предполагается эксплуатировать швертбот нечасто, а хранить в закрытом от жидкости помещении, то в полной мере возможно обойтись грунтовкой наружных подробностей обшивки натуральной последующей окраской и олифой пентафталевой эмалью. Внутренние поверхности корпуса, руль и шверт грунтуются двумя слоями олифы, а после этого покрываются тремя слоями водостойкого лака, с промежуточным вышкуриванием.
Швертбот «Чибис»:
1 —утка гафель-фала; 2—мачта: 3—вертлюг гика; 4—парус; 5—штаг; 6—гафель; 7—топовый блок гафель-фала; 8—лата; 9—фальшивый шов; 10 — гафель-фал; 11—ванта; 12 — мягкий талреп; 13 — гик; 14—шверт; 15 — блок гика-шкота; 16—уключина; 17—гика-шкот; 18—утка гика-шкота; 19—сорлинь; 20—стопор сорлиня; 21 —румпель; 22—баллер; 23—руль; 24—форшпигель; 25—настил палубы; 26—килевая кница; 27—пяртнерс мачты; 28—буртик; 29—степс; 30—шпангоут; 31—киль; 32—швертовый колодец; 33—банка; 34—подлегарс; 35—боковая банка; 36—кормовая банка; 37—транец; 38—кронштейн руля; 39—кормовая килевая кница; 40—наружный киль, 41—пайол; 42—полуключина; 43—комингс; 44—кница
В парусном варианте «Чибис» оснащён гафельным оружием типа «гаури».
Его выбор обусловлен маленькой длиной отдельных частей рангоута, каковые при необходимости возможно разместить на протяжении бортов, и большой парусностью.
Рангоут складывается из мачты, гика и гафеля, изготовленных из труб алюминиевого сплава Д16Т. Мачта проходит через пяртнерс в палубе и упирается в дубовый степс, зафиксированный на киле и флоре первого шпангоута.
В степсе вырезано отверстие глубиной 20 мм.
Гафель опирается на мачту усами, обхватывающими её полукольцом, и поднимается вместе с парусом грота-фалом, проходящим через блок на топе и наматываемым на утку. Гика-шкот совершён в три лопаря через два блока, один из которых находится на гике, а второй на киле в кормовой части кокпита.
ванты такелаж—и Стоячий штаг — сделан из капронового шнура диаметром 6 мм и набит несложными талрепами из металлических колец.
Рангоут:
а—мачта: 1—нижнее колено; 2—упор (заклёпка O6 мм): 3 — верхнее колено; б—гафель; в—гик
Весло
Соединение страниц фанеры «на ус»:
1—запасной планка; 2—фанера
Для паруса подойдёт каждая плотная ткань массой 100… 150 г/м2.
Перед раскроем её нужно предварительно вымочить и высушить, дабы ликвидировать вероятные усадки. Для сохранения аэродинамического качества паруса закладываются фальшивые швы, с шагом в половину ширины применяемого материала. А для придания ему формы и поперечной упругости—он снабжается тремя латами из фанеры толщиной 1,5… 2 мм.
Элементы рангоута вставляются в пришитые по шкаторинам карманы. По углам, с двух сторон пришиваются усиливающие накладки. Все швы на парусе выполняются на машинке двойной строчкой типа «зигзаг».
Потому, что «Чибис» не рекомендован для «покорения» громадных открытых пространств, то совершенная силовая установка для него—это двухсильный подвесной мотор «Спутник». Его штатное место на транце—ближе к левому борту. руль и Шверт в этом случае снимаются.
Ю.
НАПЕТЯН
Рандомные статьи:
швертбот чибис
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Два листа фанеры — и швертбот!
Если вы живете не через чур на большом растоянии от водоема, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под…
-
Если вы живёте не через чур на большом растоянии от водоёма, сделайте по отечественным чертежам швертбот, и вы испытаете все прелести плавания под…
-
Вы желаете сделать парусник? Тогда точно вас заинтересует швертбот упрощенной конструкции, рассчитанный на домашнюю разработку изготовления. Очевидно,…
-
Один тюк и брезентовая киса (мешок с круглым дном) размерами 550X1400X1450 и 250X1400 мм — вот во что преобразовывается данный швертбот, в случае если…