«Шарнирный» вездеход

Вездеход выполнен по схеме, прекрасно зарекомендовавшей себя на тракторе Кировец. У него такая же ломающаяся привод и рама на оба моста. Что это даёт? Во-первых, хорошую проходимость. Рама, неизменно изгибаясь, как бы отслеживает рельеф местности.

Все четыре ведущих колеса постоянно находятся в контакте с поверхностью. Это исключает перегрузку отдельных колёс и проскальзывание их на неровностях земли. Во-вторых, повышенную манёвренность. Шарнирная рама чутко реагирует кроме того на незначительные отклонения руля и разрешает разворачиваться чуть ли не на месте. В-третьих, конструктивную простоту. В данной схеме возможно применять совсем однообразные передний и задний мосты.

Несложным получается и крепление двигателя.


Рама складывается из двух главных частей, соединённых посередине шарниром с вертикальной осью вращения. Передняя её часть — твёрдый сварной узел, на котором установлен мост, двигатель, топливный бак, педали управления и сиденье водителя. Левая несущая дуга рамы в один момент помогает и глушителем.

Шарнир с вертикальной осью вращения представляет собой две вилки, соединённые замечательными пальцами. Пальцы болтами прикреплены к ушкам задней вилки, а передняя поворачивается около них в упорных и игольчатых подшипниках.

Дабы колёса не тёрлись приятель о приятеля при изломе рамы около вертикальной оси, шарнир имеет ограничители, установленные соответственно на задней вилках и передней: мало изогнутую и сплющенную для жёсткости трубку и две шпильки на финишах швеллерных кронштейнов. Задняя часть рамы — к ней крепятся мост, съёмный кузов и тормоз — подвижная, шарнир у неё — с горизонтальной осью вращения.

Но он устроен пара в противном случае: к задней вилке приклёпан неподвижный кожух с внутренней резьбой, в которую ввёрнута медная втулка. Она-то и является подшипником скольжения для подвижного кожуха задней части рамы.

«Шарнирный» вездеход

Схема трансмиссии:

1,3- полуоси переднего моста; 2, 10 — дифференциалы; 4 — выходной вал двигателя; 5 — цепная передача; 6 — передний карданный вал; 7 — соединительное звено; 8 задний карданный вал; 9, 11 — полуоси заднего моста

Ходовая часть (на виде сверху сиденье и двигатель условно не продемонстрированы):

1топливный бак; 2двигатель; 3кронштейн крепления рулевой колонки; 4- выхлопной патрубок; 5 — центральный кронштейн крепления двигателя; 6 — кожухи дифференциалов; 7 — рулевая колонка; 8 — рулевая тяга; 9, 10 — ограничители угла излома рамы; 11 — ограничитель-болт крепления кузова; 12 — рулевой червячный привод; 13 — кожух переднего карданного вала; 14 — соединительное звено; 15кожух заднего карданного вала, 16 — петля крепления кузова; 17 — рычаг переключения передач; 18 — педаль газа; 19 — нижний кронштейн крепления двигателя; 20 — педаль сцепления; 21 — кикстартер; 22 — приёмный патрубок глушителя; 23, 29 — фланцы полуосей; 24 — подножка; 25 — несущая дуга рамы (глушитель); 26 — выхлопная труба; 27 — рулевая качалка; 28 — несущая дуга рамы; 30 — тросик тормоза; 31 — тормозной барабан; 32 — задний карданный вал; 33 — кронштейн рулевого привода; 34 — передний карданный вал; 35 — кожух цепной передачи; 36 — задний кронштейн крепления двигателя; 37 — ручка тормоза

Во втулке данный кожух удерживается шпилькой, ввёрнутой в усиливающую подкладку. Она же — ограничитель угла излома рамы довольно продольной оси вездехода. Величина угла зависит от длины паза, пропиленного в втулке и неподвижном кожухе.

Двигатель ВП-150М установлен поперёк перемещения, дабы занимал мельче места, а вентилятор для его охлаждения имел самые благоприятные условия для работы.

Кронштейны крепления расположены следующим образом: центральный и самый мощный — на кожухе дифференциала, под цилиндром двигателя, нижний — на правой балке моста, под картером, а задний — на кожухе цепной передачи.

К картеру двигателя крепится железный топливный бак ёмкостью 5,5 литра; горючее в карбюратор поступает самотёком.

Органы управления вынесены на балки переднего моста: слева педаль сцепления, справа — газа. Для удобства водителя рядом с педалями установлены подножки.

Передачи переключаются рукой посредством рычага с шариком на финише, приваренного к зубчатому сектору

Двигатель запускается кикстартером с рукояткой вместо откидной педали.

Отработанные газы из цилиндра по гофрированному патрубку попадают в левую несущую трубу рамы как в глушитель и выходят из выхлопной трубы под сиденьем.

Трансмиссия вездехода симметрична довольно вертикальной оси излома рамы. Крутящий момент от двигателя цепью передаётся карданным валам, а от них через дифференциалы и конические передачи — полуосям мостов.

Карданные валы выточены из прутка. В середине у них — шейки под уплотнительные манжеты, а на финишах — шлицы. Карданы с крестовинами (среди них и для соединительного звена) забраны от мотоцикла Урал.

Вращаются они в медных втулках, каковые смазываются иногда через узкие трубки-маслёнки, выведенные наружу.

Сочленение звёздочки привода с дифференциалом и передним карданным валом:

1 — ведущая шестерня конической передачи; 2 — кожух дифференциала; 3, 7 — конические роликоподшипники; 4 — проставка; 5 — регулировочная прокладка; 6, 12 — шпильки М6; 8 — манжета; 9корпус подшипникового узла; 10 — болт М4; 11, 18 — половинки кожуха; 13 — внутренний фланец; 14 — заклёпка d 3 мм; 15 — ведомая звёздочка; 16,20 — винты М4; 17 — накладка; 19 — петли кронштейна рулевого привода; 21 — гайка М 14×1,5; 22 — наружный фланец; 23 — передний карданный вал

Установка тормозного барабана:

1 — задний карданный вал; 2 — наружный фланец; 3, 8, 12 — шпильки М6; 4 — тормозной барабан; 5 — внутренний фланец; 6 — гайка М 14×1,5; 7 — тормозной диск; 9 — корпус подшипникового узла; 10 — манжета; 11, 15 — конические роликоподшипники; 13 — регулировочная прокладка; 14 — проставка; 16 — кожух дифференциала; 17 — ведущая шестерня конической передачи

Внешними шлицами карданные валы входят в наружные фланцы, соединяющие их с хвостовиками ведущих шестерён конических передач. Задний вал оборудован тормозом от мотороллера Вятка: тормозной диск шпильками прикреплён к корпусу подшипникового узла, а барабан -к фланцам. Управляющий тросик от диска выведен на рулевую колонку.

Дифференциалы мостов на вездеходе — классической конструкции: с двумя шестернями-сателлитами (от автомобиля Москвич-412), Полуосевые шестерни самодельные, а коническая передача забрана от мотоцикла Урал.

Сухарь, в отличие от москвичёвского, имеет не сферическую поверхность, обращённую к корпусу дифференциала, а цилиндрическую, для простоты.

Мосты к раме крепятся посредством болтов, регулировочных прокладок и вкладышей. Лишь на заднем мосту болты держат ещё петли крепления кузова, а на переднем — кронштейны педалей газа и сцепления.

Рулевое управление складывается из съёмного штурвала, вертикальной колонки, рулевого червячного привода, двух регулируемой тяги и качалок. Передаточное отношение привода 1:4, что разрешает разламывать раму не только в движении, но и на стоянке. Упрочнение от него тягой передаётся качалке, прикреплённой к вилке задней части рамы, и заставляет её отклоняться в ту либо иную сторону.

Колёса кроме этого конструктивно несложны и всецело аналогичны. Несущий элемент каждого из них -алюминиевая ступица, к торцам которой привинчены диски из того же материала.

Конструкции шарниров излома рамы:

1 — заглушка; 2 — винт М3 (4 шт.); 3 — корпус манжеты; 4 — манжета; 5 — передний карданный вал; 6 передний кожух; 7накладка; 8стойка сиденья; 9регулятор высоты сиденья; 10 — передняя вилка; 11 — трубка-ограничитель угла излома рамы; 12 — корпус игольчатого подшипника; 13- втулка; 14- шпилька-ограничитель угла излома рамы; 15кронштейны шпилек-ограничителей; 16 — палец-ось излома рамы; 17 — упорный шарикоподшипник; 18 — игольчатый подшипник; 19 — рулевая качалка; 20 — задняя вилка; 21 — маслёнки; 22 — ограничитель-болт крепления кузова; 23усиливающая подкладка; 24подвижный кожух; 25, 27,33 — медные втулки-подшипники; 26 — неподвижный кожух; 28 — винт М5 (2 шт.), 29 — болт М6 крепления пальца оси (6 шт.); 30 — болт М6 (8 шт.); 31 — соединительное звено; 32 — болт М6 (4 шт.); 34 — кардан

Задний мост:

1 — фланец колеса; 2 — сальник; 3 — крышка; 4 — корпус подшипника; 5 — подшипник полуоси; 6 — манжета; 7 — стопорное кольцо; 8 — балка моста; 9 — полуось; 10 — крышка; 11 — ведомая коническая шестерня; 12 — стяжная шпилька М8; 13 — сухарь; 14 — палец сателлитов; 15 — сателлит; 16 — шпильки М6; 17 — подшипник дифференциала; 18 — корпус подшипника полуоси; 19 — прокладка; 20 — половинки корпуса дифференциала; 21 — несущая дуга рамы; 22 — заглушка; 23 — регулировочная прокладка; 24 — вкладыши; 25 — стяжной болт М8; 26 — петля крепления кузова

Колесо:

1 — болты М8 крепления к фланцу полуоси; 2 — крюк (проволока d3 мм); 3 брезентовый ремень; 4 — скоба (проволока d4 мм); 5 — отверстие под вентиль; 6 — ступица; 7 — диски; 8 — крышка

Кузов:

1 — передний кронштейн; 2 — боковые кронштейны; 3 — заклёпки d3 мм; 4 — винты М4

К дискам скобами и проволочными крюками прикреплены восемь брезентовых ремней, удерживающих шину — две камеры размерами 720×310 мм, положенные одна в другую и защищённые брезентовой лентой с защипами-грунтозацепами.

Внешний торец ступицы закрыт крышкой, предохраняющей её полость от загрязнения, а внутренний снабжён четырьмя болтами для крепления колеса к фланцу полуоси.

Кузов собран из металлической стеклотекстолитовых панелей и сварной рамы. Нужную жёсткость полу придают три швеллера с кронштейнами для установки на раме вездехода.

Масса кузова всего 6,5 кг, но размеры его таковы, что разрешают взрослому человеку сидеть, не испытывая особенных неудобств.

Технический уход за вездеходом фактически минимален. Достаточно смотреть за уровнем горючего в баке, трансмиссионного масла в мостах и за давлением воздуха в шинах. Да иногда смазывать медные втулки-подшипники через масленки — вот и всё.


А. ГРОМОВ, А. ТИМЧЕНКО

Рандомные статьи:

Besiege: ARCTOS


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Внесезонный вездеход

    Отечественный издание был одним из главных популяризаторов сравнительно не так давно показавшегося семейства вездеходов — автомобилей на пневматиках…

  • На рыбалку? на вездеходе!

    Зимняя рыбалка — занятие для самых стойких. Попытайтесь-ка на морозе просидеть весь день у лунки — тут не спасет ни тулуп, ни палатка, ни…

  • «Москвич»-вездеход

    Глубокоуважаемая редакция издания Моделист-конструктор. Ваш издание я просматриваю с 1988 года (мне на данный момент 33 года). По профессии я слесарь,…

  • Всесезонный вездеход «4×4»

    При проектировании этого вездехода, конструктор-любитель Л. Антохов из г. Кириши Рязанской области стремился сделать всесезонную, надёжную и…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.