«Не сули журавля в небе, дай лучше синицу в руки…» Так гласит ветхая русская пословица. Не знаем, ею ли руководствовался узнаваемый литовский конструктор Бронис Ошкинис, создавая собственный планер начального обучения, которому он дал такое наименование (по-литовски «Зиле»).
На Всесоюзном заседании работников юношеских конструкторского актива и планёрных школ, совершённом редакцией издания «Моделист-конструктор», «Синица» была единогласно признана лучшим ка сегодняшний сутки учебным планером. Эту машину возможно заметить на данный момент на многих клубных аэропортах нашей страны.
Весьма несложная по конструкции и надежная в эксплуатации, она завоевала широкие симпатии не только молодого поколения планеристов, делающих первые шаги в небо, но и ветеранов авиационного спорта.
«Зиле» выпускается на данный момент серийно экспериментальным заводом ДОСААФ Литовской ССР.
Но его имели возможность бы с успехом изготовлять и другие предприятия, располагающие самым скромным оборудованием, к примеру, мебельные и музыкальные фабрики, деревообделочные цехи, а при соответствующем квалифицированном управлении постройка планеров «Зиле» вероятна в авиамодельных лабораториях и школьных производственных мастерских. Словом, «синица» в отечественных руках. Остается лишь показать инициативу.
Идя навстречу запросам и многочисленным пожеланиям читателей разных фирм, редакция начинает печатать рабочее техническое описание и чертежи этого планера, что должно помогать предстоящему формированию юношеских планеризма и планёрных школ.
Планер Бро-11-М «Зиле» в полете продемонстрирован на фото, его схема в трех проекциях — на рисунке 2, а на рис. 3 — подробности.
Другое читатели отыщут в автографах к чертежам. На рисунке 1 дана препарация планера, которая обязана уменьшить в будущем чтение чертежей отдельных деталей и узлов и дать представление о технологии сборки.
Долгая эксплуатация планеров начального обучения, созданных конструктором Б. Ошкинисом, разрешила распознать их особенности и недочёты, каковые были весьма полно учтены при проектировании Бро-11-М «Зиле».
В технической характеристике этого планера, нижеприведенной для сравнения, раздельно указаны эти прошлой, широкоизвестной модели этого планера — Бро-11.
Крыло планера Бро-11-М имеет весьма несложную и обычную для планеров конструкцию, которая возможно забрана за базу при постройке и самостоятельном проектировании схожих по назначению летательных аппаратов.
Это подтверждается не только работами самого Б. Ошкиниса, создавшего пара вариантов планера как раз с этим крылом, но и многих любителей, строивших разные планеры и мотопланеры. Само собой разумеется, в каждом отдельном случае должны быть учтены требования прочности: крыло, о котором идет обращение 3 данной статье, вычислено лишь на эксплуатацию в ЮПШ (потеты посредством лебедки ПЛМ-6) и при установки на какой-либо второй летательный аппарат (к примеру, мотопланер) требует соответствующего усиления.
Рис. 1. Неспециализированная компоновка планера Бро-11-М «детали» и Зиля:
А — буксировочный крюк и передний резиновый упор; крепятся к ферме фюзеляжа болтами O 8; Б — конструкция верхнего узла крепления подкоса к крылу и ушки крепления растяжек; В — крепление лонжеронов крыла к вертикальной стойке фермы (болты O 8 мм), накладки дюралюминиевые толщиной 4 мм; Г — конструкция подвески элеронов и роликов для тросов рулей высоты к ферме фюзеляжа; Д — крепление нижнего ушка подкоса стабилизатора и навеска руля высоты; Е — перекидной ролик троса управления рулями высоты и навеска руля высоты; Ж — предохранительный упор на консоли крыла (дублированная резина толщиной 15 мм); И — конструкция механизма управления элеронами (вертикальные трубчатые тяги) и рулями высоты (двуплечие качалки, тросы).
Рис. 2. Схема в трех проекциях главные размеры.
Рис. 3.
Крыло Бро-11-М складывается из двух симметричных половин (правой и левой), выполненных из фанеры и дерева, каковые крепятся к ферме фюзеляжа за задний стрингер и корень лонжерона. Каждое полукрыло фиксируется подкосом, укрепленным верхним финишем к средней части лонжерона, а нижним — к ферме фюзеляжа.
Комплект каждого полукрыла (см. рис. 2) складывается из коробчатого лонжерона, 17 нервюр, переднего и заднего стрингеров концевой дуги, фанерной обшивки, бобышек и книц. Железные узлы (рис.
3) устанавливаются на каркас крыла частично до его сборки (на нервюрах и лонжероне), остальные монтируются на собранном каркасе. На рисунке 3 продемонстрирован задний узел крыла и замок хвостовика расчалок. Оба эти узла ставятся по окончании сборки крыла на заднем стрингере. Задний узел крепится двумя болтами 6X32 с гайками и шайбами М6. Место крепления улучшается ясеневой рейкой и фанерными накладками 8X34X104 мм.
Замок расчалок укреплен тремя металлическими пистонами O 4—6 мм. Откидной крючок замка (52) вращается на болте М6, опиленном и укрепленном между двумя шайбами 3—5—16 мм. Замок контрится валиком 6X16 мм, в нижний финиш которого засунута булавка.
Лонжерон крыла (№ 11, 1976 г.) складывается из двух целых сосновых полок сечением 10X20 мм, усиленных подклейками из реек сечением 10X10 мм, трех бобышек, четырнадцати стоек и двух концевых реек.
Лонжерон по окончании сборки шепетильно выстругивается фуганком и оклеивается с двух сторон фанерой толщиной 1 мм. Направление волокон «рубахи» продемонстрировано на рисунке. Корневая часть лонжерона в месте установки узла крепления к фюзеляжу усилена фанерными наклейками 1X65X24 мм. Узел складывается из Двух пластин Д16Т толщиной 1,5 мм, стянутых пистонами из трубы марки 20А O 8— 10 мм.
В средней части лонжерон улучшается рейками 5X12Х135 мм, наклеенными на обе полки, и фанерными накладками размера 1X135X54 мм. В этом месте, между нервюрами № 9 и № 10, установлен узел крепления подкоса крыла. Узел сваривается из металлической пластины, двух втулки и шеек.
Стыковой и подкосный узлы крепятся болтами М5Х21 с корончатыми гайками и шайбами. Валик помогает для стыковки крыла с фюзеляжем.
Профили крыла и элерона будут продемонстрированы в таблице ординат, что облегчает их вычерчивание в натуральную величину. Как крыло, так и элерон имеют хорошую закрутку порядка +2°, которая делается чтобы повысить эффективность крыла на громадных углах атаки (срыв потока наступает сперва в средней части крыла).
Нужная закрутка получается методом маленького изгиба лонжерона в стапеле, перед обшивкой лобовой части крыла фанерой. По окончании обшивки крыло сохраняет нужную закрутку.
Все нервюры имеют однообразный профиль и хорду, но неодинаковы по конструкции. Так, нервюры № 2—9 и 11—14—двутаврового сечения, собираются на клею и гвоздях из четырех реек сечением 5X5 мм, двух фанерной стенки и бобышек толщиной 1 мм с отверстиями (для облегчения).
Корневая нервюра имеет усиленную конструкцию (коробчатое сечение). Полки склеиваются из реек 5X12 мм. Стойки, прилегающие к отверстиям для лонжерона, имеют сечение 10X12 мм, остальные стойки и раскосы — 5X12 мм.
В стенках передней части нервюры вырезаются отверстия для вентиляции. Усиленные нервюры № 10 и 15 сходны по конструкции с нервюрой № 1 и имеют те же сечения реек.
К хвостовику нервюры № 10 подклеена снизу бобышка размером 14X52X185 мм.
бобышка и Хвостовик обклеены с двух сторон фанерой 94X210X1,5 мм, поверх которой наклеены две рейки 8X10X185 мм. К бобышке крепится на трех болтах М5 кронштейн для элерона, вырезанный из дюраля Д16Т толщиной 3 мм, В ушке кронштейна вклепана металлическая втулка внутренним диаметром 6—8 мм. Хвостовик нервюры № 16 имеет подобную конструкцию, лишь бобышка помогает для предохранения финиша крыла от ударов о почву.
Элероны — подвесного типа, другими словами они не врезаны в крыло, как в большинстве случаев принято, а подвешены под крылом на двух точках. Один шарнир расположен на ферме фюзеляжа, второй — на кронштейне нервюры № 10. Необыкновенным есть громадной размах элеронов, практически равный размаху крыла.
Этим достигнута их высокая эффективность в сочетании с простотой обслуживания и изготовления.
Каркас элерона складывается из лонжерона, 16 однообразных нервюр, переднего и заднего стрингеров, книц и обшивок. Размещение нервюр в комплекте симметрично нервюрам крыла.
Лонжероны складываются из сосновой планки сечением 8X55 мм, с двусторонними усиливающими фанерными наклейками в трех местах. Усиленная нервюра элерона № 1 складывается из сосновой рейки размером 6X55X315, оклеенной 1-мм фанерой: с наружной стороны — на всей протяженности, с внутренней — на 122 мм, считая от носка нервюры.
Усиленная нервюра № 10 собрана из двух полок сечением 5X7 мм, двух книц в носке с бобышкой меж у ними, фанерной стены, маленькой кницы на финише, и кницы и бобышки в средней части нервюры для крепления шарнира элерона. Конструкция обычных нервюр такая же, как у нервюры № 10, за исключением того, что средняя бобышка с кницей отсутствуют.
Кабанчик элерона с ухом корневого шарнира изготовляется из дюралюминия толщиной 2 мм.
В нижние отверстия O 8,1 мм вклепаны втулки из металлической трубки O 6—8 мм. Кабанчик крепится к наружной стороне нервюры № 1 тремя болтами 6— 20 мм. Кронштейн элерона укреплен на нервюре № 10 двумя такими же болтами.
(Продолжение направляться)
Рандомные статьи:
Елена Чиркова: «Лучше синица в руках, чем журавль в небе»
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Как это делается Из-за чего По-2 выработка и Поиск чертежей Математическое моделирование Выработка разработки Крылья Фюзеляж рули и Оперение Колеса…
-
В начале 70-х годов мне довелось быть участником зарождения в нашей стране виндсерфинга. В те годы энтузиасты парусной доски возлагали…
-
Электровелосипед своими руками
Все началось в прошедшем сезоне, в то время, когда я стал все чаще и чаще ездить на работу на велосипеде, т.к. ожидания в автомобильной толпе, по…
-
Мы проводим на кухне большое количество времени, и хочется, дабы все было под рукой. Собственную кухню возможно организовать так, дабы было максимально…