Для открытых заснеженных просторов, на мой взор, нет лучшего транспортного средства, чем аэросани. Никакой второй вездеход не сравнится с ними по проходимости и скорости. Шума, действительно, большое количество. Но какое наслаждение от стремительного скольжения по нетронутой снежной целине!
Аэросани, прозванные «Выдрой» среди них и за, скажем так, пронырливость — на скорости на них возможно кроме того через редкий кустарник «пронырнуть», — я выстроил на одном дыхании: уж весьма в далеком прошлом мне хотелось иметь такую машину. И исходя из этого конструкцию ее продумал досконально, а нужные агрегаты, материалы и узлы приготовил заблаговременно.
Аэросани конструктивно складываются из лодки-лыжи с открытой одноместной кабиной в центре. Кабина очень несложна: в ней имеются лишь кресло водителя, багажная полка и органы управления. От набегающего потока воздуха водителя защищает обтекатель с ветровым стеклом.
За кабиной, на корме саней, установлена моторная рама, к которой подвешен бензиновый двигатель воздушного охлаждения мощностью 18 л.с. с воздушным винтом диаметром 1200 мм. В том месте же, на корме, расположены по бортам два аэродинамических киля, в один момент служащих ограждением территории вращения воздушного винта.
КОРПУС аэросаней является лодкойпеременной килеватости. Все его силовые элементы — 11 шпангоутов, продольные стрингеры, обшивка и бимсы — выполнены из дерева. Вместо киля лодка на всей протяженности имеет лыжу, которая для уменьшения сопротивления сужается от носа к транцу с 300 до 270 мм. Носок ее изогнут по радиусу 1000 мм. За пределы дна вниз лыжа выступает на 50 мм, а от шпангоута № 7 к транцу медлено поднимается на 20 мм. В поперечнике днище аэросаней и подошва лыжи легко выпуклые.
Килеватость корпуса на транце 11° с постепенным повышением до 24° на миделе.
Шпангоуты изготовлены из фанеры марки БС толщиной 10 мм. Все они, не считая транца, облегчены вырезами. Шпангоуты № 3 и 8 являются перегородками, отделяющими кабину от кормового отсеков и носового. Ширина кабины выбрана таковой, дабы ее борта хорошо фиксировали водителя в кресле. Подошвы его ног упираются в шпангоут № 4, что дает дополнительное удобство в управлении аэросанями.
Аэросанн «Выдра» (на виде сверху двигатель условно не продемонстрирован)
Компоновка аэросаней:
1 — корпус; 2 — обтекатель; 3— грузовая полка; 4 — ветровой козырек; 5,8 — несъемные правые панели кабины; 6 — правая ручка управления курсом (с рычагом «газа» и кнопкой «стоп» двигателя); 7 — съемная правая панель кабины; 9 — кресло водителя; 10 — правая проводка управления курсом; 11 — правый киль; 12 — правый подкос; 13 — воздушный винт (d1200); 14 — моторная рама; 15 — топливный бак; 16 — левый стрингер под моторную раму; 17 — транец; 18 — левая ось пера руля; 19 — левое перо руля; 20 — левый клин-конек; 21,24 — шпангоуты-перегородки; 22 — накладка стойки левого рычага управления курсом; 23 — пол кабины; 25 — пенопластовый наполнитель; 26 — рым
Теоретический чертеж шпангаутов
Основной силовой комплект корпуса аэросаней:
1 — носовой привальный брус (сосна, брусок 50×30); 2,20— кницы (сосна, 6 шт.); 3 — боковой привальный брус (сосна, брусок 50×30, 2 шт.); 4— носовой карленгс (сосна, рейка 50х 15); 5,6 — палубные стрингеры (сосна, рейка 30×10,4 шт.); 7 — стрингер под моторную раму (сосна, брусок 70×20,2 шт.); 8 — усиление стрингера (сосна, рейка 20×10, 4 шт.); 9—бимс крепления киля (сосна, брусок 80×70, 2 шт.); 10 — кормовой карленгс (сосна, рейка 30×10); 11—13 — днищевые стрингеры (сосна, рейка 30×10, 6 шт.); 14 — стрингер лыжи (сосна, рейка 50направляться50, 2 шт.); 15 — киль (сосна, рейка 50×15); 16 — вкладыш (пенопласт, 10 шт.); 17 — стойка шпангоута № 5 (фанера БС, s10, 11 шт.); 18 — втулка под вал ручки управления курсом (сталь 45, труба 16×2, L40, 2 шт.); 19 — накладка стойки рычага управления курсом (сосна, рейка 30×30, 4 шт.); 21 — шайба (сталь 45, d36x16x2, 2 шт.); 22 — транец (фанера БС, в 10); 23,25 — бобышки (сосна, 4 шт.); 24 — клин-конек (фанера БС, s16, 2 шт.)
Дополнительное крепление стрингеров:
А — сверление отверстий в шпангоуте и стрингере; Б — образование первой скрутки и натяжение проволоки; В — образование второй скрутки; 1 — шпангоут; 2 — стрингер; 3 — проволока ОВС d1,2; 4 — готовый узел крепления
Носовой обтекатель:
1 — бобышка (сосна); 2 — оболочка обтекателя (алюминий, лист s1,5); 3 — ветровой козырек (органическое стекло, лист s4); 4 — крыша грузового отсека (алюминий, лист s1,5); 5 — болт М4 (9 шт.); 6 — каркас (сосна, рейка 20×20); 7 — грузовая полка (фанера s3); 8 — отбортовка (проволока ОВС d2); 9 — шуруп 6×16
Во все шпации лыжи от шпангоута № 1 до транца вклеены блоки толщиной 50 мм из пенопласта ПС-1. Поверх блоков со шпангоута № 3 по № 8 наклеен пол из 3-мм фанеры. Таким же материалом обшиты и борта кабины.
Причем слева и справа часть обшивки бортов сделана в виде съемных панелей для техобслуживания узлов рычагов управления. днище и Палуба обшиты фанерой толщиной 3 мм, подошва лыжи — фанерой марки БС толщиной 5 мм.
Стойки шпангоута № 5 усилены сосновыми накладками в местах размещения втулок под валы рычагов управления. Нижние части боковых ветвей этого шпангоута отделены от стоек, укорочены, дабы не мешали перемещению рулевых сошек, и усилены бобышками, приклеенными к днищевым стрингерам.
В корме корпуса размещены усиленные стрингеры, служащие для установки моторной качалок и рамы управления, и бимсы (они приклеены к бортовым привальным брусьям) для крепления аэродинамических килей, клин-коньков и рулей. Палубные и днищевые стрингеры в местах пересечения со шпангоутами дополнительно скреплены проволочными петлями.
Клин-коньки изготовлены из 16-мм фанеры марки БС и расположены строго параллельно продольной оси корпуса аэросаней. В бимсы они вклеены шипами. Клин-коньки усилены бобышками, делающими плавным их переход к корпусу, и окантовками из нержавеющей стали (установлены по окончании полной готовности корпуса).
Поверхность всецело собранного и обшитого фанерой корпуса покрыта шпатлевкой, выровнена и шепетильно зачищена. После этого оклеена одним слоем стеклоткани марки АСТ(б). Лыжа подбита страницей нержавеющей стали толщиной 0,5 мм, а днище — страницей полиэтилена низкого давления.
Метод изготовления ветрового козырька:
1 — заготовка козырька (лист органического стекла); 2,4 — струбцины; 3 — паяльная лампа; 5 — модель (сосна, фанера); 6 — линия обрезки заготовки
Киль:
1 —корневая нервюра (фанера БС, s20); 2—передняя кромка (сосна, рейка 40×25); 3 — бобышка (сосна, 5 шт.); 4 — наполнитель (пенопласт ПС-1); 5 — нервюра (фанера sЗ, 2 шт.); 6 — обшивка (фанера s3); 7 — лонжерон (сосна, рейка 25×25); 8 — отверстие d6 для болта крепления подкоса; 9— законцовка (сосна, рейка 40×25); 10 — задняя кромка (сосна, рейка 40×25)
Крепление киля:
1 — киль; 2 — бимс; 3 — болт М6 (2 шт.); 4 — шурупы 3×20 (4 шт.); 5 — приварная головка болта (сталь 45, лист 30×30, светло синий2,2 шт.); 6 — шайба 20x6x2 (2 шт.); 7 — гайка М6 (2 шт.)
Главные элементы проводки управления (правая ветвь):
1 — рычаг управления; 2,6 — рулевые сошки; 3 — долгая тяга; 4 — качалка; 5 — маленькая тяга
Конструкция узла правого рычага управлення:
1 — палец d6 (сталь 45); 2 — втулка под вал рычага (сталь 45, труба 16×2, L40); 3 — клин (от каретки велосипеда «Орленок»); 4— рулевая сошка (шатун от каретки велосипеда «Орленок»); 5 — рычаг управления (металлическая труба 22×2); 6—рулевая тяга (металлическая труба 16×1,5, L1325); 7 — вал (сталь 45, пруток d12); 8 — хомут рычага (сталь 45); 9 — наконечник рулевой тяги (сталь 45)
Конструкция узла качалки управления:
1 — качалка (сталь 45); 2 — подшипник 60201; 3,7 — шайбы 20x12x2; 4 — корончатая гайка М8; 5 — шплинт; 6 — ось-шпилька М8 (пруток d12); 8 — шурупы 3×6; 9— закладная гайка М8; 10 — палубный усиленный стрингер
Установка рыма:
1 — рым-гайка М6; 2 — носовой привальный брус; 3,6 — контргайки М6; 4 — шпилька М6; 5 — шпангоут № 1
По бокам к лыже прикреплены винтами с потайными головками два подреза из стали марки У10А. Правильное положение подрезов я подбирал умелым методом, переставляя их к носу либо корме корпуса аэросаней (для этого на рисунке изображены пара закладных гаек). За подошву лыжи вниз подрезы выступают на 12 мм, но, как и перья рулей направления.
Этим достигается хорошая управляемость аэросаней на льду, насте и укатанной снежной дороге.
ОБТЕКАТЕЛЬ выколочен из страницы алюминия толщиной 1,5 мм. Силовых шпангоутов он не имеет. крышки и Задние кромки оболочки грузового отсека усилены закатанной в них проволокой марки ОВС диаметром 2 мм.
К корпусу аэросаней обтекатель прикреплен шурупами с круглыми головками через каркас из брусков сечением 20×20 мм, предварительно установленный на палубу поверх обшивки. Количество под обтекателем употребляется для медицинской аптечки и мелких грузов.
ВЕТРОВОЙ КОЗЫРЕК — из органического стекла толщиной 4 мм. Метод придания стеклу нужной формы ясен из прилагаемого рисунка. К обтекателю козырек прикреплен болтами М4 вместе с крышкой грузового отсека.
Готовый корпус с обтекателем в целях техники безопасности покрыт броскими нитроглифталевыми красками желтого и красного цветов.
КРЕСЛО водителя легкосъемное, открывает доступ к инструментальному коробке, находящемуся за спинкой. Отформовано кресло из пенопласта ПС-1 и стеклоткани АСТ(б) на эпоксидной смоле ЭД-5. Сверху оклеено кожзаменителем.
Фиксируется выступами шпангоута № 7, входящими в углубления сиденья.
АЭРОДИНАМИЧЕСКИЕ КИЛИ установлены по бортам кормы корпуса. Любой киль имеет каркас, состоя— щий из задней кромок и передней, законцовки, трех лонжерона и нервюр. Для большей прочности внутренние полости каркаса заполнены блоками из пенопласта ПС-1, а сам каркас обшит фанерой толщиной 3 мм и окрашен: на желтом фоне — красные полосы.
Прикреплен двумя болтами М6 к бимсу (снизу) и одним М6 — к подкосу (сверху). В обшивке килей выше корневых нервюр сделаны вырезы: под передние болты крепления (на внутренней поверхности) и под сошки рулей (сквозные). В этих местах удален, очевидно, и наполнитель — пенопласт.
ВОЗДУШНЫЙ ВИНТ — толкающий, клееный (из березовых реек). Изготовлен по чертежам, размещённым в издании «Моделист-конструктор» № 1 за 1975 год, с маленьким трансформацией шага в сторону повышения. Винт окрашен в красный цвет.
На финишах его лопастей тёмной краской изображены окантовка и параллельная ей полоса.
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ. Совокупность управления курсом аэросаней складывается из двух параллельных, симметричных и свободных одна от второй ветвей — правой и левой. Любая ветвь имеет однообразный комплект элементов: рычаг с резиновой ручкой, вал, две сошки, две тяги, рулевое перо и качалка.
Рычаги — из металлической трубы диаметром 22×2 мм.
От самых резиновых ручек они легко сплюснуты для большей жесткости. К их финишам приварены хомуты с разрезными шлицевыми отверстиями, стягиваемыми на рулевом валу болтами.
Рулевые валы вращаются в металлических втулках, вклеенных, как уже было сообщено, в стойки шпангоута № 5 и набитых перед сборкой смазкой «Литол-24».
По другую сторону от рычагов на валы установлены рулевые сошки (шатуны от каретки детского велосипеда «Орленок») и законтрены велосипедными клиньями. Финиши сошек шарнирно соединены с вилками долгих рулевых тяг при помощи металлических каленых и шплинтуемых пальцев. Вторыми финишами тяги шарнирно соединены с внутренними плечами качалок, поворачивающихся на закрытых и не требующих смазки подшипниках 60201.
Оси-шпильки качалок жестко установлены на усилениях палубных стрингеров. На осях качалки фиксируются корончатыми гайками со шплинтами. Внешние плечи качалок шарнирно связаны с маленькими тягами, каковые присоединены к сошкам. Нижние финиши валов рулей входят в пятки окантовок клин-коньков.
К валам рулей приварены рулевые перья из стали марки У10А, усиленные с двух сторон полосами той же стали.
Валы рулей вращаются в металлических втулках, вклеенных в бимсы. Помимо этого, втулки имеют кронштейны, благодаря которым они дополнительно притянуты к корпусу аэросаней задними болтами крепления аэродинамических килей.
Привод руля направлення (левая ветвь):
1 — долгая рулевая тяга (металлическая труба 16×1,5, L1325); 2 — пыльник (брезент, по тяге скользит вольно); 3 — качалка; 4 — маленькая рулевая тяга (металлическая труба 16×1,5, L185); 5 — сошка руля; 6 — вал руля; 7 — втулка вала; 8 — перо руля; 9 — пятка (нержавеющая сталь); 10 — клин-конек
Конструкция клин-привода и конька руля направления:
1 — клин-конек (фанера БС s16); 2 — окантовка (нержавеющая сталь, полоса sЗ); 3 — болт М6 крепления окантовки (3 шт.); 4 — перо руля (сталь У10А, лист s2,5); 5 — накладки пера (сталь У10А s2,5); 6 — сошка руля (от каретки велосипеда «Орленок»); 7 — клин (от каретки велосипеда «Орленок»); 8 — втулка вала (сталь 45); 9 — вал руля (сталь 45); 10 — задний болт М6 крепления киля; 11 шуруп крепления головки болта (2 шт.); 12 —закладная гайка М6 (2 шт.); 13 — заклепка (d3, 4 шт.)
Установка левого подреза:
1 — фигурная гайка М8х1,5 (4 шт.); 2 — стрингер лыжи; 3 — подрез (сталь У10А, s2); 4 — болт М8х1,5 (2 шт.)
Установка топливного бака:
1 — топливный бак (пластмассовая канистра емкостью 5 л); 2 — контейнер (алюминий, лист s1) 3 — палуба; 4 — крючок (металлическая проволока d3 2 шт.); 5 — прижим (резиновый ремень); 6 — поддон (алюминий, лист s1)
Все подробности рулевых механизмов, не считая сошек и тяг, изготовлены из стали 45 с последующей закалкой. Валы рулей (по окончании частичной разборки привода) покрыты смазкой «Литол-24».
Перья рулей имеют угол большого поворота ±35° от нейтрального положения. Не считая смазки, никаких вторых регулировок и периодических вмешательств рулевое управление аэросаней не требует.
С какой целью установлены две параллельные, симметричные и свободные друг от друга ветви совокупности управления?
Во-первых, хотелось иметь действенные тормоза. Забрав оба рычага на себя, перья рулей возможно развернуть вовнутрь, в сторону лыжи, создавая тем самым эффект плуга — случится торможение. (Того же результата возможно добиться и при отжатии рычагов от себя, с той только отличием, что перья рулей повернутся наружу. Долгие рулевые тяги в этом случае будут трудиться на сжатие и из-за собственных узких стенок смогут деформироваться. Исходя из этого такое положение рычагов при торможении нежелательно.)
Во-вторых, при повороте аэросаней на снежной целине корпус кренится в сторону поворота, и перо руля, противоположное повороту, частично, а в некоторых случаях всецело выходит из зацепления со снежным покровом. Исходя из этого сделано так, дабы трудился как раз тот руль, перо которого находится в снежном покрове, а долгая рулевая тяга испытывала растяжение.
В-третьих, плечи качалок и сошек однообразные, а передаточное отношение к рычагу управления равняется приблизительно 1:3,2, исходя из этого рука водителя чутко реагирует на перегрузку на руле и имеется возможность парировать ее рычагом управления, не допуская поломок.
В-четвертых, при перемещении по прямой либо по кривой громадного радиуса возможно пользоваться любым из рычагов. Вольный рычаг сам как бы машинально отслеживает направление перемещения.
ТОПЛИВНЫЙ БАК — это прозрачная пластмассовая канистра емкостью 5 л. Установлен за шпангоутом № 8 в особом контейнере, изготовленном из алюминиевого страницы толщиной 1 мм и врезанном в палубу. Сверху бак фиксируется резиновым ремнем со металлическими крючками на финишах, которыми он держится за скобки контейнера.
Заборная трубка из маслостойкой резины выходит из канистры через пробку и тянется к ручному подкачивающему насосу, а от него — к механическому диафрагменному насосу двигателя.
МОТОРНАЯ РАМА—это сварная конструкция, изготовленная преимущественно из металлической трубы 22×2. Главные силовые элементы рамы — дуги, согнуты в нагретом состоянии из отрезков трубы, предварительно набитых песком.
Финиши дуг имеют горизонтальные обоймы под кронштейны крепления к корпусу аэросаней, а середины (вверху) соединены поперечиной, к которой приварены четыре вертикальные обоймы подвески двигателя, усиленные металлическими косынками толщиной 2 мм. В том месте же вверху, слева и справа, к дугам сваркой присоединены две обоймы из трубы 16×2 под вилки подкосов аэродинамических килей.
На задний финиш левой дуги, перед приваркой нижней обоймы, надеты две подробности: кольцо из металлической проволоки диаметром 6 мм и пусковой шкив. Первое прихвачено сваркой и предназначено для ограничения хода вверх второго, а второй, вольно перемещающийся по дуге, — для запуска двигателя посредством шнура. Кольцо для легкого скольжения шкива иногда покрывается смазкой «Литол-24».
Посредством шкива двигатель запускается следующим образом. Шофер навивает на маховик пусковойшнур (полтора-два оборота), поднимает до упора в кольцо шкив, накладывает на него шнур и медлено, но с силой тянет его на себя. Двигатель начинает трудиться, шнур соскакивает со шкива и тот под действием силы тяжести падает по дуге вниз, занимая собственный транспортное положение.
Двигатель (цилиндром вниз) крепится к моторной раме четырьмя болтами М8х1,5 через амортизаторы — резиновые втулки, вставляемые в вертикальные обоймы. Гайки болтов зашплинтованы. Подобно к корпусу аэросаней, а правильнее — к кронштейнам на усиленных стрингерах, крепится и сама моторная рама.
Таким же методом — через резиновые втулки-амортизаторы, лишь металлическими шплинтуемыми пальцами диаметром 6 мм вместо болтов, — крепятся к моторной раме подкосы аэродинамических килей.
ДВИГАТЕЛЬ аэросаней «Выдра» — бензиновый, одноцилиндровый, двухтактный мощностью 18 л.с. И самое основное — самодельный, изготовленный из деталей и узлов разных лодочных, мотоциклетных и пусковых двигателей.
КАРТЕР двигателя отлит из алюминиевого сплава АЛ2 под посадочные размеры коленчатого вала от пускового двигателя ПД-10М и имеет подобный «пускачовскому» картеру разъем, стянутый четырьмя болтами М8х1,5 (в два посадочных отверстия для них введены металлические контрольные втулки, задающие точность сборки картера) и двумя винтами М6 (внизу).
Послелитейная проточка посадочных поверхностей частей картера велась на токарном станке с применением несложных приспособлений.
Главные характеристики аэросаней «Выдра»:
Протяженность, мм……………………………………….3110
Ширина, мм…………………………………… 1460
Высота по воздушному винту, мм…… 1647
Диаметр воздушного винта, мм………. 1200
Полная масса, кг……………………………… 180
Удельное давление на снег, кг/см2…..0,026
Большая скорость, км/ч……………..70
Крейсерская скорость, км/ч………………..35
Мощность двигателя, л.с……………………. 18
Запас горючего в баке, л…………………………5
Силовая установка аэросаней «Выдра»:
1 — корпус аэросаней;2 — топливный бак (пластмассовая канистра емкостью 5 л);3 — воздухоочиститель карбюратора;4 — магнето М24;5 — картер двигателя;6 — воздушный винт;7 — цилиндр двигателя;8 — дуги моторной рамы;9 — пусковой шкив
Моторная рама:
1 —дуга (труба 22×2, 2 шт.); 2— поперечина (труба 22×2); 3 — косынка (сталь, лист s2, 4 шт.); 4 — обойма крепления двигателя (труба 22×2, 4 шт.); 5 — обойма крепления подкоса аэродинамическою киля (труба 16×2, L20, 2 шт.); 6—упорное кольцо (проволока d6); 7—пусковой шкив (Д16Т, d70); 8 — обойма крепления к корпусу аэросаней (труба 22×2, 4 шт.)
Узел крепления двигателя к моторной раме:
1 —прилив картера двигателя; 2 — резиновая втулка; 3— обойма крепления двигателя; 4-болт М8х 1.5; 5 — шплинт; 6 — шайба; 7 — поперечина моторной рамы; 8 — косынка
Узел крепления моторной рамы к корпусу аэросаней:
1 —дуга моторной рамы; 2 — резиновая втулка; 3,7—болты М8х1,5; 4 — кронштейн (сталь, полоса s3); 5 — стрингер под моторную раму (70×20); 6— шуруп 3×20 (2 шт.): 8 — шайба 25x25x3 с приваренной гайкой М8х1,5; 9 — шплинт
Узел крепления аэродинамического киля к моторной раме:
1 — дуга моторной рамы; 2— подкос (труба 14х 1); 3 — киль, 4 — обойма на дуге моторной рамы; 5—палец d6;6 — вилка подкоса (сталь, полоса s3);7 — приварная гайка М6; 8 — болт М6; 9 — шайбы; 10 — резиновая втулка; 11 — шплинт
Совокупность ручного запуска двигателя:
1 — маховик двигателя; 2 — упорное кольцо; 3 — пусковой шкив; 4 — пусковой шнур
Узел крепления воздушного вннта:
1 — маховик двигателя (от ПД-10М); 2— винт М8 (6 шт.); 3 — контровка (проволока 01); 4 воздушный винт; 5 бот М8х1,5 (4 шт.); 6 — гайка М14х1,5 со шплинтом; 7 — фланец (s5); 8 — ступица
Ступица воздушного винта:
1 — гайка М8 (6 шт.): 2 — корпус ступицы; 3 — болт М 14×1,5
Механизм управления дроссельной заслонкой («газом») карбюратора:
1 — ручка управления курсом (с кнопкой «стоп» двигателя); 2,7— упоры оболочки троса «газа» (уголок 20x20x5); 3,8—оболочка троса «газа»; 4—проходная втулка (резина); 5 — рычаг «газа»; 6 — трос «газа»
Габаритные размеры двигателя
Компоновка деталей двигателя в картере:
1 — задняя часть картера; 2 — шпилька М10х1,5 крепления цилиндра (4 шт.); 3 — шатун поршня (от двигателя ПД-10М): 4 — передняя часть картера; 5 — полумуфта привода магнето (текстолит); 6— сегментная шпонка 5×9; 7 — муфта опережения зажигания; 8 — винт М6 крепления магнето (3 шт.); 9 — винт М6 крепления полу-муфты; 10,17 — манжеты 1-30×52-1; 11,16 — подшипники 2206; 12 — распорная шайба (3 шт.); 13 — коленчатый вал; 14 — прокладка; 15 — подшипник 206
Устройство кнопки «стоп» двигателя:
1 — нажимной элемент (пластмасса); 2 — пружина; 3 — корпус; 4 — контакты (медь); 5 — стопорный винт (3 шт.); 6 — ручка (резина); 7 — рычаг управления; 8 — провод; 9 — втулка-изолятор
Компоновка двигателя (рабочее положение двигателя на моторной раме — цилиндром вниз):
1 —маховик (от двигателя 11Д-10М); 2,3,4 — гильза, головка и цилиндр цилиндра (от мотоцикла «Иж-Планета-3»); 5 — свеча зажигания;6 — поршень (от двигателя ПД-10М); 7— карбюратор К-36И; 8 — впускной патрубок («Иж-Планета-3» либо самодельный): 9 — магнето М24; 10,12 — части картера; 11 коленчатый вал (от двигателя ПД-10М)
Продувочные каналы и все внутренние поверхности шепетильно обработаны вручную.
Герметичность картера снабжают прокладки и резиновые армированные манжеты.
КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ, как уже сообщено, от «пускача». Для установки полумуфты привода магнето передний хвостовик вала доработан: во-первых, мало укорочен; во-вторых, в его шейке выбран паз подсегментную шпонку; в-третьих, просверлено осевое отверстие с резьбой М6 для винта крепления полумуфты.
В картере коленвал вращается в трех подшипниках: на передний его хвостовик надет один подшипник — роликовый 2206, на задний два — роликовый 2206 и шариковый 206. Каналы смазки всех подшипников расширены.
Помимо этого, на хвостовики надеты три распорные шайбы олщиной 1 мм: одна на передний и две — на задний.
Картер двигателя:
1 — задняя часть (алюминиевый сплав АЛ2); 2 — шпилька М10х1,5 крепления цилиндра (4 шт.); 3 — передняя часть (алюминиевый сплав АЛ2); 4 — болт М8х1,5 (4 шт.); 5 — установочная втулка (сталь, 2 шт.); болты и винты, стягивающие части картера, на деталировке не продемонстрированы; размеры даны с учетом толщины прокладки между частями картера
Доработка коленчатого вала
МАХОВИК также от ПД-10М. По периметру его заднего торца просверлены шесть отверстий с резьбой М8х1,5 для винтов крепления ступицы, К последней четырьмя болтами М8х1,5 пристыкован воздушный винт. гайки болтов и Головки винтов ступицы законтрены по кругу металлической проволокой.
ЦИЛИНДР вместе с гильзой — от двигателя мотоцикла «Иж-Планета-3», притянут к картеру четырьмя шпильками М10. В правом боку цилиндра (в крышке перепускного канала) просверлены три отверстия: два резьбовых М5 для крепления диаф-рагменного насоса и одно для штуцера резинового шланга, которым полость перепускного канала соединена с топливным насосом.
ПОРШЕНЬ с кольцами и поршневой палец также от ПД-10М. Лишь в юбке поршня вырезаны дополнительные окна размером 30×30 мм.
ПОЛУМУФТА привода магнето выточена на токарном станке из текстолита. Имеет паз под поводок муфты опережения зажигания и шпоночную канавку.
МАГНЕТО типа М24 с муфтой опережения зажигания прикреплено к намерено отлитому фланцу передней части картера тремя винтами М6.
От магнето к кнопке двигателя «стоп» тянется кабель с двумя многожильными проводами.
Рабочее направление вращения коленчатого вала двигателя задается типом магнето (левого либо правого вращения). И еще. В случае если поменять геометрию фланца передней части картера, то вместо магнето легко установить генератор от мотоцикла «Восход».
Одним словом, вероятны различные варианты комплектации двигателя аэросаней.
ВПУСКНОЙ ПАТРУБОК карбюратора также самодельный, не смотря на то, что нельзя исключать использование доработанного патрубка от мотоцикла «Иж-Замысле-та-3». Принципиально важно лишь, дабы при рабочем положении двигателя цилиндром вниз крышка корпуса смесительной камеры карбюратора не соприкасалась с магнето.
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС механический — от лодочного мотора «Нептун»; ручной подкачивающий, врезанный в шланг тракта «топливный бак — карбюратор», — от лодочного «Прибоя». Карбюратор — К-36И с несложным воздухоочистителем.
Такова конструкция аэросаней «Выдра», которыми я пользовался пара лет. Причем без каких-либо — кроме того небольших — поломок.
В.ПЕТРОВ, Красноярский край
Рандомные статьи:
70MPH Mobility Scooter in the SNOW
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
С юных лет увлекался техникой и, как большая часть мальчишек, грезил быть летчиком. Но, как и многие, по многим причинам им не стал, а купил…
-
«Полярный волк» на снежной трассе
Сейчас самодеятельные конструкторы снегоходов как-то позабыли о лыжно-гусеничных автомобилях, конструкция которых досконально отработана десятками…
-
Копенгаген, 1934 год. Интернациональная авиационная выставка. Среди автомобилей для освоения Севера привлекли особенное внимание аэросани ОСГА-6. Удобные…
-
Павел Андреевич Дерябкин, энтузиаст снегоходной техники из города Иванова, создал уже не одни аэросани. Его первая конструкция, аэросани-амфибия (фото)….