«Плавунец» на снегу

Павел Андреевич Дерябкин, энтузиаст снегоходной техники из города Иванова, создал уже не одни аэросани. Его первая конструкция, аэросани-амфибия (фото). удачно прошла опробования еще шесть лет назад. Следом были сконструированы и выстроены трехлыжные аэросани, каковые кроме этого продемонстрировали хорошие ходовые качества.

Но и они имели не сильный сторону: недостаточную устойчивость на крутых поворотах, и при перемещении по пересеченной местности. И вот создается третий вариант: четырехлыжные аэросани (рисунок), каковые, как пишет П. А. Дерябкин, были наилучшими.

Совершенствуя конструкцию и ее ходовую часть, Павел Андреевич совершил громадную работу и по подбору воздушного винта.

Все три конструкции аэросаней разрабатывались ка базе двухцилиндрового двигателя М-10, владеющего мощностью 15 л. с. при 3000 об/мин.

Выстроенные Павлом Андреевичем автомобили завлекают конструктивной законченностью, хорошими пропорциями, аэродинамической формой и хорошей внешней отделкой.

Имеется в этих аэросанях и уникальные технические ответы. Об этом возможно делать выводы по приводимой ниже конструкции четырехлыжной автомобили, которую за ее внешнее сходство с жуком-плавунцом мы в редакции так и назвали: «Плавунец».

Корпус аэросаней запланирован на одного человека. Он изготовлен из фибрового бака. Толщина его стены около 6 мм.

Рис. 1. Схема аэросаней «Плавунец»:

1 — передняя лыжа; 2 — бортовой подрез лыжи; 3 — рычаг тормозной; 4 — тормозная педаль; б — ручка в носовой части корпуса; 6 — корпус; 7 — поворотная рулевая колонка; 8 — ветровое стекло; 9 — рулевая стойка; 10 — рукоятка руля; 11 — рычаг газа; 12—рычаг опережения зажигания; 13 — горловина бензинового бака; 14 — шайба ограждения винта; 15 — двигатель; 16 — воздушный винт; 17 — пусковой шкив на втулке винта; 18 — площадка моторной рамы; 19 — пластины моторной рамы; 20 — бензиновый бак; 21—кронштейн тормозного механизма; 22 — возвратная пружина тормозного рычага; 23 — рычаг тормозного механизма; 24 — ролик; 25 — экран-отражатель; 26 — тормоз; 27 — втулка поворотной оси передней лыжи; 28 — осевой болт лыжи; 29 — амортизатор лыжи, шнуровой; 30—31—стойки ограждения винта; 32 —ось тормозного рычага; 33 — болт ролика тормозного рычага; 34 — полуось лыжи; 35 — узел крепления подлески задних лыж; 36 — узлы крепления подвески передних лыж; 37 —рулевой рычаг; 38 —внутренние диафрагмы лыжи; 39 —усиленные внутренние диафрагмы лыжи; 40 — рычаг управления на оси поворотных лыж; 41 — тяга управления.«Плавунец» на снегу

Корпус имеет «посадочный» вырез, усиленный железной окантовкой, и последовательность дополнительных профилей, приклепанных к обшивке бака для упрочнения самый нагруженных участков. Снизу корпус опирается на профиль Т-образной формы, что является основным несущим элементом. К нему шарнирно крепятся подвески передних, управляемых, и задних лыж.

На данный профиль опирается и подмоторная рама.

Ходовая часть складываются из четырех взаимозаменяемых лыж коробчатого сечения с бортовыми подрезами — по два на каждую лыжу. Наличие подрезов сокращает выброс снега из-под подошвы лыж при перемещении по рыхлому снегу, увеличивает их несущую свойство и снабжает правильное выдерживание курса.

Амортизация лыж осуществляется резиновыми шнурами, каковые закрыты особыми обтекателями.

Управление аэросанями — две передние лыжи, соединенные с рулевой колонкой. Передача упрочнения от рычага управления на колонке к поворотным осям лыж трубчатыми тягами.

На руле установлен рычаг управления дроссельной заслонкой карбюратора (рычаг газа).

Торможение аэросаней осуществляется устройством скребкового типа. Оно размещено по продольной оси автомобили и вынесено на подвижном кронштейне за плоскость вращения воздушного винта.

Это предохраняет его от льдин и снежных комьев, вылетающих из-под скребка при торможении автомобили. С данной же целью на тормозном рычаге установлен дополнительно экран-отражатель.

Тормоз действует от педали, размещенной в кабине под правой ногой водителя. В нерабочее положение рычаг тормоза возвращается пружиной.

Эксплуатация продемонстрировала, что тормоз для того чтобы типа трудится достаточно надежно как ка мягком, так и на уплотненном снегу.

Двигатель типа М-10 снабжен поплавковым карбюратором, и масляным насосом, снабжающим прокачку масла по просверленным в корпусе двигателя каналам и подачу его к трущимся подробностям.

Двигатель установлен на площадке моторной рамы, которая угольниками скреплена с двумя пластинами.

Они, со своей стороны, крепятся к полкам продольных профилей, приклепанных по бортам корпуса.

Горючее поступает из бака емкостью 25 л, размещенного под двигателем; подается оно бензиновым насосом.

Запуск двигателя осуществляется пусковым шнуром, что наматывается на шкив, укрепленный на втулке воздушного винта. Для укладки шнура шкив имеет канавку.

Рис.

2. Воздушный винт для аэросаней «Плавунец»:

толкающий, левого вращения, рассчитанный на мощность двигателя 15 л. с. при 3000 об/мин, ход винта на 0,75Р=0,53 м, материал винта — дерево (береза).

Воздушный винт установлен без редуктора, другими словами напрямую, конкретно на хвостовик коленчатого вала двигателя. Винт имеет O 1,2 м при шаге, равном 0,53 м. Тяговое упрочнение винта — 60 кг, либо 4 кг на одну л.с. мощности двигателя.

Машина имеет предохранительное ограждение воздушного винта. Его ферма заканчивается дюралюминиевыми пластинами-шайбами продолговатой формы. На них сделана надпись, дающая предупреждение окружающих об опасности при вращающемся винте.

Аэросани удачно эксплуатируются уже три зимних сезона, владеют хорошей скоростью и проходимостью.

П.

ДЕРЯБКИН, г. Иваново

Рандомные статьи:

Плавунец окаймлённый (Dytiscus marginalis) в весеннем пруду


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Кокон» на снегу

    В феврале 1974 года на заснеженных полях вблизи аэропорта «Домодедово» показалась необыкновенная машина, напоминающая то ли яйцо сказочной птицы Рух, то…

  • Летящие по снегу

    Вездеходная техника — мое давешнее и непреходящее увлечение. Вот уже более тридцати лет я в свободное время проектирую и строю различные вездеходные…

  • Серфинг на снегу

    По противоположному склону оврага, оттуда, где высятся уходящие вверх золоченные под ярким зимним солнцем стволы сосен, спускается лыжник….

  • И по болоту, и по снегу

    Вездеходы на пневматиках сверхнизкого давления становятся все удобнее. В случае если дюжина лет назад энтузиасты вездеходной техники создавали в основном…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.