«Полярный волк» на снежной трассе

Сейчас самодеятельные конструкторы снегоходов как-то позабыли о лыжно-гусеничных автомобилях, конструкция которых досконально отработана десятками компаний-производителей в сотнях моделей, и отдают предпочтение более несложным и универсальным вездеходам на пневматиках низкого давления. Однако, иногда энтузиасты снегоходной техники проектируют и хорошие мотонарты, создавая наряду с этим простые и функциональные конструкции. Характерный пример — лыжно-гусеничный снегоход «Полярный волк», сконструированный Игорем Галкиным.

«Полярный волк» представляет собой трехопорное (спереди — пара лыж, позади — гусеница) транспортное средство, предназначенное для перемещения по снегу со скоростью до 60 км/ч.

Движителем «Полярного волка» есть резинотканевая гусеница, сделанная из транспортерной ленты шири-
ной 300 мм, соединенной в кольцо посредством самодельной шарнирной петли.

На внешней поверхности гусеницы смонтированы грунтозацепы из дюралюминиевых швеллеров, а на внутренней — особые скобы, каковые разрешают посредством ходовой звездочки приводить гусеницу в перемещение.

Скобы, имеющие вид буквы «П»С резьбой на ножках, сгибаются из 6-мм металлического прутка. Для их изготовления пригодится приспособление, разрешающее делать их скоро и, что самое ответственное, строго однообразными.

Для разметки отверстий на гусенице под скобы нужно воспользоваться кондуктором — дюралюминиевой пластиной с просверленными в ней парами отверстий диаметром 6,1 мм. Количество таких пар должно составлять не меньше двадцати. Готовый кондуктор накладывается на резинотканевую ленту, фиксируется подходящими грузами, по окончании чего посредством пробойника (заостренной и закаленной металлической трубки) в резине прошиваются отверстия.

Потом кондуктор переставляется, крайние пары отверстий на кондукторе и ленте совмещаются и кондуктор фиксируется на ней парой гаек и болтов, по окончании чего операция по firmware отверстий повторяется. Крепление скоб на ленте — посредством гаек и болтов с шайбами. По окончании затяжки гайки контрятся легким расклепыванием выступающего резьбового стержня.

Гусеница монтируется на качающейся каретке — передняя ее часть закрепляется на раме снегохода шарнирно, а задняя соединяется с рамой посредством пары пружинно-гидравлических амортизаторов, позаимствованных от мотоцикла «Иж-Юпитер». На каретке шарнирно закрепляется ходовая звездочка, и громадные и опорные катки и малые.

Для малых катков в полной мере подойдут ступицы мопедных колес, на каковые натягиваются импровизированные шины (резиновые кольца, вырезанные из мотоциклетной камеры), а громадные катки делаются с применением таких же ступиц, дюралюминиевых дисков и шин от детского велосипеда. Ну а ходовая звездочка вырезается из толстого (20-мм) текстолита. Но, вместо текстолита возможно применять любой прочный и износоустойчивый пластик — винипласт, капрон, полиэтилен и т.п.

«Полярный волк» на снежной трассе

Гусеница приводится в перемещение от двигателя ТГ-200М посредством втулочно-роликовой цепи; звездочка данной основной передачи находится на внешней (правой) стороне вала ходовой звездочки. Симметрично звездочке основной передачи с противоположной стороны вала закрепляется тормозной диск — торможение снегохода осуществляется посредством стандартного «жигулевского» тормозного устройства.

Рама снегохода сваривается из металлических тонкостенных труб диаметром 40 мм (передняя поперечная балка) и 30 мм (все остальные ее подробности). Для сборки рамы нужно применять стапель, к примеру, громадную древесностружечную плиту. Заготовленные подробности закрепляются на ней струбцинами либо металлическими хомутами, а между собой соединяются мягкой вязальной проволокой. Сварку направляться создавать в пара этапов: прихватка, рихтовка и контроль размеров и лишь после этого — окончательная сварка.

На последней стадии сварку направляться создавать маленькими участками, попеременно на правой и левой сторонах рамы — наряду с этим температурные поводки будут минимальными.

Для фиксации на раме двигателя употребляется моторама — дуга, выгнутая из трубы диаметром 30 мм, к которой приваривается передний монтажный узел — П-образная скоба с отверстием под болт. Второй монтажный узел — подобная П-образная скоба — закрепляется сваркой на передней трубе рамы.

Качающаяся каретка — кроме этого трубчатая, сварная. Передние катки, ходовая звёздочки и ведущая, и тормозной диск закрепляются на переднем валу каретки, что, со своей стороны, враща ется на двух подшипниках 203. Ходовая звездочка закрепляется четырьмя гайками и болтами на ступице, а та, со своей стороны, фиксируется на валу посредством пары электрозаклепок (так именуют соединение двух подробностей, образующееся при заваривании отверстия в одной из них).

Ось задних катков напоминает заднюю мотоциклетную — ее кроме этого возможно перемещать на протяжении удлиненных пазов на финишах лонжеронов каретки для регулировки натяжения гусеницы.

Компоновка снегохода:

1 — выхлопной патрубок двигателя; 2—двигатель ТГ-200М (рабочий количество 199 см3, мощность 14 л.с.); 3 —топливный кран-отстойник; 4 — рулевая колонка; 5 — топливный бак (алюминиевая канистра емкостью 10 л); 6 — руль; 7 — рама (металлические трубы 40×2 и 30×2,5); 8 — задний пружинногидравлический амортизатор (от мотоцикла «Иж»); 9 — каретка гусеничного движителя (металлические трубы 30×2,5 и 22×2); 10,13,15,16 — катки гусеничного движителя; 11 — скоба; 12 — гусеница (резинотканевая транспортерная лента); 14 — грунтозацепы (дюралюминий, швеллер 20x10x2); 17 — рулевая тяга; 18 — крон-штейн-качалка (металлическая труба 22×2); 19 —подрез (сталь, лист sЗ); 20 — передний пружинногидравлический амортизатор (от мотоцикла «Восход»);21 — лыжа (выклейка из фанеры s5 и слоистого пластика);22 — дуга безопасности; 23 — ведущая звездочка гусеничного движителя; 24 — натяжное устройство (от мотоцикла «Иж»); 25 — тормозной диск; 26 — двуплечая качалка рулевого устройства; 27 — суппорт тормозного устройства

Шасси снегохода:

1 — моторама (сталь, труба 30×2,5); 2 — рулевая колонка (сталь, труба 25×2,5); 3 — раскос (сталь, труба 18×2); 4 — полухомут (сталь, лист sЗ); 5 — кронштейн подшипникового корпуса; 6,9 — кронштейны осей опорных катков (сталь, sЗ); 7 — пружинно-гидравлический амортизатор (от мотоцикла «Иж»); 8 — лонжерон качающейся каретки (сталь, труба 30×2,5); 10 — кронштейн оси каретки (сталь, лист sЗ);11 —основание рамы (сталь, труба 30×2,5); 12 — рулевой рычаг (сталь, лист s6); 13,15 — усиливающие косынки (сталь, лист sЗ); 14 — передняя балка рамы (сталь, труба 40×2); 16 — рулевая колонка; 17,19 — поперечина (сталь, труба 30×2,5); 18 — кронштейн подшипникового корпуса (сталь, лист sЗ); 20,21 — узлы крепления двигателя

Конструкция ведущего вала гусеничного движителя:

1 — ступица тормозного диска; 2 — кронштейн подшипникового корпуса; 3 — подшипниковый корпус; 4 — лента гусеничного движителя (транспортерная лента); 5 — крепление грунтоза-цепа (болт М6 с шайбой и гайкой); 6 — крепление скобы (гайки М6 и шайбы); 7 — скоба (сталь, пруток d6); 8 — грунтозацеп (дюралюминий, швеллер 20x10x2); 9,13 — дистанционные втулки (сталь, труба 22×2); 10 — каток (ступица мопедного колеса);

Лыжа снегохода:

1 — дуга безопасности (сталь, труба 14×1,5); 2,3 — крепление дуги безопасности (винты-саморезы d5); 4 — ребро жесткости (береза, рейка s10);5 — пружинно-гидравлический амортизатор (от мотоцикла «Восход»);6 — кронштейн рулевого вала (сталь, лист s4); 7 — кронштейн-качалка (сталь, труба 22×2); 8 — подрез (сталь, лист s3); 9 — основание кронштейна-качалки (сталь, швеллер 150x50x4); 10 — гайка М10; 11 — шайба; 12 — ось (шпилька М10); 13 — корпус шарнира (сталь, труба 30×2,5); 14,20 — крепление амортизатора (болты М8 с пружинными шайбами и гайками); 15 — фланец дуги безопасности (сталь, лист s2); 16 — лыжа (выклейка из трех 5-мм подошвы и фанерных заготовок из 1 -мм слоистого пластика); 17 — нижняя опора амортизатора; 18 — крепление опоры (болт М6 с гайками); 19 — крепление основания кронштейна-качалки (болт М6 с гайками)

Лыжи снегохода выклеиваются из фанерных заготовок — для каждой потребуется три 5-мм пластины.

Подошва лыжи — из слоистого пластика (таким облицовывается кухонная мебель), владеющего хорошими износоустойчивостью и антифрикционными свойствами. Выклейка лыж производится на несложном стапеле — толстой доске с прибитыми в передней ее части брусками, форма которых повторяет кривизну отогнутых носков лыж. Любая из лыж оснащена двумя подрезами — металлическими пластинами толщиной 3 мм, закрепленными на боковых торцах лыж.

Любая из лыж оснащается амортизирующим устройством, складывающимся из мотоциклетного-амортизатора и кронштейна качалки (для этого подойдет пружинно-гидравлический амортизатор от «Восхода»). В передней части каждой из лыж устанавливается трубчатая дуга безопасности.

Рулевой механизм снегохода складывается из руля мотоциклетного типа, рулевой колонки с двуплечим рулевым рычагом и пары рулевых тяг с «жигулевскими» шаровыми шарнирами, соединяющими рулевой рычаг с поворотными сошками правой и левой рулевых колонок. При прорисовке кинематики рулевого управления имеет суть воспользоваться несложными моделями, выполненными в эргономичном для замеров масштабе из фанеры либо кроме того толстого кар-
тона — они разрешат достаточно совершенно верно подобрать геометрические параметры рычагов и тяг в соответствии с настоящими размерами снегохода.

Топливный бак представляет собой 10-литровую алюминиевую канистру, в которую врезан обычный мотоциклетный топливный кран-отстойник. Для этого в канистру придется посредством аргонодуговой сварки вварить резьбовую втулку.

Корпус снегохода, складывающийся из капота и основания, выклеивается из эпоксидной смолы и стеклоткани.

Наряду с этим употребляется несложный дурак из фанеры, гипса и досок. Разделительным слоем при выклейке послужит восковая паркетная мастика, нанесенная на дурак и располированная до блеска. При формовке корпуса сперва выклеивается основание — предварительно на дураке посредством фанерных обычного пластилина и пластин на месте будущего разъема корпуса сооружается фланец, что послужит формой для отбортовки.

По окончании выклейки пластилин и фанера удаляются, отбортовка обрезается до ширины в 30 мм, заклеивается лентой-скотчем, и лишь затем начинается формовка капота корпуса.

По окончании отверждения смолы части корпуса снимаются с дурака и при необходимости усиливаются изнутри стрингерами из реек, каковые крепятся к оболочке эпоксидной мелкими шурупами и шпаклёвкой. Потом в основании и капоте вырезаются отверстия под цилиндр двигателя и переднюю поперечную балку.

Отделка поверхности корпуса производится посредством автошпаклевки и автоэмали холодной сушки. Соединение частей корпуса производится гайками и болтами. Отбортовки закрываются декоративным дюралюминиевым профилем-швеллером.

На раме снегохода устанавливается полик из 10-мм фанеры, пропитанной в два приема тёплой олифой. В местах пассажира ног и расположения водителя приклеиваются полосы рифленой резины.

Управление снегоходом — мотоциклетного типа, с ручкой «газа» и рычагом выключения сцепления на руле и с педалями переключения и тормоза коробки передач. Электрооборудование включает мотоциклетные фару и задний фонарь.

Сиденье снегохода представляет собой фанерный короб, собранный на болтах и дюралюминиевых уголках с гайками и закрепленный на полике. Поверх короба приклеивается подушка из твёрдого поролона, и целый зтот узел обтягивается неестественной кожей.

Лобовое стекло делается из плексигласа. Для крепления его к корпусу употребляется выгнутый по форме капота дюралюминиевый уголок. Для подгонки стекла к капоту имеет суть воспользоваться картонным шаблоном — подогнав его, возможно нормально переносить полученный контур на плексигласовую заготовку.
И.ГАЛКИН,инженер

Рандомные статьи:

Полярный волк возле машины.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снегоход первый, но — удачный

    Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им…

  • Снегоход-«картоп»

    Воображаю читателям почтенного издания «Моделист-конструктор» несложной по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, в полной мере доступный для…

  • Снежный мотоцикл

    В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г….

  • Последняя «мысль»

    Снегоход-палочник «Топтыгин» с двигателем ИЖ-П3. Итак, от автора популярной среди конструкторов-любителей серии самодельных снегоходов типа «Идея» —…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.