«Славутич-м1»: крыло плюс мотор

«Славутич-М1» представляет собой гибрид простого дельтаплана и мототележки. Конструктивная простота, небольшой вес, складываемость, наличие двигателя и балансирный принцип управления разрешают существенно увеличить сферу применения этого сверхлегкого летательного аппарата.

По схеме М1 — летающее крыло расчалочного типа с трехколесной мототележкой и толкающим воздушным винтом.

Выбор таковой компоновки продиктован следующими мыслями.

Во-первых, линия действия тяги винта проходит вблизи центра тяжести аппарата либо немного ниже его, создавая кабрирующий момент. Это нужно: при отказе двигателя мотодельтаплан машинально переходит на режим планирования, уменьшая полетный угол атаки.

А трехколесное шасси делает взлет и посадку, а также вынужденную, надёжными.

Во-вторых, мототележка разрешает расширить взлетную массу — повысит» грузоподъемность и нужную эффективность.

В-третьих, за счет установки мягкого кресла обеспечиваются более комфортные условия для пилота при сохранении балансировочного принципа управления.

Рис. 1. Компоновка двигателя:

1 — головка блока цилиндров, 2 — блок цилиндров, 3 — картер, 4 — переходный фланец, 5 — магнето, 6 — втулка воздушного винта, 7 — пусковой шкив, 8 — воздушный винт, 9 — проставка, 10 — обтекатель, 11 — впускной патрубок, 12 — карбюратор.

И наконец, в-четвертых, «Славутич-М1» конструктивно несложен и эргономичен а эксплуатации. К этому направляться добавить, что мототележка пригодна и для его наземной транспортировки.

В качестве крыла использован серийный учебно-тренировочный «Славутич-УТ».«Славутич-м1»: крыло плюс мотор

Главные силовые элементы его конструкции усилены трубами из Д16Т: боковые лонжероны — внутренними рессорами O 40×2 и O 36X2 в местах с пиковыми изгибающими моментами; килевая и поперечная балки — бужами, соответственно O 40X2 и O 39×1.9. Примем килевая балка усилена в месте установки нижних задних тросов, смещенных на 500 мм вперед для обеспечение зазора между ними и воздушным винтом. Диаметр боковых нижних тросов увеличсн до 3,5 мм (вместо 2,5 мм на серийной модели).

Несущий швеллер центрального узла удлинен для громадных возможностей балансировки.

грифе трапеции смонтирована комбинированная ручка управления двигателем и дельтапланом, что разрешило расширить диапазон трансформации центровим. Мототележка подвешивается под крылом в одной точке на двухстепенном шарнире. В остальном крыло дельтаплана «Славутич-УТ» трансформаций не претерпело.

Мототележка ферменно-расчалочной нонструкции выполнена из труб Д16Т. Элементы горизонтальной треугольной рамы имеют O 40×1,5; вертикальной — O 40×2. Ось главных колес шасси кроме этого из труб O 40×2 и O 45×1,5. Горизонтальная и вертикальная рамы замкнуты силовым каркасом кресла пилота.

Сиденье сшито из авиацента и усилено поролоном и капроновыми лентами; оно имеет привязные ремни с быстродействующим замком фиксации. Для надёжности и большей жёсткости вертикальная рама связана с горизонтальной регулируемыми растяжками O 2,5 мм.

Рис. 2. Мототележка:

1 — блок устройств, 2 — носовое колесо, 3 — горизонтальная рама, 4 — каркас пилотского кресла, 5 — кресло, 6 — бензобак, 7 — подкос моторамы, 8 — предохранительная пята, 9 — задние тросовые растяжки, 10 — вертикальная рама, 11 — комбинированная ручка управления с сектором газа, 12 — носовая тросовая растяжка, 13 — центральный узел крыла, 14 — педаль управления носовым колесом, 15 — главное колесо, 16 — задняя ось, 17 — моторама, 18—рычаг педалей, 19 — вилка носового колеса, 20 — ось вилки, 21 — кронштейн блока устройств, 22 — щиток, 23 — ось колеса (болт М14), 24 — приборная панель, 25 — килевая труба, 26 — соединительные болты М8, 27 — поперечная труба, 28 — серьга кардана, 29 — соединительные болты М6, 30 — силовой кронштейн.

Все соединения элементов каркаса — шарнирные, разрешающие легко складывать мототележку.

На вертикальной раме, сзади кресла смонтированы моторама и предохранительная опора. Главные колеса шасси размером 280х85 мм — от карта. Ступицы отштампованы из страницы ДІ6АМ толщиной 2 мм, в них запрессованы втулки с медными подшипниками скольжения. Передняя стойка шасси — колесо 200×80 мм — установлено в поворотной вилке и конкретно связано с педалями управления.

Амортизация при посадке и взлёте осуществляется за счет упругой деформации конструкции мототележки и пневматиков колес. Тормоза отсутствуют.

Силовая установка — лодочный поденной двигатель «Нептун-23», переделанный на воздушное охлаждение. Блок цилиндров отлит из сплава АЛ9 в земляной форме по древесной модели, после этого механически обработан, расточен и отфрезерован. В него запрессованы чугунные гильзы цилиндров.

Головка блока кроме этого отлита из АЛ9. кривошипный механизм и Картер с поршнями не переделывались. Коленвал развернут по картеру и отношению на 180°. На силовой конусный носок вала установлена втулка воздушного винта, а на хвостовик, через переходный фланец и шлицевую муфту двухдисковое магнето «Катэк».

Топливная совокупность покинута без трансформаций. Карбюратор К-36 присоединяется к картеру двигателя угловым патрубком, снабжающим горизонтальное положение поплавковой камеры.

Воздушный винт — СДВ-1 ЦАГИ O906 мм с шагом 400 мм. Но из-за отсутствия редуктора (винт крепится шестью болтами Мб через втулку из стали 90ХГСА прямо и выходному валу двигателя) видоизменен для сохранения достаточного коэффициента тяги: лопасти уширены в два раза.

По конструкции винт моноблочный, склеен из перемежающихся слоев древесины липы и бука и армирован угле- н стеклопластиками. Финиши лопастей окованы бронзой.

Управление двигателем осуществляется ручкой газа от мотоцикла «Ява», связанной тросом в боуденовской оболочке с дроссельной заслонкой карбюратора.

Рис.

3. Схема усиления каркаса крыла мотодельтаплана:

1 — боковой лонжерон, 2 — труба O 40X2, 3 — труба O 36X2, 4 — поперечная балка, 5 — труба O 39X1.9, 6 — килевая балка.

Рис. 4. Воздушный винт.

Двигатель закреплен на мотораме переходными профилями, опирающимися на четыре резиновых амортизатора.

Приборное оборудование содержит указатель воздушной скорости ЛУН-1011, высотомер ВД-10, вариометр ВР-10 и указатель температуры головки цилиндров ТЦТ-9. Щиток устройств установлен над передней стойкой шасси и закрыт легким стеклопластиковым обтекателем. На нем смонтированы кроме этого сигнальные лампочки и тумблеры зажигания критического угла атаки и минимальной воздушной скорости. Датчиком барометрических устройств помогает вынесенная вперед трубка приемника воздушного давления — ПВД.

Диапазоны эксплуатационных ограничений мотодельтаплана следующие: скорость ветра не более шести метров/с, температура окружающей среды от —10 до +25°, высота аэропорта не выше 50 м над уровнем моря, большая взлетная масса не должна быть больше 180 кг.

Главные летно-технические характеристики, полученные на протяжении предварительных опробований, по большей части соответствовали расчетным.

При условии соблюдения данных они составляют; большая скорость 65 км/ч, скороподъемность 2 м/с, крейсерская скорость 55 км/ч, взлетная — 40 им/ч (с разбегом 20—30 м), посадочная — 45 км/ч ( с пробегом 20 м), потолок 500 м, дальность 30 км.

А. КЛИМЕНКО, О. БЕЛОУС

Рандомные статьи:

Гидрокрыло своими руками. Мотор \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аэросани с лодочным мотором

    Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В…

  • Мотор на дельтаплане

    Опоздал еще как направляться утвердиться и стать массовым новый увлекательный вид спорта — дельтапланеризм, как его энтузиасты взялись прокладывать еще…

  • Автожиру — мотор

    Среди всех летательных аппарата, интересующих самодеятельных конструкторов, наиболее доступны, нааерное, автожиры. Как правило, это простые…

  • Сноуборд на гусенице и с мотором

    В далеком прошлом являюсь подписчиком журнала и постоянным читателем «Моделист-конструктор». Желаю поделиться одним занимательным результатом…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.