Эта машина спроектирована и выстроена юными умельцами и ДЮТ Горьковского авиазавода им. С. Орджоникидзе под управлением педагога Л. Н. Писаревского. Парни поставили перед собой задачу — создать снегоход с простым мопедным высокой проходимостью и двигателем по рыхлому снегу.
Движитель снегохода решили делать комбинированным, из двух спаренных колес с пневматическими шинами (от детского самоката, размер 12 1/2Х21/4), имеющих справа и слева шестилопастные железные крыльчатки, превращающие движитель в необычные гребные колеса. При поездках по плотной дороге — укатанному льду и снегу — движитель соприкасается с ней лишь резиновыми шинами.
А на рыхлом снегу, в то время, когда шины начинают проваливаться и буксовать, в работу вступают лопасти колес: врезаясь в снег, они создают тяговое упрочнение, достаточное для перемещения снегохода. Устойчивость его обеспечивается трехлыжной схемой ходовой части, с одной передней управляемой лыжей и двумя боковыми, на каковые шофер ставит ноги (подобно обширно распространенным детским сайкам «Чук и Гек», об их «моторизации» мы уже писали в № 1, 1978 г.).
Боковые лыжи подвешены на маятниковых рычагах и смогут вольно перемещаться вверх и вниз, что разрешает при преодолении препятствий на пути исключить возможность их зависания и обеспечить постоянное сцепление движителя с грунтом.
Конструкция «Моржонка» несложна, сварочных работ потребуется очень мало. Рама изготовляется из металлических труб в соответствии с чертежом, и на ней монтируются все узлы и агрегаты.
руль и Передний узел рамы — велосипедного типа; с башмаком нижнего финиша рулевой трубы шарнирно соединен кабанчик передней рулевой лыжи (болт O8 мм). На кронштейнах, приваренных к нижней трубе рамы, крепится маятниковый рычаг подвески боковых лыж. В том месте же устанавливается двигатель Ш-51 и топливный бачок. Передача упрочнения от двигателя — мопедной цепью (ход 12,7 мм).
Передача имеет две цепи: от ведущей звездочки двигателя к звездочке блока промежуточного вала и от последнего — к ведомой звездочке заднего моста.
Рис.
1. Микроснегоход «Моржонок» — схема в трех проекциях и главные размеры:
1 — передняя (рулевая) лыжа, 2 — шарнир рулевой лыжи, 3 — рулевая стойка, 4 — рама маятниковой вилки боковых лыж, 5 — рама, 6 — трос газа, 7 — руль, 8 — рычаг сцепления, 9 — бензобак, 10 — краник бензобака, 11 — двигатель Ш-51-к, 12 — хомут верхнего крепления двигателя, 13 — седло водителя, 14 — задний узел крепления двигателя, 15 — блок промежуточных шестерен, 16 — пружина седла, 17 — выхлопная труба, 18 — ведущее колесо, 19 — лопасть, 20 — вал движителя, 21 — задняя ведущая цепь, 22 — нижний болт крепления двигателя, 23 — педаль, 24 — трос тумблера передач, 25 — провод большого напряжения, 26 — боковая лыжа, 27 —шарнир боковой лыжи, 28— маятниковая вилка.
Рис. 2. Рама, маятниковая вилка боковых лыж и сиденье водителя.
Рис. 3. Движитель в детали и сборе:
1 — ступица ведомого вала, 2 — шпонка, 3 — распорная втулка, 4 — шина от детского самоката (размер 12 1/2X2 1/4) в разрезе, 5 — хомут крепления заднего моста, 6 — болт крепления хомута, 7 — ведомая звездочка, 8 — ступица ведомой звездочки, 9 — корпус подшипника ведомого вала, 10 — подшипник, 11 — ведомый вал, 12 — лопасть.
Рис.
4. Блок промежуточных шестерен (редуктор) в детали и сборе:
1 — вал блока шестерни, 2 — шайба отбойная, 3 — корпус подшипника, 4 — ступицы шестерен, 5 — ведущая звездочка, 6 — хомут крепления блока шестерен.
Рис. 5. Подготовка лопасти к сварке.
Рис. 6. Лыжи и рулевая стойка.
Промежуточный блок звездочек размещен за двигателем.
Он складывается из стойки, прикрепленной к трубе рамы, на которой в двух радиальных подшипниках № 202 посажен вал со звездочками (одна — с 18, вторая — с 24 зубьями). Для подбора удачнейшего передаточного отношения при езде по снегу разной плотности, другими словами для получения громаднейшего тягового упрочнения, звездочки промежуточного блока трансмиссии сделаны легкосъемными.
К примеру, в случае если предполагается езда но глубокому снегу, то направляться на промежуточном валу ставить такие звездочки: среднюю — с 26 зубьями, консольную — с 28 зубьями.
Задний узел складывается из подобной стойки с подшипниками № 202, в которых размещен вал движителя с ведомой звездочкой, имеющей 20 зубьев. Вал заднего моста имеет конусные шейки, на них (посредством шпонок) ставятся колеса с лопастями.
Лопасти предварительно привариваются к внешним дискам и конусным втулкам колес. Втулки затягиваются на конусах гайками и контрятся вкруговую мягкой проволокой либо шплинтами — при наличии корончатых гаек (см. рис. 2, сборочный чертеж заднего моста).
И. ЮВЕНАЛЬЕВ
Рандомные статьи:
Любители зимнего плавания открыли новый сезон…
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«Техническое творчество — мое давешнее увлечение, а снегоходные автомобили — мое пристрастие. По окончании военной работы, получив «оседлый» образ…
-
Идея о снегоходе показалась у меня сразу же, когда я переехал жить в поселок Белушье Ненецкого независимого округа. Большинство года тут зима. А в почете…
-
Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им…
-
Вспоминая историю создания снегохода, понял, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по юности (а на данный момент я уже…