Снегоход «снегирь»

Вспоминая историю создания снегохода, понял, как давно началось моё увлечение конструированием техники. Ещё по юности (а на данный момент я уже пенсионер) взял специальность слесаря и освоил самостоятельно сварочное дело, другие профессии металлообработчиков. А вот знаниями по конструированию, по правде сообщить, «похвастаться» не имел возможности, да и поучиться было негде.

Строил по наитию всякие «дрындоходы» на гусеницах и колёсах: ездил на них и по распутью, и по снегу, но ни надёжности, ни красоты в них не было.

Но вот в начале 1988 года вышел «Моделист-конструктор», в котором была статья о снегоходе «Гусеница около лыжи». Вот тут и началось!

Места у нас такие, что снежный покров лежит по полгода а также более! Местные дороги чистят, в большинстве случаев, не вовремя, да да и то так, дабы лишь вездеходный грузовик имел возможность проехать. Ну а о просёлках уж и сказать нечего.

К тому же у меня были увлечения: охота и рыбалка. Вот всё это и сподвигнуло сделать добротный проходимый снегоход.

Выстроил для себя, помогал приятелям, родным, набирался опыта.

Неизменно совершенствовал конструкцию «по законам эволюции»: заменял тяжёлое — на лёгкое, ненадёжное — на прочное, внедрял подвески: рессорные, пружинные, амортизаторные. Всего выстроил больше десятка снегоходов: на гусеницах с древесными и полиэтиленовыми траками около лыжи-скпиза; резиновый с блоком катков; и с одной управляющей лыжей, и с двумя.

рассказ поведу о последнем собственном снегоходе.

Не могу заявить, что он не имеет недочётов, но в его конструкцию я положил целый накопленный машина и опыт оказалась, помой-му, успешная, не смотря на то, что и без излишеств (либо, как на данный момент говорят, — утилитарная), но смотрится хорошо, и надёжность на высоте.

Компоновочная схема снегохода выбрана самый распространённая, как на аналогичных отечественных автомобилях, так и на зарубежных: две передние управляемые лыжи; силовой агрегат, расположенный в первых рядах под капотом; потом — гусеничный блок, а над ним сиденье и сзади — багажник.

Неспециализированная протяженность снегохода — 2300 мм, ширина по наружным краям лыж 900 мм, высота до руля — 1000 мм, до сиденья — 700 мм.

Снегоход «снегирь»

Снегоход «Снегирь»:

1 — управляемая лыжа (2 шт.); 2 — подвеска управляемой лыжи (2 шт.); 3 — дуга (труба O32); 4 — капот (от бокового прицепа мотоцикла «Ява»); 5 — ветровое стекло; 6 — руль; 7 — топливный бак (сварен из двух мопедных); 8 — сиденье; 9 — инструментальный ящик; 10 — ограждение багажника (труба O16); 11 — брызговик (металлической лист s0,5); 12 — пружинный амортизатор подвески натяжных маятниковых рычагов гусеничного блока (2 шт.); 13 — фара; 14 — гусеничный блок

Рама снегохода:

1 — нижний лонжерон (труба 28×25, 2 шт.); 2 — верхний лонжерон (труба 20×20, 2 шт.); 3 — Г-образный кронштейн крепления корпуса опорного подшипника удлинителя выходного вала силового агрегата (труба 28×25); 4 — под-косная межлонжеронная стойка (труба 20×20); 5 — вынос (труба 28×25,2 шт.); 6 — опорная планка стакана рулевого вала (металлической лист s3); 7 — стакан рулевого вала (труба O32); 8 — рулевая колонка (труба O32); 9 — стойка-дуга, 2 шт.); 10 — подседельная рамка (труба O20); 11 — подседельная стойка (труба O20); 12 — обвязка инструментального коробки (металлической уголок 20×15); 13 — вваренный кронштейн крепления натяжения гусеницы и гусеничного блока (2 шт.); 14 — подкос кронштейна (труба 20×20, 2 шт.); 15 — полурамка площадки багажника (труба 20×20); 16 — ушко крепления заднего амортизатора (сталь s4,2 шт.); 17 — подкос полурамки багажника (труба 15х 15,2 шт.); 18 — подкос нижнего лонжерона (труба 28×25,2 шт.); 19 — траверса (труба 28×25); 20 — поперечина выносов (труба 28×25); 21 — поперечины подвески рулевой колонки (труба O16); 22 — моторный подрамник (труба 28×25); 23 — стяжка-опора (металлическая пластина); 24 — поперечина нижних лонжеронов (труба 28×25); 25 — стяжка-замок топливного бака; 26 — продольный элемент подседельной ниши (труба 20×20,2 шт.); 27 — втулка шкворня (велосипедная, усиленная, 2 шт.); 28 — подкос втулки шкворня (труба 20×20, 2 шт.)

Под капотом:

а — вид справа; б — вид слева

Силовой агрегат (двигатель, коробка и сцепление перемены передач в одном блоке) — «Тула-200м» производства ТМЗ (Тульского машиностроительного завода). Ставился он на всякую создаваемую в Туле мототехнику: мотороллеры (среди них и на грузовой «Муравей»), мотоциклы и др. Агрегат достаточно надёжный, не смотря на то, что и тяжеловат.

Мощность нового мотора составляла 11 л.с. с числом оборотов до 3600 в 60 секунд. Но ему уже несколько дюжина лет.

Но сил восемь-девять, по моим ощущениям, в нём ещё сохранились. Двигатель рабочим количеством 196 см3, двухтактный и трудится на смеси низкооктанового бензина с моторным маслом (типа «Автол») в соотношении 10:1.

Цилиндр снабжён штатным принудительным воздушным охлаждением.

Коробка передач имеет передаточное число 2,353.

Для передачи вращения с вторичного (выходного) вала на звёздочку приводного вала было нужно сделать сварной удлинитель из трубы со шлицевыми наконечниками.

На одном финише внутренние шлицы нарезаны конкретно в трубе (для насаживания удлинителя на вал). На втором — наружные шлицы для переходника, посадочное место под резьба и подшипник М20х1,5 для крепления на удлинителе звёздочки, выполнены на приварном наконечнике.

Забегая вперёд, отмечу, что совершенно верно такой же наконечник приварен к приводному валу гусеницы, что изготовлен из натяжной задней оси гусеницы от снегохода «Буран».

Рама снегохода — пространственная, сварена из металлических труб прямоугольного, квадратного и круглого сечений.

База рамы — два парных трубчатых лонжерона — верхний и нижний. Верхний лонжерон каждой пары выполнен из трубы сечением 20×20 мм. Из такой же трубы и большая часть запасных элементов: промежуточные поперечины, подкосы а также задняя рамка грузовой площадки. Нижние лонжероны — из трубы сечением 28×25 мм — это самая толстая труба в конструкции рамы.

Из такой же трубы передняя траверса, консоли и передние поперечины, подмоторный хребет.

Нужно заявить, что трубы рамы — сечения маленького а также не толстостенные. А потому в местах, где сверлил отверстия, в них вставлял втулки и приваривал по кругу.

Надстройка рамы (стойки, дуги) изготовлена из круглой трубы диаметром 20 мм — от ветхих стульев, тонкостенных, но достаточно прочных.

Вот лишь сваривать их было сложновато, но в случае если это делать посредством аппарата-полуавтомата, то процесс существенно облегчается. Рамка багажника под сиденьем, кроме этого как и рамка срединной части площадки, — из равнополочного 15-мм уголка. Между этими рамками я укладываю длинномерные вещи, к примеру лыжи. Колонка рулевого вала — из трубы диаметром 32 мм — встроена в переднюю часть надстройки.

Втулки поворотных шкворней вырезаны из велосипедных рам и приварены к финишам траверсы. В раму кроме этого интегрированы (приварены к задним финишам нижних лонжеронов) кронштейны узлов натяжения гусеницы. Эти же кронштейны помогают и местами крепления к раме корпусов подшипников балансировочного вала гусеницы.

Помимо этого, к элементам рамы приварены бессчётные ушки, проушины для установки силового агрегата, топливного бака, сиденья, амортизаторов и пр.

Удлинитель вторичного (выходного) вала двигателя (сварная подробность):

1 — удлинитель; 2 — наконечник для насадки на вал; 3 — наконечник для ведущей шестерни

Рис. 4. Гусеничный блок:

1 — гусеница; 2 — приводное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 3 — узел приводного вала гусеницы; 4 — рессора (2 шт.); 5 — кронштейн балансировочного блока (2 шт.); 6 — маятниковый рычаг натяжной оси (2 шт.); 7 — натяжное зубчатое колесо гусеницы (2 шт.); 8 — опорный каток (10 шт.); 9 — крайняя тележка (2 шт.); 10 — средняя тележка; 11 — ось балансировочного блока; 12 — поддерживающий каток (2 шт.); 13 — корпус с подшипником оси балансировочного блока (2 шт.); 14 — кронштейн крепления рессоры к оси балансировочного блока (2 шт.)

Балансир гусеничного блока

Гусеничный блок (правильнее — его продольная половинка) позаимствован от ветхого промышленного снегохода «Буран». Из-за чего половинка? Да вследствие того что, во-первых, — легче.

Во вторых -меньше затрат и несложнее конструкция. Ну а в-третьих, предполагал ездить не по снежной целине, а по следам «первопроходцев».

Но в сочетании с парой достаточно широких лыж снегоход с уверенностью преодолевает и глубокие сугробы, и свежевыпавшие «пухляки».

Крайние тележки переделаны — пружины удалены, а втулки сварены между собой, поскольку тележки балансируют сами по себе, сидя на собственной оси на финишах рессор.

Переделан и узел натяжения гусеницы.

Передние финиши его маятниковых рычагов сидят на неспециализированной оси с рессорным балансировочным узлом, а задние подвешены на самодельных пружинных амортизаторах к раме.

Движитель снегохода — резиновая гусеница шириной 380 мм (на «Буране» таких стоят две). Привод гусеницы осуществляется от приводного вала через несколько 9-зубых «бурановских» капроновых колёс. Приводной вал — трубчатый.

Как отмечалось ранее, он изготовлен из задней гусеничной «бурановской» оси, установлен в подшипниках 80205, корпуса которых прикреплены конкретно к верхним лонжеронам рамы. Натяжение гусеницы осуществляется натяжной осью с зубчатыми колёсами (такими же, как и приводные) через несколько маятниковых рычагов, насаженных на ось балансировочной тележки (перемещением её подшипников на протяжении лонжеронов рамы).

Натяжной вал гусеницы (а правильнее — ось, потому, что эта подробность не передаёт крутящего момента) с зубчатыми колёсами — также «бурановские». Контакт гусеницы с дорогой по длине — чуть более метра.

Ранее движители строил с опорной лыжей-склизом.

Они хороши на «сугробах» и пухлом снегу, но весьма чувствительны к жёстким неровностям дороги. От них — не только передаётся водителю неудобство, но случаются поломки траков а также самого склиза. Исходя из этого в этом случае решил сделать движитель с опорными катками и резиновой гусеницей, поскольку предполагал ездить по накатанному снегу а также льду.

Трансмиссия снегохода, что именуется, несложнее не бывает, не смотря на то, что и не без изюминок.

Состоит она из одноступенчатой цепной передачи от мотоцикла «ИЖ» с шагом 15,875 мм с парой звёздочек: ведущая имеет 15 зубьев, ведомая — 21, другими словами передаточное число образовывает 1,6. Вторичный (выходной) вал силового агрегата удлинён трубой с внутренними шлицами на насаживаемом на вал финише и шлицевым наконечником — на втором. Вольный финиш удлинителя установлен в подшипнике 80205, корпус которого закреплён на Г-образном кронштейне, приваренным к раме.

На данный наконечник через переходник с внутренними и внешними шлицами посажена ведущая звёздочка цепной передачи. Ведомая звёздочка посажена (также через шлицевой переходник) на шлицевой наконечник приводного вала гусеницы. Переходники изготовил из шестерён: отжёг, проточил, отфрезеровал. Благодаря шлицевым переходникам звёздочки (а, следовательно, и передаточное отношение) легко поменять кроме того в поле под дорожные условия (правильнее, под плотность и глубину снежного покрова).

Управляемые лыжи снегохода — самодельные, длиной 900 мм (заготовка — 1000 мм) и шириной 200 мм. Изготовлены из металлического страницы толщиной 2 мм. Полозья штампованные: по середине — треугольный паз, а по краям — отбортовки-подрезы, спереди загнуты вверх (контактная поверхность со снегом — 800 мм).

Сверху к полозьям приварены продольные рёбра жёсткости П-образного сечения, выгнутые из для того чтобы же металлического страницы, а к ним — проушины и ушки для крепления узлов подвески, а впереди — дужки из металлического 10-мм прутка.

Любая лыжа имеет подвеску, складывающуюся из амортизатора (от мотороллера «Тула») и самодельного рычага из трубы квадратного сечения 20×20 мм.

Рулевое управление — смешанного типа. Сам руль — мотоциклетный рычажный, а другое — как у автомобиля.

Рулевой вал — «переломный» с карданным шарниром а также необычным рулевым механизмом. «Переломным» его сделал вследствие того что он никак не входил в «параллель» с шкворневыми втулками (а вообще-то, прямой вал лучше). Нужно обратить внимание, что нижний финиш вала конструктивно был в первых рядах тяг и поворотных рычагов, а сошка направлена назад. При таком положении при повороте направо руль необходимо было поворачивать влево, и напротив, что противоречило здравому смыслу.

Исходя из этого было нужно ввести рулевой механизм, служащий для направления поворота лыж и согласования руля. Механизм является паройоднообразных шестерней в корпусе. Ведущая шестерня при помощи шлицевого соединения насажена на конец рулевого вала, а вал ведомой шестерни соединён (сварен, не смотря на то, что данный узел целесообразно и нетрудно сделать также разборным) с Т-образной сошкой.

От сошки через поворотные кулаки и рулевые тяги осуществляется одновременный поворот лыж сейчас в ту же сторону, в какую поворачивают руль.

Оборудование. Топливный бак сварен из двух баков от мопеда «Рига».

Сиденье — от мотоцикла «Минск» смонтировано на стойках с обшивкой из дюралюминиевого страницы. Под сиденьем находится инструментальный ящик, а между коробкой и полом — свободная ниша с отверстием позади.

В неё укладываю при необходимости лыжи, лопату и другие длинномерные предметы. Капот — перекроенная передняя часть коляски (бокового прицепа) мотоцикла «Ява-350». Электрооборудование штатное. Фара — от мотоцикла «Минск».

Управляемая лыжа:

1 — полоз; 2 — усилитель; 3 — дужка; 4 — ушко крепления амортизатора; 5 — ушко крепления рычага

Управляемые лыжи

Рулевое управление:

1 — руль (велосипедный); 2 — верхнее колено рулевого вала; 3 — кронштейн помощи верхнего колена рулевого вала (ситуация); 4 — карданный шарнир; 5 — рулевая колонка; 6 — нижнее колено рулевого вала; 7 — хомут шлицевого соединения нижнего колена и вала-шестерни; 8 — ведущая вал-шестерня; 9 — ведомая вал-шестерня; 10 — сошка; 11 — ось рулевых и сошки тяг; 12 — рулевая тяга (2 шт.); 13 — наконечник регулировки длины рулевой тяги (2 шт.); 14 — контргайка 15 — рулевой рычаг (2 шт.); 16 — ось рычага и тяги (2 шт.); 17 — поворотный кулак (2 шт.)

Схема глушителя:

1 — приёмный патрубок; 2 — корпус; 3 — глушитель; 4 — выпускной патрубок

Санный прицеп для снегохода:

1 — дышло; 2 — поперечина; 3 — кронштейн-ушко (2 шт.); 4 — тяга (2 шт.); 5 — лыжа (2 шт.); 6 — кузов; 7 — стойка (10 шт.)

Сборка снегохода на «стапеле»

Санки-прицеп — самодельные. Я считаю, что лучше иметь маленькие санки, чем громадный багажник на снегоходе: в случае если где-то застрянешь, то санки возможно отцепить, путь протоптать и опять прицепить.

Кузов когда-то был корпусом бокового прицепа мотоцикла «Ява-350», а правильнее то, что от него осталось по окончании изготовления капота для самого снегохода. Его укоротил, вырезав около 200 мм посередине. После этого склепал переднюю и заднюю части вытяжными заклёпками. Под кузовом разместил пара поперечин из трубы прямоугольного сечения 40×20 мм, одну из широких стенок которых оставил в качестве ушков с обоих финишей.

Ушки прикрепил к боковинам кузова вытяжными заклёпками.

Кузов установлен на лыжах из алюминиевых панелей электрошинопровода при помощи трубчатых стоек квадратного сечения 20×20 мм. Стойки вверху приварены к поперечинам с ушками и внизу — к «пяткам» — металлическим квадратным пластинам толщиной 2 мм. «Пятки» приклепал к полозьям лыж всё теми же вытяжными заклёпками.

Подчеркну, что чертежи узлов -не рабочие, а ознакомительные: на некоторых проставлены не все размеры (к примеру, рамы), где-то что-то может и не совпасть, поскольку чертежи делались по уже готовой конструкции.

А вообще-то, я считаю, что изготовление конструкции по чертежам — это уже производство, а не творчество.

В.СМИРНОВ, п. Сява, Нижегородская обл.

Рандомные статьи:

Самоделный снегоход \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Первый и простой снегоход

    Снегоход, о котором отправится рассказ, собрал десятиклассник Сергей Сорокин из Алтайского посёлка Усть-Каманка. И это не страно. Техникой юноша…

  • Снегоход-«картоп»

    Воображаю читателям почтенного издания «Моделист-конструктор» несложной по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, в полной мере доступный для…

  • Снегоход первый, но — удачный

    Создатель этого материала — школьник из далекого сибирского города. В то время, когда редакция взяла его письмо с описанием выстроенного им…

  • «Восход»-снегоход

    Идея о снегоходе показалась у меня сразу же, когда я переехал жить в поселок Белушье Ненецкого независимого округа. Большинство года тут зима. А в почете…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.