Александр Михайлович Заворотный живет на станции Инта, практически у самого Полярного круга. В области технического творчества он не новичок. На его счету пара уникальных конструкций аэросаней и мотонарты, каковые он всегда совершенствует.
«Главная трудность в создании любой конструкции, — говорит Александр Михайлович, — содержится не в технике, а в «сырье». Отсутствуют необходимые для постройки автомобили детали и материалы, а купить их тут, в тайге, негде».
МАШИНА… ИЗ РАСКЛАДУШКИ
Конструкция А. Заворотного «Интинец» уникальна тем, что база мотонарт — рама — изготовлена из трубчатых элементов ветхих алюминиевых раскладушек и кроватей, за ненадобностью выкинутых на свалку.
Как тут не отыскать в памяти пословицу — воистину «не счастье, а несчастье помогло» конструктору: вес рамы со всеми соединительными узлами при в полной мере достаточной прочности равен всего 13 кг!
Гусеница выполнена из списанной резино-тканевой транспортерной ленты. Она складывается из двух полос, соединенных трубчатыми траками — снегозацепами, прикрепленными болтами.
Под головки болтов ставятся железные пластины, каковые увеличивают опорную поверхность и предотвращают прорыв ленты.
Для усиления сцепления на трубку каждого третьего трака наварено конусное ребро, увеличивающее его высоту. Неспециализированная ширина ленты 420 мм, а вес ее 32 кг.
Для равномерного распределения нагрузки между ведущей и натяжной звездочками гусеничной ленты располагают опорные катки. Их устанавливают на подвижных, амортизируемых спиральными пружинами каретках, по четыре на каждую ленту — всего 8 штук. Для катков употребляется резина от колес детских колясок, надетая на отлитые из дюралюминия диски.
Рис. 1. Мотонарты Е. Лапушанского.
Весьма интересно выполнена ведущая звездочка гусеничной ленты. На ведущий, трубчатый вал, установленный на шарикоподшипниках № 204, наварен металлический фланец. С обеих сторон фланца ставятся звездочки: две из транспортерной ленты и одна питая, дюралюминиевая. Целый пакет затягивают сквозными болтами. Резиновые звездочки — большего размера, чем дюралюминиевые, и резина выступает на 3—5 мм.
Звездочка имеет 7 зубьев, в углубления между которыми входят трубчатые траки гусеничной ленты. Такая конструкция разрешает существенно снизить износ траков и звёздочки и уменьшить шум, потому, что траки при работе опираются на резину.
Передача от двигателя на вал привода гусеничной ленты цепная.
Ведомая звездочка данной передачи металлическая, имеет 34 зуба и соединена болтами с ведущим валом гусеницы через приваренный к нему металлический фланец.
На мотонартах установлен двигатель ИЖ-56 с цилиндром от двигателя ИЖ-П с центробежным вентилятором и направляющим кожухом для принудительного охлаждения цилиндра.
Для облегчения надежности и повышения двигателя его запуска при низких температурах на цилиндр устанавливают две запальные свечи, трудящиеся одна от магнето, вторая от Магдино, которая в один момент снабжает током совокупность освещения. Фара разрешает применять машину и ночью.
Мотонарты последователей и земляков А. Заворотного — С. Кораблева, Н. Смерть, Е. Лапушанского — по большей части выполнены подобно и из тех же «кроватных» подробностей, но имеют кое-какие усовершенствования и особенности отдельных конструктивных элементов.
Н. Копчин назвал собственный снегоход «Олень». Его гусеница кроме этого сделана из двух транспортерных лент с капроновым кордом, шириной 120 мм, с зазором между ними для ведущей шестерни.
Ленты соединены дюралюминиевыми траками — трубками диаметром 22х1, в каковые запрессованы древесные стержни. Это, и громадная ширина ведущей звездочки снабжает тракам достаточную прочность на изгиб, потому что на некоторых мотонартах, по большей части с узкими ведущими звездочками, дюралюминиевые траки не выдерживают нагрузки, гнутся.
Блок управления забран от мотороллера «Вятка-150М», поворотные колонки передних управляемых лыж выполнены из вилок велосипеда.
Передняя фара трудится от генератора. Двигатель — от мотороллера «Вятка», мощностью 6 п. с.
Мотонарты одноместные, но смогут буксировать санный прицеп неспециализированным весом 100—120 кг.
Скорость перемещения по целине 25—30, с прицепом — 15— 20 км/ч.
У мотонарт Е. Лапушанского рама из металлических труб. На них установлено мягкое сиденье со спинкой, за которой образован маленький багажник. Спинка предохраняет сиденье от снега на ходу автомобили. Но громадная комфортабельность обусловила и больший вес автомобили: 200 кг.
Рис.
2. Подробности и узлы мотонарт «Циклон». Натяжной барабан гусеничной ленты:
1 — диск, 2 — трубы, соединяющие диски, 3 —спицы труб по центру барабана, 4 — ось барабана, 5 — гусеничная лента
Рис.
3. Схема установки опорных роликов:
1 — гусеничная лента, 2 — коромысло, 3 — кронштейн на раме корпуса, 4 — рама корпуса, 5 — опорные катки, 6 — каретка, — болт шарнирного крепления каретки к коромыслу, 8 — болт крепления опорных катков к каретке.
Рис. 4. Узел стыковки финишей ленты для гусеницы:
1 — петля, 2 — заклепки, 3 — резино-тканевая лента, 4 — шарнир.
Двигатель ИЖ-56, закрепленный в передней части рамы, кроме этого снабжен принудительным охлаждением от центробежного вентилятора и закрыт легкосъемным капотом. Ширина гусеничной ленты — 480 мм. Мотонарты смогут буксировать санный прицеп весом до 200 кг.
«Урал» — мотонарты С. Кораблева, двухместные, с двигателем ИЖ-П, что закреплен на раме из металлических труб и установлен на шарнире. Благодаря подвижному резьбовому креплению двигатель может смещаться по высоте.
Оно же регулирует и натяжение цепи, передающей вращение на ведущий вал гусеничной ленты, а это важно, поскольку цепь при эксплуатации в большинстве случаев вытягивается и ослабевает.
Сам двигатель перемещён от продольной оси автомобили вправо по ходу мотонарт. Параллельно с ним, слева, находится аккумулятор.
Подзарядка аккумулятора производится от генератора через реле-регулятор типа ИЖ-1РР. Для работы в ночных условиях установлены фара и слева по ходу — фара-искатель.
Благодаря запасу мощности ведущая шестерня привода гусеницы имеет больший диаметр и 26 зубьев. Гусеничная лента — двойная, неспециализированной шириной 500 мм, — кроме этого связана траками.
Уникально управление передними лыжами. В отличие от вторых конструкций, поперечные рулевые тяги мотонарт «Урал» проходят над двигателем.
Это предохраняет их от повреждений.
Мотонарты «Урал» имеют хорошую проходимость по целинному рыхлому снегу, смогут брать подъемы до 40°, буксировать прицеп весом до 230 кг. При обкатке они продемонстрировали скорость более чем 50 км/ч.
«ЦИКЛОН» ПИОНЕРОВ ТАЙГИ
В Доме пионеров города Тайга, что в Кемеровской области, имеется необыкновенный кружок, руководимый громадным энтузиастом технического творчества А. К. Буяновым.
Тут громадный актив ребят с увлечением формирует большое количество занимательных моделей и автомобилей. Ими за маленький срок выстроены две автомобили на воздушной подушке, аэросани, мотонарты.
Созданные пионерами мотонарты являются двухместную одногусеничную машину е двумя передними управляемыми лыжами.
Рама мотонарт сварена из труб квадратного сечения. Капот, закрывающий двигатель, древесный, легкосъемный, снабжает доступ ко всем агрегатам моторной установки.
Для перемещения ночью мотонарты оборудованы фарой, стоп-указателем поворота и сигнальной лампой. Освещение питается от аккумулятора.
На приборной доске размещена контрольная лампочка зарядки аккумулятора, загорающаяся при понижении напряжения на клеммах генератора.
Двигатель от мотороллера «Т-200», с принудительным охлаждением. Передача от двигателя на ведущий вал гусеничной ленты цепная.
Уникально выполнена ходовая часть автомобили. Гусеница из списанной резино-тканевой ленты имеет ширину 400 мм.
К обрезам ленты приклепаны особые согнутые из листовой стали петли. Они стыкуются на металлическом шарнире.
Весьма удачно выполнен натяжной барабан гусеницы. Он складывается из двух металлических дисков между которыми вварены трубки — на них-то и ложится гусеничная лента. Чтобы трубки на громадной длине не прогибались, по центру приварены спицы, кроме этого сделанные из трубок.
Диски барабана в один момент помогают и ограничителями, предотвращая сползание ленты. Такая конструкция разрешает обеспечить надежность работы гусеничной ленты, избавляет ее от забивания снегом, что есть серьёзным недочётом на многих автомобилях.
Так же уникально выполнены опорные катки гусеницы. Они складываются из четырех балансировочных кареток, на финишах которых размещено по два катка маленького диаметра.
Балансировочные каретки, со своей стороны, крепятся на подвижном коромысле, несущем на каждом собственном финише по одной каретке.
Лыжи мотонарт изготовлены из осиновых досок и имеют железную оковку ходовой подошвы. Для устойчивости хода и улучшения управляемости на подошвах пыж установлены подрезы.
ДУЭТ ЛЫЖ и ГУСЕНИЦ
Мотонарты, созданные Ю. Ф. Колодкиным из Куйбышевской области, — это двухместная двухгусеничная машина с двумя передними управляемыми пыжами. Такая схема удачна тем, что гусеничные ленты двигаются по следу, уплотненному лыжами. Это снабжает более надежное сцепление ленты со снежным настом, снижает сопротивлеиие перемещению, поскольку не нужно затраты мощности на уплотнение снега и прокладку следа под передней частью гусеницы.
Двухгусеничная машина владеет пара хорошей устойчивостью и лучшей проходимостью, в особенности при перемещении по склонам, другими словами с боковым креном. Но в один момент наличие двух гусеничных лент усложняет машину, увеличивает трудоемкость ее изготовления, вес.
Рис. 5. Неспециализированный вид мотонарт Ю. Колодкина.
Рис. 6. Кинематическая схема мотонарт Ю. Колодкина:
1 — гусеничная лента, 2 — опорные колеса (от мотороллера), 3 — ведущий барабан гусеницы, 4 — шарикоподшипник, 5 — ведущая звездочка промежуточного вала, 6 — поворотная ось лыжи, 7 — лыжа, 8 — двигатель, 9 — цепь мотоциклетная, 10 — ведомая звездочка промежуточного вала, 11 — ведомая звездочка ведущего вала гусеницы, 12 — каретка подвески опорных колес, 13 — ось каретки.
На мотоиартах установлен двигатель мотороллера Т-200М мощностью 6,5 л. с. От двигателя передача на ведущий вал гусеничной ленты производится целями, через промежуточный вал.
Ведущие звездочки выполнены из 12-слойной фанеры, по две на гусеницу. Диаметр их — 400 мм.
Рулевое управление имеет промежуточный вал. Колонка использована от автомобиля «МАЗ-205», она проходит над двигателем. От нее цепью, через звездочки от детского велосипеда, приводится во вращение промежуточный вал. На нем закреплен трос, что соединяется с румпелем поворотной оси лыжи.
Подошвы лыж обшиты полиэтиленом. Для этого использована полиэтиленовая труба: ее разрезают на протяжении, на ленты шириной 30—40 мм. Это снабжает лыжам хорошее скольжение.
Недочётом автомобили, информирует Ю. Ф. Колодкин, есть малая мощность двигателя, не разрешающая развивать на машине большую скорость.
И. ЮВЕНАЛЬЕВ
Рандомные статьи:
снегоход- трубочник ( автор идеи Старик Хо)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В случае если современная деревня немыслима без сотен и десятков мотоциклов, велосипедов и мопедов, то в северных отечественных краях, где зима…
-
Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…
-
Летом — мотоцикл, зимой — снегоход
Все более широкое использование находит сейчас снегоходная техника. самодеятельные умельцы и Промышленность создают различные конструкции автомобилей,…
-
Воображаю читателям почтенного издания «Моделист-конструктор» несложной по конструкции и небольшой по габаритам снегоход, в полной мере доступный для…