Мотоцикл становится мотоблоком

У каждого, само собой разумеется, собственные заботы. Меня, к примеру, неприятности, которые связаны с механизацией уборrи, скажем, мяты перечной, вряд пи будут действительно занимать. Иное дело — картофель, что по ценности и значимости недаром вторым хлебом величают. Каким трудом нелегким он дается! Мало — эту хлопотную культуру посадить-взрастить. Урожай клубкей так как выкопать в отпущенный природой срок нужно, И без утрат с поля к себе привезти.

А где техника?Окинув все около, остановил собственный взгляд на стареньном, в далеком прошлом отбегавшем свае мотоцикле «Восход-3». Тут же (как, возможно, у большинства, появлявшихся в сходной обстановке появилось ответ: быть этому ветерану (благо, двигатель цеп) на уборке картофеля мотопомощником.
вся конструкция и Кинематика в целом довольно-таки несложны.

Исходя из необходимости понижения скорости до оптимальной (уборка картофеля — не моторалли), в кинематическую схему введен промежуточный вал с двумя звездочками. Причем в первой ступени передачи крутящего момента возможно было в полной мере покинуть «родные» звездочки от мотоцикла. Но «в целях унификации» они заменены на подходящие от сельхозтехники (тем более — такая возможность имелась).

Что же касается второй ступени цепной передачи ПР-19,05, то соотношение зубьев у звездочек (забраны опять-таки от сельхозмашин) 1:4,5.

Дифференциал отсутствует (по обстоятельству его дороговизны и дефицитности). Ведущими являются оба колеса.

А для облегчения управления при поворотах предусмотрена муфта-сцепка. За счет нее-то и достигается некая свобода вращения колес относительно друг друга и оси мотоблока. По сути, привносится маленькой люфт (см. ил.). Причем вместо двух возможно ограничиться одной муфтой.

возможность освобождения колеса от зацепления с валом.

Так как достаточно установить муфту-сцепку обратной стороной (без выступа) к прорези на ступице и дополнительно сбалансировать тележку по линии тягового упрочнения, как получается вместо двух — одно ведущее колесо. И сходу прежние неприятности исчезают.

Шепетильно перебранный, отлаженный двигатель хлопот не доставит. Тем более что для увеличения надежности он подвергнут маленькой (но, как продемонстрировала практика, очень полезной) модернизации.

Сущность последней — в установке мини-совокупности принудительного воздушного охлаждения. Это — электромоторчик, рассчитанный на работу от 12-вольтовой сети постоянного тока (используется на машинах), с несложной самодельной крыльчаткой. Укрепляется таковой вентилятор на особом кронштейне. А подключается к генератору двигателя мотоблока через конденсатор и диодный мостик (см. схему).

Мотоцикл становится мотоблоком

Компоновка автомобили:
1 — топливный бак, 2 — глушитель, 3 — вентилятор принудительного воздушного охлаждения, 4 — силовой агрегат (двигатель от мотоцикла), 5 — кронштейн с выпрямителем для питания вентилятора, 6 — глушитель, 7 — рама, 8 — транспортное колесо (2 шт.), 9 — муфта-сцепка (2 шт.), 10 — навесное рабочее орудие (плуг, картофелекопатель и т.п.), 11 — шестерня промежуточного вала (2 шт.), 12 — ручка газа, 13 — ручка сцепления, 14 — стержни-стяжки, 15 — приборная доска.

Кинематика мотоблока:
1 — силовой агрегат (двигатель мотоцикла «Восход-3», доработанный, с принудительным воздушным охлаждением), 2 — звездочка ведущая цепной передачи ПР-19,05, 3 — колесо транспортное главное либо пахотное (2 шт.), 4 — промежуточный вал, 5 — вал колес, 6 — муфта-сцепка (2 шт.).

Рама со механизмом и стойками навески:

1 — рама с поперечиной (сварная конструкция из металлического уголка 36×36 мм), 2 — стойка под двигатель (230-мм отрезок металлического уголка 36×36 мм, 4 шт.), 3 — балка крепления навесных рабочих орудий (квадратный стержень 22×22 мм из Ст5), 4 — поворотный лонжерон механизма навески (270-мм полоса из Ст3 сечением 40×8 мм, 2 шт.), 5 — ось-болт М16 (2 шт.); 6 — шайба (4 шт.), 7 — гайка М12 (4 шт.), 8 — кронштейн крепления подшипникового узла вала колес, приварной (200-мм отрезок металлического уголка 36×36 мм, 2 шт.).

Правое колесо, подшипниковый узел и звёздочка на валу колес:

1 — звездочка Z4-45 (от списанной сельхозтехники), 2 — рама с наварным кронштейном (металлической уголок 36×36 мм), 3 — винт Мб установочный с полукруглой головкой, 4 — болт М12 (2 шт.), 5 — шайба (2 шт.), 6 — шайба Гровера (2 шт.), 7 — гайка М12 (2 шт.), 8 — крышка ступицы (от списанной сельхозтехники, 2 шт.), 9 — ступица (от списанной сельхозтехники), 10 — диск колеса 5,00=10 , 11 — болт М8 (4 шт.), 12 — шайба (4 шт.), 13 — шайба
Гровера (4 шт.), 14 — гайка М8 (4 шт.), 15 — болт MIO, 16 — шайба, 17 — шайба Гровера, 18 — гайка М10, 19 — муфта-сцепка (из 52-мм отрезка трубы 40×6 металлической бесшовной холоднокатаной), 20 — втулка-сцепка (из 152-мм отрезка трубы 40×6 металлической бесшовной холоднокатаной), 21 — болт Мб (8 шт.), 22 — шайба Гровера (8 шт.), 23 — вал колес (Сталь 45), 24 — подшипниковый узел с самоустанавливающимся шарикоподшипником (от комбайна СК-5), 25 — шпонка призматическая.

Промежуточный вал (Сталь 45).

Воздухоочиститель:
1 — хомут (0,7-мм сталь прокатная тонколистовая), 2 — втулка (70-мм отрезок трубы 45×2,5 металлической бесшовной горячекатаной), 3 — крышка (из консервной банки), 4 — корпус (из консервной банки), 5 — сетка проволочная (2 .шт.), 6 — наполнитель (пропитанная машинным маслом капроновая нить), 7 — болт М5 с полукруглой головкой, 8 —шайба Гровера, 9 — гайка М5.

Глушитель:

1 — втулка (40-мм отрезок трубы 30×2,5 металлической бесшовной горячекатаной; прорезь и отверстие по месту установки), 2 — шайба приварная (2-мм СтЗ), 3 — корпус (335-мм отрезок трубы 76×2,5 металлической бесшовной холоднокатаной), 4 — перегородка (2-мм СтЗ, 9 шт.), 5 — 312-мм стержень (сталь горячекатаная круглая), 6 — гайка Мб (18 шт.); а — вариант с’врезными перегородками с R=38 мм (у последней R=35,5 мм).

Изготовление крыльчатки вентилятора.

Принципиальная электрическая схема выпрямителя для питания вентилятора совокупности принудительного охлаждения.

Конструкция сцепки.

С резиновых — на пахотные.

Основание прицепа с поворотным узлом (вид снизу):

1 — рама сварная (из металлического уголка 40×40 мм), 2 — подпятник (10-мм полоса размером 150×40 мм, СтЗ, 2 шт.), 3 — кронштейн (10-мм пластина 100×40 мм, Ст5,2 шт.), 4 — полуось (Сталь 45, 2 шт.), 5 — колесо 5,00=10 в сборе (от списанной сельхозтехники, 2 шт.), 6 — дышло (1200-мм отрезок трубы 45×4 металлической бесшовной холоднокатаной), 7 — головка карданная (от списанной сельхозтехники), 8 — штырь-сцепка (от сельхозтехники), 9 — полик наварной (отрезки металлического уголка, 5 шт.), 10 — поворотная ось дышла (сталь горячекатаная круглая и 36 мм либо отрезок металлической трубы 36×6), 11 — гайка М36 (2 шт.), 12 — шайба, 13 —поперечина приварная (отрезок металлического уголка 40×40 мм), 14 — ось-распорка (сталь горячекатаная круглая 0 40 мм), 15 — косынка (10-мм СтЗ, 2 шт.), 16 — гайка М20 (4 шт.), 17 — шайба Гровера (4 шт.), 18 — болт М20 (4 шт.).

Картофелекопатель:

1 — сошка (от серийного тракторного культиватора), 2 —полевая планка (металлической уголок 50×50 мм), 3 — наконечник (обрезанная лапа культиватора), 4 — зуб-вытряхиватель (от садовых вил со сточенным под углом 45° по окончании приваривания к наконечнику нижним финишем, 2 шт.).

С таковой тележкой — чем не трактор!

Колеса — действительно распространенные: 5,00—10.

Идеально подходят от сельхозмашин. От них же, кстати, и пылезащитные самоустанавливающиеся шарикоподшипники. Для работ на тяжелых землях употребляются железные колеса с грунтозацепами. Изготовить такие возможно по бессчётным публикациям (см., к примеру, № 8’90, 10’91). Но несложнее воспользоваться, очевидно, готовыми: от кольчатой бороны (см. ил.). Ручки газа и сцепления подойдут «мотоцикловские». От «Восхода-3» и кикстартер, выхлопные трубы. Тросики газа и сцепления удлинены.

Рама мотоблока сварная. Выполнена из обрезков металлического уголка 36×36 мм. В передней собственной части (строго по оси мотоблока) имеет приварные стойки для двигателя. А в задней на двух болтах М1 6 крепится механизм навески.

Поворотный. Рядом от него предусмотрены отверстия (по два справа и слева, на ил. условно не продемонстрированы) для установки стоек под промежуточный вал. Причем конструкция последних достаточно несложна. Отметим только, что это — 300-мм отрезок уголка 40×64 мм с двумя отверстиями на широкой его части (под подшипник промежуточного вала), приваренный к металлической пластине-основанию (8-мм СтЗ размерами 40×90 мм).

Характеристики МОТОБЛОКА

Габариты (без прицепа и руля управления), мм ……………………………..1100x800x1000
Колея, мм…………………………………………………………………………………………….. 500… 700
База мотоблока с тележной, мм…………………………………………………………………… 2130

Минимальный радиус поворота с тележкой, мм……………………………………………. 2150
Большая скорость при транспортировке грузов, км/ч……………………………….. 20
Рабочая скорость при пахоте, копне картофеля, км/ч ………………………………………

3,5
Мощность двигателя (не учитывая его доработки), л.с…………………………………………. 14

Установочные места для подшипников вапа колес находятся снизу на средней части лонжеронов рамы. Воображают они не что иное, как 200-мм стальной уголой 36×36 мм, с соответствующими отверстиями под болтовое соединение.

Поворотный механизм навески, как это видно из иллюстраций, складывается из двух лонжеронов прямоугольного сечения 40×8 мм, осей-болтов М16 и балки для крепления самих рабочих орудий, фиксируемые элементы которых*зажимаются в серийных гнездах (внутренний размер 46×17 мм, условно не продемонстрированы) от тракторных культиваторов. Причем любой из лонжеронов имеет пара равноудаленных друг от друга отверстий 0 16 мм (условно не продемонстрированы), предназначенных для П-образных скоб-фиксаторов с резьбой М16 на финишах.

Вторым своим финишем последние крепятся к стойкам промежуточного вала, изготов-

ление которого, кстати, как и установка на нем звездочек и подшипников, особенных трудностей не образовывает.

Вал колес с устанавливаемыми на нем деталями и узлами.

Особенным тут есть крепление муфт и ступиц-сцепок.

Передавая крутящий момент, это сочленение вводит маленькой люфт — «заменитель» дифференциала, или по большому счету размыкает кинематику, делая вращение колеса свободным.

Как продемонстрировала практика, столь хитроумное крепление достаточно выполнить на одном колесе, а второе — зафиксировать жестко на валу любым из прекрасно зарекомендовавших себя способов. К примеру, посредством сквозного болта с гайкой.

Замечательно держит и шпоночное соединение, усиленное фиксирующим (установочным) винтом.

В произвольных случаях одна из ступиц остается довольно-таки сложной конструкцией, с двумя крышками, втулкой-сцепкой. Но задача значительно упростится, в случае если удастся дотянуться готовую ступицу от сельхозтехники.

Тогда остается только мало расточить центральное отверстие в крышках до диаметра 40 мм и приварить с одной стороны (обращенной к раме мотоблока) втулку-сцепку, выполненную из 52-мм отрезка металлической трубы с толщиной стеной 6 мм, имеющего на противоположном от оси автомобили финише прямоугольный вырез. В него-то и будет входить выступ-зацеп.

Из отрезка такой же трубы изготавливается муфта-сцепка; на валу колес она крепится посредством болтового соединения.

Так что при необходимости движение колеса возможно практически за пара мин. сделать свободным. Достаточно только открутить гайку, вытащить болт и, развернув муфту-сцепку на 180°, установить ее на место с последующей твёрдой фиксацией на валу.

Фильтр очистки воздуха самодельный. Выполняется из отрезка металлической трубы, проволочной. сетки и консервной банки (см. ил.).

А в качестве наполнителя в нем замечательно сработает пропитанная маслом капроновая нить: Устанавливается воздухоочиститель посредством металлического хомута, надежно затягиваемого болтом М5 с гайкой.

Глушитель также самодельный. Базой его помогает отрезок металлической трубы, в котором создается для выхлопных газов собственного рода «лабиринт» из металлических 2-мм перегородок.

Причем крепить их возможно по-различному.

самый удачным можно считать два метода фиксации перегородок. Первый — посредством «нанизывания» на металлический стержень-шпильку с гайками.

Но для этого нужно, дабы перегородки имели центральное отверстие под такое крепление. Сущность второго метода в пазах, проделываемых в корпусе трубы — корпуса глушителя, куда вставляются с последующим привариванием по наружной поверхности перегородки, радиус изготовления которых увеличен с учетом толщины стены корпуса. За исключением, действительно, последнего диска-перегородки.

Для соединения глушителя с выхлопными трубами помогает привариваемая спереди втулка.

По сути, это простой отрезок трубы с отверстием и прорезью, точное расположение и размеры которых — по месту установки.

Остальные элементы конструкции мотоблока, их крепление и изготовление, думается, затруднений ни у кого не позовут. В случае если, очевидно, ориентироваться на представленные иллюстрации.

Для вентилятора идеально подходит малогабаритный электродвигатель типа МЭ14-А12/15 (ГОСТ3940-84). Но возможно применять и каждый, расчитанный на питание от сети постоянного тока напряжением 12В. В нашем случае он, как уже отмечалось, трудится от самодельного выпрямителя (см. схему), подключенного конкретно к генератору, мотоблока. Диоды с конденсатором вмонтированы в пластмассовый корпус и размещены вместе с самим вентилятором на особом кронштейне.

Как продемонстрировала долгая эксплуатация мотоблока, применяемая в его конструкции совокупность охлаждения существенно действеннее той, которая имеется на мотоциклах. Причем выигрыш тут налицо всегда года. Действительно, зимний период для поддержания оптимального температурного режима двигателя нужно ставить на вентилятор не четырех-, а двухлопастную крыльчатку, изготовление которой мало чем отличается от той, что дана на иллюстрациях.

Топливный бак возможно применять любой.

Среди них и самодельный. Горючее от него подается самотеком. Крепится же бак к стойкам промежуточного вала— металлическим уголкам на изогнутой металлической полосе сечением 40×4 мм (СтЗ). Изгиб формирует дополнительную жесткость и удачно вписывается в компоновку всей конструкции в целом. Эта же плита является основанием для-установки на ней приборного щитка и сигнвлов поворота (при перемещении с прицепной тележкой, условно не продемонстрированы).

Руль управления фактически ничем не отличается от тех, каковые много раз публиковались в описаниях самодельных конструкций под рубрикой «Малая механизация». Это те же две трубы подходящего сечения, изогнутые соответствующим образом, с закрепленными на них ручками «газа» (правая) и сцепления (левая). Для придания большей жесткости обе трубы связывают воедино верхняя и нижняя перекладины. Причем материалом для изготовления последних Помогают… все те же трубы.

Крепится руль управления в нижней собственной части на болтах с гайками конкретно к раме мотоблока.

Рычаг тормоза нужно установить на руле управления слева, чуть пониже нижней перекладины. А рядом — рычаг (педаль) переключения скоростей.

Так, дабы и при компоновке с прицепной тележкой ими было комфортно пользоваться..

И еще пара изюминок. Руль управления в средней собственной части скрепляется с верхней частью стойка промежуточного вала при помощи круглых стержней-стяжек с резьбовым соединением на финишах (для лучшей прочности). А коммутатор катушка и КЭТ зажигания находятся под топливным баком, за приборной доской.

Предусмотрено кроме этого устройство натяжения цепей.

Конструкция сцепки продемонстрирована на иллюстрациях. Ну а о том, как ее сделать, разговор нужен особенный.

Сцепное устройство (сцепка) не подведет. Так как выполняется оно на базе уже готовых подробностей, владеющих громадным запасом прочности (головка карданной передачи, штырь-сцепка), и не меньше надежного самодельного поворотного узла прицепа (тележки).

Последний, со своей стороны, представляет собой две коаксиальные толстостенные металлические трубы, диаметры которых подобраны так, что соприкасающиеся между собой поверхности трудятся подобно радиально-упорному подшипнику скольжения. Помимо этого, внутренняя труба есть одновременно и поворотной осью.

А наружная — дышлом, которое не только помогает для передачи тягового упрочнения на тележку, но и снабжает свободу наклона последней относительно оси мотоблока (налево либо направо).

Передний финиш внутренней трубы приваривается к карданной головке. На заднем же имеется резьба М36 для выборки люфта в продольном направлении и соответствующего крепления к приварной поперечине рамы прицепа. И еще одна особенность.

Для исключения вращения в вертикальной плоскости, и предотвращения заваливания сцепки при поворотах горизонтально расположенные два пальца крестовины привариваются к горизонтальной вилке карданной головки.

Рама прицепной тележки (см. ил.) благодаря включению в нее треугольных (а это, как мы знаем, самая твёрдая фигура) элементов и применению в качестве конструкционного материала металлического уголка оказалась очень и очень надежной.

Прямоугольная ее часть зашивается вагонкой, образуя дно кузова. Но возможно тут применять и 6-мм металлический лист. К раме привариваются четыре направленные вверх З00-мм стойки из металлического уголка, служащие базой для крепления бортов. А они, со своей стороны, смогут выполняться как из досок, так и из металлического страницы соответствующей толщины. Задний борт делается поворотным, откидывающимся вниз. С фиксаторами и креплением, подобными тем, каковые употребляются на грузовых автомашинах.

Сиденье также откидное. Крепится спереди на поворотных треугольных двух кронштейнах, изготовленных из 10-мм металлического прута.

В головной части рамы (снизу) нужно предусмотреть поворотную стояночную опору. Как это сделано, к примеру, в конструкции, описание и чертежи которой размещены в № 3’90.

Под стать раме и твёрдая конструкция «подвески» колес. Амортизаторов, как это видно из иллюстраций, тут нет.

Для работы в поле они, по глубокому убеждению автора, не необходимы. Но сходу повысилась значительно надежность всего прицепа. По данной же причине в качестве материала для того чтобы-распорки использован круглый металлический стержень диаметром 40 мм.

Дабы пара расширить клиренс прицепной тележки, полуоси колес установлены на кронштейнах. Приварены они к подпятникам и усилены косынками из 10-мм металлического страницы.

Что касается самих колес прицепа, то их лучше забрать от списанной сельхозтехники. Исходя из практики, смею утверждать: послужат вам отменно.

Тем более что крепятся такие колеса на имеющихся в их ступицах самоустанавливающихся шарикоподшипниках.

Окучник-картофелекопатель также возможно позаимствовать у сельхозтехники. Не смотря на то, что в полной мере подойдет и самодельная конструкция, подобная размещённой в № 2’86. Но полевую планку нужно выполнить не из 6-мм СгЗ, а применять металлический уголок 50×50 мм.

И приварить его не под углом 5° к горизонту, а порядка 3е— тогда картофелекопатель идет по полю ровнее.

Для лучшего отделения клубней от почвы направляться кроме этого пара расширить длину зуба-вытряхивателя миллиметров на 10 по обеим координатам. Тогда окучник-картофелекопатель примет вид, продемонстрированный на иллюстрации.

Грабли (а без них — какая уборочная страда) возможно легко изготовить по описанию и чертежам конструкции, размещённым в четвертом номере издания за 1990 год.

Как, но, и оснастить собственного мотопомощника бульдозерным отвалом (см. в том месте же). А вот плуг и борону сделать, ориентируясь на соответствующий материал, напечатанный в №10’91.

В.

СОЛОВЬЕВ, Республика Марий-Эл

Рандомные статьи:

Скоростной мотоблок МБ2, гибрид мотоцикла, версия 2


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Старый мотоцикл — новый мотоблок

    При разработке конструкции воображаемого мотоблока старались сразу решить три задачи. Во-первых, в большой степени применять для его изготовления стоящий…

  • Снежный мотоцикл

    В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г….

  • Мотоцикл широкого профиля

    Летом мотоцикл Минск служил мне правдой и верой, как сказочный конек-горбунок. В осеннюю пору же и зимний период, по обстоятельству распутья, он…

  • Мотоцикл о четырёх колёсах

    Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…