XXI век, конечно же, не век гужевого (конного) транспорта. Но для тех, кто живёт в сельской местности, где нет автозаправочных станций на большое количество вёрст окрест, данный вездеходный и всесезонный транспорт остаётся до сих пор насущным и востребованным. Возможно бы ещё заявить, что названный вид перевозочных средств — экологический, но в сельской местности это громадного значения не имеет.
Не смотря на то, что необходимо подчеркнуть, что в следствии работы получаются не вредные выбросы в воздух (к примеру, как от машин), а нужные — в землю.
Многие народности к тому же не мыслят себе жизнь без лошадей в силу традиций, а потому «въехали» на таковой телеге и в XXI век. Особенно популярен а также думается вечным гужевой транспорт у отечественных местных казахов. Продолжая традиции собственного народа, приятели-казахи круглый год возят на собственных лошадках урожай и навоз, топливо и стройматериалы.
В стране ещё имеется предприятия, изготавливающие на промышленной базе и «лошадиные прицепы». Но это большей частью кареты и различные экипажи, а вдруг скажем, телеги — то декоративные, годные лишь в качестве разве что древнего украшения дачного участка (действительно, практически по цене подержанного отечественного автомобиля). Но на них не то дабы грузы возить, а и сесть-то не безопасно — развалятся.
В это же время, много запросов на конструкцию телеги встречал и в сети, а вот ответов на них — очень мало, да да и то без чертежей. Кроме того на сайте фермеров информации о гужевых повозках, а правильнее об их конструкции, нет. С жаждой осветить этот пробел я и перенёс на бумагу конструкцию несложной современной телеги, знакомство с которой у меня произошло пара лет назад при восстановительном ремонте этого транспортного средства у друга-казаха.
Хорошая народная телега
Телега на колёсах с пневматическими шинами, безрессорная, грузовая, одноконная, оглобельная. При всей классичности и рациональности конструкции кое-какие подробности и узлы кроме того на глаз смотрелись открыто не сильный. По-видимому, «клепали» её из того, что было, а стыковочные узлы подробностей сваривали как имели возможность.
Как инженер-конструктор, я не стал слепо воспроизводить на бумаге упомянутую телегу со всеми её недочётами, а попытался исключить их, но однако максимально придерживаясь имеющейся конструкции. Исходя из этого конфигурация некоторых деталей и узлов (либо сортамент их материала) на чертежах смогут не совпадать с теми же элементами на фотографиях, каковые приведены для наглядности.
Перед тем как приступить к описанию конструкции телеги, направляться определиться с терминологией.
При всей похожести конструкций, узлов и названия деталей одного и того же назначения обычно отличаются не только у различных народностей и в разных местностях, но и в различных словарях. Исходя из этого при повествовании буду придерживаться словаря великорусского живого языка Владимира Ивановича Даля и начну с конструкции телеги, созданной и обрисованной ещё отечественными предками.
Телега — одноконный оглобельный воз, четырехколёсная грузовая повозка, в которую впрягают в большинстве случаев лошадей (реже волов, буйволов, мулов и др.). Довелось быть свидетелем, как в гружёную телегу «впрягались» четверо мужчин и перевозили её на достаточно большое расстояние.
Простая гужевая телега складывается из кузова и хода.
Между ними установлены промежуточные подробности — ручи-цы, выполненные по форме кузова. Со своей стороны, движение складывается из двух осей с надосниками (усилителями осей); четырёх колёс (по два на каждой оси), причём передние меньшего диаметра, чем задние; двух подушек-стоек («по-автомобильному» — твёрдой подвески) — передней и задней и лисицы (связь между осями: чаще именуемые как роспуск, развод), врезанной в обе подушки.
Один из финишей лисицы скреплён с подушкой наглухо, второй же — с возможностью переустановки второй подушки на протяжении неё для трансформации расстояния между осями (длины телеги). «Глухой» финиш лисицы может для надёжности раскрепляться укосинами. Передняя подушка соединена с передней осью через поворотный круг шкворнем (штырь, сердечник, курок), что даёт возможность оси поворачиваться на шкворне.
К плечам передней оси шарнирно присоединены оглобли, каковые ещё дополнительно соединены с финишами оси тяжами. Для этого на оглоблях закреплены гребёнки, на каковые и надеваются верхние петли тяжей, а на осях их нижние петли притыкаются чеками.
Большая часть узлов конструкции телеги — древесные и лишь крепёжные подробности, оси да ободья колёс — металлические.
Разновидности телег: дроги (грузовая телега без кузова), полок (дроги с дощатой площадкой наверху), тележка (повозка с козлами и сиденьем).
В отличие от древних сельских моделей, в современной телеге достаточно большое количество железных подробностей, по большей части — силовые элементы. Да и колёса не древесные со металлическими бандажами-ободьями, а от сельскохозяйственной техники илиавтомобильные — с пневматическими шинами.
Современная гужевая телега (конная повозка) на колёсах с пневматическими шинами (на резиновом ходу):
1 — съёмные борта кузова (доска s20); 2 — съёмное мягкое сиденье (2 шт.); 3 — окантовка грузовой площадки-полога (брусок 50×40); 4 — грузовая площадка-полог (доска s30); 5 — подложка-ручица (брус 54×50, 4 шт.); 6 — рама (железный профиль различного сортамента); 7 — колесо 5х 10 d292 (от сельхозтехники, 4 шт.); 8 — строповочное кольцо (проволока d10); 9 — пластина тяжа (сталь, лист s6, 2 шт.); 10 — крючок тяжа (проволока d10, 2 шт.); 11 — тяж (проволока d6, 2 шт.); 12 — петля тяжа (проволока d10,2 шт.); 13 — регулировочная гребёнка (металлической уголок 30×30, 2 шт.); 14 — оглобля (дерево жёстких лиственных пород, жердь d60, 2 шт.); 15 — ограничитель гужа хомута (транспортёрная лента s10,2 шт.); 16 — шарнир (кронштейн, ось и скоба — болт М 18×100) крепления оглобли к передней оси; 17 — поворотный круг; 18 — задняя ось в сборе; 19 — передняя ось в сборе; 20 — прокладка (войлок s10, пропитанный литолом); 21 — шкворень (болт М20х100)
Рама:
1 — поперечный элемент обвязки (без сомнений-образный профиль 60x40x3, 2 шт.); 2 — продольный элемент обвязки (П-образный профиль 60x40x3, 2 шт.); 3 — лонжерон (труба 60x40x3,2 шт.); 4 — срединная поперечина (труба 60x40x3); 5 — передний подкос (труба 60x40x3,2 шт.); 6 — верхняя часть поворотного круга (металлической лист s10); 7 — задняя стойка (труба 60x40x3,2 Шт.)
Движение (шасси) гужевой повозки с колёсами на пневматических шинах
Передняя ось с поворотным кругом
Передняя ось:
1 — ось (металлическая труба 048×3); 2 — наконечник оси (Ст.45, круг 48,2 шт.); 3 — надосник-усилитель (швеллер № 6,5); 4 — нижняя часть поворотного круга); 5 — кронштейн шарнирного крепления оглобли (металлической лист б6); 6 — пневматическая шина колеса (2 шт.); 7 — диск колеса d102 / 4,00» (2 шт.); 8 — фланец крепления диска колеса к ступице; 9 — ступица; 10 — внутренний подшипник качения (2 шт.); 11 — наружный подшипник качения (2 шт.); 12 — контргайки и гайки (8 шт.); 13 — пластина подсоединения тяжа к оси (2 шт.)
Самосвал «Эй, ухнем!»
Грузовой вариант современной телеги
доступность материалов и Простота конструкции разрешают изготовить такое транспортное средство и умелому самодельщику. Все применённые материалы смогут быть заменены на подходящие. Сталь — на алюминий либо нержавейку, сосна — на берёзу либо дуб, швеллер — на трубу либо уголок и т.д.
Это вероятно из-за отсутствия особого госстандарта по гужевому транспорту. Исходя из этого по окончании приобретения лошади возможно её запрягать в телегу и ехать в любом виде в любую сторону, где лишь перемещение гужевого транспорта не не разрещаеться, не нужно кроме того номерной и водительское удостоверение символ!
О конской сбруе сказать не буду: в ней имеется большое количество чего для того чтобы, что под силу изготовить лишь мастерам этого дела — шорникам.
Оптимальность габаритных размеров, высоты грузовой площадки и «отточенность» конструкции выяснены и проверены десятилетиями и дажевеками и изменять их нужно разве что при громадной необходимости.
Современная телега состоит большей частью из тех же, но нескольких (и пара поменянных) деталей и других узлов.
Рама.
В большинстве случаев она сейчас сварная и изготавливается из металлических прокатных либо штампованных (гнутых) профилей разного сортамента. Состоит, в большинстве случаев, из обвязки, поперечин и лонжеронов (одной либо нескольких). К раме приварены передние (наклонные) и задние (вертикальные) стойки, раскреплённые подкосами, к передней стойке снизу приварен верхний поворотный круг.
В современной гужевой повозке рама заменяет и лисицу, и подушки, и дроги. В обрисовываемой конструкции в П-образный профиль обвязки вкладываются подходящие древесные бруски — к ним потом крепятся доски настила грузовой платформы.
Передняя ось сохранила не только собственное назначение, но и, в принципе, -конструкцию.
Но в сборе со ступицами, подшипниками качения, колёсами на пневматических шинах данный узел в полной мере возможно именовать по-автомобильному — передний мост. Главная часть оси изготовлена из трубы наружным диаметром 48 мм и усилена наложенным сверху и приваренным к ней П-образным профилем. Наконечники оси — от той же сельхозтехники, внутренние их финиши проточены под внутренний диаметр трубы оси, засунуты в неё и приварены по кругу.
Кронштейны крепления оглоблей и нижний поворотный круг не изменились. Колёса, в большинстве случаев, не большого диаметра (в этом случае размерами 5×10),
дабы лошади было легче их поворачивать и они имели возможность заходить под раму при крутых (малого радиуса) поворотах — от сельскохозяйственной техники либо автомобильные.
Задняя ось по размерам и конструкции аналогична передней оси, лишь у неё отсутствуют кронштейны крепления оглоблей и нижний поворотный круг.
Колеса на пневматических шинах смогут быть для того чтобы же типоразмера, что и передние, либо большего.
Войлочный промасленный круг толщиной около 10 мм, устанавливаемый между верхним (рамы) и нижним (передней оси) поворотными кругами трудится как подшипник скольжения при поворотах а также как амортизатор — в поездках. Напрашивается замена данного узла на радиальноупорный подшипник, но наряду с этим усложняется конструкция.
Пара оглоблей в сборе с шарнирами, тяжами и гребёнками остаются хорошими. А вот материалы смогут быть применены и современные, подходящие.
Кузов изготавливается под предполагаемые перевозки, но самые универсальным есть платформенного типа, воображающий собой полок — плоскую либо легко вогнутую грузопассажирскую площадку (значительно чаще — из досок). Площадка оборудуется дощатыми съёмными либо откидными бортами и мягкими съёмными сиденьями.
В пассажирском варианте в качестве повозки приспосабливаются кроме того кузова автомобилей .
Самое же тяжёлое, но потому и увлекательное для конструктора: при попытке улучшить народную конструк-
цию (к примеру, сделать самосвальный кузов) машинально происходит повышение массы, что не очень-то прекрасно для рабочей лошадки! В случае если же сварить облегчённую прочную раму из лёгких сплавов (к примеру, из хромансильевых либо титановых) — то весьма поднимается цена, что совсем не нравится хозяину.
Исходя из этого попытался усилить не сильный места качественными небольшими подкосами и сварными швами и косынками.
Заканчивая рассказ, отмечу, что современную гужевую повозку нужно снабдить хотя бы несложными и недорогими световыми сигнальными устройствами: парой световозвращателей белого цвета — по бокам спереди, а позади — парой красных. В чёрное же время суток либо в условиях нехорошей видимости нужно применять сигнальные фонари (либо один комбинированный) с соответствующими огнями.
И ещё. Лошадь, конечно же, животное умное и послушное. Но ситуации на дорогах случаются и такие, каковые смогут испугать коня и вывести его из повиновения.
Тогда-то и нужны на повозке тормоза, каковые, но, в полной мере смогут понадобиться и в штатных обстановках, к примеру при остановках на подъёмах и спусках, не смотря на то, что в этом случае возможно обойтись и тормозным башмаком.
«Сокровище» же обычной телеги должна быть ещё и в том, дабы её не жалко было дать в придачу вместе с реализованным конём! Дёшево -не со злобой.
А.
МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск,Тюменская обл.
Рандомные статьи:
А.С.Пушкин \
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Из всего разнообразия картов, выстроенных спортсменами и производимых отечественной индустрией, самый совершенным по конструкции и по последовательности…
-
Полезные советы: как увеличить жизнь своего ноутбука
Портативность ноутбука очень сильно увеличивает риск разных повреждений и поломок. Однако, всё больше пользователей выбирают как раз его вместо…
-
10 Советов, которые могут спасти вам жизнь
Сейчас возможно отыскать нужные рекомендации на все случае судьбы — в случае если нужно скоро убрать в доме, на скорую руку приготовить обед и т.д….
-
10 Полезных советов, которые однажды могут сохранить вам жизнь
Что делать? в случае если в походе закончилась вода? Как функционировать, в то время, когда вы идете в людное место? Что делать, в случае если отказали…