Тандем — велосипед для двоих

Много лет я являюсь постоянным подписчиком «М-К» и нахожу в нем большое количество для себя занимательного и нужного. Надеюсь, что и мой опыт понадобится вторым читателям: желаю поделиться практическими рекомендациями и своими соображениями по поводу изготовления и эксплуатации велосипеда-тандема. Такую машину я сделал собственными силами пять лет назад и проехал на ней уже несколько тысячу километров.

Итак, сначала о преимуществах двухместного велосипеда. Во первых, это возможность езды с высокой скоростью, сравнимой со скоростью, достигаемой гоночными велосипедами. Во-вторых, тандем эргономичен при поездке двух различных по силам людей: любой может вращать педали с привычным для себя упрочнением и машинально более сильный «тянет» не сильный.

Это одно из преимуществ, разрешающее советовать такие велосипеды для туризма, в особенности домашнего. А наличие ведущего в двойке, держащего управление в собственных руках, снижает риск и психотерапевтическую напряженность при перемещении по дорогам с интенсивным транспортным потоком.

Но «бесплатных пирожных не бывает»: и тандем владеет некоторыми недочётами. Это меньшая маневренность, больший тормозной путь, меньшая проходимость по неровной, бугристой местности, тяжелее езда в одиночку из-за большего веса сочленен ной автомобили. Исходя из этого, перед тем как взяться за инструменты и заняться изготовлением «долгого» велосипеда, поразмыслите о целях, возможностях его эксплуатации, наличии места для его хранения.

В случае если же вы вычисляете, что тандем вам нужен, то предлагаю более детально ознакомиться с моим вариантом, не смотря на то, что ответов возможно множество.Тандем - велосипед для двоих

Рама моего велосипеда, как видно на фотографиях, сварена из двух рам спортивных велосипедов «Спутник». Ее размеры разрешают входить в обычный грузовой лифт, не снимая колес, а в пассажирский — без переднего колеса.

Использование рам дорожных велосипедов исключает возможность пользования пассажирским лифтом. Кроме этого рекомендую не покупать рамыот гоночных автомобилей, поскольку точно появятся сложности с размещением колес типа 40х622. А потому, что испытываемые нагрузки высокие, то вилку нужно поставить с более толстыми перьями.

Компоновка самодельного тандема.

Изготовить раму возможно разными методами. Исходя из собственных возможностей я выбрал следующий. От передней рамы отпиливается цепная вилка.

Задняя вилка второй рамы остается без каких бы то ни было трансформаций (это, кстати, одно из преимуществ, поскольку при необходимости — к примеру, при неустранимой поломке в дальнем путешествии, — возможно посредством ножовки практически за полчаса переделать тандем в простую одиночку).

Сейчас нужно распилить поперек подседельную трубу передней рамы на расстоянии 100 мм от верха и развести оказавшиеся части вправо и влево.

Затем на нижнюю часть «наряжается» рулевая колонка задней рамы, а во внутреннюю полость подседельной трубы вставляется буж (возможно применять трубку от седла), разогнутые части совмещаются и обвариваются электросваркой. От третьей рамы (дополнительной; подойдет каждая сломанная, из металлолома) отпиливается нижняя труба с половиной каретки и вставляется между каретками передней и задней рам.

Спереди крепление осуществляется внакладку с фиксацией временными технологическими болтами М6, а позади посредством сварки; по окончании чего обваривается соединение на передней каретке и болты снимаются. Рама готова. На таковой конструкции я ездил по любым дорогам, причем вес пассажиров с багажом приближался к 200 кг — поломок не было.

Сборка рамы тандема:
1 — задняя рама, 2 — передняя рама, 3 — дополнительная стяжка между каретками передней и задней рам.

Наличие нескольких передач для тандема весьма нужно. И не смотря на то, что усложняется кинематика конструкции, с этим направляться примириться, потому, что возможность применения разных передаточных взаимоотношений с лихвой окупается на разнообразном рельефе с равнинными и горными дорогами.

Вращательный момент на заднее колесо передается посредством двух цепных передач: одной между педальными звездочками, с передаточным числом, равным единице, и второй стандартной, от «Спутника». Цепи возможно разместить с одной либо различных сторон от оси велосипеда. Во многих источниках рекомендуется второй метод, как самая простой в исполнении.

Я же настоятельно рекомендую так не делать по причине того, что запас прочности велосипедных подробностей мал, и по возможности нужно применять такие решения, каковые разрешают не увеличивать нагрузки на стандартные узлы. При размещении же цепей с различных сторон нагрузка на заднюю каретку многократно возрастает, исходя из этого вал, чашки и подшипники весьма скоро выходят из строя.

К этому добавляется да и то, что на левой стороне стоят «правые» шатуны и все педали, не считая задней правой, стоящей на своем «родном» месте, всегда норовят выкрутиться.

Кинематическая схема привода тандема:
1 — блок задних звездочек в сборе (от «Спутника» либо «Старт-шоссе»), 2 — задняя цепь, 3 — задняя звездочка переднего привода (Z=40), 4 — задняя ведущая звездочка (Z=51), 5 — натяжной ролик, 6 — передняя цепь, 7 — передняя ведущая звездочка (Z=40).

Установка заднего руля.

С одной же, правой, стороны поставить цепи сложнее, но в будущем не будет никаких неприятностей. Технически это делается так. На валу передней каретки пропиливается напильником канавка под клин так, дабы возможно было переместить шатун максимально влево.

40-зубая звездочка крепится к обрезанному центру от 50-зубой звездочки, а дополнительные шайбы кроме этого сдвигают ее как возможно влево.

Для задней каретки подбирается вал с громаднейшим вылетом вправо, повторяется подобная процедура с распиливанием канавки на валу, дабы сместить его максимально вправо, но в этом случае помогаетона не намного, поскольку канавка и без того достаточно близка к краю. Еще одна возможностьсместить вал — подпилить сбоку клин.

Дабы цепи не задевали приятель за приятеля, толщина дистанционных шайб между звездочками в простой сборке возрастает. В случае если задняя цепь будет цепляться за вилку, на последней возможно бережно сделать маленькое углубление.

Долгое применение тандема продемонстрировало, что ни синхронная, ни перпендикулярная установка шатунов не снабжает нужную равномерность перемещения.

Нужно экспериментально подобрать оптимальный угол между ними: это обеспечит перемещение без рывков и удобство при посадке и трогании.

Натяжение передней цепи осуществляется посредством одного ролика отстарого суппорта. Он крепится к раме хомутом. Потому, что пружина параллелограмма с суппорта удалена, а покинута только натяжная — ролик самоустанавливается в поперечном направлении.

Установка ролика натяжения цепи переднего привода.

Передние седло и руль не имеют никаких изюминок: употребляются простые. Задний руль — самодельный, из трубы от сломанной рамы велосипеда (она легкая и прочная). Крепится руль посредством длинного болта и штатного хомута к трубе переднего седла. Дополнительное удобство в эксплуатации формирует эксцентриковый зажим от складного велосипеда на трубе заднего седла — это разрешает скоро регулировать его по высоте, что приходится делать частенько.

Заднее, ведущее, колесо собирается на базе алюминиевого обода от дорожного велосипеда, а втулка берется от «Старт-шоссе» с «пятерником» 13-15-17-19-21 либо штатная от «Спутника» (в последнем случае самая маленькая звездочка имеет 14 зубьев, следовательно, большая скорость будет немного меньше). Переднее колесо кроме этого лучше оборудовать ободом прямоугольного сечения от дорожного велосипеда, потому, что «спутниковские» слабоваты.

В крайнем случае возможно «обуть» их дорожной «резиной» — это смягчит удары и уменьшит возможность «пробоев» до ободов.

направляться не забывать, что на заднее колесо приходятся громадные нагрузки, и на моем тандеме было нужно поменять уже два обода и две покрышки; переднее же до сих пор в норме. Исходя из этого необходимо сходу производить в себе аккуратный стиль езды, и систематично смотреть за давлением — оно должно быть от 2…2,5 кг/см2 до 3…3,5 кг/см2. Принципиально важно помнить и о постоянном и сильном натяжении спиц.

Делая эти советы, возможно продолжить срок эксплуатации колес.

Громадное значение на двухместном велосипеде имеет надежность тормозной совокупности. Для ее увеличения при применении бестормозной тормозов и втулки клещевого типа на ободах желательны насечки, увеличивающие коэффициент трения.

Спортивный вариант тандема возможно оборудовать туклипсами на все педали.

Но для повседневного либо туристского применения делать это не нужно — достаточно туклипсов лишь на передних педалях, поскольку не все напарники могут ими пользоваться; помимо этого, при езде в одиночку они цепляются за почву.

Дабы задний грязезащитный щиток не мешал закатывать тандем в лифт, он мало обрезается. Его крепление осуществляется в задней части к багажнику.

А. ЛЁТКИН

Рандомные статьи:

тандем велотандем велосипед экспресс вело для двоих


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Тандем для двоих, троих, четверых

    За базу мы забрали дорожный велосипед (с «женской» рамой), установили на него продольную балку из двух алюминиевых профилей-уголков и закрепили на балке…

  • Велосипед для кросса

    Триал… Данный термин знаком сейчас многим. Соревнования по мото-и велотриалу завлекают тысячи энтузиастов этих новых видов спорта. Но в случае если для…

  • Три колеса для двоих

    Вряд ли найдется хоть один кроха, что откажется прокатиться на мотоцикле. Вот для таких ребят у нас на Вознесенской СЮТ сконструировали «Чебурашку»….

  • 18 Самых полезных аксессуаров для велосипеда

    Велосипедные перчатки, велокомпьютер, велосипедное освещение, велосипедная одежда и другие нужные вещи, каковые может (а иногда и обязан) иметь любой…