Тандем для двоих, троих, четверых

За базу мы забрали дорожный велосипед (с «женской» рамой), установили на него продольную балку из двух алюминиевых профилей-уголков и закрепили на балке два седла со спинками так, дабы первый седок имел возможность крутить педали привода переднего колеса, а второй — простой цепной привод заднего колеса. Так оказался двухместный велосипед с теми же габаритами, что и серийный одноместный.

Сидящий на переднем сиденье вращ„_т педали дополнительного привода, расположенного в центре переднего колеса, поддерживает равновесие, и делает функции водителя. Второй седок трудится педалями, приводящими во вращение заднее колесо, держась наряду с этим за рукоятки на спинке переднего сиденья.

Руль для отечественного велосипеда имеет своеобразную форму — ручки его немного подняты, да и конфигурация поменяна для более эргономичного управления. Назвали мы отечественный тандем «Друг». Масса автомобили — 23…25 кг. «Друг» был выстроен и всесторонне испытан — а также в сельской местности.

А сейчас подробнее о приводе переднего колеса. Он представляет собой простую одноступенчатую планетарную передачу с одним сателлитом. Венец с внутренними зубьями без движений закреплен на вилке колеса.

При вращении педалей сателлит, сидящий на рычаге одной из педалей, обкатываясь по неподвижному венцу с внутренними зубьями, заставляет вращаться центральную шестерню в ту же сторону, шнобель частотой вращения, большей в передаточное число раз. Само же передаточное число определяется по формуле:

Это указывает, что при одном обороте педалей колесо сделает четыре оборота, и причем в ту же сторону!

Центральная шестерня связана со ступицей колеса через обгонную муфту.

Исходя из этого педалями возможно вращать колесо лишь в одну сторону (вперед); при остановке педалей либо их вращении в обратную сторону колесо вращаетсяв ту же сторону, наряду с этим слышно характерное прощелкивание штифтов муфты.

Тандем для двоих, троих, четверых
Рис. 1. Универсальный планетарный мультипликатор дли транспортного средства с мускульным приводом:

1 — вилка рул», 2 — спицы, 3 — ступица колеса, 4 — звездочка, 5 — втулочно-роликовая цепь, 6 — рычаг, 7 педаль, 8 проушина, 9 винт Мб, 10 — сателлит (т = 2, 7=22), 1 I — пружина (проволока диаметр 0,5 мм), 12 ось (металлической штифт 0 1,5 мм), 13 — центральная шестерня (m = 2, Z=28), 14 — венец с внутренним зацеплением (m = 2,7=72), 15 — шарикоподшипник (ГОСТ 8338-75, № 1000909), 16 — шарикоподшипник (ГОСТ 8338-75, № 1000903), 17 — штифт диаметр 6 мм, 18 — крышка. 19 — кожух.

Р и с. 2. Тандем «Друг» с цепным приводом на заднее колесо и планетарным — на переднее.

Р и с. 3. Трехместный велоснпед-тандем «Тройка» с планетарным приводом на переднее колесо и комбинированным (планетарным и цепным) — на заднее.

Р и с. 4. Вариант применения универсального планетарного мультипликатора для комбинированного многофункционального велосипеда (на рисунке — грузовой вариант с пристыковываемой грузовой тележкой).

Р и с. 5. Применение универсального привода для многоместного веломобиля.

Так, мы имеем два свободных друг от друга привода, по одному на каждом колесе, которыми возможно трудиться несинхронно, в разном режиме и в любом темпе. Скорость для того чтобы велосипеда при соответствующем подборе передаточных чисел на 10-М 50 больше, чем у существующих на данный момент.

Пара слов о характерных изюминках этого привода.

Целый механизм привода находится по одну сторону колеса, причем педали вращаются в ту же сторону, что и колесо. Все это позволило относительно несложно сконструировать двухприводное колесо: с одной стороны расположен планетарный привод с педалями и рычагами, вращающимися по центру колеса, а иначе звездочка с цепным приводом.

Наряду с этим оба привода свободны друг от друга (кроме того трудясь на одно колесо), так как не смотря на то, что центральная шестерня планетарного привода, звездочка цепного привода и ступица колеса сидят на одной оси, но связаны между собой через обгонные муфты. Ступица колеса в этом случае имеет кулачки с обоих торцов.

Кстати, таким приводом возможно оснастить и заднее колесо. Тогда мы возьмём двухколесный трехприводный трехместный велосипед, названный нами «Русская тройка».

Скорость «Тройки», по всей видимости, будет побольше, чем «Друга». Заднее колесо «Тройки» должно быть посолиднее (к примеру, от мопеда), потому, что нагрузка на него будет больше. Масса для того чтобы тандема составит уже 30—35 кг.

Заднее сиденье наряду с этим лучше сделать выдвижным, на двух телескопических стойках.

Передаточные числа всех приводов (как и диаметры колес) смогут различаться друг от друга, только бы не было громадной отличия, по причине того, что наряду с этим один из седоков обязан будет крутить педали скоро, а второй существенно медленнее. Но для поддержания хорошей скорости нужна дружная и слаженная работа приводов, как при работе на веслах.

Планетарный привод должен быть прекрасно смазан, отрегулирован на плавность и лёгкость вращения; штифты обгонной муфты должны трудиться без заеданий. Целый механизм направляться в обязательном порядке закрыть от пыли и попадания грязи защитным кожухом из узкой жести. Сам же кожух закрепляется на рычаге и вращается вместе с ним.

Пара слов о недостатках и преимуществах предлагаемого привода.

С позиций конструктора, отечественная схема владеет целым рядом преимуществ: зубчатая передача надежна в работе, она владеет высоким КПД — около 0,95, что немного выше, чем у цепной; она несложна по устройству и имеет маленькое количество главных подробностей, и ко всему таковой привод легко планирует и разбирается.

К недочётам привода необходимо отнести прежде всего наличие ненадежного и не сильный звена — обгонной муфты с ее пружинками и штифтами.

К тому же «планетарка» не хорошо защищена от грязи, песка, жидкости, каковые, к сожалению, легко попадают вовнутрь механизма.

И последнее. Само собой разумеется, езда либо путешествие на «Русской тройке» либо «Друге» доставляют наслаждение, но требуют хорошего взаимопонимания и взаимодействия членов экипажа для поддержания равновесия, слаженной работы, слежения за дорогой и дорожной обстановкой. Особенная ответственность за безопасность перемещения лежит на рулевом.

Тормоза простые, колодочные, с управлением рукой на руле (как у спортивных велосипедов).

Напоследок направляться подчернуть, что комбинация «планетарки» с колесом может стать универсальным приводом для самых разных транспортных средств с педальным приводом — велосипедов, веломобилей, детских велосипедов. Универсальный модуль, как нам думается, окажет помощь многим энтузиастам мускулоходов в создании новых экономичных и скоростных экипажей.

В.

БУТОРЛИН, О. ВАХАРЛОВСКАЯ, г.

Рандомные статьи:

Как использовать аккаунт PS4 на двоих и троих игроков


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Тандем — велосипед для двоих

    Много лет я являюсь постоянным подписчиком «М-К» и нахожу в нем большое количество для себя занимательного и нужного. Надеюсь, что и мой опыт понадобится…

  • Три колеса для двоих

    Вряд ли найдется хоть один кроха, что откажется прокатиться на мотоцикле. Вот для таких ребят у нас на Вознесенской СЮТ сконструировали «Чебурашку»….

  • Кемпер для двоих

    Универсальный прицеп для автомобиля . Мы с женой довольно часто выезжаем на своём автомобиле в недалёкие путешествия — то порыбачить на озеро, то в лес…

  • Веломобиль для прогулок и дела

    На данный момент автомобильные «пробки» и смог стали главной проблемой не только мегаполисов, но и маленьких провинциальных городов. Развитие…