Трактор-«альпинист»

Немногим более полувека назад, на заре Советской власти Владимир Ильич Ленин грезил о том времени, в то время, когда мы сможем дать сельскому хозяйству 100 тысяч тракторов. Советские люди под управлением Компартии воплотили в судьбу мечту великого вождя, выполнили его завет. Сейчас не 100 тысяч — миллионы замечательных современных тракторов трудятся на бескрайних просторах страны.

И ежегодно в совхозы и колхозы поступают новые, еще более производительные автомобили.

Без трактора нереально сейчас представить полевые работы в любом уголке, где имеется пахотные почвы. Добралась техника и в том направлении, где столетиями преобладал ручной труд, — на горные склоны. Это устройчивые и высокопроизводительные автомобили, которым не страшны нм крутые уклоны, ни разреженный воздушное пространство, которым подвластны тяжелые земли, отвоеванные человеком у гор. О таких автомобилях в далеком прошлом грезили земледельцы.

И вот они пришли на поля и совместно со собственными равнинными собратьями стали на вахту завершающего года пятилетки.

В распоряжении ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании работников сельского хозяйства за повышение заготовок и производства продуктов животноводства и земледелия в 1975 году и успешное завершение девятой пятилетки» находятся превосходные слова, обращенные к труженикам сельского хозяйства.

Вот они: «Усилить работу по переподготовке и подготовке кадров массовых профессий, в особенности механизаторов, шире развивать наставничество как одну из повышения и важных форм воспитания опытного мастерства молодежи». К вам, будущие хозяева полей, будущие конструкторы техники Страны Советов, обращены и многие материалы кашей рубрики «Техника пятилетки».

Мы сохраняем надежду, что публикуемая в этом номере статья о горных тракторах равно как и другие материалы, посвященные сельскому хозяйству, каковые печатает отечественный издание, окажут помощь вам стремительнее овладеть сложными современными автомобилями, в ударном труде добиться высоких производственных показателей во Всесоюзном социалистическом соревновании.

Посмотрите на карту: треть территории нашей страны занимают горные районы.

Зелень среднерусской равнины окаймлена с юга коричневыми пучками сходящихся и расходящихся гребней, отрогов и цепей Главного Кавказского хребта с белыми крапинками ледников и снеговиков. Еще ниже по карте — Небольшой Кавказ, Южно-Грузинское нагорье. Украинские степи замыкаются снизу Крымскими горами, а слева, на западе, — красивыми лесистыми Карпатами.

А на севере европейской территории Альянса—Хибины, на востоке — Урал. Дальше Великая Западно-Сибирская низменность — и она также представляет собой как бы чашу с высокими краями гор. За нею горная страна — Восточная Сибирь. На юге, действительно, степи; но по окончании них начинаются такие горы, равных которым нет в мире: Тянь-Шань, Памир. Дальний Восток — также разветвленная совокупность хребтов. Получается, что не так уж мало это для отечественной большую территорию — треть.

Трактор-«альпинист»

Рис. 2. Схема автоматического сглаживающего устройства:

1 — маятник, 2 — остов склонохода, 3 — парораспределитель, 4 — насос, 5 — поршень, 6 — соединительный рычаг.

Рис. 3. Схема трактора с устройством, противодействующим оползанию на склоне (а — вид сбоку, в — вид позади):

1, 2 — диски-зацепы, 3 — кронштейны зацепов, 4 — бортовой редуктор левый, 5 — ведущие колеса склонохода, 6 — кабина трактора, 7 — бортовой редуктор правый.

Кое-какие отечественные союзные республики являются в основном горными: в Азербайджанской ССР горные массивы занимают 60% территории, в Армянской — 84, в Грузинской — 92, в Таджикской — 93, в Киргизской — 95%.

Хребты, крутые и скалистые, пересекают эти республики во многих направлениях, образуя склоны, равнины, ущелья, плоскогорья.

Это в основном места незаселенные и неосваиваемые. Тот, кому довелось посещать в южном Казахстане и Киргизии, разумеется, не забывает, что дорога от Джамбула до Фрунзе, к примеру, как одна целая улица: нескончаемый последовательность домов, магазинов, автозаправочных станций и т. д. Это равнина реки Чу.

Но только свернешь в сторону, как попадаешь в царство красноватых каменистых осыпей, крутых склонов, изрезанных складками, дух захватывающей высоты — и практически полного безлюдья. Только стада овец белеют на зеленых буграх.

Но сейчас горам придается все большее значение в хозяйственном развитии страны. Это места, где нужные ископаемые самый близко подходят к земной поверхности.

Горы — это рудники, шахты, обогатительные комбинаты; значит, предприятия горнорудной, металлургической, химической и других индустрии. Горные районы — наиболее значимый резерв индустриального развития страны. Не просто так Байкало-Амурская магистраль, которая пересечет горные районы Восточной Сибири, будет нести не только транспортную нагрузку, но и явится, образно говоря, необычной нитью кристаллизации: около нее вырастут новые шахты и заводы, города и рудники.

В горах Карпат имеется леса, древесина которых имеет полезное хозяйственное, значение. Во многих горных районах бьют источники термальных и минеральных вод. «Горный воздушное пространство» — понятие, ставшее практически нарицательным, определяющее воздух, не засоренную промышленными отходами и выхлопными газами. Горы — совершенное место для курортов и санаториев.

И в сельском хозяйстве роль горных районов велика.

Тут замечательно растут культуры, каковые в других местах не выживают: чай, виноград, цитрусовые. Пахотные участки в горах занимают 9 млн. га почвы, 63 млн. га — пастбища и сенокосы. А современное сельское хозяйство, среди них и горное земледелие, без технической базы немыслимо. Однако тут появляются определенные трудности.

Мощность тракторов понижается с подъемом в горные районы из-за разреженности воздуха.

На высоте в 2 тысячи метров мощность карбюраторных двигателей значительно уменьшается, к примеру, на 22%, а дизельных — на 19. Но это еще не самое основное препятствие для работы тракторов в горах. Основное — это крутизна склонов. И тут существует определенная классификация. Равнина — место, где уклоны не превышают 1—2°.

Такими размерами возможно пренебречь и пускать тут в работу орудия и обычные машины. На пологих склонах величина уклонов образовывает 2—9°. орудия и Сельскохозяйственные машины неспециализированного назначения тут смогут быть применены, в случае если выполнять определенные условия либо поставить соответствующие вспомогательные приспособления. У склонов крутизна 9—20°. Тут смогут трудиться лишь особые тракторы, орудия и сельскохозяйственные машины.

И наконец, крутые склоны, где крутизна выше 20°. В этих условиях возможно трудиться крайне редко либо по окончании террасирования — нарезания на склонах горизонтальных террас. Чаще же крутые склоны употребляются как пастбища.

С повышением крутизны склона устойчивость автомобили быстро снижается. Трактор простого типа может опрокинуться кроме того на склоне в 12 либо 15°: перераспределяется вес, приходящийся на отдельные элементы ходовой части. Чем круче склон, тем больше нагружены задние балансиры гусеничного трактора, а у колесного задние колеса. Земля от этого деформируется; сопротивление перемещению возрастает.

В случае если рельеф неожиданно изменяется — склон делается еще круче — либо скоро увеличивается скорость, передние колеса трактора, в особенности в то время, когда он снабжен навесными орудиями, отрываются от почвы, и он может опрокинуться. Неслучайно особая сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ) пара лет назад советовала: «Все главные виды обработки земли, уход и посев за сельскохозяйственными культурами на выровненных и односторонних горных склонах создавать лишь поперек склонов…»

Но при работе поперек склонов трактор кренится набок, трактористу в таковой позе пребывать некомфортно и тяжело: машина норовит свернуть, в особенности колесный трактор.

Сельскохозяйственные автомобили неспециализированного назначения нужными особенностями для горного земледелия не владеют. Простые тракторы и самоходные шасси смогут трудиться на склонах до 8—10°. Но любой поворот быстро ухудшает тягу и затрудняет управление.

И чем больше угол склона, тем выше расход горючего, тем тяжелее руководить машиной.

А ведь именно на склонах, крутизна которых превышает 8°, расположено от 20 до 80% обрабатываемой почвы Средней Азии, Грузии, Армении, Краснодарского края.

Дабы простые автомобили имели возможность употребляться в горах, приходится придумывать разные приспособления. Дабы двигатель на высоте не «задыхался», его снабжают механизмами наддува.

Уменьшают подачу топливного насоса дизелей, дабы коэффициент воздуха в смеси имел оптимальную величину. Для понижения центра тяжести в полые колеса наливают воду. Дабы повысить устойчивость автомобилей, увеличивают ширину колес, додавая съемные уширители: железные ободья, каковые по ширине больше колес, а по диаметру меньше. Площадь сцепления с землёй возрастает, а пробуксовка значительно уменьшается.

В технической литературе имеется информацию о том, что трактор с уширителями трудился на склоне крутизной в 26°.

Но все это или единичные испытания, или полумеры. Выход из положения в разработке всецело специальных автомобилей.

Эта задача была возложена на организованный пара лет назад в Тбилиси Всесоюзный НИИ по автомобилям для возделывания и горного земледелия субтропических культур. Университет появился частично на базе конструкторского бюро, накопившего обширный опыт в изучениях изюминок горных автомобилей.

Второй организацией — «прародительницей» университета явилась лаборатория по механизации возделывания чая Грузинского НИИ механизации и электрификации сельского хозяйства.

Новый университет перенял как эстафету задачу необыкновенной важности: создать горный трактор, удачно и надежно трудящийся на склонах крутизной до 20—25°. И таковой трактор — крутосклонный Т-50К (рис.

1) был создан на базе трактора «Беларусь МТЗ-50».

Весьма кратко — что такое МТЗ-50? Это обширно распространенный трактор неспециализированного назначения с двигателем мощностью 50 л. с., 9-скоростной коробкой передач, гидроусилителем, гидрофицированным прицепным крюком, закрытой кабиной, гидростатической совокупностью, благодаря которой тяжесть навесных орудий усиливает сцепные качества трактора. Одним словом, прогрессивная современная машина. Ее-то и нужно было оснастить устройствами для работы в горах.

В первую очередь трактор не должен крениться на склоне: его корпус обязан постоянно пребывать в вертикальном положении. Для данной цели было создано автоматическое сглаживающее устройство, схема которого продемонстрирована на рисунке 2. Маятник 1 шарнирно соединен с остовом 2 склонохода. При поперечном крене маятник, отклоняясь сам, смещает плунжер гидрораспределителя 3. Наряду с этим насос 4 включается и подает рабочую жидкость.

Поршень 5 перемещается и поворачивает соединительный рычаг 6. Остов склонохода занимает вертикальное положение. Чувствительность этого маятникового автомата-стабилизатора 1—2°.

Ясно, что в таковой машине и передняя ось, и привод задних, ведущих колес, и механизмы рулевого управления должны быть не твёрдыми, целыми, а иметь какие-то элементы гибкости.

И вот посмотрите еще раз на рисунок 1. Для сохранения вертикального положения передних колес при работе поперек склона передняя ось сделана телескопической, качающейся на угол в 40°, снабжена параллелограммным устройством. Так, каждое из передних колес может принимать свободное от другого положение. Остов же, который связан с автоматом-стабилизатором, неизменно вертикален.

Разглядим сейчас задние колеса. Крутящий момент передается через бортовые редукторы.

Но и они не закреплены без движений, а сделаны качающимися. В то время, когда автоматическая совокупность выравнивания остова срабатывает, бортовые редукторы поворачиваются в различные стороны. Что этим достигается? Задние колеса смогут пребывать на склоне большей либо меньшей крутизны, а редукторы занимают положение, не нарушающее передачу крутящего момента.

Второе ответственное конструктивное новшество — создание особых механизмов, не дающих трактору сползать со склона (рис.

3). Испытания продемонстрировали, что стабилизация остова автомобили — это еще не все. Может сдвинуться земля, скользить ходовая совокупность, сползать навешенные на трактор агрегаты. Значит, необходимы особые устройства, дабы трактор не сползал. Почвозацепы, цепи и т. п. тут неприемлемы: им не удержать машину.

Рис.

4 Передняя шарнирная подвеска трактора МТЗ-82К.

Рис. 5. Горно-равнинное самоходное шасси СШ-0611.

Вместо них применены вольно вращающиеся диски с телескопическими подпружиненными распорками.

Они укреплены на передней и задней правых корпусов и частях левых бортовых редукторов — на кронштейнах, установленных под определенным углом к продольной оси трактора. Диски в необходимый момент вдавливаются в землю и не дают трактору сползать. И чем больше угол поворота и крутизна склона бортовых редукторов, тем глубже в землю входят диски.

Механизм действия данной совокупности относительно несложен.

В то время, когда автомат выравнивания остова срабатывает и бортовые редукторы поворачиваются в различные стороны, передний диск-зацеп — верхний по склону — и задний диск-зацеп — нижний по склону — углубляются в землю. Но вот угол склона горы уменьшился — соответственно значительно уменьшается и угол наклона бортовых редукторов. Диски-зацепы выходят из земли.

Таковы главные конструктивные изюминки, отличающие горный трактор от базисной модели. Т-50К класса 1,4 т употребляется для механизации в горном земледелии и агрегатируется с плугом, культиватором и другими почвообрабатывающими орудиями, комплексом сеноуборочных автомобилей, разбрасывателями минеральных и органических удобрений, столбоставом для устройства шпалер на виноградниках. Большой угол склона горы, при котором остов трактора сохраняет вертикальное положение, — 29—30°.

Как мы знаем, что на смену трактору МТЗ-50 идет более замечательный — МТЗ-80, с двигателем мощностью 80 л. с. Замена существующих автомобилей новыми разрешит в 1,3—1,5 раза повысить производительность работ. В полной мере конечно, что обязана показаться и горная модификация данной новой автомобили. Она уже создана: МТЗ-82К (рис. 4). У трактора четыре колеса ведущие.

Так же как и Т-50К, МТЗ-82К снабжен автоматом-стабилизатором, что сохраняет вертикальное положение трактора на склоне до 20°.

А на рисунке 5 нарисовано горно-равнинное самоходное шасси СШ-0611. Эта колесная крутосклонная, высококлиренсная машина класса 0,6 т. В комплексе с навесными орудиями она охватывает все виды технологических процессов, которые связаны с сбором и обработкой чайного страницы.

Но машина предназначена не только для чая. С ее помощью возможно механизировать работу по уходу за высокостебельными культурами, к примеру кукурузой.

Двигатель у шасси — автомобильный, марки МЗМА-407, отрегулированный на мощность 20 л. с. Он передает крутящий момент на два задних ведущих колеса.

Передние два — управляемые.

Шасси СШ-0611, так же как и горные тракторы, снабжено особым автоматом-стабилизатором, что без вмешательства тракториста приводит остов автомобили в вертикальное положение.

Этими тремя автомобилями, само собой разумеется, далеко не исчерпывается список конструкций, предназначенных для работ на горных склонах.

Все они имеют одну неспециализированную отличительную изюминку — автомат-стабилизатор, снабжающий выравнивание остова по вертикали при работе на склоне.

Техника шагает в горы; сельскохозяйственны« автомобили становятся «альпинистами».

Рандомные статьи:

На Китайском тракторе Скаут Т-18 по бездорожью


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Трактор для школьников

    Юные изобретатели из поселка Энем Краснодарского края прекрасно известны читателям: на отечественных страницах уже публиковались описания и схемы…

  • Трактор с комфортом автомобиля

    Я давешний поклонник издания «Моделист-конструктор». Еще в собственные школьные годы занимался авиа- и ракетомоделизмом, изготавливал воздушные змеи….

  • Трактор-универсал

    Этому трактору уже практически 20 лет, и все эти долгие годы он не только исправно помогает собственному создателю A.A. Сафенину из посёлка Александрова…

  • Трактор с шарниром

    Мини-трактор, о котором отправится рассказ, — уже третья модификация моей самодельной конструкции, первоначально выполненной как мотоблок и выстроенной…