Трактор с шарниром

Мини-трактор, о котором отправится рассказ, — уже третья модификация моей самодельной конструкции, первоначально выполненной как мотоблок и выстроенной мною ещё в 1985 году. Это была машина с силовым агрегатом от мотоцикла «Иж-Планета-4», оборудованного совокупностью принудительного воздушного охлаждения и снабжённого промежуточным понижающим цепным редуктором. Предназначался мотоблок по большей части для возделывания почвы.

Для транспортных же работ к нему позади подцеплялась одноосная тележка с кузовом и сиденьем. Колёса тележки были, само собой разумеется, не ведущими. Заднего хода мотоблок также не имел и при его эксплуатации я на себе почувствовал, как с ним непросто обращаться, и осознал, что он во многом проигрывает трактору.

Тогда-то и появилась мысль присоединить к мотоблоку заднюю двухколёсную тележку по принципу «ломающейся» рамы, оборудовать его рулевым управлением автомобильного типа, что со временем и сделал. Так мотоблок стал мини-трактором.

Мини-трактор имел маленькие габариты, небольшой радиус разворота, хорошие проходимость и тяговые характеристики по распутью. А по дороге он имел возможность развивать скорость до сорока километров/ч. Колея задних колёс и передних составила всего 700 мм, а база (расстояние между их осями) — 1 м. Машина имела возможность проехать в ворота шириной всего лишь 90 см, другими словами — в калитку.

За годы эксплуатации мини-трактора не было поломок ни силовых элементов конструкции, ни мостов, ни трансмиссии. Все неисправности (а правильнее сообщить — капризы) случались по большей части у двигателя — отсутствие искры, подачи горючего, забрызгивание свечей маслом и другие, свойственные двухтактным моторам.Трактор с шарниром

Но как-то появилась возможность купить недорого не новый, но в полной мере работоспособный силовой агрегат от мотоцикла «Урал». Это и подвигнуло меня на следующую — третью модификацию автомобили, которая уже осуществлена.

Мини-трактор с «ломающейся» рамой:

1—колесо (от автомобиля «Москвич-412», 4 шт.);

2—передний ведущий мост (от автомобиля «Москвич-412»);

3 — кик-стартер;

4—силовой агрегат (от мотоцикла «Урал»);

5— магнето (от мотопомпы);

6—рама;

7—впускной коллектор (от мотоцикла «Урал»);

8—карбюратор (от мотоцикла «Урал»);

9—механизм переключения передач (КПП) от мотоцикла «Урал» (рычаг, тяга, рукоятка);

10—воздушный фильтр (от трактора);

11 —цепная передача;

12—рулевое управление (от автомобиля «Москвич-412»);

13 — механизм переключения передач (тяга и рычаг) КПП от автомобиля «Москвич-412»;

14—рычаг управления навеской;

15—сиденье;

16—спинка сиденья;

17 — узел регулировки наклона спинки сиденья (2 шт.);

18 — верхняя полустойка сиденья (металлической лист s12, 2 шт.);

19—нижняя полустойка сиденья (металлической лист s12, 2 шт.);

20—навеска;

21—задний ведущий мост (от автомобиля «Москвич-412»);

22—задний составной карданный вал со шлицевым соединением «Москвич-412»);

23—вертлюг (от переднего колеса автомобиля УАЗ-469);

24—карданный шарнир трансмиссии;

25—«переломный» узел полурам;

26—передний карданный вал;

27—капот (металлической лист s1);

28 — привод совокупности принудительного воздушного охлаждения;

29—топливный бак (от мотоблока);

30—крыло переднего колеса (металлической лист s1, 2 шт.);

31 —крыло заднего колеса (металлической лист s 1,2 шт.);

32—педаль «газа»;

33—педаль тормоза;

34—педаль сцепления;

35—крышка магнето (фара от трактора);

36—облицовка;

37—глушитель;

38—воздуховод (дюралюминиевый лист s1, 2 шт.)

Схема мини-трактора осталась той же — с «ломающейся» рамой. Но прошлый «ижевский» мотор уступил место более замечательному (а основное — более надёжному и не столь прихотливому) четырёхтактному силовому агрегату от мотоцикла «Урал». На задней полураме показался ещё один ведущий мост. Он, как и передний, — также от автомобиля «Москвич-412».

Многие узлы применены от прошлой модификации, как, к примеру, полурамы (не смотря на то, что и с маленькими переделками), КПП, промежуточный цепной редуктор, бачок под облицовка и топливо. Сначала покинул прошлой и совокупность принудительного воздушного охлаждения мотора, поменяв только привод вентилятора да поделив воздушный поток от него на два цилиндра. Новпоследствии, из-за низкой эффективности, её однако было нужно также переделать, установив по «персональному» вентилятору над каждым цилиндром.

Это разрешает эксплуатировать мини-трактор под нагрузкой долгое время кроме того в жаркую погоду.

Сейчас подробнее о конструкции мини-трактора. База её — две полурамы несложной прямоугольной формы: передняя размерами в плане 900×360 мм и задняя — 600×360 мм. Не смотря на то, что изготавливались они в различное время, но обе сварены из металлического швеллера №8 (стена — высотой 80 мм и толщиной 4,5 мм, ширина полок — по 40 мм с переменной толщиной).

Финиши отрезков швеллеров для стыковки «на ус» обрезал под углом 45°.

Кинематическая схема мини-трактора:

1 —двигатель;

2 — муфта переключения сцепления и коробка передач;

3 — выходной вал силового агрегата;

4—упругая (эластичная) муфта (от мотоцикла «Урал»);

5 — первичный (шлицевой) вал КПП (от мотоцикла «Урал»);

6—КПП (от автомобиля «Москвич»);

7 — вторичный (выходной) вал КПП;

8—малая ведущая звёздочка цепной передачи (z= 17);

9—цепь (t = 22,225);

10—громадная ведомая звёздочка цепной передачи (z = 68);

11 —передний карданный вал;

12 — карданный шарнир (от грузовика марки Камаз);

13—задний карданный вал;

14—вертлюг;

15—шлицевое соединения звеньев заднего карданного вала (от автомобиля «Москвич»);

16 — ведущая шестерня основной передачи (от автомобиля «Москвич»,2 шт.);

17—ведомая шестерня основной передачи (от автомобиля «Москвич», 2 шт.);

18—полуось (от автомобиля «Москвич-412», 4 шт.);

19—колесо (от автомобиля «Москвич-412», 4 шт.)

На передней полураме имеются две поперечины из отрезков прямоугольной трубы 50×30 мм (уложенных плашмя), и являющихся подрамником силового агрегата. Ещё на ней установлена стена из металлического страницы толщиной 12 мм и приварены пара кронштейнов и площадок для крепления агрегатов, узлов и механизмов.

К задней полураме позади приварена стойка, выполненная из прямоугольнойтрубы 80×80 мм (сварена из двух отрезков швеллеров №8, состыкованных кромками полок) для монтажа на ней навески, к которой подцепляются почвообрабатывающие и другие сельскохозяйственные орудия. А спереди — вертикальная плита для вертлюжного узла (о нём — позднее), подкреплённая с обеих сторон косынками. И стойка, и плита выполнены всё из того же 12-мм металлического страницы.

Сверху полурама накрыта настилом из листовой стали толщиной 3 мм. в первых рядах потом крепится ещё площадка из для того чтобы же металлического страницы, закрывающая «переломный» узел. На ней монтируются педали «газа» и сцепления.

Полурамы соединены между собой «переломным» узлом, воображающим собой плоский (одноосный) карданный механизм (шарнир). Его вилки сварены из металлического 12-мм страницы. Причём стена передней вилки приварена конкретно к задней траверсе передней полурамы и подкреплена косынками. Рожки вилок также усилены маленькими косынками из для того чтобы же металлического страницы.

корпуса и Цапфы подшипниковых опор для этого шарнира отрезаны и использованы вместе с стопорными и подшипниками шайбами от соответствующих узлов карданного вала грузовика марки Камаз.

Подвески всех колёс трактора зависимые и твёрдые. А дабы колёса какого-либо из мостов не зависали при перемещении трактора через ямы и бугры, полурамы ещё имеют возможность «вращаться», а правильнее отклоняться на угол около 15° по часовой стрелке либо против от среднего положения одна довольно второй. Происходит это за счёт применённого в сцепке двух полурам вертлюга, изготовленного из ступицы переднего колеса автомобиля УАЗ и установленного в передней части задней полурамы.

А дабы не происходило через чур громадного поворота одной полурамы довольно второй, на пластине шарнира приварен зуб размерами38x10x12 мм, а к пластине задней полурамы приварены два таких же упора.

Двигатель установлен на поперечинах передней полурамы и закреплён тут через проушины двумя долгими болтами. От двигателя вращение через мягкое соединение (муфту) от мотоцикла «Урал» передаётся на первичный (входной) вал КПП от «Москвича-412». КПП крепится к раме через приваренную пластину толщиной 12 мм четырьмя болтами.

На большом растоянии выступающий финиш вторичного (выходного) вала коробки опирается на подшипник, установленный в перегородке. На этом финише вторичного вала посажена ступица с 17-зубой звёздочкой — ведущей звёздочкой цепного редуктора. Вторая (ведомая) звёздочка с 68 зубьями посажена на передний карданный вал. Звёздочки соединены цепью с шагом 22,225 мм.

Передаточное отношение (понижение угловой скорости либо повышение крутящего момента) цепного редуктора образовывает 1:4. На основную передачу переднего моста вращение передаётся конкретно с этого вала, а на задний мост — через карданный механизм «переломного» узла и потом через задний карданный вал. Задний карданный вал складывается из двух звеньев со шлицевым их соединением.

Для первого звена был использован шли-цевой финиш, отрезанный от вторичного вала «москвичовской» КПП, что приварен к кардану. Второе звено позаимствовано от «москвичовского» карданного вала. За счёт шлицевого соединения звеньев при поворотах будет происходить удлинение заднего вала.

Мосты от «Москвича-412» (и передний, и задний) заужены до ширины колеи колёс в 700 мм. У каждого из них по обеим сторонам от картера основной передачи вырезаны конечные части полуосевых кожухов (автомобилисты именуют их чаще «чулками»), а фланцевые концевики (крайние подробности мостов с резьбовыми отверстиями и подшипниковыми гнёздами в торцах) снова приварены к оставшимся частям кожухов. Но не сходу.

Сперва же были соответственно укорочены и полуоси (у них вырезаны срединные куски). После этого к наружным фланцевым финишам полуосей прихвачены сваркой внутренние шлицевые финиши, и по окончании обоюдной центровки обе части сварены совсем. Потом готовые укороченные полуоси были прикручены к отрезанным концевикам моста штатными винтами и их внутренние финиши засунуты в шлицевые отверстия шестерён дифференциала.

И лишь по окончании выверки соосности концевика и оставшейся части кожуха с картером подробности были сварены.

У коробки передач от «Москвича-412» к выступающему финишу первичного вала для его подсоединения к силовому агрегату приваривается шлицевой финиш карданного вала от мотоцикла «Урал». Протяженность выступающей части состыкованного первичного вала равна 80 мм. Но перед этим стыкуемые торцы валов дорабатываются.

На одном выполняется шип, а на втором прорезается соответствующий паз. Отверстие в картере коробки прикрыто самодельной крышкой с сальником, прикрученной к картеру четырьмя винтами М6.

Иначе КПП удлинитель (кожух) вторичного вала КПП обрезан на расстоянии 20 мм от корпуса коробки, а торец (выход) закрыт самодельной крышкой с отверстием под выходной финиш вала и проточенной в его стенках кольцевой канавкой под сальник. Крышка прикручена к обрезанному удлинителю четырьмя винтами М6 в соответствующие предварительно выполненные в его стенках резьбовые отверстия.

Рулевая колонка крепится к пластине, приваренной к раме тремя болтами М10. Для придания пластине жёсткости к ней приварены две косынки из металлического страницы толщиной 5 мм.

Чтобы вращение рулевого колеса совпадало с поворотом трактора, поменяно направление червяка рулевого механизма на противоположное (червяк насажен на вал вторым финишем). Для этого было нужно проточить гнездо в регулировочной гайке подшипника снизу картера и отверстие в его крышке. При поворотах рулевое колесо постоянно остаётся перед водителем, не смотря на то, что «баранка» находится на передней полураме, а сиденье водителя — на задней.

Переделка входного и выходного финишей первичного вала КПП от автомобиля «Москвич-412» под трансмиссию мини-трактора:

1 —шлицевой наконечник (от карданного вала мотоцикла «Урал»;

2—первичный вал КПП;

3 — сальник;

4—передняя крышка (сталь);

5 — винт М6 (4 шт.);

6—перегородка рамы;

7—картер КПП;

8—задняя крышка (сталь);

9—сальник;

10—ступица звёздочки (сталь);

11—ведущая звёздочка цепной передачи;

12 — корпус подшипника;

13 — подшипник;

14—стойка;

15—кронштейн рамы;

16 — болт;

17—лонжерон рамы


Потому, что двигатель был расположенным достаточно высоко над почвой, то запуск мотора производится через промежуточный вал, установленный снизу силового агрегата во втулках, приваренных к раме. На одном финише вала закреплён укороченный до 140 мм рычаг кик-стартера, на втором — тяга длиной также 140 мм.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);

Цилиндры двигателя оборудованы принудительным воздушным охлаждением. Сначала оно осуществлялось от одного центрального (неспециализированного) вентилятора, но выяснилось не столь уж действенным. А потому его модернизировал, снабдив любой цилиндр собственной крыльчаткой.

Привод вентилятора сделал от вала переделанного штатного «ураловского» генератора через угловой редуктор, корпусом которого послужил водопроводный фитинговый двухдюймовый угольник. Шестерни для углового редуктора забраны от соответствующего узла бензопилы «Дружба-4». От одной шестерни-вала отрезал концевик, просверлил и проточил в ней отверстие под диаметр вала ротора генератора, насадил и приварил.

Второй вал-шестерню в сборе с обоймой и подшипниками установил в корпус углового редуктора иначе. На выходной вал этого редуктора насажен шкив, с которого вращение через клиноременную передачу передается на шкивы двух вентиляторов, находящихся сверху каждого цилиндра. Обоймы подшипников-вентиляторов приварены к рамке капота.

Шкивы — от стиральной машины, а вентиляторы — от радиатора отопителя автомобиля УАЗ-469.

Переделка (укорочение) кожухов и полуосей заднего моста автомобиля «Москвич-412» под ходовую часть мини-трактора:

1 —фланец полуоси;

2 — цапфовая часть полуоси;

3—концевик-раструб балки моста;

4—стержень (срединная часть) полуоси;

5—кожух («чулок»);

6—шлицевой (внутренний) финиш полуоси;

7—картер основной передачи;

8—полуосевая шестерня


Потому, что штатный «ураловский» генератор использован в совокупности принудительного воздушного охлаждения, для обеспечения работы двигателя (поджига горючей смеси), применено магнето от мотопомпы. Привод магнето осуществляется от распределительного вала, к которому оно подстыковано спереди через самодельный барабанный переходник.

Топливный бачок ёмкостью 8 литров, с переделанной разводкой — сейчас на два карбюратора, использован от мотоблока.

Схема углового редуктора совокупности принудительного воздушного охлаждения:

1 — корпус от генератора (от мотоцикла «Урал»);

2—роторный вал генератора без обмотки (от мотоцикла «Урал»);

3 — фланцевый подшипник;

4 — фланец (сталь);

5 — шайба (сталь);

6—корпус углового редуктора (водопроводный фитинговый угольник на 2);

7—ведущая коническая шестерня (от редуктора бензопилы «Дружба-4»);

8—шпонка (сталь);

9—ведомый вал-шестерня;

10—подшипник вала-шестерни (2 шт.);

11—корпус подшипников вала-шестерни (сталь);

12—шкив клиноремённой передачи совокупности принудительного воздушного охлаждения;

13—крепление шкива (гайка с пружинной шайбой);

14—крепление фланца к корпусу (винт. 3 шт.)


Главной коробкой перемены передач есть «москвичовская». Переключение производится рукояткой,закреплённой на верхнем рожке вилки передней полурамы «переломного» шарнира. Переключение передач «ураловского» силового агрегата осуществляется посредством рукоятки, находящейся слева от рулевого колеса на приборной доске, при помощи тяги.

Навеска трактора изготовлена из полос листовой (12-мм) стали, протяженность нижних тяг навески 450 мм, верхних — 180 мм. опускание и Подъём навески при работе производятся при помощи рычага, расположенного справа от сиденья водителя. Протяженность рычага равна 550 мм, что разрешает без громадных упрочнений поднимать-опускать любое подходящее для мини-трактора навесное сельскохозяйственное орудие.

Так как подвеска мини-трактора твёрдая, то сиденье произведено мягким. Установлено оно на опоре из двух пар треугольных пластин, скреплённых между собой болтами. За счёт обоюдного смещения пластин возможно поменять высоту сиденья, его расстояние до руля.

Имеется кроме этого возможность регулировки угла наклона спинки.

Управление работой двигателя («газом») и сцеплением производится при помощи штатных мотоциклетных тросиков, но не от ручек, а через педали, находящиеся на площадке, закрывающей «переломный» узел и прикреплённой к задней полураме.

Колёса мини-трактора все однообразные, размерами 6,15×13 дюймов, использованы от автомобиля «Москвич-412». От него же и гидравлическая тормозная совокупность, её разводка по раме — гибкими шлангами и медными трубками.

Мини-трактор владеет приблизительно теми же ходовыми чертями, что и его предшественник с двигателем от мотоцикла Иж «Планета-4», но первый существенно замечательнее и более надёжен в работе. Благодаря двум КПП (самого силового агрегата и от «Москвича-412), установленным друг за другом, оказался широкий выбор режимов скоростей, трактор имеет 16 передач вперёд и 4 назад. При неизменно трудящихся обоих мостах трактор начал преодолевать без всяких неприятностей, казалось бы, непреодолимые для него препятствия, кроме того с грузом и прицепом.

Кому-то покажется, что конструкция мини-трактора через чур тяжела. Таконо и имеется. Но это скорее плюс, чем недочёт.

Во-первых, этим обеспечена прочность нагруженных узлов, а во-вторых — увеличивается сцепление колёс с грунтом, что важно при применении мини-трактора на пахоте, а тем более в качестве бульдозера на разгребании снежных заносов зимний период.

Мини-трактор эксплуатируется на обработке почвы, перевозке грузов до 900 кг на прицепной тележке, таскает конную косилку при заготовке сена, зимний период чистит дорожки от снега совершает очень многое второе, что необходимо по хозяйству.

Е.ШИШКИН, пгт Кильмезь, Кировская обл.

Рандомные статьи:

Вал рулевой с карданным шарниром на трактор ЮМЗ 45Т-3401020


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Трактор с комфортом автомобиля

    Я давешний поклонник издания «Моделист-конструктор». Еще в собственные школьные годы занимался авиа- и ракетомоделизмом, изготавливал воздушные змеи….

  • Трактор на усадьбе

    Данный мини-трактор выстроен в домашнем самодеятельном конструкторском бюро Павловых: под управлением главы семейства Валерия Васильевича машину собирали…

  • «Трактор», который не пашет

    Машину выстроил в те времена, в то время, когда осознал, что обещанных «реформаторами» двух машин в обмен на приватизационные чеки не только мне, но и…

  • Мы сделали трактор!

    Выстроив трактор-малютку, юные конструкторы не отказали себе в наслаждении применять в его заглавии личные инициалы. Так показались на капоте мотопахаря…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.