Преимущества компактных складных лодок очевидны, недочёты также. В одном из ветхих номеров издания «Моделист-конструктор» (на последней странице обложки) были опубликованы фотографии и краткое описание складного тримарана ленинградского кораблестроителя В.А.Вакуленко. Его тримаран складывался из трех складных корпусов, расположенных треугольником и связанных в одно целое решетчатой платформой. Самое превосходное в данной конструкции — крайняя простота изготовления корпусов.
Это положено в моей лодки и основу.Она складывается из четырех однообразных складных отсеков. Их борта, раскрытые и зафиксированные в этом положении распоркой, в плане напоминают ромб. Одновременно с этим подводные части отсеков имеют плавные обтекаемые обводы. Скрепленные банкой и двумя распорками отсеки и образуют тримаран.
Ромбовидное построение лодки в плане и треугольное в сечениях, и выпуклые изгибы бортов придают всей конструкции жёсткость и особую прочность, тяжело достижимые в простых складных лодках. Тримаран остойчив на воде, устойчив на курсе и быстроходен. Гребец сидит в нем, как на байдарке, — лицом по ходу вперед, но гребля тут менее изнурительна.
Этому содействует естественная (высокая) посадка гребца, в то время, когда его ноги упираются в донья боковых отсеков, а руки с веслом находятся на уровне пояса. Разъемное двухлопастное весло байдарочного типа произведено из страницы дюралюминия и ветхих лыжных палок.
Любой отсек лодки складывается из двух однообразных фанерных боковин, соединенных по килю рояльной петлей длиной 600 мм. Петля к боковинам приклепана, но возможно применить и маленькие шурупы с последующим расклепыванием их финишей.
Помимо этого, сложенные совместно боковины по трем сторонам периметра (не считая верхней — бортов) оклеены полосой прорезиненной ткани (возможно оклеить и плотным брезентом) шириной 60 мм. Полоса является своеобразным тканевым шарниром, разрешающим бортам отсека раздвигаться.
Складная лодка в готовом к плаванию виде:
1,6 — кормовой отсеки и носовой; 2,5 — распорки; 3,7 -4 — банка
Вариант лодки из трёх отсеков
Пресс для склейки отсеков:
1 — панели (ДСП, лист s16); 2 — прижим (металлической уголок 36x36x4, 10 шт.);3 — болт М10×70(10 шт.);4 — склеиваемый отсек
Отсек в сборе:
1 —проушина (Д16Т, полоса s4, 2 шт.); 2 — боковины (фанера s4); 3 — верхняя окантовка (ткань, 4 шт.); 4 — накладка (прорезиненная ткань, 2 шт.); 5 — подкладка (Д16Т, полоса в 1,5, 2 шт.); 6 — шуруп М5 (4 шт.); 7 — тканевый шарнир (прорезиненная ткань); 8 — нижняя окантовка (резина); 9 — рояльная петля
Центральный узел соединения отсеков:
1,7 — кормовой отсеки и носовой; 2,8— боковые отсеки; 3 — накладка из прорезиненной ткани; 4 — центральный болт М6х110; 5 — шайба 9x32x2,5 (2 шт.); 6 — проушина
Данный шарнир в раскрытом состоянии испытывает на штевнях большие нагрузки, направленные на отрыв ткани от боковин. Исходя из этого штевни усилены — прошиты синтетическими нитками через наколотые шилом отверстия с шагом 8—10 мм, а швы промазаны водостойким клеем.
И еще. Для защиты тканевого шарнира от истирания киль отсека дополнительно оклеен узкой полосой резины, вырезанной из ветхой велосипедной камеры.
Борта отсека в середине — в местах большого излома при раскрытии — прорезаны ножовкой на глубину 130 мм. Прорези заклеены накладками из той же прорезиненной ткани.
Дабы накладки при многократном раскрытии отсека не оторвались от фанеры, они, как и штевни, прошиты синтетическими нитками с тем же шагом 8— 10 мм и швы промазаны водостойким клеем.
Кромки бортов оклеены узкими полосами плотной ткани, каковые придают отсекам законченный вид и предохраняют кромки от повреждений.
Склеенные отсеки ошкурены, пропитаны олифой и окрашены снаружи и в двумя слоями эмали ПФ-115.
Между собой отсеки соединяются проушинами — изогнутыми дюралюминиевыми пластинами, имеющимися в «корме» и «носу» каждого отсека. Проушины прикреплены к бортам винтами с потайной головкой через дюралюминиевые подкладки.
На изготовление лодки мне потребовались три стандартных страницы 4-мм строительной фанеры размерами 1525×1525 мм. Все заготовки боковин я вырезал за один прием дисковой пилой.
Для этого страницы фанеры сперва распустил на полосы шириной 500 мм так, дабы волокна ее наружных слоев были ориентированы в продольном направлении. Восемь полос сложил стопкой, скрепил по углам гвоздями, на верхнюю нанес по чертежу контуры боковины и просверлилбортовые отверстия и отверстия под винты крепления проушин. По намеченному контуру вырезал заготовки и ножовкой сделал по два параллельных пропила в бортах.
Изготовление отсеков из прорезиненных полосок и фанерных боковин с применением водостойкого клея для ткани и дерева более как следует под прессом. Исходя из этого я использовал несложный пресс: любой склеиваемый отсек зажимал посредством болтов и уголков между двумя страницами ДСП, вырезанными по контуру боковины с маленьким припуском. Фанеру от ДСП отделял полиэтиленовой пленкой.
На берегу лодку я собираю в такой последовательности. Сперва все четыре отсека скрепляю одним , центральным болтом.
Для этого боковые отсеки ставлю рядом, а концевые (носовой и кормовой) размещаю между ними так, дабы внутренние бортовые отверстия боковых и отверстия проушин концевых совпали. Через эти отверстия пропускаю центральный болт с шайбами и завинчиваю гайку-барашек. Упираясь ногой в противоположный борт дальнего бокового отсека, оттягиваю борт ближнего на себя и вставляю между ними банку, совмещая ее штыри с внешними бортовыми отверстиями.
После этого развожу борта концевых отсеков и вставляю распорки. На болты распорок надеваю проушины боковых отсеков и завинчиваю гайки. Дабы банки либо распорки случайно не вырвались из рук и не нанесли важную травму, вставляю их штыри сперва в ближайшие к себе отверстия, а позже уже в дальние.
болты распорок и Центральный болт не испытывают больших нагрузок, исходя из этого очень сильно их гайки-барашки не затягиваю.
Банка:
1 —брус; 2 — ручка (алюминиевая труба 16×1,5); 3 — бортовая накладка (фанера s5,2 шт.); 4 — штырь М8 (2 шт.)
Распорка:
1 — брус; 2 — упор (2 шт.); З — болт М8 (2 шт.); 4 — шуруп 4×20 (2 шт.); 5 — скоба подвески весла (сталь, полоса s2, 2 шт.)
Лодка в упакованном виде:
1 — пакет сложенных отсеков; 2,6— половинки разъемного весла; 3 — носовая распорка (кормовая — с обратной стороны пакета); 4 — центральный болт с гайкой и шайбами-барашком; 5 — банка (между отсеками)
Поручень тележки:
1 — поводок (металлическая труба 28x25x1,5); 2 — металлическая заклепка (d5, 2 шт.); 3 — проставка (алюминиевая труба 22×2); 4 — ручка (алюминиевая труба 18×2)
Разборная тележка для перевозки лодки:
1 — вилка; 2 — подкос; 3 — поперечина; 4 — болт М6 с гайкой-барашком;5 — поручень
При известной сноровке сборка тримарана занимает всего пара мин..
Разбираю его в обратном порядке.
В то время, когда всё разъединено, на скобы распорок навешиваю половинки весла. Плоские отсеки складываю в пакет; в середину (между отсеками) вкладываю банку, а снаружи, по бокам, — распорки, совмещая бортовые отверстия отсеков с отверстиями банки и распорок. Целый пакет скрепляю центральным болтом.
В упакованном виде масса лодки вместе с веслами — 18 кг.
Переносить пакет на маленькие расстояния возможно посредством ручки из дюралюминиевой трубки, прикрепленной шурупами к ребру банки.
Вилка тележки:
1 — болт М5 (2 шт.);2 — перо (алюминиевая труба 22×2, 2 шт.); 3 — корпус (металлической швеллер № 5); 4 — болт М6 (с полукруглой головкой, гайкой и квадратным подголовком-барашком)
Подкос тележки (алюминиевая труба 22×2, 2 шт.)
Поперечина тележки:
1 — опорная площадка (Д16Т, 2 шт.); 2 — винт М6 (4 шт.); 3 — балка (металлическая труба 28x25x1,5); 4 — контргайка М6 (4 шт.)
Положение упакованной лодки на тележке:
1 — пакет сложенных отсеков; 2 — тележка; 3 — передняя точка крепления (центральный болт М6х110); 4 — задняя точка крепления (болт М6х60)
Разборное весло:
1 — алюминиевая заклепка; 2 — лопасть (Д16Т, лист в 1,5); 3 — хомут; 4 — веретено (Д16Т, труба 16×1,5, 2 шт.); 5 — муфта (Д16Т); 6 — винт М3 (2 шт.).Продемонстрирована левая добрая половина весла. Правая— зеркальное отражение
На громадные расстояния пакет перемещается на самодельной разборной двухколесной тележке. Пакет на ней крепится двумя болтами: центральным (через прорези в трубчатых подкосах) и задним (через проушину одного из отсеков к петле на поручне).
При изготовлении тележки я применял колеса и ручку от детской прогулочной коляски, алюминиевые трубы-ножки от кровати-раскладушки и металлические трубы прямоугольного сечения от рамы рабочего стола.
поперечина тележки и Колёсные вилки соединяются двумя горизонтальными закладными болтами М6 с полукруглой головкой, гайкой и квадратным подголовком-барашком. Со своей стороны, поводок и поперечина поручня — одним вертикальным болтом Мб с несложной полукруглой головкой.
Грузоподъемность тримарана на воде около 100 кг. В его кормовом и носовом отсеках хватает места для размещения походного снаряжения. Помимо этого, конструкция разрешает при необходимости собирать ее из трех отсеков, оставляя четвертый (скажем, поврежденный) на берегу. В этом случае осадка лодки возрастает не намного.
Лодка пригодна для прогулок, охоты и рыбной ловли на маленьких реках, озерах и в прибрежной полосе больших водоемов. В течение последних шести лет она эксплуатируется на Волгоградском водохранилище в окрестностях Саратова. Лодка легко преодолевает волны высотой до трети метра от теплоходов и катеров. Катастрофический запас плавучести на открытой воде ей снабжают две легко накачанные мотоциклетные камеры.
Они размещаются в оконечностях лодки горизонтально и надежно удерживаются под распорками без дополнительного крепления.
П.УСОВ, г. Саратов
Рандомные статьи:
Моторная лодка Тримаран 4.30
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
На момент изготовления этого несложного плавсредства, наименование которому кроме того тяжело подобрать: то ли джонка, то ли бот, то ли лодка, то ли…
-
В каких лишь условиях не оказываются на протяжении путешествия любители водного туризма! И далеко не всегда лодка, пригодная для плавания в одном…
-
В свое время мне довелось выстроить и испытать большое количество моторных лодок. Первой на воду у меня сошла мотолодка Звездочка, чертежи которой были…
-
Ещё во времена Советского Союза лодка «Джек Шпрот» английского яхтенного конструктора Джека Холта была популярна среди самодельщиков,…