Уход за электромоторами

В последнии месяцы конструкция электромоторов с коллектором заметно изменилась. Показались сменные щетки, многие двигатели стали разборными. Любому мотору требуется уход, дабы все время приобретать от него хорошую производительность.

Конечно, речь заходит не о недорогих одноразовых экземплярах наподобие Speed 400, ценой в 6 американских долларов, а о более важных движках, каковые используются на соревнованиях.

Со временем чёрта любого двигателя ухудшаются. Это конечно, потому, что происходит его износ. Но современные электромоторы смогут стоить больших денег. К примеру, цена хорошего двигателя для класса modified (автомодели) может составлять сотню долларов.

Само собой разумеется, часто менять целый двигатель полностью — достаточно накладно и не всегда оправдано, исходя из этого моделисты стараются продолжить его ресурс.

Очистка

Дабы сохранять характеристики мотора на самом высоком уровне, нужно очищать его по окончании каждых гонок. Сперва очищаются щетки и коллектор. Это возможно делать при помощи особой щеточки из стеклоткани, которая прекрасно удаляет всю грязь.

Дабы при очистке коллектора ротор было эргономичнее вращать, на него возможно надеть любую шестеренку из тех, что имеется под рукой.

По окончании того, как щетки и коллектор очищены, при помощи спрея промывается целый мотор, дабы удалить скопившуюся в пыль.

В то время, когда мотор промыт, щетки ставятся на место, на втулки капается масло, и щетки прикатываются в течение 30 секунд от 4 банок (или от 6 банок через регулятор хода, на 1/4 газа).Уход за электромоторами Мотор наряду с этим не нагружается.

Не забудьте по окончании прикатки заново очистить щетки и коллектор.

Смазка коллектора и щёток

Да, это не неточность. Имеется особые смазки для коллектора и щёток, каковые разрешают заметно улучшить характеристики электродвигателя. В базе тех смазок лежит что-то наподобие присадок к маслу для двигателей внутреннего сгорания.

Так что не вздумайте капать на коллектор то масло, что идет на втулки мотора.

Смазки для коллекторов и щёток продаются в мелких емкостях, как масло, и стоят около 5-10 долларов. На соревнованиях без аналогичных средств уже никак не обойтись.

Замечание. Изюминкой применения таких смазок есть то, что придется в обязательном порядке промывать двигатель по окончании каждого заезда. В противном случае в следующий раз его характеристики станут не лучше, а хуже.

Все это достаточно муторно, так что на простых тренировках, быть может, будет несложнее покинуть коллектор мотора в покое.

Замена щеток

При эксплуатации мотора щетки нужно будет менять довольно довольно часто. Существуют различные точки зрения, как продолжительно возможно эксплуатировать щетки. В случае если речь заходит о спорте, то мало кто применяет более половины длины щеток.

Возможно поменять щетки и раньше, чем они наполовину сточатся, но это, как говорилось выше, уже дело убеждений и личного опыта.

Провода щеток в большинстве случаев припаивают к контактам на задней крышке, дабы уменьшить утраты энергии. На довольно маломощных моторах, наподобие 27-витковых стоковых двигателей, возможно применять механическое соединение при помощи прижимного винта.

По окончании того, как вы заменили щетки, их нужно прикатать. Это делается весьма легко:

  1. Капните мало масла на заднюю втулку и переднюю (либо подшипник).
  2. Запитайте мотор от 4 банок в течение 5 мин.. В случае если у вас нет отдельной батареи из 4 элементов, то запитайте мотор от стандартной 6-баночной батареи через регулятор скорости, включив его на 1/4 газа. Мотор сейчас ничем нагружать не нужно.

Для обычной прикатки коллектор должен быть новым либо проточенным. Не забудьте по окончании прикатки очистить щетки и коллектор, тогда они прослужат намного продолжительнее.

Проточка коллектора

Самым узким местом электромотора являются щётки и коллектор. Щетки неспешно изнашиваются и требуют замены. Ну а коллектор со временем покрывается нагаром.

И в случае если щетки заменить довольно несложно, то для обновления коллектора его потребуется проточить на особом станочке.

Во-первых, перед исполнением данной операции необходимо решить, как она вправду нужна. В случае если речь заходит о соревнованиях, то проточку нужно создавать каждые 2-10 заездов, в зависимости от двигателя, щеток, и условий эксплуатации. Так, замечательный модифицированный автомодельный двигатель с твёрдыми щетками потребует проточки через 2 заезда. А вдруг у вас стоковый мотор, то 10 заездов он откатает без заметного ухудшения черт.

Необходимость проточки определяется визуально, по появлению на коллекторе заметного нагара. Это сложно совершенно верно обрисовать, но со временем вы обучитесь разбираться самостоятельно.

Для проточки вам пригодится особый станок, что возможно приобрести в хобби-магазине. Само собой разумеется, возможно проводить эту операцию и на простом токарном станке, но многим будет все-таки комфортно обновить собственный движок не выходя из дома, прямо на рабочем столе. Станки для проточки коллекторов делают многие компании, и цена колеблется где-то от 150 до 250 американских долларов, в зависимости от производителя, других опций и комплекта поставки.

В большинстве случаев, станки различаются самим подачи резцом и механизмами резца (что идет в наборе). В первом случае, чем дороже станок, тем несложнее вы сможете регулировать подачу резца, потому что недорогие станки имеют в механизмах подачи резца кое-какие люфты. Ну а резец возможно сделан или из металлокерамики (carbid), или из более сложных алмазоподобных композитов (diamond). Первый вид резцов имеет меньшую скорость резанья и стремительнее стачивается, но стоит относительно маленьких денег (10-20$).

Резцы с алмазной режущей кромкой разрешают точить на высоких оборотах, имеют громадной ресурс, но и стоят, соответственно, под 100$.

Разберите мотор: снимите щетки, открутите заднюю крышку и извлеките прочие внутренности и ротор. Убедитесь, что в не осталось никаких прокладок.

Установите ротор на станок для проточки, и не забудьте выровнять основание станка: включите станок и убедитесь, что ротор никуда не съезжает. В случае если это не верно, то подложите под станок прокладки, каковые в большинстве случаев идут в наборе. И не забудьте сперва капнуть масла в те места, где ротор вращается на станке.

Включите станок и закрасьте коллектор тёмным маркером. Это окажет помощь легко выяснить, остались ли на коллекторе непроточенные участки.

Медлено подведите резец и снимите узкий слой коллектора, любой раз возврашая резец в исходное положение. Капните на коллектор мало масла, дабы повысить уровень качества проточки. За один проход направляться снимать не более 0.05 мм слоя. Не забывайте, что чем меньше вы снимаете за один проход, тем качественнее получается поверхность и тем продолжительнее прослужит резец. Коллектор протачивают до тех пор, пока не провалятся сквозь землю все следы от маркера.

На протяжении последнего прохода резец стоит медлительно провести в оба финиша по паре раз.

Снимите ротор со станка и не забудьте удалить мусор, что попал между частями коллектора.

На этом проточку можно считать законченой. И не забудьте, что по окончании проточки коллектора нужно заменить щетки либо обновить их поверхность на особом станке.

Проверка коллектора

Часто бывает, что недорогие моторы имеют неидеальный коллектор. Коллектор кроме этого возможно неровным по окончании неудачной проточки. Проверяется это легко. Мотор запитывют от 4 вольт, а на щетки легко чем-нибудь надавливают.

В случае если наряду с этим чувствуется вибрация, а мотор увеличивает обороты, значит коллектор не хватает ровный.

Возможно попытаться проточить коллектор заново (в случае если, само собой разумеется, кривизна позвана не станком для проточки). Либо же обстановку возможно компенсировать более твёрдыми прижимными пружинами.

Заключение

Тут были перечислены фактически все моменты, с которыми вам нужно будет столкнуться при эксплуатации электромоторов, имеющих коллектор. Остались открытыми лишь вопросы, касающиеся подбора прижимных пружин и щёток. Но эта тема очень широкая и заслуживает отдельной статьи.

МОПЕД из бензопилы и велика своими руками! — #1