В небе — «альбатрос»

Создать аппарат несложной, недорогой в исполнении и одновременно с этим владеющий высокими летными качествами — такую задачу ставят перед собой дельтапланеристы. Предлагаем вниманию читателей описание очень перспективного дельтаплана «Альбатрос» открытого класса, созданного столичным инженером А. З. Рябцевым в начале 1978 года. Данный аппарат прошел широкую диагностику и владеет высокими аэродинамическими качествами.

От вторых аппаратов открытого класса «Альбатрос» выгодно отличается несложной конструкцией (все трубы каркаса прямые) в сочетании с правильной профилировкой купола, которая обеспечивается заблаговременно изогнутыми латами комбинированного типа (передняя часть — твёрдая, задняя — эластичная). Каркас «Альбатроса» разрешает использовать купола разной площади и формы без каких-либо дополнительных регулировок и переделок.

«Альбатрос» — дельтаплан открытого класса.

самые характерные изюминки его конструкции — профилированное крыло при плоскостном раскрое полукрыльев и аэродинамическая крутка крыла. Они придают аппарату хорошую способность и путёвую устойчивость демпфировать порывы ветра. Устойчивость по тангажу и предупреждение срыва потока воздуха на минимальных скоростях обеспечиваются эластичной S-образностью по задней кромке купола и развитыми радиальными баттенсами.

приводимости дельтаплана и Повышению устойчивости к ветру содействует киль площадью 0,4 м2. Громадная нагрузка на 1 м2 и необычные очертания купола делают «Альбатрос» весьма маневренным при относительно маленькой нагрузке на ручку управления.

Конструктивно отмеченные выше особенности выражаются в следующем.

Профилированное крыло образуется за счет неплоскостной стыковки полукрыльев, припуска купола по корневой хорде (по килю), профилированных лат и купольности 0,5° (угол купола на 1° больше угла каркаса).

Припуск по корневой хорде достигается за счет смещения хвостовой части купола на 60 мм вперед: по килевой трубе, наряду с этим высота, профиля по корневой хорде образовывает 8% для ткани АЗТ и 7% для лавсана.

Передняя добрая половина лат твёрдая и по форме соответствует выбранному профилю.

Это дюралюминиевая трубка O 10 мм с толщиной стены 1 мм. Эластичная задняя часть из пластмассовых направляющих для стекол книжных полок. Ее хвостики медлено изогнуты кверху на высоту 1 % от хорды: начало изгиба должно отстоять от хвоста на 15% хорды.

В небе — «альбатрос»

Рис. 1. Неспециализированный вид дельтаплана «Альбатрос» сбоку и сверху.

Латы проходят через купол до труб передней кромки и опираются на них. Между латами по задней кромке купола проделаны вырезы — 20-процентные для ткани АЗТ (либо 15-процентные для лавсана). Именно поэтому купол получает форму без морщин и ликвидируется опасность «заполаскивания».

Аэродинамическая крутка предполагает линейное повышение высоты профиля от 7% по корневой лате до 14% по внешнему радиальному баттенсу.

направляться учесть, что для получения высоких летных черт нужно весьма совершенно верно выдержать все перечисленные параметры. Начинающим рекомендуем расширить купольность до 0,9°.

КОНСТРУКЦИЯ КАРКАСА

Каркас «Альбатроса» складывается из двух боковых и килевой трубы, поперечины, рулевой трапеции, мачты, центрального узла, носового узла, кромочных аутриггеров, тросиков передних кромок, верхних и нижних тросиков, карабина с хомутом для соединительных проставок и подвески пилота. Трубы — из Д16-Т O 40X1. Протяженность четырех частей боковой трубы по 1500 мм.

Килевая труба — из трех отрезков по 1500 мм. Отрезки стыкуются посредством соединительных проставок. Хвостовые финиши заканчиваются заглушками, а носовые закрываются бужами из плотного пенопласта. Боковая труба в месте соединения с поперечиной укрепляется проставкой (L = 190 мм).

Последняя забивается бужем из плотного пенопласта, делающим роль направляющей для болта кромочного узла. Подобным образом обеспечивается сообщение элементов хвостовой и носовой частей, но проставки смогут быть меньше.

Поперечина изготавливается из трубы Д16-Т O40X1 и складывается из пяти отрезков: двух внутренних по 1500 мм, двух внешних по 1270 мм и центрального длиной 74 мм.

Внутренние и внешние части стыкуются кроме этого посредством проставок. Финиши поперечной трубы заканчиваются заглушками. В том месте, где предусмотрены отверстия под болты крепления боковых труб, употребляются проставки с пенопластом. Центральный отрезок насаживается на середину трубы Д16-Т O 38Х1;5 и длиной 240 мм.

Та ее часть, где расположено отверстие под болт центрального узла, заполняется пенопластом.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Рулевая трапеция — из трех труб Д16-Т O 26X2 либо 30Х1,5 длиной по 1700 мм. Их нижние торцы соединяются дюралюминиевыми щечками.

Любой финиш крепится двумя болтами М5, а финиши боковых — одним болтом М6. Помимо этого, болтом М6 к щечкам присоединяется дужка для крепления финишей нижних тросиков и страховочный тросик. Сборка верхней части трапеции с кронштейном центрального узла — на болтах М6; торцы труб забиваются пенопластом.

Дабы сложить трапецию, достаточно снять болт одного из нижних углов.

Мачта изготавливается из трубы Д16-Т O 26X2 (30X1,5) длиной 1500 мм. Ее верхний финиш заканчивается заглушкой. Между ней и торцом трубы устанавливается фигурная шайба, служащая для крепления верхних тросиков.

Нижний финиш мачты крепится к кронштейну болтом М6.

Центральный узел складывается из кронштейнов, центрального болта М10 с корончатой гайкой и фигурных прокладок.

Носовой узел включает две пластины и четыре болта М8.

Рис.

2. Вид дельтаплана «Альбатрос» позади и подробности конструкции

Кромочные узлы складываются из четырех болтов и фигурных шайб М8 с барашковой гайкой.

А/триггер планирует из фиксируемых шплинтами вертикальной и горизонтальной кронштейна и трубок. Финиши последнего охватывают боковую трубку через фигурные шайбы и имеют отверстия под болт кромочного узла.

Кромочные тросики опираются на финиши трубок аутриггеров и фиксируются пружинами.

Передние финиши тросиков посредством пряжек крепятся к носовому узлу на крайние болты. Хвостовые финиши заканчиваются подобными пряжками с тремя отверстиями, ход между которыми уменьшен для более правильной регулировки.

Пряжки верхнего и нижнего кромочных тросиков крепятся совместно с пряжками купола к хвостовой части боковой трубы болтом М6.

Пряжка бокового кромочного тросика фиксируется отдельным болтом Мб. Подбором отверстий пряжек верхнего и нижнего тросиков хвостовой финиш боковой трубы поднимается на 40—60 мм вверх для образования хорошей V-образности на финишах крыла.

Это снабжает нужную устойчивость по крену (особенно на громадных углах атаки) и в режиме парашютирования. Наряду с этим может оказаться нужным сузить 8-й кусок купола (к примеру, посредством вытачки на всей протяженности 7-й латы), дабы обеспечить более действенную работу баттенсов. Нижние финиши верхних тросиков каркаса заканчиваются пряжками; в нижних финишах передних (либо задних) и правых (левых) тросиков устанавливаются тандеры.

Нижние финиши нижних тросиков каркаса крепятся к дужке. Верхние финиши передних и задних нижних тросиков заканчиваются пряжками. Пряжки нижних и верхних передних тросиков крепятся передним болтом носового узла.

Пряжки нижних задних и верхнего заднего тросиков, и килевого флажка крепятся к килевой трубе болтом М6 с барашковой гайкой. Верхние финиши нижних боковых тросиков заканчиваются пряжками. Пряжки боковых верхних и нижних тросиков крепятся к финишам поперечной трубы болтами М6 с барашковыми гайками.

Правильный выбор точки подвеса пилота осуществляется передвижением хомута с карабином на протяжении килевой трубы. Один финиш соединительных проставок фиксируется в трубе посредством самонарезающего винта либо заклепкой.

Изготовления КУПОЛА и Технология Раскроя

Посредством железной рулетки выстройте треугольник АБЖ (угол купола берется больше угла каркаса на 1°). Между его вершинами А, Б, Ж туго натяните капроновую толстую нить (шнурок).

От точки Ж откладывается отрезок 350 мм. На перпендикуляре к концу отрезка отмеряется ширина ткани (0,8—0,88 м), что определяет точку Л. Через нее нужно совершить прямую под углом 74° к продолжению прямой АЖ и также натянуть нить.

Раскрой ткани ведется последовательно, начиная с первого куска левого полукрыла. Ткань подкладывается под натянутые нити, цветным карандашом наносится линия верхнего скоса по дуге и линия нижнего выреза высотой 20% от его хорды.

По вырезу и скосу кусок отрезается, поворачивается около перпендикуляра и накладывается на ткань зеркально. По контуру торцов проводятся линии и отрезается такой же кусок правого полукрыла.

Первый кусок возвращается на место, а на его край с перекрытием 50 мм накладывается ткань, из которой подобным образом отрезаются вторые куски, и т. д.

Рис.

3. его детали и Построение купола:

1 — полукрыло (сборочная схема), 2 — килевой карман, 3 — накладка переднего угла купола, 4 — нашивные накладки для латкарманов киля, 5 — контур киля, 6 — накладка финиша килевого кармана, 7 — накладка крепления отверстия болта поперечной трубы, 8 — накладка на купол, по корневой хорде, 9 — накладной клин, 10 — вариант наложения полукрыльев баз клина

Рис.

4. Железные подробности каркаса:

1 — кронштейн крепления аутриггеров: развертка, сварка, перегородка, 2— проставка для стыковки труб, 3 — прокладка, 4 — фигурная уплотнительная шайба, 5 — крестовина мачты, 6 — скоба крепления мачты, 7 — дужка, 8 — кронштейн № 1 центрального узла, 9 — заглушка трубы, 10 — пластина носового узла, 11 — щечка рулевой трапеции, 12 — кронштейн № 2 центрального узла, 13 — пряжка крепления тросиков боковых труб, 14 — ушко крепления тросов к носовому узлу.

По окончании раскроя четырех пар кусков нужно выстроить радиальные баттенсы. Для это,го от точки Б параллельно линии АЖ отложить отрезок БВ = 600 мм. Из точки В совершить наклонную прямую так, дабы она пересекла линию БЖ собственной серединой. Потом продолжить ее до пересечения с продолжением линии внешнего края четвертого куска (точка Т). Из точки Т по радиусам будут исходить направления трех радиальных баттенсов.

На радиусе ТВ лежит внешний радиальный баттенс, Для построения внутреннего радиального баттенса нужно из точки В совершить линию перпендикулярно линии АЖ до пересечения с линией 74° в точке Г. На радиусе ТГ будет лежать внутренний радиальный баттенс. Для построения линии среднего баттенса нужно из точки Т совершить прямую до пересечения с линией ВГ так, чтобы площадь сектора ВТГ разделилась пополам.

В случае если из-за меньшей ширины полотна материала величина хорды ЕД окажется больше, чем хорды нижнего среза кромки четвертого куска, то точку Г нужно перенести по линии ГД на отличие длин этих хорд, опять повторить построение внутреннего и среднего баттенсов. Продолжайте раскрой 6-го — 8-го кусков в соответствии с взятым линиям, причем нити базы ткани ориентируйте по биссектрисам секторов.

Выбор площади купола обязан соответствовать удельной нагрузке 5,5—6 кг/м2, он вычисляется по формуле:

S = (вес пилота, вес аппарата, вес одежды, вес обуви…) кг/ 5,5—6 кг/м2

Для повышения площади купола рекомендуется расширить расстояние АЖ, длину БВ до 680 мм и, в случае если окажется нужным, размах до десяти метров (как максимум, до 11 м).

При S = 17 м2 — АК = 1820 мм;

S = 18 м2 — АК = 1870 мм.

Для уменьшения площади рекомендуется уменьшить размах крыла и АЖ, но наряду с этим БВ не должна быть меньше 500 мм (к примеру, для S = 14м2 и АК = 1700 мм).

Рис. 5. Таблица ординат для образного профиля-и построения купола.

Все подробности купола соединяются швом «зигзаг» шириной 3,5 мм и длиной стежка 2 мм. Наложение куска на кусок с перекрытием 50 мм образует карманы для лат, При необходимости величину перекрытия возможно поменять.

Как предельный минимум перекрытие должно быть не меньше 7 мм (для двух швов «зигзаг»), но в этом случае карманы для лат возможно выкроить из более недорогого и менее прочного материала и нашить снизу купола. Для упрочнения последнего в местах передних финишей лат на углы кусков нашиваются треугольные накладки. Затем все куски купола сшиваются.

При пергой примерке сшитые полукрылья накладываются друг на друга для проверки на симметричность и при необходимости подкраиваются друг к другу по всему периметру и по заданному углу купола (он должен быть на 1° больше угла каркаса). Затем кромочные карманы дугообразной кромкой пришиваются к куполу, для этого их накладывают сверху с перекрытием 10 мм.

Оба полукрыла соединяются посредством клина с перекрытием 7 мм — по два шва с каждой стороны.

Полукрылья возможно кроме этого соединять внахлест, но так, дабы наряду с этим была учтена форма клина.

Накладки для усиления купола в местах стыковки боковой (кромочной) и поперечной крепления и труб купола к концу боковой трубы пришиваются снизу; их лучше выкроить из более прочной ткани.

При второй примерке нужно карандашом нанести на куполе линию, на протяжении которой предстоит пришить вторую кромку кромочного кармана.

Для этого материал кармана согните по линии шва и подложите под купол, наряду с этим совершите линию на протяжении кромки кармана. Последнюю разложите на протяжении нанесенной линии равномерно на всей протяженности и для облегчения процесса сшивания сделайте метки карандашом на куполе и кармане через каждые 200—300 мм.

Для регулировки натяжения кармана по боковой (кромочной) трубе пряжки имеют по четыре отверстия под болт.

Верхняя часть носового торца купола укрепляется лавсановой лентой, а финиши ее стыкуются между собой снизу и не пришиваются к кромочному карману. Лента кольцом охватывает носовую часть каркаса и предназначена для удерживания купола. Задняя кромка купола укрепляется лентой шириной 14 мм, сделанной из ткани купола, которая складывается на протяжении по долевой нитке и заглаживается посередине.

Для крепления лат в куполе к финишам карманов по задней кромке пришейте петли (по две на лату), к ним привязываются финиши шнурков, притягивающих купол к финишам лат.

Лату по корневой хорде спереди и позади мачты, и первую и вторую латы каждого полукрыла целесообразно подтягивать к верхним тросикам каркаса для борьбы с пикированием. Для этого в соответствующих местах карманов лат пришиваются лавсановые петли.

Килевой карман изготавливается двухслойным и передней частью пришивается к куполу так, дабы расстояние между швами равнялось диаметру трубы. Хвостовая часть кармана образует чулок, к концу которого пришивается лавсановая лента с пряжкой под болт крепления к килевой трубе. Лента пришивается от купола до заднего финиша чулка.

Киль с двумя карманами для древесных лат пришивается к килевому карману снизу.

По передней кромке (L = 1290 мм) пришивается карман для дюралюминиевой трубки O 10X1 мм нижний финиш крепится тросиками к задним нижним тросикам каркаса. Задняя кромка киля укрепляется лавсановой лентой.

Для окончательной проверки купола на симметричность и на величину купольности 0,5° нужно собрать аппарат.

После этого дельтаплан переворачивается мачтой вниз, натягивается нить между точкой крепления купола на финише боковой (кромочной) трубы и хвостом корневой хорды и измеряется расстояние между куполом и нитью в месте громаднейшего провисания. Оно должно составлять 300—340 мм, а отличие расстояния у полукрыльев не более 6%. Начинающим обучаться летать рекомендуется повысить устойчивость аппарата.

Для этого купольность нужно расширить до 500—600 мм, уменьшив угол каркаса до купольности 0,9°.

Более твёрдые передние кромки, выполненные из труб 40X1,5 либо 42X1,5 (45Х15), разрешают летать без аутриггерных тросиков. Но в этом случае переднюю часть купола нужно кроить по дуге высотой 110 мм (80 мм) вместо 40 мм, продемонстрированных на чертеже.

А.

РЯБЦЕВ, инженер

Рандомные статьи:

BA 1 Альбатрос интернет магазин SkyFire


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Небо — наш родимый дом!»

    Я участник всевозможных парапланерных мероприятий, а сейчас еще и летающий тренер. Так, имею возможность близко следить за развитием парапланеризма в…

  • На парашюте — в небо

    Данный моторный параплан (на данный момент такие аппараты чаще именуют паралетами), созданный в конструкторском бюро клуба самодеятельного технического…

  • Бро-11м — ступенька в небо

    Понимаете ли вы, что много летательных аппаратов любительской постройки имеют в собственной базе БРО-11М — планёр начального обучения известного…

  • О небе и дровах

    В начале славных дел Все новое — это прекрасно забытое старое. (Народная мудрость) С далекого 1989 года, в то время, когда я в последний раз держал в…