«Небо — наш родимый дом!»

Я участник всевозможных парапланерных мероприятий, а сейчас еще и летающий тренер. Так, имею возможность близко следить за развитием парапланеризма в Российской Федерации. И сейчас могу отметить совсем новые тенденции в отечественном так же, как и прежде молодом виде спорта.

Прошлые десять лет шло совершенствование куполов и интенсивное развитие. Сейчас же компании-производители в этом достигли определенного потолка. Актуальными становятся не столько технические параметры парапланерного снаряжения, сколько его доступность и себестоимость для тех энтузиастов, каковые лелеют мечту взлететь в небо, как птица.

Бурно начинается чисто спортивное направление в полетах с парамоторами, чему броским подтверждением помогают, к примеру, важные удачи сборной России — она стала третьей на чемпионате мира 2001 года в Испании, завоевала Кубок Англии весной 2002 года, а на чемпионате мира 2003 года также в Англии завоевала первое место! Но отмечается и все возрастающий приток в отечественную среду людей, каковые не прочь часок-второй совершить под тучами в выходной сутки либо в погожий вечерок по окончании работы.

Опыт участия в разных коммерческих проектах, смотрах и выставках подсказывает многим экспертам, что вырисовывается совсем новое направление в парапланеризме — так сообщить, парамоторное сафари.

Индустрия развлечений и отдыха в далеком прошлом освоила джип, самолет и дельталет. Сейчас наступает черед парамотора.

Уже сейчас отмечается нарастающий интерес у представителей лыжных спортивных центров и курортов к парапланерному снаряжению для тандемных полетов спортсмена с пассажиром. Выясняется, это не только весьма интересно и увлекательно чисто с потребительской точки зрения, но и весьма выгодно с экономической.

Возможно лишь представить себе притягательность таковой парамоторной, как сейчас говорят, тусовки, в то время, когда пилоты смогут забрать с собой и горючее, и палатки, и провизию, и пассажиров, которым в этом случае совсем необязательно мочь летать самим.

Но для многочасовых и особенно для многодневных путешествий под куполом все это на простом парамоторе не увезешь. Следовательно, требуется кое-что еще, что дало бы возможность решить проблему. Этим дополнением в полной мере может стать тележка.

Предлагаемый вариант тележки под парамотор — универсальный, разрешающий летать как в одиночку, так и в тандеме (пассажир и пилот либо багаж и пилот массой до 100 кг). Кроме того в случае если применять обычный топливный бак емкостью 10 л, то одной заправки хватит, дабы улететь за 100 км.

Сейчас о главном.

Конструктор тележки — москвич Владимир Злобин. Эта тележка не имеет ничего общего с тем первым устройством, которое применили парапланеристы и которое не обращая внимания на собственную совершенную простоту было все же примитивным — табуретка на беговых лыжах. С того времени прошло два года.

И вот по окончании усовершенствований и многочисленных экспериментов показалась оптимальная конструкция.

«Небо — наш родимый дом!»

Тележка под парамотор:

1 — переднее колесо; 2 — передняя вилка; 3 — рулевая подножка пилота; 4 — рулевой кронштейн; 5 — рама тележки; 6 — рамка для кресла пассажира: 7 — заднее колесо; 8 — задний мост; 9 — резиновые подушки-амортизаторы двигателя; 10,12 — тяги крепления двигателя; 11,13 — ремни крепления тележки к главным карабинам параплана и пилота

Габариты тележки (колея соответствует нагруженному состоянию тележки при давлении в шинах 0,6 атм.)

Тележка достаточно легкая (ее масса всего 15 кг) и прочная: десятки полетов с большой нагрузкой 250 кг— и ни одной поломки! Она компактная (разбирается на четыре части, самая долгая из которых — 955 мм), и быстрособираемая: для сборки требуется всего 5—7 мин.

В конструкции употребляются достаточно распространенные материалы: алюминиевые и металлические трубы разного диаметра, автомобильная рессора, стандартные (хозяйственного назначения) камерные колеса диаметром 260 мм с допустимой нагрузкой 170 кг на колесо.

База тележки — хребтовая рама с обоймами и лонжероном рессор заднего моста, вырезанными из трубы 50×4,5 мм. Сплав АМг, из которого сделаны такие трубы, прекрасно поддается аргоно-дуговой сварке. Исходя из этого большая часть соединений в конструкции тележки выполнено как раз этим методом.

Рама тележки:

1 —лонжерон (АМг, труба 50×4,5); 2,7—стойки (АМг, труба 20×2); 3,11 — подкосы (АМг, труба 20×2); 4 — поперечина (АМг, труба 20×2); 5,10 — втулки крепления рамки для кресла пассажира (ЛМг, труба 27×3); 6 — рамка подвески пилота (АМг, труба 20×2); 8,12 — косынки (АМг, лист s5); 9.13 — гнезда подушек-амортизаторов двигателя (АМг, лист sЗ); 14,15 — обоймы рессор заднего моста (АМг, труба 50×4,5); 16 — ребро жесткости (АМг, лист s5): 17 — резьбовые втулки (сталь, пруток d16)

Рулевой кронштейн:

1 — рулевая колонка (АМг, труба 32×3,5); 2,6— гнезда крепления подножки пассажира (АМг, труба 27×3); 3 — корпус (АМг, труба 50×4,5); 4 — муфта (АМг, труба 41×2,5); 5 — усиливающая вставка (АМг, труба 36×4); 7 — заклепка d8

Рамка для кресла пассажира (АМг, труба 20×2). Подножка пассажира (АМг, труба 20×2)

Передний торец лонжерона покинут открытым—в том направлении вставляется рулевой кронштейн (это для его фиксации предназначено диаметральное отверстие под штифт в начале лонжерона), а задний финиш заглушен диском из страницы алюминия и обварен. Рядом присоединены обоймы заднего моста, любая из которых укреплена двумя косынками (с боков) и одним ребром жесткости (снизу).

На обоймах расположены коробчатые гнезда с резиновыми подушками-амортизаторами, предназначенными для гашения вибрации трудящейся силовой установки. Подушки хорошо сидят в гнездах и держат в собственных полукруглых вырезах предохранительную рамку двигателя.

На лонжерон наварены стойки и подкосы из трубы 20×2 мм, к каким приварены поперечина подвески и рамка пилота из той же трубы. В торцевые отверстия поперечины запрессованы и зафиксированы несколькими ударами керна металлические резьбовые втулки для винтов М8, удерживающих гяги крепления двигателя. (В принципе, поперечина возможно и из алюминиевого прутка, потому, что в его торцах легче делать резьбовые отверстия.)

Геометрические параметры тяг крепления двигателя (протяженность трубок, угол и диаметр разворота втулок на их финишах) в данном варианте не указываются. Они зависят от марки конкретного мотора (узлов его крепления) и подбираются по месту с учетом того, что ось вращения воздушного винта должна иметь восходящий угол 5° по отношению к горизонту. В этом случае струя воздуха от винта идет поверх купола и не повреждает его.

Протяженность же заготовок для тяг— не меньше 530 мм.

В том месте же, у торцов поперечины, приварены наклонные втулки для крепления рамки подвески груза либо пассажира в тандемном варианте комплектации парамоторной тележки. Рамка из алюминиевой трубы 20×2 мм вводится финишами в эти втулки и фиксируется особыми (громадными) булавками через ответные отверстия в них диаметром 3,1 мм. Спереди рамка приматывается к лонжерону тканевым ремешком.

В грузовом варианте тандема на рамке закрепляется вещевой мешок, сумка либо канистра. В пассажирском же варианте тележка дополняется подножкой, сваренной из алюминиевой трубы 20×2 мм, которая устанавливается в особенные гнезда на корпусе рулевого кронштейна. Фиксируется подножка в гнездах, как и рамка подвески пассажира, особыми булавками.

Соединение рулевого кронштейна с лонжероном телескопическое. Для этого в корпус первого засунута (и закреплена в том месте сквозной заклепкой) муфта из трубы 41×2,5 мм, усиленная запрессованной в нее вставкой из трубы 36×4 мм. Фиксация кронштейна в лонжероне — съемным штифтом с булавкой на финише.

При перемещении тележки по земле пилот руководит ею ногами. Для этого на передней вилке имеется рулевая подножка с загнутыми, дабы не соскальзывала обувь, финишами. Она выполнена из алюминиевой трубы 20×2 мм и закреплена в четырех точках: на оси колеса вместе с перьями вилки и двумя болтами М6 на особой полочке, приваренной к перьям.

В отличие от вторых элементов конструкции тележки, передняя вилка полностью выполнена из стали (применены труба 21×2 мм, пруток диаметром 20 мм и полоса 20×2 мм). Это обусловлено нагрузками, каковые действуют на рулевой механизм на разбеге либо пробеге. Единственное, что смягчает удары при наезде переднего колеса на неизбежные на грунтовом аэропорте препятствия в виде кочек и ямок, это пневматик.

Из этого такие повышенные требования к прочности вилки.

В рулевой колонке стойка вилки вращается в подшипниках скольжения, в роли которых выступают фторопластовые втулки, позаимствованные у автомобиля «Жигули».

Устройство рулевого привода:

1 — передняя вилка; 2,6 — шайбы 36x20x3; 3,5 — втулки (фторопласт, от автомобиля «Жигули»); 4 — рулевая колонка; 7 — контргайка и гайка М12; 8 — шайба с ушком для растяжек

Рулевая подножка пилота:

1 — ложемент (АМг, труба 20×2); 2,3 — подкосы (АМг, труба 20×2)

Передний вилка:

1 —рулевая стойка (сталь, пруток d20); 2—полочка крепления рулевой подножки пилота (сталь, полоса 21×2); 3 — дуга вилки (сталь, труба 21 х2)

Задний мост (правая):

1 — заднее колесо; 2 — рессора (сталь, полоса 45,2×6,8; коренной лист рессоры автомобиля «Москвич-412»); 3 — корпус (АМг, труба 50×4,5); 4 — соединительный болт М8; 5 — муфта (АМг, труба 41×2,5); 6 — усиливающая вставка (АМг, труба 36×4); 7 — заклепка d8 (2 шт.); 8 — шплинт d4; 9 — дистанционная втулка (сталь, труба 24×2); 10 — пневматик колеса; 11—диск колеса; 12 — шарикоподшипник ступицы; 13 — болт М8 (4 шт.); 14 — распорная втулка; 15 — самоконтрящаяся гайка М14; 16 — ось колеса (сталь, пруток d23).

Размер 665 соответствует нагруженному состоянию тележки

Что же касается амортизации на заднем мосту тележки, то для этого употребляются две рессоры (коренные страницы рессорного пакета автомобиля «Москвич-412»). Внешние финиши этих страниц были термически отпущены, в них просверлены отверстия, отогнуты на угол 110° и снова закалены.

Таковой угол выбран не просто так: в случае если в воздухе тележка выглядит пара «кривоногой» из-за наклона задних колес вовнутрь, то на земле рессоры прогибаются и «кривоногость» исчезает— колеса выпрямляются и становятся перпендикулярными поверхности почвы. Это их рабочее положение.

Внутренний финиш каждой рессоры заужен на наждачном станке чтобы хорошо входил в паз, образованный стенками корпуса половинки заднего моста (труба 50×4,5 мм) и долгим диаметральным пропилом в муфте (труба 41×2,5 мм). Засунутая в паз рессора упирается в торец усиливающей вставки (труба 36×4 мм) и фиксируется в корпусе (вместе с муфтой) диаметральным болтом М8 с самоконтрящейся гайкой. Помимо этого, муфта и усиливающая вставка скреплены с корпусом двумя сквозными алюминиевыми заклепками диаметром 8 мм.

С соответствующими обоймами на раме тележки половинки заднего моста соединяются телескопически; муфты хорошо входят в эти обоймы и фиксируются съемными штифтами с булавками на финишах.

Все колеса тележки камерные (в этом случае — китайского производства) шириной 260 и диаметром 80 мм. У них разъемные штампованные диски, соединенные четырьмя болтами М8. В выштамповки, образующие ступицу, запрессованы шариковые подшипники и распорная втулка под вал диаметром 20 мм, закрытые снаружи металлическими заглушками (на картинках не продемонстрированы).

В принципе, допустимы каждые камерные колеса диаметром не более 320 мм.

Узел крепления переднего колеса:

1 —подкос рулевой подножки пилота; 2—передняя вилка; 3 — ось переднего колеса (сталь, пруток d20); 4— пневматик колеса; 5 — диск колеса; 6 — шарикоподшипник ступицы; 7 — болт М8 (4 шт.); 8 — распорная втулка; 9 — дистанционная втулка (АМг, труба 27×3,5); 10 — самоконтрящаяся гайка М12

Узел соединения тяги крепления двигателя с тележкой:

1 — тяга (АМг, труба 20×2); 2,11 — односторонние заклепки d4; 3 — наконечник; 4 — шайба; 5 — болт М8; 6 — резиновая втулка; 7 — распорная втулка (сталь, труба 10х 1); 8 — поперечина тележки; 9 — резьбовая втулка; 10 — ушко для привязного ремня (от автомобиля «Жигули»). положение втулки и Длина тяги крепления двигателя на ее финише подбираются по месту

Наконечник:

1 — односторонние заклепки d4; 2 — муфта (АМг, труба 16×1,5); 3 — корпус (АМг, труба 20×2); 4 — обойма (АМг, труба 32×3,5)

Методы установки колес на осях прекрасно продемонстрированы на картинках и в дополнительных комментариях не нуждаются. Оптимальное давление в их шинах для данной тележки — 0,6 атмосферы.

На данный момент «летают» уже семь таких тележек: в Москве, Твери, Липецке, Рязани и других городах. Среди них и тандемные варианты.

Осуществив более сотни стартов с ног на парамоторном тандеме (разбегаясь наряду с этим одновременно и синхронно с пассажиром), могу с удовлетворением отметить: старт с колес— легко наслаждение (как, но, и посадка). Особенно в хорошую погоду со не сильный ветром либо в штиль. Так что имеется возможность нормально и с уверенностью подниматься в небо с парамотором не только подготовленному спортсмену, но и его 80-летнему дедушке.

Любому человеку сейчас возможно предоставлена возможность почувствовать чувство свободного полета. Пристегнулся к подвеске — и в тучи!

А. КОРЗУН

Рандомные статьи:

ПОТОМУ ЧТО МЫ ПИЛОТЫ! УЛЁТНЫЙ КЛИП!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • В небе — «альбатрос»

    Создать аппарат несложной, недорогой в исполнении и одновременно с этим владеющий высокими летными качествами — такую задачу ставят перед собой…

  • На парашюте — в небо

    Данный моторный параплан (на данный момент такие аппараты чаще именуют паралетами), созданный в конструкторском бюро клуба самодеятельного технического…

  • Приусадебный грузовичок

    Я являюсь постоянным подписчиком и давним читателем издания «Моделист-конструктор». в течении практически сорока лет не только знакомился с механизмами и…

  • О небе и дровах

    В начале славных дел Все новое — это прекрасно забытое старое. (Народная мудрость) С далекого 1989 года, в то время, когда я в последний раз держал в…