«Валга-комби» — автомобиль из фанеры

Автоконструирование — давнишняя страсть красноярца Владимира Александровича Гассана. Читатели, интересующиеся самодельными автомобилями, точно отыщут в памяти и «Мини-Валгу», и «Багги-350»… И вот еще одна, только что завершенная работа.

Но в отличии от прошлых, где В А. Гассан был и строителем и разработчиком машин, тут он выступает в роли исполнителя — всю дизайнерскую и конструкторскую увязку взял на себя сын Владимира Александровича, инженер-автолюбитель Владимир Гассан. И без того, домашний дебют.

Обширный опыт эксплуатации «Мини-Валги» продемонстрировал, что ее скорость, надежность, комфортабельность в полной мере удовлетворяют требованиям, предъявляемым к муниципальному автомобилю.

Единственное, что не устраивало, так это кузов. Хотелось иметь машину современных пропорций и форм. По окончании прикидок остановился на кузове типа «комби».

При разработке новой модели были использованы те конструктивные ответы, каковые выдержали опробование временем на «Мини-Валге» — свечная подвеска, передний и задний мосты, тормозная система и рулевое управление. Кроме того двигатель покинули прошлый — Иж-П-3 от мотоколяски.

Это легко обосновать: более несложного и надежного двухтактного мотора пока не существует, а другие (Иж-Ю либо Иж-П-Спорт) без важных переделок установить на автомобиль нереально.

«Валга-комби» — двухместный среднемоторный автомобиль с приводом на задние колеса. Если сравнивать с «Мини-Валгой» он на 50 мм выше, на 70 мм шире и на 150 мм дольше. Емкость бензобака увеличена до 18 л. Вместо V-образного ветрового стекла стало возмможно поставить стекло от «Запорожца» (ЗАЗ-968).

Рис. 1.«Валга-комби» — автомобиль из фанеры основные размеры и Внешний вид автомобиля.

Рис. 2. Компоновка «Валги-комби»:

1 — передний багажник, 2 — запасное колесо, 3 — панель тумблеров, 4 — набор устройств, 5 — рулевое колесо, 6 — сиденья, 7 — двигатель Иж-П-3, 8 — генератор Г-108М, 9 — топливный бак, 10 — аккумулятор, 11 — задний багажник, 12 — глушитель, 13 — основная передача от мотороллера ТГ-200, 14 — передняя опора двигателя, 15 — рычаг включения заднего хода, 16 — рычаг переключення передач, 17 — рычаг стояночного тормоза, 18 — тормоза и педали сцепления 19 — педаль газа.

Рис.

3. Каркас кузова микроавтомобиля.

КУЗОВ автомобили — трехдверный, цельнодеревянный. Каркас собран из сосновых и березовых брусков, соединенных в шип и вполдерева на эпоксидном клее, с фиксацией шурупами. Щели в местах стыковки брусков заделаны мастикой из эпоксидного клея и древесных опилок.

Обшивка кузова — из трехмиллиметровой фанеры. Днище, и задняя стенки и передняя салона обшиты фанерой толщиной 10 мм. Все неровности и стыки страниц выровнены эпоксидной шпаклевкой, после этого целый кузов оклеен двумя слоями стеклоткани. Последние операции по его отделке — покрытие грунтом ГФ-20, выравнивание нитрошпаклевкой, окраска и зачистка нитроэмалью. Днище кузова, передняя наружные и стенка поверхности брызговиков промазаны резинобитумной мастикой.

РАМА автомобиля сварена из металлических труб. База ее — каркас от грузового мотороллера ТГ-200 «Муравей», у которого отрезана передняя часть, а на ее место приварена труба O72 мм с подробностями крепления переднего моста. В задней части рамы удалена центральная продольная труба, и вместо нее на расстоянии 250 мм от продольной оси рамы вварены две трубы O48 мм.

Поперечная труба в средней части рамы удлинена с двух сторон вставками до размера 1320 мм: к ее торцам приварены площадки для стыковки рамы с кузовом автомобиля. Площадка под переднюю опору двигателя находится на нижних наклонных трубах рамы, задние же опоры двигателя закрепляются на площадках, приваренных к задней поперечине рамы.

ПЕРЕДНИЙ МОСТ автомобиля выполнен по схеме «качающаяся свеча».

Для него использованы трубы передней вилки мотоцикла М-106 (вместе с сальниками, втулками) и балансиры задней подвески от мотоколяски С3А. Доработка заключалась в следующем. У подвижных труб вилки обрезаны нижние наконечники, а вместо них приварены опорные кулаки, благодаря которым стойки шарнирно соединяются с балансирами.

Верхние финиши неподвижных труб по окончании обрезки употребляются как обоймы в узлах регулировки развала передних колес. К их торцам (L = 370 мм) приварены верхние обоймы упругих шарниров подвески. В качестве упругих элементов употребляются резиновые втулки от подвески «Волги» ГАЗ-24 и укороченные до размера 280 мм пружины задней подвески автомобиля ЗАЗ-966, каковые закрепляются на стойках подвески посредством металлических чашек.

Наряду с этим верхние чашки привариваются к обоймам верхних упругих шарниров, а нижние — к чулкам подвижных труб. Нижние финиши последних вместе с чулками привариваются к опорным кулакам. Предварительно на любой чулок надевается и крепится сваркой металлическая обойма с верхним пальцем стойки поворотного кулака. Затем чулок с чашкой насаживается на подвижную трубу.

На поворотного кулака и пальцы чулка надевается стойка передней подвески от мотоколяски С3Д в сборе с верхней втулкой и поворотным кулаком, и только затем чулок приваривается к опорному кулаку. Такая разработка сборки разрешает строго выдерживать расстояние между пальцами стоек кулаков.

Балансиры подвески С3А возможно переделать следующим образом. В первую очередь подвеска всецело разбирается.

Потом от балансиров отрезаются части ступиц с крышкой обоймы и тормозного барабана резиновых втулок. После этого к ступице балансира привариваются изготовленные из листовой стали щеки крепления стоек передней подвески и нижние пальцы гидравлических амортизаторов.

Рис. 4. Рама автомобиля «Валга-комби»:

1 — проушины крепления передних балансиров, 2 — буксировочная скоба, 3 — передняя труба рамы, 4 — кронштейн крепления картера рулевого при-вода, 5 — передняя поперечная балка рамы, 6 — передняя опора кузова, 7 — кронштейны главного тормозного цилиндра, 8 — главные площадки крепления кузова, 9 — передняя опора двигателя, 10 — задняя опора двигателя, 11 — кронштейны стоек задней подвески, 12 — верхние опоры передних амортизаторов, 13 — хребтовая труба рамы, 14 — подкосы, 15 — задние опоры кузова.

Рис.

5. Конструкция переднего моста:

1 — тормозной барабан со диском и ступицей, 2 — стоика поворотного кулака, 3 — стойка передней подвески, 4 — механизм развала колёс и регулировки клиренса, 5 — передняя поперечина рамы, 6 — балансир, 7 — гидравлический амортизатор.

Рис. 6. Стойка передней подвески:

1 — опорный кулак, 2 — чулок подвижной трубы, 3 — обойма, 4, 7 — чашки крепления пружины, 5 — подвижная труба, 6 — сальник, 8 — верхняя обойма стойки, 9 — пружина, 10—обойма опорного кулака, 11 — резиновая втулка, 12 — распорная втулка.

На место штатных обойм направляться приварить новые, выточенные на токарном станке, в каковые вставляются по две резиновые втулки от рессор ГАЗ-24.

Дабы обеспечить возможность развала передних и регулировки клиренса колес в ходе эксплуатации автомобиля, в конструкцию переднего моста введены дополнительные регулировочные узлы. Так, угол развала возможно изменять посредством приваренных к финишам передней поперечины рамы обойм, в которых находятся винт с гайкой: их вращением возрастает либо значительно уменьшается выход регулировочного винта из направляющей втулки. Фиксация выбранного развала осуществляется контргайкой.

Изменение клиренса выполняется посредством регулировочного узла — опорной муфты с приваренным к ней винтом и гайки с контргайкой в обойме. Последняя приварена к винту коррекции развала передних колес.

Планирует передний мост следующим образом. На пальцы чулка стойки опорного кулака и подвески надевается собранный поворотный узел переднего моста С3Д (поворотный кулак, его стойка с верхней втулкой и шкворень) и закрепляется на нижнем пальце болтом М12, а на верхнем — шплинтом.

В обойму опорного кулака помещаются резиновые втулки от «Волги»; в их каналы запрессовывается металлическая распорная втулка. Во внутреннюю полость подвижной трубы заливается 120—150 мл масла МГ-8. В нижнюю чашку вставляется пружина, через которую пропускается неподвижная труба с поршнем, сальником и втулкой. По окончании введения неподвижной трубы в подвижную до упора пружины в верхнюю чашку на подвижную трубу навертывается обойма сальника.

В верхнюю обойму неподвижной трубы ставят резиновые втулки, и в них наполовину запрессовываются распорные втулки. После этого в верхний вырез обоймы вставляется опорная муфта с регулировочным винтом клиренса и навернутой на него регулировочной гайкой, а вовнутрь опорной муфты и распорных втулок вводится монтажный болт М12, благодаря которому втулки совсем запрессовываются в верхнюю обойму, и их финиши до упора входят в каналы опорной муфты.

Завершив эту операцию, монтажный болт направляться заменить стяжным (O12 мм, l = 130 мм).

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/аккумуляторная/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Распорные втулки запрессовываются кроме этого во втулки обоих балансиров, последние обоймами вставляются в проушины рамы и закрепляются в них болтами М12 и шплинтами.

Стойки передней подвески вводятся нижними финишами между щеками балансиров и крепятся стяжным болтом.

Винт регулировки клиренса углубляется до упора регулировочной гайки в обойму собранного ранее на переднем поперечине рамы механизма регулировки развала передних колес и фиксируется контрогакой.

ЗАДНИЙ МОСТ. Его конструкция напоминает передний, с тем Только отличием, что протяженность неподвижных труб стоек образовывает 300 мм. Пружины амортизаторов от ЗАЗ-966, их только было нужно урезать наполовину.

Узлы развала колёс и регулировки клиренса такие же, как и у переднего моста. Балансиры задних колес доработаны. Равно как и у передних, у них обрезаны обойми резиновых втулок, а на их место приварены обоймы большего диаметра под резиновые втулки от «Волги».

На передних конках балансиров сверху приварены по две щеки из л:істовой стали толщиной 5 мм с отверстиями O12 мм для болта, крепящего к балансиру нижний финиш стойки подвески, имеющей а отличие от передней вместо опорного кулака на нижнем финише обойму с двумя резиновыми втулками от «Волги» с запрессованными в них распорными втулками.

Рис. 7. Конструкция заднего моста:

1 — тормозной барабан с диском, 2 — щеки крепления стойки задней подвески к балансиру, 3 — чулок стойки, 4, 8 — опорные чашки, 5 — подвижная труба, 6 — сальник, 7 — неподвижная труба, 9 — верхняя опора стойки подвески с механизмом регулировки клиренса, 10 — обойма крепления стойки, 11 — задняя поперечина рамы 12 — балансир, 13 — щека главной передачи и крепления балансира, 14 — штуцер тормозного шланга

Рис. 8. Механизм развала передних и регулировки клиренса колес:

1 — регулировочная гайка, 2 — обойма регулировки, 3 — контргайка, 4 — регулировочный винт, 5 — гайка регулировки развала, 6 — обойма поперечины рамы, 7 — контргайка. 8 — винт регулировки развала.

Рис.

9. Верхний узел крепления передней и задней стоек подвески к раме (А) и нижний узел крепления стоек подвески к задним балансирам (Б):

1 — обойма, 2 — механизм регулировки клиренса, 3 — опорная муфта, 4 — резиновая втулка, 5 — распорная втулка, 6 — стяжной болт, 7 — чашка пружины, 8 — стойка балансира, 9 — опорный чулок, 10 — подвижная труба, 11 — стяжной болт, 12 — распорная втулка, 13 — резиновая втулка, 14 — нижняя обойма задней стойки.

Задние тормоза подверглись коренной переделке — вместо механических установлены гидравлические от мотоколяски С3Д. Для этого с балансиров сняты крышки барабанов механических тормозов, а на их место приварены переходные фланца под крышки гидравлических тормозов. Процесс переделки достаточно детально обрисован в статье «Багги-350» — спортивный автомобиль шестнадцатилетних» («М-К» № 7, 1979 г.).

Порядок сборки заднего моста фактически ничем не отличается от монтажа переднего.

ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. Рулевой вал заимствован от мотоколяски С3Д, было нужно его удлинить на 50 мм и заключить в дюралюминиевый кожух, на верхнем финише которого закреплен выключатель указателя поворотов. Педаль акселератора от автомобиля ГАЗ-51, трос привода — от С3Д.

Привод сцепления тросовый, от С3Д. Он складывается из самодельной педали, упора переднего финиша троса, упора заднего финиша троса с регулировочным винтом и стандартного рычага выключения сцепления на двигателе.

Привод тормозов раздельный для задних колёс и передних, гидравлический. Основной тормозной цилиндр от ЗАЗ-968, колесные — от С3Д со шлангами от ГАЗ-51, на штуцерах которых нарезана новая резьба М12ХІ.

Основной тормозной цилиндр закреплен на приваренном к раме кронштейне, на втором кронштейне на оси устанавливается коромысло, один финиш его соединяется тягой с рычагом тормозной педали, а второй — со штоком цилиндра.

Стояночный тормоз (от мотоколяски С3Д) приводит в воздействие колодки задних колес. Рычаг его привода (от С3Д-М) находится справа от рулевой колонки и соединяется с колодками тросом.

включение реверса и Переключение передач осуществляется отдельными рычагами на полу кузова. Тяги от мотоколяски С3Д.

Привод спидометра — от ведущего вала основной передачи, редуктор — от мотороллера Т-200М. Ои закреплен на скобе, фиксирующей основную передачу на раме автомобиля, и эластичным валом соединен с таким же редуктором, закрепленным в гнезде передней поперечины рамы. Потом посредством эластичного вала (от мотоцикла М-105) вращение передается на спидометр.

На приборном щитке находятся спидометр в блоке с контрольными уровня лампами и указателем топлива (от ЗАЗ-968), указатель температуры головки цилиндра, амперметр АП-110. Остальные же устройства — замок зажигания, включатель плафона и стеклоочистителя, центральный тумблер П-300, выключатель стартера ВК-322 — смонтированы на дополнительном щитке, расположенном ниже главного, справа от рулевой колонки. Слева от нее — тумблер дальнего и ближнего света фар П-19А2.

На кронштейне рулевой колонки — выключатель указателей поворота П-20А2. На полу кузова находятся педали сцепления, газа и тормоза, и рычаги реверса и переключения передач.

СИДЕНЬЯ раздельные.

Каркасы от мотоколяски, но пластинчатые пружины в них заменены на резиновые ленты, нарезанные из ветхой автомобильной камеры. К каркасу ленты крепятся крючками из трехмиллиметровой металлической проволоки. Обшивка — коврики из пористой резины и неестественная кожа. Сиденья фиксируются на полу железными скобами.

ДВИГАТЕЛЬ находится перед основной передачей в пространстве между средней и задней поперечинами рамы цилиндром вперед по ходу.

К раме он крепится четырьмя резиновыми подушками от ЗАЗ-968 посредством самодельных промежуточных опор. Запуск двигателя осуществляется электростартером СТ-366 либо кикстартером с переделанным рычагом. Для уменьшения шума выброса на автомобиле установлены глушители от мотоцикла Иж-П-3, для чего выхлопные трубы было нужно доработать.

Рис. 10. Конструкция передней опоры двигателя.

Рис. 11.

Задняя опора двигателя.

Основная передача — от грузового мотороллера ТГ-200. На раме она закрепляется четырьмя болтами М8.

Для защиты от повреждений снизу теми же болтами крепится металлической лист толщиной 3 мм.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ двенадцативольтовое. Генератор Г-108М крепятся па двигателе стандартным методом, как и на мотоколяске С3Д.

Реле-регулятор РР-24Г2 устанавливается на правом заднем брызговике. Катушка зажигания находится в мотоотсеке на задней стенке салона Аккумулятор СТ-45 помещен в заднем багажнике справа от двигателя.

Рандомные статьи:

Самодельный автомобиль из фанеры.Mini jeep military


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Микрус»-туристский автомобиль

    Практика самодеятельного автоконструирования, среди них и моего лично, говорит о том, что вагонная компоновка с применением колес с размером шин 5X10 (от…

  • Автомобиль-мечта

    В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…

  • Бтр? нет, автомобиль

    Человек я не столь состоятельный, дабы позволить себе иметь пара автомобилей различного назначения (кроме того и самодельных). Исходя из этого…

  • Две «вятки» — и автомобиль!

    Читателям «М-К» уже давно известна лаборатория конструирования клуба и опытного моделирования юных техников Сибирского отделения Академии наук СССР….

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.