Двухместный веломотомобиль Тандеммоя последняя самодельная конструкция с комбинированным приводом: от пассажира и педалей водителя (в этом случае он делается вторым участником экипажа), и двухтактного мопедного двигателя Д-6 рабочим количеством 50 см3 мощностью 1,2 л.с. (предельное количество оборотов4500 в 60 секунд).
Передние рулевые колёсаусиленные от велосипеда Кама, а задние приводныеот велосипеда Урал, доработанные (с уширенными ступицами).
Исходным материалом для Тандема послужил веломобиль, описание которого уже приводилось в М-К № 7 за 2008 год.
Рама нового веломобиляферменной конструкции (в форме корыта). Сварена из круглых тонкостенных труб от поручней списанного дужек и автобуса кроватей. Складывается из двух трубчатых лонжеронов, передней дуги-бампера, передней балки-моста, задней балки, нескольких дугообразных поперечин и пары задних продольных связей-опор для финишей полуосей. Лонжероны выполнены из трубы наружным диаметром 40 мм как одна подробность в форме дуги, сходящейся позади.
В передней части к лонжеронам приварена балка переднего моста, изготовленная из такой же трубы. К финишам балки приварены втулки поворотных кулаков.
К передней балке приварены дуга-бампер и наклонённый вперёд под-рулевой портал (потом пространство между ними прикрывается дюралюминиевым обтекателем, под которым находится багажник). К порталу приварена консоль рулевой колонки с пластиной на финише. Все перечисленные подробности выполнены из полудюймовой трубы.
Из такой же трубыи пара дугообразных поперечин между лонжеронами, придающих раме корытную форму. На нихнастилается пол из дюралюминиевого страницы толщиной 1,5 мм.
Веломотомобиль Тандем:
1рама;
2переднее колесо (от велосипеда Кама, 2 шт.);
3поворотный кулак переднего колеса (2 шт.);
4рулевой механизм (рейка с тягами);
5педальный узел (2 шт.);
6сиденье (2 шт.);
7полуось заднего колеса (2 шт.);
8заднее колесо (от велосипеда Урал);
9трос и пружина обратного хода педалей привода (2 шт.);
10двигатель Д-6;
11топливный бак;
12днище (дюралюминиевый лист в 1,5);
13дисковый тормоз заднего колеса;
14клещевой тормоз переднего колеса (2 шт.);
15рычаг управления газом и тормозами двигателя;
16трос тормоза
На протяжении рамы по бокам сделаны парапетики из тонкостенных труб наружным диаметром 15 мм, переходящие около сиденья заднего (второго) члена экипажа в поручни. За них ему комфортно держаться при педалировании, да и просто при поездкеруля-то у него нет.
К элементам рамы возможно отнести и низкие П-образные стойки-пассажира сидений и опоры водителя, и высокие стойки-опоры их спинок, выполненных в форме трапециевидных порталов. И те, и другие стойки опираются на лонжероны и связывают их.
Сами сиденья, правильнее, их базы, изготовлены из дюралюминиевого страницы толщиной 1,5 мм (кстати, из для того чтобы же страницы выполнены передний обтекатель и пол). их спинок и Подушки сидений выполнены как единое целоеиз поролона толщиной 50 мм и обшиты сверху ярким кожзаменителем.
Рама:
1бампер (металлическая труба d20);
2траверса (металлическая труба d40);
3втулка поворотного кулака (металлическая труба d40, 2 шт.);
4опора сиденья (металлическая труба d20, 2 шт.);
5поперечина спинки сиденья (металлическая труба d40, 2 шт.);
6 — поперечина продольных опор полуосей (металлическая труба d30);
7опорная площадка корпуса подшипника 203 полуоси (металлической лист s4, 2 шт.);
8продольная опора корпуса подшипника 202 полуоси (металлической прокатный уголок 32×32,2 шт.);
9подрулевой портал (металлическая труба d20);
10консоль (металлическая труба d20);
11пластина крепления рулевого вала (металлической лист s4);
12стойка опоры сиденья (металлическая труба d20,4 шт.);
13ушко крепления рычага управления тормозами и двигателем (металлической лист s4);
14стойка крепления троса тормоза (металлическая труба d15);
15боковая стойка сиденья (металлическая труба d20, 4 шт.);
16ушко подвески педального шатуна (металлической лист s4,2 шт.);
17парапет (металлическая труба d20,2шт.);
18 дугообразная поперечина (металлическая труба d20, 8 шт.)
Задний мост складывается из двух полуосей, закреплённых на раме жёстко (без подвесок), что в значительной мере обеспечило простоту конструкции. Любая полуось имеет по две подшипниковых опоры, корпус одной из которых закреплён на площадке, приваренной к лонжерону, а другойна дополнительной продольной опоре из уголка размерами 32×32 мм.
Приводная полуось заднего колеса в сборе:
1заднее колесо;
2втулка заднего колеса;
3подшипник 203;
4корпус подшипника 203;
5полуось (сталь 45, круг d24);
6корпус подшипника 202;
7подшипник 202;
8штифт (сталь 45, круг d4);
9крышка;
10подшипник 201;
11звёздочка (от велосипеда ХВЗ);
12запрессованная стопорная втулка;
13упорная втулка;
14гайка М10;
15стопорное кольцо;
16храповик (от велосипеда ХВЗ);
17распорная втулка;
18винт М4 (4 шт.);
19упорная шайба;
20винт М12;
21собачка (от велосипеда ХВЗ);
22ступица звёздочки;
23возвратная резинка
Подвеска передних колёсна пружинах, надетых на оси поворотных кулаков. Но потому, что движение подвесок совсем небольшой, то для смягчения ударов от больших неровностей дороги на верхних финишах осей установлены ещё отбойники из мягкой резины.
Схема рулевого управления:
1рулевое колесо;
2рулевой вал;
3шестерня рулевого механизма;
4рейка рулевого механизма;
5маленькая тяга;
6резьбовая втулка регулирования длины маленькой тяги;
7ушко крепления маленькой тяги к рычагу поворотного кулака;
8поворотный кулак (2 шт.);
9рычаг поворотного кулака (2 шт.);
10долгая (межколёсная) тяга;
11резьбовая втулка регулирования длины межколёсной тяги;
12передние управляемые колёса (2 шт.)
Любой член экипажа имеет качающийся (толкающий) привод с парой оппозитных педалей и цепной передачей на одно колесо: от водителяна левое, от пассажира (второго члена экипажа)на правое. Спаренность педалей разрешает в тяжёлых условиях участникам экипажа трудиться (давить на педали) обеими ногами. Цепи и звёздочкивелосипедные с шагом 12,7 мм. Количество зубьев звёздочекz=24.
Протяженность цепи только больше хода педалей (она накидывается конкретно на звёздочку), а с педалями цепь связана металлическим тросом диаметром 3 мм. Обратный движение педалей (и цепи с тросом) осуществляется посредством возвратной пружины растяжения (либо, как чаще говорят,нормально сжатой), закреплённой на раме и связанной с цепью.
Рулевой реечный механизм:
1рейка;
2втулка (латунь, круг d28, 2 шт.);
3корпус (труба d32);
4шестерня;
5шаровой палец с гайкой М6;
6 болтМ4(4 шт.);
7крышка;
8 тяга с резьбовым М12 наконечником;
9резьбовая втулка регулирования длины маленькой тяги (труба d16);
10контргайка М12
Как было сообщено сначала, веломобиль имеет ещё и моторный привод на левое колесо от бензинового двигателя внутреннего сгорания Д-6. Передача вращения от него на колесо осуществляется втулочно-роликовой цепью с шагом 12,7 мм. Натяжение цепи производится роликом, поджимающим нижнюю ветвь. Ведомая звёздочка моторного привода (приводная колеса) имеет 46 зубьев.
Управление двигателем, так же как и управление веломобилем, производится лишь с места первого члена экипажа.
Поворотный кулак:
1корпус втулки переднего колеса;
2ось переднего колеса;
3подшипник 201;
4гайка М10;
5наружный пыльник;
6подшипник 202;
7внутренний пыльник;
8скоба поворотного кулака;
9ось поворотного кулака;
10гайка М12;
11пружина;
12втулка (латунь, 2 шт.);
13втулка поворотного кулака;
14передняя балка;
15резиновый демпфер
На правом колесе смонтирован диск стояночного тормоза. В воздействие он приводится от напольного рычага, расположенного под правой рукой водителя перемещением от себя. На стоянке он отводится вперёд и фиксируется. На верхнем финише этого рычага находится ручной рычаг-курок привода главных рабочих тормозов клещевого типа, действующих на передние колёса.
Тут же расположена мотовелосипедная ручка газа ползункового типа, разрешающая отрегулировать подачу горючего и не держаться за неё неизменно. Сцепление выключается педалью, расположенной под правой ногой водителя.
Рулевое управлениеавтомобильного типа. Складывается из рулевого колеса с трубчатым валом, реечного механизма, маленькой (от рейки до левого колеса) и долгой (межколёсной) поворотных кулаков и тяг. Рулевой вал имеет две точки опоры: внизу он засунут в корпус рулевого механизма, и на него насажена шестерня реечного привода; вверхукрепится хомутом (с возможностью вращения) к пластине консоли подрулевого портала.
А.МАТВЕЙЧУК, г.Заводоуковск, Тюменская обл.
Рандомные статьи:
Тандем велосипед своими руками №2 Tandem bicycle by my own hands №2
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Веломобиль для прогулок и дела
На данный момент автомобильные «пробки» и смог стали главной проблемой не только мегаполисов, но и маленьких провинциальных городов. Развитие…
-
Из всего разнообразия картов, выстроенных спортсменами и производимых отечественной индустрией, самый совершенным по конструкции и по последовательности…
-
в один раз внимание грибников привлёк турист из подошедшей электрички в яркой велоформе, шлеме и с виолончелью в футляре за плечами. Сняв футляр и…
-
С тем, что веломобиль нужен для здоровья, думаю, спорить никто не будет. Ну а для любителей технического творчества он нужен вдвойне, поскольку разрешает…