Велосипед меняет форму #5

Первая публикация под таким заголовком показалась в «Моделисте-конструкторе» № 10’98. В ней обращение шла о новинках велосипедной техники от В.М.ГАВРИЛОВА, изобретателя из поселка Иноземцево Железноводского района Ставропольского края.

Пара месяцев спустя Владимир Михайлович отправил в редакцию пакет с описанием новых собственных конструкций. Предлагаем очередные три разработки изобретателя.

С УПРАВЛЕНИЕМ РУКАМИ И… СПИНОЙ

Так уж складывается будущее транспортного средства называющиеся веломобиль, что интерес к нему в обществе с течением времени то исчезает, то появляется снова. И лишь привязанность самодеятельных конструкторов и изобретателей к веломобилю постоянна.

Вот одна из новых автомобилей, удачно испытанная и защищенная авторским свидетельством (№ 1720921) и патентом (№ 2009943). Она отличается простотой конструкции, что делает ее дешёвой для повторения любому начинающему самодельщику, и наличием ручного привода (на фотографии его еще нет), включающего в работу руки.

Веломобиль складывается из двух главных частей: простого дорожного велосипеда (без заднего колеса) и двухколесного моста с ручным приводом и сиденьем.

«Дорожник» доработан следующим образом: сиденье и заднее колесо его сняты, перья цепной вилки раздвинуты, руль поднят максимально высоко, в подседельную трубу телескопически засунут вольно поворачивающийся дополнительный руль. Дабы оба руля двигались синхронно, они соединены двумя отрезками толстой металлической проволоки, продетой в предварительно просверленные отверстия.

Мост складывается из рамки, вала и колес. Рамка — это часть ветхой велорамы, в частности — передняя труба с обрезанными позади нижней трубой и перекладиной. Финиши последних расплющены и согнуты вкруговую так, что появились два посадочных места для шариковых подшипников 204. Болты М8, фиксирующие подшипники, держат и дугообразную перемычку, на которой закреплено сиденье.

Рамка опирается введенным в ее переднюю трубу стержнем на перья цепной вилки и надежно прикреплена к ней двумя болтами М8 и проволочными петлями. Шести отверстий под эти болты достаточно для того, чтобы подгонять сиденье к росту водителя: нога его на удаленной педали должна быть практически прямой.

Вал является осью— долгий металлический стержень диаметром 20 мм с надетыми на него ступицей ведомой звездочки, тремя парами шариковых подшипников, ступицей правого колеса и приваренным фланцем, к которому крепится левое колесо. Промежутки между всеми перечисленными подробностями заполнены дистанционными втулками из металлической трубы.

Ступица с приваренной к ней ведомой звездочкой расположена под сиденьем и зафиксирована на оси сквозным штифтом.

Протяженность цепи, соединяющей ведущую и ведомую звездочки, подбиралась в последнюю очередь, в то время, когда веломобиль был уже поставлен на колеса и подогнан к росту водителя.

Велосипед меняет форму #5

Веломобиль с двумя… рулями:

1,3 — тяги (металлическая проволока O 5, 4 шт.); 2 — руль дополнительный; 4 — спинка; 5 — рычаг тормозной; 6,29 — рычаги ручного привода (металлическая труба O 21); 7 — сиденье; 8 — ось (металлической пруток O 20); 9 — подшипник 204 рамки (2 шт.); 10 — противовес; 11 —перемычка (металлическая полоса 30×5); 12,13,16 — болты М8 (12 шт.); 14,30 — шатуны ручного привода (дюралюминиевая труба от «раскладушки»); 15 — звездочка левого колеса; 17 — фланец; 18 — подшипник 204 ручного привода (2 шт.); 19 — корпус подшипника (2 шт.); 20 — ступица с ведомой звездочкой; 21 — штифт; 22 — подшипник 203 (2 шт.); 23 — ступица правого колеса; 24 — рамка; 25 — перо цепной вилки; 26 — втулка дистанционная (6 шт.); 27 — цепь привода; 28 — петля проволочная (2 шт.); 31 — рычажок тормозной втулки левого колеса.

Один финиш оси обточен до диаметра 17 мм под подшипники 203, на которых вольно вращается ступица правого колеса.

К второму финишу приварен фланец с восемью отверстиями диаметром 8,3 мм под болты М8 крепления звездочки (болты хорошо входят во впадины между ее зубьями) левого колеса с всецело собранной тормозным рычажком и тормозной втулкой. На последний сверху напрессована легкая, но прочная дюралюминиевая труба-рычаг, а снизу к нему подварена массивная — толщиной 10 мм и массой 1,5 кг — металлическая плита-противовес для поддержания трубы-рычага в положении, близкому к вертикальному.

К корпусам внешней пары подшипников 204, расположенных на оси, приварены металлические двуплечие рычаги ручного привода. Верхние их финиши снабжены пластмассовыми рукоятками, а нижние расплющены и шарнирно соединены твёрдыми дюралюминиевыми шатунами — трубами от ветхой «раскладушки« (финиши их кроме этого расплющены) — с осями педалей.

Изюминкой данной конструкции есть принципиально новый поворотный узел — прочная спинка (из жести, оклеенной поролоном), которая отделена от сиденья и соединена с дополнительным рулем проволочными тягами, закрепленными в отверстиях на финишах руля.

Сев на сиденье, шофер через голову как бы надевает спинку так, дабы тяги проходили у него под мышками.

Легкими поворотами туловища он может через тяги поворачивать дополнительный и главный рули и руководить веломобилем на относительно прямых участках автострады. В этом случае руки его освобождаются. Что ими делать? Верно — браться за рычаги ручного привода.

Тормозится веломобиль как в большинстве случаев — вращением педалей в обратную сторону.

Лишь перед этим шофер обязан левой рукой придержать тормозной рычаг.

В случае если же разглядывать другие варианты механизмов торможения, то хорошо поставить на переднее колесо простой ручной рычажно-тросовый велосипедный тормоз, поместив его рукоятку на дополнительном руле.

И последнее. Таковой веломобиль возможно оборудовать ветровым щитком либо кроме того легкой кабиной, что повысит комфортность поездок на нем.

ПЕДАЛИ — РУКАМИ!

Правильнее говоря, руками крутить нужно не педали (до них с сиденья не дотянешься), а рукоятки дополнительной каретки, установленной на перекладине рамы. Но потому, что вращающий момент от нее цепью передается на главную каретку и потом — на ведущее колесо, то возможно заявить, что на этом велосипеде та либо другая рука велосипедиста (а иногда, если он ловкий, то и руки сходу!) оказывает помощь его ногам.

Прекрасно это либо не хорошо?

Возможно, прекрасно, поскольку, во-первых, возрастает мощность привода, а во-вторых, развиваются мускулы рук.

Конструкция проверена на практике, и повторить ее по силам кроме того начинающему самодельщику.

Дополнительная — верхняя — каретка вырезана ножовкой по металлу из рамы ветхого дорожного велосипеда вместе с цепной вилкой и частью подседельной трубы.

Последняя после этого сплющена на финише, мало отогнута и при помощи хомута прикреплена к перекладине под сиденьем. Перья цепной вилки притянуты к верхней трубе рамы велосипеда двумя болтами М6. И еще: шатуны каретки переставлены, педали с них сняты и надеты трубчатые рукоятки.

Переделка самого велосипеда минимальна: штатный руль заменен на руль от «Салюта» (дабы его рога при повороте не мешали вращению рукояток), а левый шатун каретки — на правый с ведущей звездочкой (от того же ветхого «дорожника»), Одноименные шатуны обеих кареток установлены параллельно друг другу.

Велосипед с дополнительной кареткой:

1 — болт М6; 2 — вилка цепная; 3 — руль велосипеда «Салют»; 4 — шатуны с рукоятками; 5 — звездочка верхней каретки; 6 — труба подседельная, сплющенная; 7 — прокладка регулировочная; 8 — перекладина рамы; 9 — хомут; 10 — цепь удлиненная; 11 — шатун с дополнительной звездочкой нижней каретки; 12 — шатун с главной звездочкой нижней каретки.

Звездочки кареток соединены удлиненной велосипедной цепью, натяжение которой регулируется толщиной прокладки между перекладиной и расплющенной частью подседельной трубы (под хомутом).

Не редкость, что цепь соскакивает из-за маленького перекоса звездочек. Дабы избежать этого, возможно либо подкорректировать установку звездочек, либо мало обточить их зубья с боков на наждачном круге.

Езда на таком велосипеде от простой ничем очень не отличается. Отличие только в том, что велосипедист одной рукой — правой либо левой — держит руль, а второй вращает рукоятку, помогая ногам.

ВРАЩЕНИЕ Напротив

Конструкция этого принципиально нового велосипеда защищена патентом РФ (патент № 2009942). Новизна содержится в трансформации направления вращения педалей на обратное. Иначе говоря планируя ехать вперед, их крутят так, как словно бы собираются ехать… назад. В следствии включаются в работу иные группы мышц, появляются иные ощущения… При жажде конструкция позволяет без проблем возвратиться к простому методу езды.

Экспериментальная машина для любителей крутить педали назад:

1 — рама одного велосипеда; 2 — рама другого велосипеда; 3 — болты М6; 4 — пластина металлическая (2 шт.); 5 — звездочка без шатунов; 6 — перо цепной вилки, отогнутое; 7 — цепь удлиненная.

Для изготовления для того чтобы велосипеда из простого потребовалось от рамы отрезать подседельные стойки вместе с наконечниками перьев цепной вилки, а сами перья мало отогнуть кверху.

К остаткам рамы тремя болтами М6 присоединена задняя часть рамы ветхого «дорожника» (без седла, половины перекладины и нижней трубы). Причем так, что ось задней каретки была выше передней на 40 мм. Для большей жесткости рамы скреплены между собой с двух сторон еще болтами и стальными полосами М6.

Скоба, заменяющая туклнпс на педали:

1 — болт М6 соединительный; 2 — отверстие под болт М6 (4 шт.).

Шатуны передней каретки удалены, покинута лишь вольно вращающаяся на валу звездочка (число зубьев 48 либо 51). Задняя же каретка покинута без трансформаций. Цепь удлинена на 25 звеньев и натянута без провисания. Сейчас, вращая педалями звездочку назад, велосипедист отправится вперед.

Разумеется, что, поменяв каретки местами, возможно ездить и простым методом.

При обратном вращении очень нужны простые и качественные скобы на педалях, заменяющие гоночныетуклипсы. Они разрешают не только толкать педали, но и тащить их вверх, что увеличивает длительность действия ног на педали и существенно повышает мощность, отдаваемую в привод велосипедистом. Скобы легко кроятся из листового алюминия по обуви и размерам педалей.

Крепятся они к педалям и сверху стягиваются болтами М6.

Рандомные статьи:

10 КЛАССНЫХ ЛАЙФХАКОВ С ВЕЛОСИПЕДОМ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Велосипед меняет форму #4

    Это очередная статья о новых вариантах применения велосипеда изобретателем В. М. Гавриловы — обитателем Железноводского района и посёлка Ставропольского…

  • Велосипед меняет форму #2

    Конструкторы велосипедов, как специалисты, так и любители, в далеком прошлом уже пробуют эти «объезженные» автомобили еще и «приручить», другими словами…

  • «Мягкий» и «ручной» велосипед

    С годами костная совокупность человека, в особенности позвоночник, подвергается своеобразным болезням. Начинают сказываться перенесенные в более юные…

  • Велосипед меняет форму #3

    За два столетия со времен изобретения велосипеда каких лишь идей не появлялось по оснащению его разными двигателями: внутреннего сгорания,…