История создания вездехода достаточно продолжительная. Сперва начал приспосабливать для передвижения по отечественному распутью «Ниву-2121» — поставил её на самые громадные колеса от «Внедорожника». Поездили на ней с соседом (также, кстати, охотником и заядлым рыбаком), но проходимости для отечественных мест оказапось не хватает. Купипи дпя «Нивы» копёса с шинами компании «Шаина». Подрезали в кузове арки, поста-вили выступающие подкрылки, дабы грязь не бросало на стёкла, и опять отправились.
В неспециализированном-то, понравилось, лишь в салоне мало места и по воде машина не плавает. Захотелось большего.
Один привычный охотник внес предложение поменять «Ниву» на шины компании «Трекол» с мостами УАЗ-31514 и кучей всяких запчастей. Мы дали согласие, в этот самый момент всё началось: решили сделать машину, на которой возможно было бы доехать в том направлении, где не ступала нога человека!
Позже начались поиски в сети и технических журналах (в том числе и в «Моделисте-конструкторе») разной информации по постройке вездеходов. Месяца за четыре всё просмотрел и прочёл. Созрел и проект будущего вездехода.
Ещё месяца 2-3 собирали комплектующие. Приобрели подержанные УАЗ-31514 за 10 тыс. ВАЗ и рублей-2109 за 8 тыс. рублей в качестве доноров.
В мае 2008 года начали постройку, а в сентябре того же года вездеход уже проходил первые опробования, и как продемонстрировал в будущем — мы с задачей совладали! За два года наездили более 7000 км. Важных поломок ни разу не было, постоянно добирались назад до дома своим ходом.
Как ясно из ранеесказанного, двигатель мощностью 70 л.с. и рабочим количеством 1500 см3 в блоке со сцеплением и пятиступенчатой коробкой перемены передач был использован на вездеходе от купленного ВАЗ-2109.
В первую очередь, сварили колёса (диски с ободьями) под камерные шины низкого давления компании «Трекол» размерами 1300x600x533, рассчитанные на рабочее давление от 0,08 до0,5 кгс/см2. Для них применяли «уазовские» колёса.
Диски покинули без трансформаций, а ободья уширили до 390 мм.
Как строительство дома начинают с фундамента, так и мы все прикидки начали с ходовой части: собрали мосты от автомобиля УАЗ-31514 с шинами заводского и самодельными колёсами изготовления «Трекол».
Мосты расположили друг от друга на расстоянии, равном будущей колёсной базе (2970 мм — по прикидкам, это было оптимально для отечественного вездехода) и стали примерять раму на подвеске из полуэл-липтических продольных рессор и гидравлических пружинных амортизаторов всё от того же «уазика».
Рама сварная, по форме несложная, прямоугольная. Её базу составляют два продольных силовых элемента — лонжерона, состоящий любой из пары металлических труб прямоугольного сечения 60×40 мм с толщиной стены 3 мм.
Трубы соединили между собой при помощи стоек-проставок из такой же трубы. В итоге любой лонжерон оказался в виде фермы. Лонжероны соединили между собой по финишам передней и задней траверсами из металлического швеллера № 6,5, а в промежутках -несколькими поперечинами из проката различного сортамента. Передняя траверса усилена парой подкосов — для безопасности при лобовом ударе. К тому же, на прикреплённом к ней переднем бампере смонтирована лебёдка для самовы-таскивания.
На висячих стойках центральной поперечины распложена раздаточная коробка, исходя из этого она также усилена подкосами, и данный узел является целый дополнительный подрамник.
Затем установили на раме и выверили положение двигателя в блоке с коробкой перемены и корзиной сцепления передач. Для их крепления к раме по месту приварили подходящие кронштейны.
К поперечинам и лонжеронам по месту приварили кронштейны амортизаторов и крепления рессор, механизмов и агрегатов управления, тормозной совокупности и т.д.
По завершении монтажа и компоновки агрегатов перешли к изготовлению каркаса кузова. Его варили «по месту» из металлических трубок сечением 20×20 мм с толщиной стенок 1,5 мм. Каркас кузова обшили 6-мм фанерой. Фанеру покрасили в четыре слоя снаружи и одним слоем — в.
В потолке кузова прорезали люк и закрыли его откидывающейся назад крышкой.
Начальный дизайн вездехода
Вездеход «Бродяга-Югра» (последний вариант):
1 — колесо (компании «Трекол», 4 шт.); 2 — бескамерная шина низкого давления размерами 1300x600x533 компании «Трекол» (4 шт.) 3 — глушитель; 4 — лебёдка; 5 — путевая фара (от трактора, 2 шт.); 6 — лобовое стекло (от ВАЗ-2109); 7 — форточка; 8 — дверное стекло; 9 — боковое стекло; 10 — кузов (дюралюминиевый лист s0,8);11 — ограждение бортового багажника (труба 20×20);12 — форкоп (от УАЗ-469); 13 — крышка заливной горловины топливного бака (от ВАЗ-2109, 2 шт.); 14 — боковая дверь; 15 — подвесная ступень (труба d22 с цепью, 2 шт.); 16 — фара-искатель; 17 — облицовка радиатора (металлической лист s0,8); 18 — передний мост (от УАЗ-469); 19 — стекло задней двери; 20 — задняя дверь; 21 — зеркало заднего вида (от УАЗ-469,2 шт.); 22 — задний мост (от УАЗ-469); 23 — откидная задняя ступень; 24 — фонарь заднего хода (2 шт.);25 — комбинированный фонарь заднего габаритного и поворотного огней, и стоп-сигнала (2 шт.);26 — национальный номерной символ; 27 — фонарь освещения номерного символа; 28 — крышка салонного люка; 29 — боковая ступень (2 шт.); 30 — бампер (от УАЗ-469)
Рама:
1 — верхний пояс лонжерона (труба 60x40x3, 2 шт.); 2 — нижний пояс лонжерона (труба 60x40x3, 2 шт.); 3 — межпоясная проставка лонжерона (труба 60x40x3, 10 шт.); 4 — подвеска раздаточной коробки (труба 60x40x3, 2 шт.); 5 — втулка для крепления раздаточной коробки (2 шт.); 6 — втулка сайлент-блока для крепления серьги рессоры (4 шт.); 7 — кронштейн-проушина сайлент-блока крепления рессоры (4 шт.); 8 — задняя траверса (швеллер №6,5); 9 — дистанционная проставка проушины (труба 60x40x3, 4 шт.); 10 — центральная поперечина (труба 60x40x3); 11 — подкос подвески (труба 60x40x3, 4 шт.); 12 — пятка втулки (металлической лист sЗ, 4 шт.); 13 — подкос передней траверсы (труба 60x40x3, 2 шт.)
Схема каркаса кузова
Компоновочная схема салона:
1 — органы и руль управления (от УАЗ-469); 2 — панель устройств (от ВАЗ-2121 «Нива»); 3 — сиденье водителя (от УАЗ-469); 4 — сиденье навигатора (от УАЗ-469); 5 — рычаг переключения передач; 6 — рычаг блокировки межосевого дифференциала (от ВАЗ-2121 «Нива»); 7 — рычаг включения пониженных передач (от ВАЗ-2121 «Нива»); 8 — пассажирское сиденье-лежак (2 шт.); 9 — люк в крыше (наложенная проекция); 10 — боковая дверь (2 шт.); 11 — задняя дверь; 12 — топливный бак (от ВАЗ-2109, 2 шт.)
Кинематическая схема трансмиссии:
1 — двигатель (от ВАЗ-2109); 2 — корзина сцепления (от ВАЗ-2109); 3 — коробка перемены передач (от ВАЗ-2109); 4 — карданный вал раздаточной коробки; 5 — раздаточная коробка (от ВАЗ-2121 «Нива»); 6 — карданный вал заднего моста; 7 — основная передача заднего моста (от УАЗ-469); 8 — маленькая полуось заднего моста с фланцем крепления колеса; 9 — долгая полуось заднего моста с фланцем крепления колеса; 10 — заднее колесо (2 шт.); 11 — карданный вал переднего моста; 12 — основная передача переднего моста (от УАЗ-469); 13 — маленький ШРУ С (от УАЗ-469); 14 — долгий ШРУС (от УАЗ-469); 15 — переднее управляемое колесо (2 шт.)
Боковых дверей в кузове — две, для переднего пассажира и водителя-навигатора. В начальном варианте двери применяли «нивовские». Но они для отечественного вездехода были тяжеловатыми, и потом мы заменили их на самодельные каркасные. Для остальных пассажиров в задней стенке кузова выполнена распашная дверь.
На переднем бампере (он от УАЗ-469) смонтирована лебёдка для самовытаскивания в неисправимых обстановках, в то время, когда колёса крутятся, а машина стоит.
Но в одном из болот при самовытаскивании эта лебёдка сгорела, и мы заменили её на самодельную — из стартёра ВАЗ-2109.
Тормозная совокупность с вакуумным усилителем — штатная от УАЗ-469. От данной же автомобили и рулевое управление с гидроусилителем интегрального типа и все педали.
Рулевая колонка смещена мало вправо, но к этому скоро привыкаешь.
Спереди в салоне стоит печка от ВАЗ-2108 — она обдувает лобовое стекло и обогревает водителя со навигатором, а под передним пассажирским сиденьем — вторая печка, от автомобиля «Газель» — воздушный поток от неё направлен в ноги задних пассажиров. В салоне тепло кроме того в 40-градусный холод.
Места в салоне большое количество, и при групповых поездках на рыбалку либо на охоту отдыхаем значительно чаще в отечественном вездеходе — шесть человек размещается вольно. Вот лишь столика до тех пор пока нет. Нет до тех пор пока и вещевых коробок в салоне — мелочёвку размещаем в картонных коробках за передними сиденьями.
«Бродяга-Югра», в неспециализированном-то, всем нравится как по дизайну, так и по техвозможностям. Но более всего — по вместимости.
Рама на шасси
Салон кузова: а — передняя часть; б — задняя часть
Каркас кузова в ходе изготовления
Были определённые трудности в оформлении документов на машину, другими словами в её «легализации». Но в итоге и эти вопросы были решены.
Вездеход прошёл техническую автоэкспертизу в региональной организации Общероссийского общества автолюбителей и зарегистрирован в инспекции Национального технического надзора. Взят национальный номер транспортного средства.
Однако, вездеход совершенствуем .
Летом 2011-го года поменяли самодельные колёса (диски) на промышленного изготовления, а камерные шины — на бес-камерные той же компании «Трекол» и с теми же размерами 1300x600x533 (последний размер — посадочный диаметр) с рабочим давлением от 0,08 до 0,7 кгс/см2. Капитально отремонтировали двигатель. Перебрали раздаточную коробку (оказывается, какое-то время ездили без масла в ней): поменяли все сальники, корпус прикрепили к раме на четырёх подушках.
Под передней панелью сделали так именуемые «бардачки» — маленькие вещевые коробки. Обшивку кузова заменили с фанерной на железную из дюралюминиевого страницы толщиной 0,8 мм и дополнительно утеплили салон.
Переделали капот, сейчас он раскрывается вперёд, дабы доступ к двигателю был эргономичнее, переделали салон, поменяли прямоугольные блок-фары на простые круглые. В общем, конструкцию облегчили приблизительно на 300 кг.
Затем проходимость увеличилась «в разы» (кроме того снежную целину глубиной до полуметра вездеход преодолевает с уверенностью) и не уступает подобным вездеходам, у которых цена несравнимо выше (около 1 млн. рублей). На постройку же отечественного вездехода ушло 140 тыс. рублей, не считая стоимости колёс. В принципе, на двоих — в полной мере посильный бюджетный вариант.
Ну что ещё добавить к чёрту вездехода? самоё протяжённое путешествие — за 300 км по болоту, не считая дороги по автостраде. Самая экстремальная поездка — на рыбалку в холод под 40 градусов. Недочёт один: и по окончании модернизации всё равняется мало тяжеловат — 1200 кг, но комфортно ездить компанией с приятелями в походы, далёкие путешествия (пять человек смогут дремать в полный рост). В будущем планируем построить чуть меньший вездеход: на 2 — 3 человека и массой до 800 кг.
В общем, настоящий вездеход на сегодня прошёл уже более 10 000 км без важных поломок, по крайней мере, к себе постоянно возвращались своим ходом, да ещё время от времени приходилось брать на буксир «потерпевших бедствие» попутчиков.
Как стало ясно из описания конструкции, вездеход создан на базе отечественных машин ВАЗ и УАЗ, что облегчает и удешевляет его техобслуживание и эксплуатацию.
Заканчивая рассказ о вездеходе, отмечу, что начальный вариант дизайна кузова, по моему точке зрения, был лучше, но потом мы пошли по пути обеспечения большого облегчения машины и внутреннего пространства.
Д. ШЕМБЕРГЕР, г. Xанты-Мансийск, Тюменская обл
Рандомные статьи:
Гусеничный вездеход\
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Зимняя рыбалка — занятие для самых стойких. Попытайтесь-ка на морозе просидеть весь день у лунки — тут не спасет ни тулуп, ни палатка, ни…
-
Вездеход повышенной… комфортности
Для обитателей Урала, Сибири, Севера, Дальнего Востока (другими словами большей части территории страны) потребность в таковой машине, как вездеход,легко…
-
Глубокоуважаемая редакция издания Моделист-конструктор. Ваш издание я просматриваю с 1988 года (мне на данный момент 33 года). По профессии я слесарь,…
-
Не так довольно часто, к сожалению, на страницах издания видятся описания самодельных конструкций, превосходящих сегодняшний уровень серийной русском, а…