Знакомтесь: «спорт-турист»

На Центральной выставке НТТМ-82 данный автомобиль завлекал внимание визитёров не меньше, чем находившиеся рядом новые «Жигули» с роторным двигателем. И это не просто так, по причине того, что в нем все необычно: да и то, что он двухместный, и открытая, без крыши кабина, и пластмассовый кузов, и интригующее наименование «Спорт-турист». Необыкновенна и сама история его создания.

Предпосылками к разработке послужили кое-какие сверхсложные неприятности в области организации массового ремонта легковых обеспечения и машин автомобильного парка запасными частями — трудности, с которыми встретилась сеть АвтоВАЗтехобслуживания на протяжении более чем десятилетней работы объединения. В случае если пришедшие в узлы и негодность детали получалось заменять на станциях на запасные, то пострадавшие в эксплуатации либо при аварии кузова стали «узким местом» ремонтных работ: новых очевидно недоставало, спрос на них не обнаружил удовлетворения.

Помимо этого, выяснялись не у дел восстановленные из замененных подробности и узлы: на новые машины их не поставишь, а ка ремонте они не реализовывались всецело.

Вот тогда-то у молодых новаторов объединения и зародилась идея: а не собирать ли из них полупромышленным способом машины, «одевая» их в кузова, изготовленные по более дешёвой, чем на главном конвейере, технологии, к примеру выклеивая из стеклоткани на эпоксидной смоле?

Тем более что подобный опыт у молодежи объединения уже имелся: за последние годы тут бурно развивался новый вид автоспорта — кроссовый; энтузиасты собственными силами строили и машины для него, багги.

Параллельно с данной производственнохозяйственной стороной формировалось и желание молодых конструкторов попытаться собственные силы в создании несложного, неприхотливого в эксплуатации спортивно-туристского автомобиля для молодежи.

Дабы в нем синтезировались преимущества багги — динамика, маневренность, высокая проходимость с элементами комфорта простого автомобиля .

Оказалось, что интерес к этому проявляют многие работники объединения; неспешно сложился комплексный молодежный коллектив энтузиастов, что объединил и инженеров различных профессий — Н. Мусатов, С. Ишханян, В. Боков, В. Недопекин, — и рабочих, слесарей по ремонту машин, — В. Драгункин, В. Глебов, А. Шакин, А. Зубаиров, И. Попков.

В то время, когда стало известно об их планах, несколько отыскала помощь и поддержку у управления объединения, в отделах, цехах, в комитете комсомола; и не сочувствием, а делом — в материальном обеспечении, в месте и организации проведения работ.

Базой для автомобиля послужил созданный в объединении кроссовый багги конструкции Н. Мусатова. Эта спортивно-гоночная машина превосходно зарекомендовала себя на всесоюзных соревнованиях, продемонстрировав хорошие скоростные и прочностные качества.

Знакомтесь: «спорт-турист»

Схема автомобиля (пунктиром продемонстрирован закрытый вариант с поднимающимися дверями).

За три года, ушедших на проектирование н изготовление задуманной конструкции, с 1979 по 1981 год, юные разработчики в ходе поиска лучших технических ответов опробовали три варианта выполнения автомобиля. У первого было плоское ветровое стекло и раскрывающиеся вверх двери.

После этого пришли к бездверному варианту с открытым кузовом, с применением гнутого ветрового стекла от «Жигулей». Но отсутствие крыши — это утрата доли комфорта, уменьшение безопасности в аварийной обстановке. Исходя из этого в окончательном ответе показались дуги безопасности и убираемый тент из кожзаменителя. Этот вариант и стал экспонатом Центральной выставки НТТМ-82.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ АВТОМОБИЛЯ

«Спорт-турист» мы именуем молодежно-туристским автомобилем. Это двухместная машина с хорошей компоновочной схемой: переднее продольное размещение двигателя, ведущие колеса — задние. Имеется два грузовых отделения.

В переднем, расположенном между двигателем и бампером, хранится набор ЗИП и запасное колесо, расположенное между силовыми элементами рамы кузова и являющееся элементом пассивной безопасности при лобовых столкновениях. За сиденьем находится второй багажник емкостью 0,2 м3. Ниже его поместили бензобак.

детали и Основные узлы использованы от серийных машин производства ВАЗ.

Кузов — пластмассовый: собран из клееных стеклопластиковых панелей — боковины, багажника и крышки капота, бамперы, панели салона. Крышу открытого кузова составляют дуги безопасности и поднимаемый тент из кожзаменителя. В салоне размещаются сиденья, характерные для машин типа «джип», или передние от любой модели «Жигулей».

Рамой помогает пространственная ферма, цельносварная из профиля квадратного сечения; вес ее 70 кг.

Двигатель модели ВАЗ-2106, рабочий количество 1,57 л, но возможно использован и любой, производимый ВАЗом. От него идет вал с двумя карданными шарнирами; задний мост — от автомобиля ВАЗ-2101, усиленный. Сцепление однодисковое, сухое, с диафрагменной нажимной пружиной; привод выключения — гидравлический.

Передняя подвеска автомобиля — свободная, на поперечных качающихся рычагах с цилиндрическими пружинами и двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами. Задняя подвеска — зависимая, с цилиндрическими пружинами и двумя гидравлическими телескопическими амортизаторами, четырьмя продольными и одной поперечной штангами.

Тормоза — барабанные, с приводом на задние колёса и передние от главного и передачи цилиндра с соосными поршнями.

Стояночный тормоз ручной, с тросовым приводом на колодки задних колес.

Рулевой механизм — от автомобиля ВАЗ-2121; колеса — дисковые, штампованные, размер обода 1271×330; шины подбираются в зависимости от назначения автомобиля.

Устройства на щитке и наружное освещение — от автомобиля ВАЗ-210З.

С. ИШХАНЯН, В. БОКОВ

Рандомные статьи:

Мотоциклист Помог ДевушкеЗаруба Спорт-Турист vs СпортБайк


Похожие статьи, которые вам понравятся: