В то время, в то время, когда задумал выстроить аэросани, никаких очень уникальных конструктивных ответов по ним и не планировал — машина нужна была как простое зимнее транспортное средство. Но в то время, когда подобрал нужные агрегаты, материалы и взялся за дело, начали появляться и идеи разного конструктивного ответа некоторых узлов. Было нужно кроме того на некое время приостановить работу по постройке аэросаней и «продумать» всю конструкцию снова — на бумаге.
В итоге одни ответы были не только нетрадиционными (возможно, и не новыми, но изрядно подзабытыми и не видящимися в современных автомобилях), а другие и вовсе уникальными. Отмечу изюминке конструкции.
Во-первых — подвеска силового агрегата (а не установка его, как в большинстве случаев) Во-вторых, рулевое управление «тележного» типа — оно осуществляется поворотом не только лыж, а всего переднего моста.
И последнее Возврат же управляемого моста с лыжами в удержание и исходное положение его на курсе прямого хода производятся не столько рулем, сколько торсионом, в роли которого выступает дуга безопасности.
Обрисовывая конструкцию аэросаней, сходу оговорюсь: из-за отсутствия аргонной сварки все соединения подробностей в узлах было нужно делать болтовыми посредством кронштейнов и втулок, а местами и клепать.
Рама аэросаней хребтового типа — однолонжеронная.
Состыкованные и соединенные с лонжероном балка заднего моста и стойка моторамы подкреплены подкосами Соединения силовых элементов рамы — по большей части разъемные. Такими я их сделал для разборки аэросаней и очень габаритной рамы для летнего компактного хранения.
Лонжерон и стойка выполнены из дюралюминиевой трубы диаметром 70 мм с толщиной стенок 2,5 мм, а балка заднего моста и подкосы — также из дюралюминиевой трубы, но толщиной и диаметром стенок мельче — соответственно, 40 мм и 1,5 мм Роль подкосов стойки моторамы играются еще и поручни сидений, не смотря на то, что поручнями их назвать возможно лишь условно — на них навешиваются ложементы пассажира и сидений водителя, выколоченные из дюралюминиевого страницы толщиной 2 мм. Сами же сиденья выполнены из толстого поролонового страницы и обшиты брезентовой тканью.
Аэросани с подвешенной винтомоторной группой и «тележным» передним мостом (подробности всех позиций, не считая очень оговоренных, выполнены из дюралюминия Д16Т):
1 — двигатель (от мотонарт «Буран»), 2 — клиноременная четырехручьевая передача(і= 1,85); 3 — воздушный винт O1400(дерево с железными концевыми окантовками), 4 — консольная балка, 5 — верхняя растяжка крепления двигателя (металлической трос O4, 2 шт.), 6 — главная стойка (труба O70x2,5), 7 — кронштейн подсоединения дуги безопасности к стойке (лист s5, 2 шт.), 8 — верхняя часть дуги безопасности (труба O50x2), 9 — крепление троса газа к дуге безопасности (резина, по потребности), 10 — соединительный кронштейн частей дуги безопасности (лист s5, 2 шт.), 11 — наклонная часть дуга безопасности (труба O50x2); 12 — лонжерон (труба O70x2,5); 13 — руль (мотоциклетного типа), 14 — центральная стойка руля (металлическая труба O28); 15 — боковая стойка руля (труба O14, 2 шт); 16 — сайлентблок дуги безопасности (от стиральной машины), 17 — узел соединения дуга переднего моста и безопасности (лист s5,2 шт ), 18 — вынос (труба O30x1,5), 19 — боковой подкос стойки (труба O40x1,5, 2 шт.), 20 — заднее сиденье пассажира (поролон в тканевом чехле); 21 — ложемент заднего сиденья (лист s5), 22 — поручень-подкос (труба O30x1,5, 2 шт), 23 — ложемент переднего сиденья (лист s5); 24 — переднее сиденье (поролон в тканевом чехле), 25 — трос газа (от мотоцикла); 26 — нижняя растяжка крепления двигателя (металлической трос O4, 2 шт.); 27 — тандер (2 шт), 28 — топливный бак (на 20 л), 29 —хвост-фаркоп (труба O64), 30 — задний мост, 31 — задняя лыжа (2 шт), 32 — крепление площадки (шнур, 2 шт), 33 — площадка (ткань «авивент», 2 шт), 34 — балка переднего управляемого моста (труба O40x1,5, 2 шт.), 35 —передняя лыжа (2 шт)
Задний его соединение и мост с рамой:
1 — лонжерон, 2 — кронштейн-хомут крепления к лонжерону подкосов рамки и поперечины сидений заднего моста, 3 — поперечина рамки сидений, 4 — подкос, 5 — лыжа, 6 — кронштейн-хомут крепления к заднему мосту подкосов, 7 — втулка крепления к заднему мосту подкоса лыжи, 8 — балка заднего моста (2 шт), 9 — подкос стойки (2 шт), 10 — рамка сидений, 11 — главная стойка; 12 — петля крепления основания сиденья к рамке (10 шт.); 13 — кронштейн-хомут крепления к стойке рамки сидений и моторамы, 14 — кронштейн крепления лонжерона к главной стойке, 15 — втулка крепления рамки сиденья к основной стойке и лонжерону (2 шт.); 16 — соединительная скоба балки (2 шт)
К раме возможно отнести и еще один элемент аэросаней — дугу безопасности.
Она выполнена из двух состыкованных накладками отрезков дюралюминиевой трубы диаметром 50 мм и толщиной стены 2 мм Но лучше бы дугу сделать из цельной трубы (у меня, к сожалению, на момент изготовления таковой не нашлось) вследствие того что она делает еще и роль амортизирующей подвески переднего управляемого моста и есть необычным подкосом главной стойки. Но о дуге — позднее.
по поводу же управляемого моста, как на телеге, я не оговорился.
Возвратиться к таковой уже подзабытой схеме рулевого управления меня сподвигла ее простота, к тому же она весьма сочеталась с амортизирующей дугой безопасности и однолонжеронной рамой. Передний мост соединен с передним финишем лонжерона при помощи шкворня и сайлентблока (резинометаллической втулки), корпус которого засунут в переднее отверстие трубы лонжерона. Шкворнем помогает болт М22.
Соединение переднего моста с дугой безопасности (она же торсион) осуществлено не напрямую, а при помощи выноса — консольно закрепленного по середине моста (перпендикулярно к нему) отрезка трубы диаметром 40 мм с толщиной стены 1,5 мм. Вольный же (передний) финиш выноса соединен также с передним финишем дуги безопасности «двухщечечным» треугольным кронштейном. Протяженность выноса определялась экспериментально, в пределах 200 — 250 мм.
Меньшая его протяженность ухудшает «флюгерность» — само-удержание автомобили на прямом курсе, а громадная — затрудняет управление аэросанями (поворот руля) Кстати для облегчения поворота руля потом на конец торсиона прикрепил сайлентблок (не смотря на то, что имеется возможность помогать и ногами, как на самолете).
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
При повороте руля, а следовательно, и переднего моста с лыжами дуга безопасности отклоняется в сторону к тому же и легко закручивается По окончании же снятия упрочнения на руль дуга пытается возвратиться в исходное положение, удерживая лыжи на прямом курсе.
Сам руль — мотоциклетного типа, лишь закреплен он на мосту в трех точках через подкосы-рычаги.
От руля по дуге-торсиону проложен тросик управления «газом» двигателя. На финишах переднего моста (как, но, и заднего) на осях установлены лыжи. Для защиты от бокового удара лыжи к мостам дополнительно прикреплены подкосами (лучше было бы амортизаторами) через подшипниковые втулки: передние — двумя, задние — одним (в задней части) и поворачиваются в вертикальной плоскости вместе с лыжами.
Лыжи самодельные — все однообразные.
Склепаны из 5-мм листового дюралюминия марки Д16Т алюминиевыми заклепками. Для придания жесткости по середине лыжи приварена продольная полоса-стенка, а к стенке — еще и полосовые подкосы. Подошва выполнена из страницы полиэтилена толщиной 5 мм, а шириной — на 10 мм больше с каждой стороны. В загнутой части носка подошва к лыже прикреплена заклепками, а по длине легко прижата подрезом из металлического уголка, дабы подошву из-за разности теплового расширения не коробило.
Часть заднего финиша лыжи вместе с подошвой также загнута вверх на 50 мм На финишах балок мостов лыжи монтируются на подшипниках качения, корпуса которых закреплены на стойках лыжи.
Винтомоторная установка сама по себе классическая и складывается из силового агрегата от снегохода «Буран» мощностью 28 л.с. и самодельного толкающего воздушного винта постоянного шага.
Винт диаметром 1400 мм, лопасти древесные с железными оковками на финишах Большая тяга, создаваемая им на месте, образовывает около 95 кгс, что разрешает аэросаням развивать скорость до 70 км/ч по льду замерзшей реки. Передача крутящего момента с двигателя на винт осуществляется через четырехручьевую клиноременную передачу. Диаметр ведущего шкива — 205 мм, а ведомого — 380 мм, другими словами передаточное число образовывает 1,85.
Натяжение ремней осуществляется поворотом эксцентриковой оси во втулке с последующим закреплением одной в второй хомутом.
лыжа и Передний мост:
1 — база лыжи, 2 — подкос хребта, 3 — дужка, 4 — хребет, 5 — заклепка, 6 — передний подкос стойки (2 шт.), 7 — задний подкос стойки (2 шт.), 8 — корпус с подшипником качения, 9 — стойка, 10 — ушко крепления подкоса лыжи к хребту (2 шт), 11 — буртик с вилкой, 12 — задний подкос лыжи (2 шт), 13 — втулка крепления подкоса к балке моста, 14 — кронштейн подножки, 15 — балка моста, 16 — лонжерон, 17 — шарнир соединения балки моста и лонжерон, 18 — кронштейн выноса и соединения балки, 19 —дуги соединения безопасности и кронштейн выноса, 20 — подножка
Подвеска силовой установки на тросовых растяжках и консольной балке:
1 — эксцентриковая ось, 2 — втулка (сталь, труба O50x2), 3 — хомут с зажимным болтом, 4 — стяжка верхних растяжек (резиновый жгут), 5 — верхние растяжки, 6 — консольная балка (металлическая труба O40x1,5), 7 — ось шарнира (болт М16), 8 — сайлентблок, 9 — втулка-кронштейн крепления моторамы на главной стойке, 10 — главная стойка; 11 — узел крепления двигателя к консольной балке (4 шт), 12 — двигатель, 13 — стойка втулки, 14 — подкос втулки (2 шт.), 15 — крыло балки (4 шт.), 16 — выходной вал двигателя, 17 — нижняя растяжка (трос O4, 2 шт.), 18 — тандер (2 шт.), 19 — втулка-прокладка (резина, 4 шт.)
Крепление силовою агрегата на раме не совсем простое.
Во-первых, он не установлен на ней, а подвешен на консольной балке и прикреплен к ней через резиновые втулки-прокладки Консольная балка есть одновременно и упором, через что передается тягаот винта. К тому же балка присоединена к стойке шарнирно через сайлентблок. Дополнительное же крепление двигателя к раме и вовсе неординарное — растяжками — авиационными эластичными тросами диаметром 4 мм с натяжными тендерами.
Такая подвеска винтомоторной установки на раме фактически ликвидирует вибрацию аэросаней.
Ограждения винта до тех пор пока нет Само собой разумеется, поворачивающийся винт — вещь страшная Но в случае если сделать упрощенное ограждение, то оно может сыграть с человеком, эксплуатирующим сани, а тем более с пассажиром «злую шутку» В психотерапевтическом замысле они будут думать, что защищены. На самом же деле возможность взять травму от вращающегося винта остается.
В случае если уж делать ограждение, то полное — в форме узкой решетки с обеих сторон и по окружности.
А дабы винт не задевал при провалах задней части аэросаней снег, тем более лед, сделан хвост — в заднюю часть лонжерона засунута труба уже.
Сухая масса аэросаней образовывает около 140 кг.
Полная снаряженная (два человека и 20 л топлива) — приближается к 300 кг Тормозов у аэросаней нет, остановка достаточно скоро осуществляется за счет трения подошв лыж о снег по окончании сброса «газа».
С. КОЧАНОВ-СОРОКИН, г. Омск
Рандомные статьи:
Видеоприложение РР №9 \
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Какая рыбалка без лодки? Особенно на больших водоёмах. Желаете сделать уникальное, фактически бесшумное плавательное средство? Тогда к делу. взглянуть на…
-
Пара лет назад нам удалось выстроить очень успешное транспортное средство — аэрогидроснегоход. Опробования этого аппарата были очень успешными, и нам…
-
Все о карте. как построить карт
Материалы первых занятий отечественной заочной школы картингистов были уже в печати, в то время, когда в редакцию стали поступать письма читателей с…
-
У мальчишек тяга к технике, возможно, заложена в генах. Лишь вот в их жизни имеется достаточно продолжительный период (так называемый переходный…