«Осень зиме дорогу мостит», — говорит народная пословица. Исходя из этого, хоть и на большом растоянии еще до первых снегопадов, мы уже снова начинаем понравившиеся отечественным читателям статьи о необыкновенных зимних вездеходах-аэросанях.
Сейчас мы желаем познакомить вас с одной из таких занимательных разработок — уникальными аэросанями, созданными в столичном публичном конструкторском бюро, руководимом инженером-авиаконструктором В В. Кукиным.
Три года назад это ОКБ объединило группу энтузиастов снегоходной техники, в которую вошли А. И. Алексеенков, брат и отец В. В. Кукина — Владимир Александр и Алексеевич, И. Астахов и другие, по большей части комсомольцы.
Все они были увлечены нелегкой задачей: выстроить машину, которая была бы несложна по конструкции, владела хорошей проходимостью, имела минимальный вес, снабжала бы большую надежность в эксплуатации и легкость управления.
И все это нужно было решить в более чем скромных условиях: публичное КБ собственной производственной базы не имело — лишь помещение, которое выделил ЖЭК.
Прошли три года поисков и опытов, пока не определилась рациональная схема и не воплотилась в металл конструкция необыкновенных аэросаней — на одной, лыже.
В отличие от простых трех- либо четырехлыжных схем аэросаней у данной автомобили лишь одна ходовая лыжа, несущая главную нагрузку.
По бокам, действительно, имеется еще две маленькие лыжи, поддерживающие. Они снабжают устойчивость на стоянке и на поворотах.
Удельное давление главной лыжи, имеющей громадную площадь, весьма мало.
Это разрешает существенно снизить неспециализированное сопротивление перемещению и сделать конструкцию более экономичной. Уникально решены совокупность управления машиной и тормозное устройство, которое надежно трудится на любом снежном покрове.
Неприятность торможения аэросаней до последнего времени не имела удовлетворительного ответа.
Все существующие совокупности — когти и тормозные штыри а также торможение воздухом за счет реверса воздушного винта — сложны, трудоемки, а основнее, не хватает надежны. В новых аэросанях и тут отыскан занимательный вариант — выдвижные ножи.
Конструкторам удалось создать простой, легкий и надежный корпус с прекрасными обтекаемыми обводами. По конструкции и форме он напоминает кабину спортивного планера.
Схема конструкции аэросаней
Вид «А»: 1 — главная ходовая лыжа, 2 — обтекатель механизма управления, 3 — фара, 4 — ветровое стекло, 5 — рычаги управления, 6 — заднее пассажирское сиденье, 7 — бензиновый бак, 8 — ограждение винта, 9 — габаритный пламя, 10 — корпус опорно-упорного шарикового подшипника; 11—ведомый шкив с клиновидными ремнями, 12 — лопасть винта, 13 — хомут затяжки лопасти, 14 — гайка крепления винта к валу, 15 — втулка винта, 16 — хвостовик лопасти, 17 — выхлопная труба, 18 — двигатель, 19 — шарнирное крепление рессоры, 20 — рессора поперечной подвески, 21 — башмак крепления рессоры, 22 — поддерживающая лыжа, 23 — рессора продольной подвески, 24 — узел скользящего крепления рессоры. 25 — сиденье водителя;
Вид «Б»: 1 — корпус механизма управлення, 2 — пружина подвески, 3 — рычаг управления, 4 — ось рычагов управления, 5 — ножи управления, 6 — направляющие штифты ножей, 7 — отбортовка корпуса, 8 — нижняя обшивка лыжи;
Вид «В» — поддерживающая лыжа в разрезе; 1 — рессора, 2 — башмак крепления рессоры, 3 — верхняя обшивка лыжи, 4 — бортовой швеллер, 5 — нижняя обшивка лыжи, 6 — заклепка, 7 — внутренний количество лыжи, заполняемый пенопластом, 8 — болт крепления башмака, 9 — полиэтиленовая подошва лыжи, 10 — хребтовая коробка лыжи;
Вид «Г» — вид аэросаней сбоку, сверху и спереди;
Вид «Д» -— вал воздушного винта: 1 — пустотелый вал, 2 — двухрядный шариковый опорно-упорный подшипник, 3 — корпус подшипника, 4 — болт, 5 — прижимное кольцо, 6—8 — распорные втулки, 7 — ведомый шкив клиновидных ремней, 9 — втулка воздушного винта, 10 — шпонка, 11 — шплинт, 12 — конус вала винта, 13 — стяжной хомут винта, 14 — хвостовик лопасти, 15 — лопасть, 16 — болт крепления к пилону, 17 — пилон, 18 — шкив, 19 — распорная втулка, 20 — пилон.
На двухместных аэросанях, которым авторы дали имя «Ветерок», установлен мотоциклетный двигатель мощностью 22 л. с., е принудительным охлаждением от центробежного веитилятора. Двигатель находится в нижней части корпуса — это снабжает низкое размещение центра тяжести автомобили совершает ее устойчивой при движении и поворотах по пересеченной местности. Передача вращения на вал воздушного винта осуществляется клиновидными ремнями.
Имеющийся опыт продемонстрировал, что клиноременная передача более надежна, чем цепная. Дабы расширить ресурс ее работы, исключить пробуксовку на шкивах и повысить к. п. д., устанавливаются параллельно сходу три клиновидных ремня типа В.
Вал воздушного винта размещен на особом пилоне корпуса над двигателем, на двух — опорноупорном и опорном — подшипниках. Шкив клиновидных ремней крепится на шпонке, а в продольном направлении фиксируется распорными втулками.
Диаметр шкива на валу винта 130 мм (ведомого), на двигателе — 120 мм (ведущего).
Воздушный винт — двухлопастный, древесный. Его ход изменяют, разворачивая попасти на необходимый угол и фиксируя их стяжными хомутами. Древесные попасти снабжены железными хвостовиками с резьбовой законцовкой. Они ввертываются в железную втулку винта, которая установлена на конусе вала на шпонке и закре пека особой гайкой, законтренной шплинтом.
В проточках втулки под стяжные хомуты сделаны продольные прорези для затяжки хвостовиков лопастей и заплечники, каковые не позволяют сползать стяжным хомутам.
Трубчатое ограждение воздушного винта крепится болтами к силовому каркасу корпуса. Оно окрашивается яркой красной краской. На финишах ограждения размещаются габаритные огни — красный и зеленый.
Дюралюминиевый, клепаный корпус аэросаней складывается из выколоченной обшивки толщиной 1 мм, двух силовых шпангоутов, подкрепляющих профилей и нижней продольной бальи. Балка выполнена из прессованных профилей и связана с обшивкой корпуса. Обрез кабины усилен окантовочным дюралюминиевым профилем.
Корпус имеет съемный . фонарь из оргстекла на — каркасе из дюралюминиевых профилей либо съемное ветровое стекло.
В кабины два легких сиденья для пассажира и водителя.
В задней части из обшивки и профилей образован пилон под вал воздушного винта, а в нижней части — вырез под двигатель. Сам двигатель установлен на выходящих финишах профилей нижней балки корпуса.
Для обеспечения и устранения вибраций достаточной опоры на шпильки крепления картера установлены лапки, каковые через резиновые амортизаторы крепятся болтами к профилю корпуса.
Протяженность главной лыжи — 3,0 м, ширина — 0,3 м. Размер поддерживающих лыж: 1,5X0,15 м. Подошвы лыж, дабы уменьшить трение, подшиты полиэтиленом низкого давления. Главная лыжа имеет подрез длиной 1,5 м.
Амортизация корпуса обеспечивается позади двумя продольными рессорами (от автомобиля «Москвич-407»), а спереди — двумя спиральными пружинами. Поддерживающие лыжи кроме этого навешены на рессорах (жестко) и немного подняты над подошвой главной лыжи на 100 мм.
Их уровень возможно регулировать в зависимости от состояния снежного покрова.
На стоянке машина опирается на все три лыжи. При перемещении по мере повышения скорости значительно уменьшается глубина следа, сани как бы «всплывают».
Наряду с этим боковые лыжи выходят на поверхность снега и практически с ним не соприкасаются.
В подошву главной лыжи вмонтированы два профилированных ножа, с которыми связаны торможения и рычаги управления, размещенные в кабине.
При перемещении по прямой оба рычага должны пребывать в крайнем положении «от себя». В случае если необходимо выполнить поворот, соответствующий рычаг переводится в крайнее положение «на себя».
Наряду с этим ножи выдвигаются из лыжи, поддерживаяпределы ее подошвы на 50 мм. Врезаясь в снег, они и заставляют машину разворачиваться. Радиус поворота на рыхлом целинном снегу — 8 м, на плотном сани разворачиваются практически на месте. Тормозят, переводя в положение «на себя» оба рычага.
Такое управление комфортно и не требует от водителя особенных упрочнений.
Характеристика АЭРОСАНЕЙ
Габаритные размеры, мм:
протяженность попкая…………………………………..3050,
ширина……………………………………………2100,
высота…………………………………………….1460,
высота по винту………………………………..2300.
Вес конструкции, кг:
сухой……………………………………………….158;
ходовой……………………………………………357,
Нужная нагрузка, кг……………………….120.
Двигатель мотоциклетный, М-72
Запас горючего кг……………………………….20.
Воздушный винт древесный, с поворотом лопастей на месте:
диаметр, мм……………………………………2000;
тяга, кг…………………………………………….92.
Уровень качества «К» аэросаней………………….0,258.
Удельное давление на снег, кг/см2…….0,03—0,45.
Большая скорость, км/ч……………60.
Эксплуатационная, км/ч…………………..35—40.
И.
ЮВЕНАЛЬЕВ
Рандомные статьи:
Аэролыжи на Р/У — по сугробам и метель!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Павел Андреевич Дерябкин, энтузиаст снегоходной техники из города Иванова, создал уже не одни аэросани. Его первая конструкция, аэросани-амфибия (фото)….
-
Во второй половине 50-ых годов двадцатого века Министерство связи СССР заказало конструкторскому бюро известного строителя вертолетов Н. И. Камова…
-
Уникальные древесные аэросани сконструировали школьники Гена Воронцов, Жора Кочесов, Светлана Сыркова, Борис Насонов, Коля Утакин и учитель О. Д. Сырков,…
-
Аэросани? аэроглиссер? амфибия!
Читатели «М-К» уже имели возможность познакомиться со студенческим конструкторским бюро Марийского политехнического университета (см. № 8, 1977). Данный…