В случае если попытаться перечислить все узнаваемые конструктивные схемы вездеходов, то, возможно, не хватит данной страницы — так как число их соизмеримо с числом любителей, занимающихся вездеходной техникой. В этом перечне отыщут место и мотонарты, и аэросани, и аппараты на воздушной подушке… И, как оказывается, невредно посмотреть назад назад и взглянуть: а все ли «выжато» из в далеком прошлом известных конструкций?
Так поступил читатель отечественного издания А. Кремнев, разрабатывая вездеход-амфибию «Обь».
В отечественной фотопанораме (см. «М-К» № 2 за 1977 год) были помещены фотография данной автомобили и маленькая информация о ней — всего пара строчков описания. Публикация привела к живейшему читательскому читательскому, о чем свидетельствует последовательность писем, взятых редакцией, и во всех единодушная просьба: отправьте чертежи! Редакция попросила А. Кремнева подготовить более обстоятельный материал о собственном вездеходе.
Ответ не вынудил себя продолжительно ожидать — он перед вами!
Главные преимущества «Оби» (рис. 1) — функциональность и простота. Во всем — начиная с корпуса и заканчивая ходовой частью.
Рис. 1. Компоновка вездехода «Обь»:
1 — ведущая звездочка, 2 — гусеничный движитель, 3, 4, 6 — катки, 5 — каретка задних катков, 7 — корпус, 8 — трубчатый каркас тента, 9 — сиденье водителя, 10 — рычаги фрикционов, 11 — лобовое стекло, 12 — основная передача, 13 — педаль муфты сцепления, 14 — педали тормозов, 15 — сиденья пассажиров, 16 — топливный бак, 17 — глушитель, 18 — двигатель, 19 — рычаг коробки передач, 20 — педаль кикстартера, 21 — грязевой щиток, 22 — фара.
Рис.
2. Корпус вездехода.
Рис. 3. Передняя ось:
1 — фигурная гайка, 2 — ось, 3 — болт М6 с гайкой, 4 — крышка подшипника, 5 — кожаная манжета, 6 — фланец, 7 — балка передней оси, 8 — подшипники № 205, 9 — распорная втулка, 10 — древесная заглушка.
Рис. 4. Схема установки передней оси:
1 — болт М8 с гайкой, 2 — пластина, 3 — корпус вездехода, 4 — болт М8 с шайбой и гайкой, 5 — пластина, 6 — кронштейн, 7 — полуэллиптическая рессора, 8 — стремянка, 9 — передняя ось, 10 — передний кронштейн, 11 — ось.
Рис. 5. Каретка задних катков:
1, 7 — оси катков, 2 — качалка, 3 — ось каретки, 4 — ограничительная втулка, 5 — болт М8 с шайбой и гайкой, 6 — хомут, 8 — опорная пластина кронштейна, 9 — гайка натяжного устройства, 10 — тяга, 11 — салазки, 12 — пружина, 13 — ползун.
Что же представляет собой данный вездеход-амфибия? Начать описание его направляться, по всей видимости, с корпуса (рис. 2).
Он сделан из страниц фанеры толщиной 12 мм, соединенных между собой железными профилями (уголок) и заклепками. прочность и Жёсткость его были такими, что отпала необходимость в раме. Исходя из этого несущий корпус амфибии оказался весом всего около 45 кг.
Непросто было решить проблему гусениц — неспециализированную, пожалуй, для всех самодельщиков. Алюминиевые траки, отлитые в импровизированной литейной и приклепанные к втулочно-роликовой цепи, — вот движитель моей «Оби». Любая гусеница весит около 38 кг.
Главные размеры траков приведены на рисунке 6. Гусеницы натянуты на шесть опорных катков — колес от мотоцикла «Восход» и приводятся в перемещение четырьмя звездочками, по две на каждую. Катки насажены на три оси на подшипниках качения.
Передняя ось (рис. 3 и 4) укреплена на двух продольных полуэллиптических рессорах, любая из которых собрана из трех пластин. Задние же оси катков подвешены на подвижной (качающейся) раме, собранной из металлических профилей (уголков).
Регулировка натяжения гусениц, как в большинстве аналогичных конструкций, осуществляется продольным перемещением рамы (рис. 5).
Ведущие звездочки находятся на оси основной передачи (рис. 8), складывающейся из редуктора, двух ряда и механизмов сцепления опорных и промежуточных подшипников. Звездочка на входе редуктора посредством втулочно-роликовой цепи связана со звездочкой двигателя от мотоцикла Иж.
Не считая водителя, «Обь» может «принять на борт» еще двоих. Для защиты от непогоды предусмотрен легкосъемный брезентовый тент: он крепится на дугах, сваренных из металлических труб.
Рис. 6. Трак гусеничного движителя.
Рис. 7. Конструкция гусеницы.
Рис. 8. Схема основной передачи:
1 — ведомый вал, 2 — гайка, 3, 6 — шпонки, 4, 7 — ведущие звездочки, 5 — распорная втулка, 8 — подшипник № 206 в корпусе, 9 — боковина корпуса вездехода, 10 — промежуточный подшипник № 206 в корпусе, 11 — хомут включения фрикционов с упорным подшипником, 12 — фигурная шпонка, 13 — бортовой фрикцион, 14 — подрамник редуктора, 15 — редуктор, 16 — звездочка редуктора.
Руководить «Обью» легко.
Оборудование рабочего места водителя мало чем отличается от тракторного — те же два рычага бортовых фрикционов, педаль муфты сцепления, педали тормоза, кикстартера и дроссельной заслонки карбюратора двигателя (газ). Двигатель запускается кикстартером при выжатом сцеплении, потом включается первая передача (бортовые фрикционы наряду с этим включены), и вездеход трогается с места. Поворот осуществляется выключением соответствующего фрикциона.
Переключение передач фактически такое же, как и на каждый машине.
Маленькому вездеходу не страшны ни снежные заносы, ни весенняя распутица; кроме того водные рубежи легко преодолевает «Обь» — корпус герметичен, а гусеничный движитель с успехом трудится и в воде.
«Обь» находится в эксплуатация вот уже около четырех лет, и за это время какое количество-нибудь важных поломок не было.
Машина замечательно помогает, доставляя меня к месту работы фактически по любой пересеченной местности — так как по профессии я рыбак.
А. КРЕМНЕВ, пос.
Новостройка, Томская область
Рандомные статьи:
амфитрак обь 4
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Идея о снегоходе показалась у меня сразу же, когда я переехал жить в поселок Белушье Ненецкого независимого округа. Большинство года тут зима. А в почете…
-
Маневренные, компактные транспортные средства особенно в заснеженных и лесистых районах жизнен-но нужны. В некоторых государствах, к примеру США, Канаде,…
-
В издании «Моделист-конструктор» уже неоднократно рассказывалось о мотолебедках — увлекательнейших почвообрабатывающих механизмах, завоевывающих сейчас…
-
Манёвренные, компактные транспортные средства жизненно нужны, в особенности в заснеженных и лесистых районах. В некоторых государствах, к примеру, в…