Транспорт для лесника

Маневренные, компактные транспортные средства особенно в заснеженных и лесистых районах жизнен-но нужны. В некоторых государствах, к примеру США, Канаде, Японии, эта неприятность решается выпуском малогабаритных автомобилей типа мотонарт. Отечественная промышленность кроме этого приступила к выпуску таковой техники: показались мотонарты типа «Буран», «Амурец» и другие.

Но автомобили эти скорее прогулочные, они не имеют кроме того утепленной кабины.

В отечественной лаборатории конструирования малогабаритной техники выстроили маленькую, но «рабочую» машину — микровездеход для лесника (см. фото). Он сочетает преимущества громадных гусеничных вездеходов: манёвренность и высокую проходимость, возможность иметь утепленную кабину, скорость передвижения и необходимую мощность — с маленькими габаритами и весом.

Все это делает вездеход удобным для применения его работниками народного хозяйства в труднопроходимых районах нашей страны,

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Рама (рис.

2) замкнутой прямоугольной формы, складывается из двух продольных лонжеронов O 42 мм, к каким снизу привариваются четыре корпуса торсионных подвесок от переднего моста мотоколяски С3А и трубы O 22 и O 27 мм, повторяющие силуэт кузова

Кузов выполнен из листовой стали толщиной 0,5—0,8 мм. Для удобства и простоты его изготовления сперва были вырезаны из узкого картона шаблоны.

После этого по ним делались заготовки, каковые фиксировались электро-или газосваркой к трубам каркаса кузова.

Спереди на раме установлены механизмы для натяжения гусеницы (см. рис. 1, Б — Б).

В передней части кузова под капотом расположен бензобак. Горючее подается в карбюраторы самотеком.

Приборный щиток от автомобиля УАЗ-452. На нем имеются замок зажигания, указатель уровня бензина в бензобаке, указатель температуры двигателя, сигнальные лампочки поворотов.

Ветровое стекло — из органического стекла — закреплено в трубчатом каркасе уплотнительной резиной.

Зимой и в непогоду предусмотрена установка брезентовой кабины, которая натягивается на съемный каркас, выполненный из дюралюминиевых труб O 18 мм. Обогрев салона водителя производится от глушителя, что крепится к выхлопной трубе двигателя посредством фланцев. Зимой он размещен под ногами водителя, а в летнее благодаря фланцевому креплению повернут в противоположную сторону и выведен под правую гусеницу.

Дополнительный обогрев дает и теплый воздушное пространство от вентиляторов принудительного охлаждения двигателя.

Транспорт для лесника

Рис. 1. Схема гусеничного вездехода:

1 — натяжной каток, 2 — топливный бак, 3 — ветровое стекло, 4 — приборный щиток, 5 — педаль газа, 6 — рычаг тормоза, 7 — ручка переключения передач, 8 — рычаг кик-стартера, 9 — сиденье, 10 — верхний поддерживающий каток, 11 — кожух ленточного тормоза, 12 — кронштейн полуоси, 13 — ведущая звездочка, 14 — карбюратор, 15 — бензонасос, 16 — кожух вентилятора, 17 — полуось, 18 — дифференциал, 19 — двигатель М-62, 20 — ведомый вал, 21 — полуось, 22 — промежуточный вал, 23 — тяга тормоза, 24 — ведущая звездочка двигателя, 25 — коробка перемены передач, 26 — тяга кик-стартера, 27 — жалюзи, 28 — аккумулятор, 29 — вентилятор (кожух снят), 30 — гусеница, 31 — глушитель. 32 — опорный каток, 33 — втулка, 34 — корпус торсиона, 35 — рама, 36 — рычаг торсиона, 37 — стопорный болт, 38 — ось катка, 39 — подшипник № 302, 40 — червяк для натяжения гусеницы, 41 — червячное колесо, 42 — шпонка, 43 — подшипник № 303, 44 — направляющий выступ ленты, 45 — цепь, 46 — грунтозацеп.

Рис. 2. каркас и Рама вездехода.

Двигатель — модернизированный М-62 «Урал». Находится в задней части кузова. Переделка его под принудительное воздушное охлаждение содержится в следующем: через переднюю крышку двигателя выведен вал (рис. 3, поз. 13), что приваривается электросваркой к малой шестерне газораспределения.

К передней крышке двигателя аргонно-дуговой сваркой приваривается корпус подшипника № 204, что есть второй опорой вапа привода вентиляторов. При отсутствии аргонно-дуговой сварки корпус подшипника возможно закрепить болтами М6 через прокладку, дабы избежать утечки масла из картера двигателя. Вал привода вентилятора вместе с малой шестерней газораспределения крепится на коленчатом валу двигателя болтом и шпонкой М8.

На вал привода насаживается двух-ручьевой шкив (рис. 3, поз, 6), что при помощи клиновых ремней передает вращение на два ведомых шкива. На них крепятся осевые восьмилопастные вентиляторы. Шкивы расположены перед цилиндрами двигателя и закреплены на кронштейнах, каковые привариваются к раме кузова.

Поток воздуха направляется на цилиндры посредством кожухов (рис.

1, поз. 16, кожух другого вентилятора не продемонстрирован). По окончании охлаждения цилиндра поток воздуха отводится наружу через жалюзи дна моторного отсека, каковые расположены по ходу перемещения вездехода.

Зимой жалюзи дна закрыты, и воздушное пространство поступает в салон. Забор воздуха для охлаждения двигателя производится через жалюзи в верхних крышках моторного отсека.

Запуск двигателя осуществляется вручную, посредством рычага, расположенного с левой стороны сиденья водителя. Рычаг тягой соединен с укороченной педалью кик-стартера.

На вездеходе используется цепная передача от двигателя к дифференциалу. Это позвано конструктивным размещением двигателя на раме вездехода и применением дифференциала от мотоколяски С3А, приспособленного к цепной передаче.

Рис.

3. Схема устройства воздушного охлаждения двигателя:

1 — коленчатый вал двигателя, 2 — распорная втулка, 3 — передняя крышка двигателя, 4 — корпус подшипника, 5 — клиноремень, 6 — двухручьевой шкив, 7 — распорная втулка, 8 — гайка крепления шкива, 9 — болт М8, 10 — шпонка, 11 — подшипник № 204, 12 — малая шестерня газораспределения, 13 — вал привода вентилятора, 14 — шкив, 15 — подшипник № 202, 16 — подшипник № 204, 17 — восьмилопастной вентилятор. 18 — рама, 19 — болт М10.

Рис. 4. Схема основной передачи:

1 — подшипник № 205, 2 — болт М14, 3 — внешняя опора полуоси, 4 — ведущая звездочка, 5 — болт M10, 6, 7 — шпонки, 8 — ступица тормозного шкива, 9, 10 — болты M10, 11 — рычаг ленточного тормоза, 12 — корпус подшипника, 13 — дифференциал (С3А), 14 — вал дифференциала, 15 — звездочка вала дифференциала, 16 — подшипник № 205, 17 — полуось, 18 — подшипник № 206, 19 — корпус подшипника, 20 — рама, 21 — ленточный тормоз, 22 — тормозной шкив, 23 — ведущая звездочка.

Переделка двигателя М-62 «Урал» под цепную передачу вторичного вала коробки передач содержится в следующем: снимается вилка кардана и протачивается посадочное место звездочки (от мотоцикла Иж-56), имеющей ход 15,88 мм и число зубьев — 18. Звездочка приваривается к вилке кардана электросваркой.

В ходе опробований вездехода выявилась необходимость поставить понижающий промежуточный цепной редуктор с передаточным числом 3. Это разрешило снизить большую скорость до 50 км/ч и повысить тяговое упрочнение на гусеницы. Вращение с редуктора на дифференциал передается кроме этого посредством цепной передачи. Так, крутящий момент передается от двигателя на редуктор и через редуктор на вал дифференциала (см, рис. 4), потом через дифференциал на ведущие полуоси.

На них крепятся по две звездочки, имеющие ход 37 мм и количество зубьев — 26 (рис. 4, поз. 4, 23). Звездочки приводят в перемещение гусеницы.

Так как полуось существенно ратует за пределы опоры на раме и может согнуться при нагрузке, наружный финиш ее имеет дополнительную опору в виде кронштейна, закрепленного на каркасе кузова.

У вездехода четыре скорости вперед и столько же назад. Переключение скоростей, и реверсирование вездехода производятся одним рычагом, забранным от автомобиля УАЗ-452.

Поворот вездехода осуществляется методом торможения одной из двух полуосей дифференциала.

В то время, когда одна гусеница затормаживается, вторая начинает вращаться с удвоенной скоростью, как бы забегая вперед: вездеход поворачивается.

Для торможения полуосей дифференциала употребляется ленточный тормоз (рис. 4, поз. 21), что складывается из тормозного шкива, прикрепленного болтами М10 к ступице, сидящей на полуоси, и железной ленты шириной 38 мм. К ней бронзовыми либо алюминиевыми заклепками крепятся фрикционные накладки размером 40X70X6 мм.

При работе ленточный тормоз обязан охватывать приблизительно три четверти тормозного шкива. Один финиш ленты крепится к кронштейну, приваренному к раме, второй шарнирно соединяется с рычагом привода (рис. 4, поз. 11) ленточного тормоза. Он приводится в воздействие рычагами, расположенными в салоне водителя. На вездеходе употребляются две педали ножного управления: газа и сцепления.

Педаль тормоза отсутствует, поскольку достаточно потянуть на себя оба рычага, предварительно выжав сцепление, как гусеницы затормаживаются м вездеход останавливается.

Рис. 5. Схема гусеницы:

1 — транспортерная лепта, 2 — цепь, 3 — направляющий выступ ленты, 4 — грунтозацеп, 5, 6 — заклепки.

Гусеницы резино-металлические, с двумя параллельно расположенными цепями, ход 37 мм (см. рис. 5).

Для гусениц употребляются цепи от транспортера сельхозмашин. Имеющиеся на цепи выступы обрабатываются по форме грунтозацепов из металлического уголка 20X20X3. К ним заклепками O 6 мм крепится резиновая кордолента от транспортера толщиной 7 мм.

Для направления перемещения катков используются резиновые выступы (рис. 5, поз. 3) из клинового ремня (профиль «Е» ГОСТ 1284-57), каковые прикрепляются к ленте заклепками O 8 мм, проходящими через грунтозацеп и приваренными к его внешней стороне.

При конструировании гусеницы нужно учесть, что середина толщины резиновой ленты обязана лежать совершенно верно на линии, соединяющей центры заклепок цепей. В другом случае лента испытывает деформацию, трудясь на растяжение либо на сжатие, что ведет к преждевременному ее износу.

Закаленные цепи, качественная сварка, прочная кордолента создают легкую и надежную гусеницу, а достаточная ширина ее определяет удельное давление на грунт при полной нагрузке а пределах 70 г/см2.

Вездеход прекрасно идет по рыхлому снегу, грязи, по асфальту и сухому грунту — практически очень тихо, без привычного лязганья гусениц.

А. НАЛИМОВ, Е. СТЕПАНЕНКО, члены клуба юных техников Новосибирского академгородка

Рандомные статьи:

Вездеход \


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Транспорт для зимы

    Двухместные аэросани «ШКВАЛ-3». С возникновением мотопарапланов и мотодельтапланов культура проектирования силовых установок с воздушными винтами…

  • «Малыш» прокладывает борозду

    Из семейства микротракторов, созданных студентами электрификации и Харьковского института механизации сельского хозяйства, самый несложный и доступный…

  • Гусеничный микровездеход

    Манёвренные, компактные транспортные средства жизненно нужны, в особенности в заснеженных и лесистых районах. В некоторых государствах, к примеру, в…

  • «Яуза» — легковушка для города

    «Я собирается выстроить автомобиль для широкого потребления. Он хватит велик, дабы в нем поместилась целая семья, но и мал, дабы один человек имел…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.