Гусеничный микровездеход

Манёвренные, компактные транспортные средства жизненно нужны, в особенности в заснеженных и лесистых районах. В некоторых государствах, к примеру, в Соединенных Штатах, Канаде, Японии эта неприятность решается выпуском малогабаритных автомобилей типа мотонарт. Отечественная промышленность кроме этого приступила к выпуску таковой техники: показались мотонарты Буран, Амурец и другие.

Но автомобили эти скорее прогулочные, они не имеют кроме того утеплённой кабины.

В отечественной лаборатории конструирования малогабаритной техники выстроили маленькую, но рабочую машину — микровездеход для лесника (см. фото). Он сочетает преимущества громадных гусеничных вездеходов — манёвренность и высокую проходимость, возможность иметь утеплённую кабину, скорость передвижения и необходимую мощность — с массой и небольшими габаритами.

Всё это делает вездеход удобным для применения работниками лесного хозяйства в труднопроходимых районах нашей страны.

Описание конструкции

Рама (рис. 2) замкнутой прямоугольной формы складывается из двух продольных лонжеронов из трубы диаметром 42 мм, к каким снизу привариваются четыре корпуса торсионных подвесок от переднего моста мотоколяски СЗА и трубы диаметром 22 и диаметром 27 мм, повторяющие силуэт кузова.

Кузов выполнен из листовой стали толщиной 0,5 — 0,8 мм. Для удобства и простоты его изготовления сперва были вырезаны из узкого картона шаблоны. После этого по ним делались заготовки, каковые фиксировались электро- либо газосваркой к трубам каркаса кузова.

Спереди на раме установлены механизмы для натяжения гусеницы (рис. 1, Б — Б).

В передней части кузова под капотом расположен бензобак. Горючее подаётся в карбюраторы самотёком. Приборный щиток — от автомобиля УАЗ-452.

На нём имеются замок зажигания, указатель уровня бензина в бензобаке, указатель температуры двигателя, сигнальные лампочки поворотов.

Гусеничный микровездеход

Рис. 1. Гусеничный вездеход:

1 — натяжной каток; 2 — топливный бак; 3 — ветровое стекло; 4 — приборный щиток; 5 — педаль газа; 6 — рычаг тормоза; 7 — ручка переключения передач; 8 — рычаг кик-стартёра; 9 — сиденье; 10 — верхний поддерживающий каток; 11 — кожух ленточного тормоза; 12 — кронштейн полуоси; 13 — ведущая звёздочка; 14 — карбюратор; 15 — бензонасос; 16 — кожух вентилятора; 17 — полуось; 18 — дифференциал; 19 — двигатель М-62; 20 — ведомый вал; 21 — полуось; 22 — промежуточный вал; 23 — тяга тормоза; 24 — ведущая звёздочка двигателя; 25 — коробка перемены передач; 26 — тяга кик-стартёра; 27 — жалюзи; 28 — аккумулятор; 29 — вентилятор (кожух снят); 30 — гусеница; 31 — глушитель; 32 — опорный каток; 33 — втулка; 34 — корпус торсиона; 35 — рама; 36 — рычаг торсиона; 37 — стопорный болт; 38 — ось катка; 39 — подшипник № 302; 40 — червяк для натяжения гусеницы; 41 — червячное колесо; 42 — шпонка; 43 — подшипник № 303; 44 — направляющий выступ ленты; 45 — цепь; 46 — грунтозацеп

Ветровое стекло из органического стекла закреплено в трубчатом каркасе уплотнительной резиной.

Зимой и в непогоду предусмотрена установка брезентовой кабины, которая натягивается на съёмный каркас, выполненный из дюралюминиевых труб диаметром 18 мм. Обогрев салона водителя производится от глушителя, что крепится к выхлопной трубе двигателя посредством фланцев. Зимой он размещён под ногами водителя, а в летнее, благодаря фланцевому креплению, повёрнут в противоположную сторону и выведен под правую гусеницу.

Дополнительный обогрев даёт и тёплый воздушное пространство от вентиляторов принудительного охлаждения двигателя.

Двигатель — модернизированный М-62 Урал. Находится в задней части кузова. Переделка его под принудительное воздушное охлаждение содержится в следующем: через переднюю крышку двигателя выведен вал (рис. 3, поз.

13), что приваривается электросваркой к малой шестерне газораспределения. К передней крышке двигателя аргонно-дуговой сваркой приваривается корпус подшипника № 204, что есть второй опорой вала привода вентиляторов. При отсутствии аргонно-дуговой сварки корпус подшипника возможно закрепить болтами М6 через прокладку, дабы избежать утечки масла из картера двигателя.

Вал привода вентилятора вместе с малой шестерней газораспределения крепится на коленчатом валу двигателя болтом и шпонкой М8.

На вал привода насаживается двухручьевой шкив (рис. 3, поз. 6), что при помощи клиновых ремней передаёт вращение на два ведомых шкива. На них крепятся осевые восьмилопастные вентиляторы.

Шкивы расположены перед цилиндрами двигателя и закреплены на кронштейнах, каковые привариваются к раме кузова.

Поток воздуха направляется на цилиндры посредством кожухов (рис. 1, поз. 16, кожух другого вентилятора не продемонстрирован). По окончании охлаждения цилиндра поток воздуха отводится наружу через жалюзи дна моторного отсека, каковые расположены по ходу перемещения вездехода. Зимой жалюзи дна закрыты, и воздушное пространство поступает в салон.

Забор воздуха для охлаждения двигателя производится через жалюзи в верхних крышках моторного отсека.

Запуск двигателя осуществляется вручную, посредством рычага, находящегося с левой стороны сиденья водителя. Рычаг тягой соединён с укороченной педалью кик-стартёра.

Рис. 2. каркас и Рама вездехода

Рис. 4. Схема основной передачи:

1 — подшипник № 205; 2 — винт М14; 3 — внешняя опора полуоси; 4 — ведущая звёздочка; 5 — болт М10; 6,7 — шпонки; 8 — ступица тормозного шкива; 9,10 — болты M10; 11 — рычаг ленточного тормоза; 12 — корпус подшипника; 13 — дифференциал (СЗА); 14 — вал дифференциала; 15 — звёздочка вала дифференциала; 16 — подшипник № 205; 17 — полуось; 18 — подшипник № 206; 19 — корпус подшипника; 20 — рама; 21 — ленточный тормоз; 22 — тормозной шкив; 23 — ведущая звёздочка

Рис. 5. Схема гусеницы:

1 — транспортёрная лента; 2 — цепь; 3 — направляющий выступ; 4 — грунтозацеп; 5,6- заклёпки

На вездеходе используется цепная передача от двигателя к дифференциалу. Это позвано конструктивным размещением двигателя на раме вездехода и применением дифференциала от мотоколяски СЗА, приспособленного к цепной передаче.

Переделка двигателя М-62 Урал под цепную передачу вторичного вала коробки передач содержится в следующем: снимается вилка кардана и протачивается посадочное место звёздочки (от мотоцикла Иж-56), имеющей ход 15,88 мм и число зубьев — 18. Звёздочка приваривается к вилке кардана электросваркой.

В ходе опробований вездехода выявилась необходимость поставить понижающий промежуточный цепной редуктор с передаточным числом 3. Это разрешило снизить большую скорость до 50 км/ч и повысить тяговое упрочнение на гусеницы. Вращение от редуктора дифференциалу сообщается цепной передачей. Так, крутящий момент передаётся от двигателя на редуктор, после этого на вал дифференциала (рис. 4) и потом на полуоси.

На них крепятся по две звёздочки, имеющие ход 37 мм и количество зубьев — 26 (рис. 4, поз. 4, 23). Звёздочки приводят в перемещение гусеницы.

Так как полуось существенно ратует за пределы опоры на раме и может согнуться при нагрузке, наружный финиш её имеет дополнительную опору в виде кронштейна, закреплённого на каркасе кузова.

У вездехода четыре передачи скорости вперёд и столько же назад. Их переключение, и реверсирование вездехода производятся одним рычагом, забранным от автомобиля УАЗ-452.

Поворот вездехода осуществляется путём торможения одной из двух полуосей дифференциала. В то время, когда одна гусеница замедляет перемещение, вторая начинает двигаться с удвоенной скоростью, как бы забегая вперёд: вездеход поворачивается.

Для торможения полуосей дифференциала употребляется ленточный тормоз (рис. 4, поз. 21), что складывается из тормозного шкива, прикреплённого болтами М10 к ступице, сидящей на полуоси, и железной ленты шириной 38 мм. К ней бронзовыми либо алюминиевыми заклёпками крепятся фрикционные накладки размерами 40x70x6 мм.

При работе ленточный тормоз обязан охватывать приблизительно три четверти его шкива. Один финиш ленты крепится к кронштейну, приваренному к раме, второй шарнирно соединяется с рычагом привода (рис. 4, поз.

11) ленточного тормоза, расположенного в салоне водителя.

На вездеходе употребляются две педали управления: газа и сцепления. Педаль тормоза отсутствует, поскольку достаточно потянуть на себя оба рычага, предварительно выжав сцепление, как гусеницы затормаживаются, и вездеход останавливается.

Гусеницы — резино-металлические, с двумя параллельно расположенными цепями с шагом 37 мм (рис. 5) от транспортёра сельхозмашин. Имеющиеся на цепи выступы обрабатываются по форме грунтозацепов из металлического уголка 20x20x3.

К ним заклёпками диаметром 6 мм крепится резиновая кордолента от транспортёра толщиной 7 мм.

Рис. 3. Устройство воздушного охлаждения двигателя:

1 — коленчатый вал двигателя; 2 — распорная втулка; 3 — передняя крышка двигателя; 4 — корпус подшипника: 5 — клиноремень; 6 — двухручьевой шкив; 7 — распорная втулка; 8 — гайка крепления шкива; 9 — болт М8: 10 — шпонка; 11 — подшипник № 204; 12 — малая шестерня газораспределения; 13 — вал привода вентилятора: 14 — шкив; 15 — подшипник № 202; 16 — подшипник № 204; 17 — восьмилопастный вентилятор; 18 — рама: 19 — болт М10

Для направления перемещения катков используются резиновые выступы (рис. 5, поз. 3) из клинового ремня (профиль Е ГОСТ 1284-57), каковые прикрепляются к ленте заклёпками диаметром 8 мм, проходящими через грунтозацеп и приваренными к его внешней стороне.

При конструировании гусеницы нужно учесть, что середина толщины резиновой ленты обязана лежать совершенно верно на линии, соединяющей центры заклёпок цепей. В другом случае лента испытывает деформацию, трудясь на растяжение либо на сжатие, что ведет к преждевременному её износу.

Закалённые цепи, качественная сварка, прочная кордолента создают лёгкую и надёжную гусеницу, а достаточная её ширина определяет удельное давление на грунт при полной нагрузке в пределах 70 г/см2. Вездеход прекрасно идёт по рыхлому снегу, грязи, по асфальту и сухому грунту — практически очень тихо, без привычного лязганья гусениц.

А. НАЛИМОВ, Е. СТЕПАНЕНКО

Рандомные статьи:

мини вездеход гусеничный


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • На гусеничном ходу

    Данный гусеничный снегоход мало знаком отечественным читателям. Его фотография была размещена в № 3’99 отечественного издания под рубрикой Фотопанорама…

  • Микровездеход «полярник»

    На Центральной выставке НТТМ-78, посвященной XVIII съезду ВЛКСМ и 60-летию комсомола, громадной популярностью у визитёров пользовался раздел «Эврика», в…

  • Гусеничный… мотоцикл

    Представленная конструкция — мотоцикл на полугусеничном ходу с рулевым передним колесом с шиной низкого давления и приводной гусеницей рекомендован для…

  • Транспорт для лесника

    Маневренные, компактные транспортные средства особенно в заснеженных и лесистых районах жизнен-но нужны. В некоторых государствах, к примеру США, Канаде,…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.