Обладатели мотоцикла с коляской довольно часто задаются вопросомо том, как расширить его грузоподъемность? Уникальное ответ этого вопроса внес предложение читатель отечественного издания А.Татарников в собственной статье «Послушный прицеп», размещённой в «Моделисте-конструкторе» №12 за 1992 год. Конструкция его мотоприцепа с колеёй и узла асимметричным расположением сцепки, совпадающей с колеей тягача, стала достаточно популярной у мотоциклистов.
За прошедшие годы показалось большое количество модификаций известного прицепа. Публикуемая сейчас — одна из последних и самые интересных.
Статью А.Татарникова прочёл пара лет назад. Весьма понравилось компоновочное ответ прицепа, движущегося совершенно верно по колее мотоцикла. К тому времени у меня уже были мотоцикл и участок земли «ИЖ-Планета» с коляской. Большое количество на «Планете» не перевезешь, так что дополнительный грузовой прицеп был легко нужен.
В то время, когда я близко приступил к его изготовлению, то столкнулся с технологическими и денежными трудностями.
В конструкции А.Татарникова довольно часто используется токарная обработка подробностей, например, втулок балансиров подвески колес. Нужно было кроме этого купить восемь «москвичовских» сайлент-блоков, четыре задних мотоциклетных амортизатора, электро- и светотехническое оборудование. Все это стоит недешево.
Исходя из этого я решил, забрав за базу идею автора статьи, строить прицеп собственной конструкции. Причем таковой, что возможно сделать кроме того дома с минимальным применением металлорежущих станков — при наличии лишь сварочного аппарата, слесарного инструмента и электрической дрели.
Было нужно отказаться от балансировочной подвески колес и применить торсионную.
Собственными руками изготовить торсион сложно, и я забрал два таких узла от ветхих мотоциклетных боковых прицепов БП-65. Цанговые узлы крепления к раме коляски демонтировал и поставил вместо них заглушки, а корпуса соединил между собой шестью перемычками.
Причем расстояние 168 мм между осями торсионов и соответствующих колес обнаружил чисто геометрически: перпендикуляр, опущенный из точки сцепки на линию, соединяющую точки касания колес поверхности дороги (при совмещенной колее тягача и прицепа), дробит ее пополам; ширина колеи образовывает 1100 мм; смещение уэла сцепки относительно оси прицепа — 225 мм, а расстояние междуцентром узла сцепки и осью левого колеса — 1560 мм. Оказался хороший твёрдый мост.
Неспециализированный вид прицепа:
1 — шарнир шаровой; 2 — дышло; 3 — катафоты (6 шт.); 4 — борт кузова (фанера, s 16); 5 — крыло (сталь 15, s2); 6 — фонарь ФП-132; 7 — скоба (СтЗ, пруток O 10); 8 — колесо (3,5×18); 9 — кронштейн крепления передней опоры (СтЗ, лист s5); 10 — опора передняя (сталь 15, труба 20x20x2,5);11 — разъем электрический ОНЦ-ВН; 12 — цепь страховочная; 13 — кронштейн крепления крыла (СтЗ, полоса 40×5); 14 — брызговик; 15 — узлы торсионные.
Схема нахождения расстояния между осями колес прицепа.
Доработанный торсионный узел прицепа БП-65:
1 — муфта торсионного вала; 2 — вал торсионный; 3 — ось шатуна; 4 — втулка фланцевая; 5 — сальник; 6 — шатун; 7 — буфер; 8 — втулка фланцевая, малая; 9 — корпус; 10 — болт регулировочный (3 шт.);11 —заглушка (СтЗ, лист s5); 12— втулка опоры вала; 13 — шайба упорная; 14 — кольцо стопорное; 15 — масленка.
Рама:
1 — дышло (сталь 15, труба 40×4); 2 — косынки (СтЗ, полоса 40×5); 3 — подкос дышла (сталь 15, труба 20x20x2,5); 4 — балки поперечные (сталь 15, труба 20x20x2,5); 5 — лонжерон (сталь 15, труба 20x20x2,5); 6 — петли навески заднего борта; 7 — перемычки торсионных узлов (СтЗ, лист s5, 6 шт.); 8 — узлы торсионные; 9,13 — подкосы опоры (сталь 15, труба 20x20x2,5); 10 — шатун подвески колеса; 11 — ось колеса; 12 — стойка опоры (сталь 15, труба 40x20x2,5); 14 — стойки бортов (сталь 15, труба 20x20x2,5).
Сварная рама прицепа, выполненная преимущественно из металлических труб прямоугольного сечения, складывается из фактически рамы грузовой платформы со стойками бортов, дышла с подкосом и опор, к каким приварен мост, усиленных кроме этого подкосами.
Протяженность задних подкосов и передних зависит от стороны прицепа — левая она либо правая.
Кузов выполнен из многослойной фанеры. Его передний и боковые борта крепятся к стойкам грузовой платформы болтами и саморезами, а задний (откидывающийся) — на четырех навесных петлях. Самодельные крылья прицепа сварены из листовой стали и зафиксированы на раме тремя скобами каждое.
Колеса такие же, как у мотоцикла-буксировщика, оснащены барабанными тормозами, приводимыми в воздействие от педали ножного тормоза посредством тросовой проводки.
И сцепное устройство такое же, как на прицепе А.Татарни-кова (лишь вместо страховочного троса использована металлическая цепь). Это устройство продемонстрировало себя с хорошей стороны — оно весьма надежно кроме того при езде по грунтовой дороге со легко перегруженным прицепом.
Электрооборудование прицепа выполнено по однопроводной схеме и подключается к мотоциклетному через разъем, закрепленный на тяговой трубе мотоцикла. Световые устройства мотопоезда—два интегральных фонаря с «габаритами», «пово-ротниками» и стоп-сигналами.
Прицеп мне стал незаменимым ассистентом в саду, огороде и при постройке дачного домика.
Особенно радует его «послушность»: он совершенно верно следует по колее мотоцикла, облегчая управление мотопоездом и повышая его проходимость.
Ю.ХОЛМОГОРОВ, г. И ж е в с к
Рандомные статьи:
Асимметричные и направленные шины
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Для собственного друга, имеющего легковой вездеход УАЗ Hunter и грузовик повышенной проходимости ГАЗ-66, прозванный в народе «шишига», спроектировал и…
-
Многим застройщикамбудущим домовладельцам либо дачникамприходится решать вопросы перевозки на маленькие расстояния местных стройматериалов, таких как…
-
Любимый автомобиль на селе — это, несомненно, полноприводной, повышенной проходимости ВАЗ 2121 «Нива». Прицепов же специально для данной модели, имеющих…
-
Прочтя в «М-К» статью В. Седова «Прицеп для «Юпитера», я поразмыслил, что обмен опытом, техническими решениями и идеями стимулирует и существенно…