Автомобиль учится плавать

Среди огромного разнообразия вездеходной техники особенный интерес воображает класс плавающих машин-амфибий. Они незаменимы для геологов, изыскательских экспедиций, на постройке газа- и нефтепроводов, для речной работы. Да и многие самодеятельные автоконструкторы — любители туризма — стремятся создавать плавающие машины.

Создание первой в мире амфибии с собственным двигателем случилось, прямо скажем, случайно.

В 1804 году американец Олифер Эванс взялся за постройку маленькой землечерпалки. Строил он ее на берегу на большом растоянии от воды, а в то время, когда закончил работу, осознал, что дотащить ее до воды — дело очень непростое. И тогда он додумался поставить корпус землечерпалки на колеса, приспособил к ним ременный привод от паровой машины и гордо проследовал на своем сооружении (см. вкладку) по улицам Филадельфии к большому удивлению обитателей.

Но потребовалось еще сто лет, пока выдумка самодеятельного изобретателя выросла в особенное направление в конструировании.

И лишь в 1907 году в воды Сены съехал особый автомобиль-амфибия (рис. 1), выстроенный французом Револье. Это первенствовалав мире плавающая машина.

Она была оснащена Двигателем внутреннего сгорания мощностью 25 л. с. и развивала на суше скорость 30 км/ч, а на воде — 5 км/ч.

Рис. 1. Первый в мире автомобиль-амфибия.

Только с конца 20-х годов конструкторы стали задумываться над разработкой особых плавающих машин, в первую очередь военного назначения.

У нас в 30-е годы были выстроены опытные образцы плавающих бронеавтомобилей ПБ-4 не шасси грузозика ГАЗ-ААА; в Соединенных Штатах выпустили пара образцов быстроходных колесно-гусеничных боевых машин-амфибий «кристи».

Замечательный толчок к формированию плавающих машин дала вторая мировая война.

В первой половине 40-ых годов XX века в СССР показался легкий плавающий автомобиль ГАЗ-46, более известный как МАВ (см. вкладку), с двигателем мощностью 55 л. с. Он имел влагонепроницаемый железный сварной корпус, для передвижения по воде служил гребной винт, а изменял направление перемещения водяной руль. Машина имела возможность перевозить 5 человек и 250 кг груза. Скорость по суше 90 км/ч, в по воде 9 км/ч.

Такие легкие амфибии обширно употреблялись отечественными армиями при форсировании Вислы; в память о тех ударных битвах в Музее Войска Польского в Варшаве аккуратно хранится МАВ, корпус которого пробит вражеским боеприпасом.

В классе тяжелых амфибий в СССР создали плавающий грузовик ЗИЛ-485, либо БАВ (рис. 2).

Он кроме этого имел цельнометаллический сварной влагонепроницаемый корпус, все ведущие колеса, водяной и гребной винт руль. На машине стоял бензиновый двигатель мощностью 110 л. с. При грузоподъемности 2,5 т она развивала скорость 60 км/ч, а на воде 10 км/ч. Подобный плавающий автомобиль DUKW-353 состоял на вооружении американской армии. В британских армиях в конце войны показалась четырехосная амфибия «террапин» грузоподъемностью 4,5 т.

Рис.

2. Грузовой плавающий автомобиль ЗИЛ-485 (БАВ)

Рис. 3. Быстроходная амфибия пермского водителя Ф. Минцеля.

Рис. 4. Неспециализированная схема устройства грузовика -амфибии.

Машины-амфибии периода второй мировой выяснили главные конструктивные направления развития этого класса автомобилей. Плавучесть обеспечивается влагонепроницаемым корпусом, в котором расположено три отсека (рис. 4): моторный, грузовое помещение и отделение управления; перемещение по воде обеспечивается гребным винтом, направление — водяным рулем. Автомобили снабжены водооткачивающим оборудованием, навигационными устройствами, лебедками либо кабестанами для самовытаскивания.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века одна из компаний ФРГ выпустила маленькую серию пятиместных легковых «амфикаров». На этом «амфикаре» употреблялся простой карбюраторный двигатель мощностью 38 л.с.; он размешался позади, с приводом на задние ведущие гребные винты и колёса. Амфибия имела вес 1050 кг, развивала скорость по шоссе 110 км/ч и по воде 12 км/ч. «Амфикар» имеет громадной успех среди автотуристов и представляет собой единственный пример серийного выпуска легких туристских амфибий.

Но пробел данный восполняется бессчётными самодеятельными конструкциями, обычно в полной мере надежными и уникальными.

Восемь лет трудился пермский водитель Ф. Минцель над собственной трехосной амфибией (рис. 3), оснащенной мотоциклетным двигателем.

Но чаще изобретатели в качестве баз для амфибий применяют простые автомобили . К примеру, чех Йозеф Синдлер сравнительно не так давно демонстрировал на Влтаве плавающий вариант простой «Шкоды-100» (рис.

5), а изобретатель из ФРГ оснастил «ситроен» особыми «плавсредствами», что разрешает ему на воде развивать скорость 10 км/ч. Британец Буханан на плавающем «фольксвагене» (см. вкладку) преодолел Мессинский пролив между Сицилией и Италией.

Рис. 5. Плавающий вариант легковой «шкоды».

Рис. 6. Амфибия-малютка «фокс» с пластмассовым кузовом.

Рис. 7. Автомобиль-амфибия «столвэт»

Рис. 8. Схема устройства водометного движителя.

К классу легких грузопассажирских плавающих машин особой конструкции относится амфибия «фокс» (рис. 6) грузоподъемностью всего 220 кг.

Полный вес этого автомобиля образовывает немногим более 500 кг. Кузов выполнен из стеклопластика; сиденья, элементы и бензобак оборудования — из разных пластиков. Двигатель воздушного охлаждения мощностью 40 л. с., привод — на все 4 колеса и гребной винт, что разрешает посредством гидромоторов бесступенчато и медлено регулировать скорости и достигнуть высокой компактности всей трансмиссии. Машина на шоссе идет со скоростью 80 км/ч, по воде — 10 км/ч.

База амфибии-малютки всего 1854 мм.

За границей созданы целые серии универсальных грузовых амфибий, передвигающихся по воде лишь за счет вращения колес; время от времени они снабжаются навесными лодочными моторами. На тяжелом грузовике-амфибии «дрейк» (США) с четырьмя ведущими осями (см. вкладку), грузоподъемностью 7— 8 т, установлено два двигателя мощностью по 155 л. с. Один приводит первую и третью оси, второй — вторую и четвертую, как и у советского БТР БТР-60П.

Такая совокупность снабжает машине «живучесть» кроме того при выходе из строя одного из двигателей. Для движения по воде у данной амфибии имеется два гребных винта, установлена совокупность регулирования давления в шинах на ходу; в первый раз на автомобилях для того чтобы класса использована пневматическая подвеска всех колес.

В Англии компанией «Элвис» выстроен трехосный автомобиль-амфибия «столвэт» (рис. 7) грузоподъемностью 5 т, со всеми ведущими колесами.

На нем установлены карбюраторный двигатель мощностью 220 л. с., пятиступенчатая коробка передач, раздаточная коробка с дифференциалом; от нее крутящий момент передается на среднюю ось и потом через карданные валы и конические редукторы на переднюю и заднюю оси. Управляемые колеса лишь передние. В отличие от многих современных машин-амфибий тут использован водометный движитель, как и на отечественных военных машинах БТР-60П и БРДМ.

Водометный движитель (рис.

8) владеет громадными преимуществами перед простым гребным винтом. Он не имеет выступающих частей, каковые смогут быть повреждены, такая амфибия легко перемещается по небольшим и загрязненным водоемам. Водомету оказывают помощь кроме этого вращающиеся в воде колеса. Большая скорость машины по суше 88 км/ч, по воде около десяти километров/ч.

От вторых амфибий эта машина отличается высокой компактностью, манёвренностью и проходимостью.

Занимательна конструкция огромного автомобиля-амфибии «барк» грузоподъемностью 60 т (рис. 9).

Его протяженность 19 м, ширина 8,3 м, высота около пяти метров, он может вмещать один танк либо 200 человек. По бортам данной автомобили (см. схему) установлено по два двигателя мощностью 165 л. с., с приводом на оба колеса собственной стороны и один из двух гребных винтов. Данный гигант с полной нагрузкой перемещается по суше со скоростью 24 км/ч, по воде — 13 км/ч. Его полная масса 89 т. «Барк» — самая громадная из всех существующих амфибий.

Рис.

9. Амфибия-гигант «барк»: схема устройства и общий вид.

Рис. 10. Глиссирующий автомобиль-амфибия LVW-XI.

Рис. 11.

Плавающий автомобиль «Летающая утка» на подводных крыльях.

У нас амфибии БАВ до сих пор надежно помогают научным экспедициям, речникам, медикам, на их базе выстроен кроме того пожарный автомобиль. Замечательно зарекомендовали себя плавающие гусеничные вездеходы ГАЗ-46 и ГАЗ-71.

Окончательному слову техники отвечают и плавающие военные машины: четырехосный БТР БТР-60П, бронированные колесные автомобили БРДМ и БРДМ-2.

Однако конструкции плавающих автомобилей, созданных по классическим схемам, не разрешают достигать высоких скоростей передвижения по воде, как требуют того современные условия.

Преодолеть данный недочёт был призван второй класс плавающих автомобилей — Глиссирующие амфибии.

Днище у них особой формы, под определенным углом к направлению перемещения, что при достижении определенной скорости разрешает корпусу автомобили приподниматься над водой и скользить по ее поверхности. Наряду с этим утраты на преодоление сопротивления воды существенно понижаются, а скорость возрастает. Американский умелый глиссирующий автомобиль-амфибия LVW-Х1 «Морская лошадь» (рис.

10) с газотурбинным двигателем мощностью 1500 л. с. может двигаться по воде с большой скоростью 56 км/ч. Водяным движителем Помогают два гребных винта; дабы не создавать сопротивления перемещению, колеса приподнимаются над водой.

Конструкторы амфибий обратились к применению в далеком прошлом известных подводных крыльев, предложенных одним из русских изобретателей еще в конце прошлого века.

Автомобиль учится плавать

На крылья была поставлена, к примеру, амфибия DUKW военного примера, названную «Летающая утка» (рис. 11). На ней установлены всецело загружённые крылья — спереди и позади.

Вместо прошлого бензинового двигателя мощностью 90 л. с. установлена газовая турбина в 860 л. с. При полной массе автомобили 13 т ее большая скорость по воде достигает 55 км/ч. Выход на крылья происходит при достижении скорости 22 км/ч. При езде по суше крылья убираются.

Самым стремительным среди зарубежных плавающих машин стала американская лодка-амфибия «хайдрофибиэн» на подводных крыльях. Ее скорость на воде с грузом в 5 т 72 км/ч. При перемещении по суше задние крылья и передние у нее откидываются и складываются в углубления в корпусе, а на воде колеса убираются в ниши и закрываются кожухами.

И наконец, предстоящим развитием машин-амфибий будут автомобили, уже полностью выходящие из воды и парящие над ее поверхностью, а правильнее, машины на воздушной подушке.

Е. КОЧНЕВ

Рандомные статьи:

Плаванье тренировка Макс с тренером Игорем в бассейне учится плавать играет в мячик Kid swimtraining


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Самый безопасный автомобиль

    Никто ни при каких обстоятельствах не стремился делать автомобиль таким, дабы он гонялся за прохожими и намеренно давил их. Но и особых требований,…

  • Строим автомобиль

    Конструкторы-любители часто приступают к постройке автомобиля, опираясь лишь на интуицию, без каких бы то ни было расчетов. Значительно чаще в…

  • Зачем автомобилю ноги

    Сейчас человек все стремительней попадает в самые глухие уголки почвы, где не только нет никаких дорог, но и нога исследователя ни при каких…

  • «Малютка» — школьный автомобиль

    «на данный момент многие увлекаются изготовлением и конструированием микролитражных машин. Мы в собственном автоконструкторском кружке при школе № 146…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.