Клуб «Романтик» из города Красноярска отечественные читатели знают по недавней публикации («М-К», 1979 г., №4). Редакция взяла большое количество писем с просьбами познакомить их с конструкциями багги клуба «Романтик». Делая читательские пожелания, мы попросили начальника секции самодеятельного спортивного автостроения В. А. Гассана поведать об одной из самые интересных автомобилей.
Базой для большинства отечественных спортивных машин послужили мотоколяски типа СЗА. Это разъяснялось многими обстоятельствами. В частности, мотоколяска имеет трубчатую раму, к которой по окончании ее усиления возможно приварить внешний каркас кузова.
В соответствии с требованиям ГИБДД ею разрешается руководить с шестнадцатилетнего возраста. Важным было да и то, что нам удалось относительно легко дотянуться мотоколяски благодаря содействию отдела социального обеспечения Красноярского края.
Конструкция багги предельно несложна и максимально приближена к возможностям отечественной секции, одновременно с этим она достаточно надежна и надёжна.
Так, каркас кузова взял угловатую форму, потому, что у нас нет приспособлений для трубогибочных работ. Передний капот сделали с громадным углом наклона вперед — это значительно улучшило обзор, «приблизив» видимую часть дороги к водителю. Задняя дуга безопасности (учитывая, что при опрокидывании автомобили на нее падает главная нагрузка) усилена двумя подкосами.
Передняя по высоте ниже задней на 50 мм. заднюю дуги и Переднюю сначала соединили одной трубой, расположенной в плоскости симметрии автомобили, но по окончании незапланированного (но обошедшегося благополучно) переворачивания решили все же поставить две. Конструкция оказалась твёрдой и прочной, что подтвердили неоднократные «производственные опробования».
Рис. 1. Неспециализированный вид спортивного автомобиля багги-350.
Каркас.
Его база прямоугольник 1300X2500 мм, сваренный из газовых труб с внешним O 36 мм. К нему приварены дуги безопасности, подкосы, стойки нижней обвязки. Сам же каркас приварен к поперечной трубе рамы, помимо этого, в передней части автомобиля (между каркасом и рамой) вварены два отрезка труб O 36 мм, а в переднюю поперечину — два металлических уголковых профиля 30X30 мм, имеющих на финишах пластины с тремя отверстиями в каждой.
Последние помогают для связи каркаса с передним мостом и приворачиваются к нему болтами М3. В задней части автомобили каркас соединяется с рамой двумя отрезками труб O 24 мм. Так, оба элемента оказываются скрепленными в восьми точках.
задняя стенка и Приборный щиток кузова крепятся к приваренному к трубам каркаса металлическому уголку с полками 20X30 мм, а облицовочные панели — к металлическим пластинам 40X40 мм, приваренным к трубам каркаса.
Облицовочные панели выпилены из фанеры толщиной 10 мм. Практика продемонстрировала, что такие панели легче изготовить и несложнее ремонтировать, чем железные.
Над колесами установлены брызговики, выгнутые из металлического страницы толщиной 1 мм. Они прекрасно защищают кузов и водителя от летящей из-под колес грязи и воды.
Двигатель, основную передачу и подмоторную раму не переделывали. Но для упрощения эксплуатации с двигателя сняли топливный насос, бак же подняли на заднюю часть кузова. Дабы он не обдувался нагретым воздухом от вентилятора, его сместили вправо.
Рис. 2. агрегаты и Основные узлы:
1 — аккумулятор, 2 — педаль газа, 3 — приборный щиток, 4 — топливный бак, 5 — двигатель, 6 — глазная передача, 7 — рычаги реверса и переключения передач, 8 — сцепления и педали тормоза, 9 — основной тормозной цилиндр.
Рис. 3. Подробности для доработки заднего моста:
А — переходный фланец крышки тормозного барабана СЗД; Б — переходный фланец ступицы заднего колеса (под тормозной барабан мотоколяски СЗД); В — доработка ступицы СЗА; Г — ступица и фланец в сборе.
Коренной переделке подверглась тормозная совокупность, потому, что спортивный автомобиль должен иметь тормоза на всех четырех колесах. Мы для надежности заменили механические тормоза гидравлическими.
Для этого применяли передний мост от мотоколяски СЗД, подвергнув некоей доработке балансиры задних колес.
В частности, были сняты крышки тормозных барабанов и на их место приварены переходные фланцы. К ним тремя болтами М10 прикрепили крышки тормозных барабанов от мотоколяски СЗД. Потом от тормозных барабанов СЗА отделили ступицы колес, проточили их на токарном станке, засунули в самодельные переходные фланцы и приварили. Снятые тормозные барабаны также пошли в дело.
Центральные отверстия в них расточили до O 72 мм и срезали боковую поверхность цилиндра. Просверлив четыре отверстия O 10 мм, взяли крепежные диски задних колес, каковые вместе с тормозными барабанами от СЗД надели на ступицы и закрепили гайками М10. Это расширило колею задних колес до 1140 мм.
По окончании таковой переделки шланги тормозной гидросистемы от мотоколяски СЗД были коротковатыми, исходя из этого их заменили на шланги от автомобиля ГАЗ-51, нарезав на соединительном штуцере новую резьбу М12X1. Для крепления главного тормозного цилиндра к центральной части рамы приварили гнездо.
Электрооборудование на отечественном автомобиле двенадцативольтовое, слабо отличается от штатного мотоколяски СЗД.
Реле-катушка и регулятор зажигания установлены на левом заднем брызговике, аккумулятор же для более равномерного распределения нагрузки по осям вынесли вперед и поместили в гнезде над передним мостом.
Рис. 4. рама и Каркас (тёмным выделена непеределанная рама мотоколяски СЗА).
Отечественные багги проектировались скорее как учебно-тренировочные, чем спортивные автомобили, исходя из этого на них имеется полный набор осветительных и сигнальных устройств. Для лучшей защиты от грязи фары закрепили над передним капотом. Звуковой сигнал и реле указателей поворота «вписались» на передней стенке кузова под капотом.
Приборный щиток автомобили выпилен из фанеры толщиной 15 мм и болтами М6 привернут к опорным уголкам на передней дуге боковых труб рамы.
На щитке установлены спидометр, замок зажигания и контрольные лампы дальнего света фар, стоп-включения и сигнала нейтральной передача. Остальные же электроприборы — тумблер света фар, включатель указателей поворота, кнопки включения стартёра и звукового сигнала — расположены слева от водителя на панели, приваренной к боковой трубе каркаса.
Окраска автомобиля выполнена так, дабы он был виден издали. Трубы каркаса голубой-, а облицовочные панели оранжевые.
Интерьер автомобили серый. брызговики и Рама покрыты нитрогрунтом, а передняя и днище стена кузова — смесью олифы и битума (1 : 1).
Сиденья — от автомобиля УАЗ-469.
На каждую машину в обязательном порядке устанавливаем углекислотные огнетушители и ремни безопасности. На протяжении дальних пробегов комплектуем багги запасными колесами (с креплением их на переднем капоте) и съемными брезентовыми тентами. Тент, кроме защиты водителя от непогоды, помогал кроме этого дополнительно охлаждать двигатель, поскольку набегающий поток воздуха устремлялся конкретно на него.
В . ГАССАН, г. Красноярск
Рандомные статьи:
Картинг, багги, детская машинка своими руками
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Читателям «М-К» уже давно известна лаборатория конструирования клуба и опытного моделирования юных техников Сибирского отделения Академии наук СССР….
-
Багги — спортивный кроссовый автомобиль
Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического университета имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за…
-
В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…
-
Лодка? мотоцикл? — автомобиль!
Доктора технических наук доктора наук А. Г. Игнатова энтузиасты технического творчества знают как автора многих уникальных конструкций микроавтомобилей,…