Внедорожник-пневмоход

Ставший уже привычным сюжет на телевидении зимний период — снятие с оторвавшейся льдины любителей подледного лова. Чуть ли не каждый год нам показывают, как эксперты МЧС на вертолетах, катерах либо вездеходах выручают незадачливых рыболовов.

Такие происшествия нередки на замерзающих водоемах страны.

Кроме того, рыбаки довольно часто выезжают на лед кроме того на машинах, ежеминутно рискуя провалиться и лишиться если не жизни, то, как минимум, автомобили.

Я также езжу на рыбалку, причем не только летом, но и зимний период. Но, в отличие от вторых любителей посидеть над лункой с удочкой в руках, точно гарантирован от проблем. Мое транспортное средство не только не утонет, но и вряд ли провалится под лед. Для того я и строил вездеход, дабы он доставлял меня не только к водоему, но и обратно, к дому.

Честно говоря, это второй мой пневмоход. Первый был побольше и повместительнее (описание его конструкции размещено в издании «Моделист-конструктор» № 1’2000. — Ред.). Он всецело удовлетворял мои потребности в транспорте.

Однако, мне снова было нужно взяться сперва за бумагу и карандаш, а позже и за инструменты.

Проектировать и строить машину мельче и несложнее меня заставили цены на бензин. Сравните: громадной вездеход за время поездки на рыбалку сжигал шесть-семь литров топлива, а мелкий — на ту же дорогу — всего три литра.

Кроме того, «кроха» непотопляем, потому, что на плаву его держат колеса пневматики и герметичный-корпус. В воде он может перемещаться за счет вращения передних ведущих пневматиков. Действительно, медлительно (из-за небольшой осадки по оси колес), но правильно. Пробовал крепить к передним колесам сбоку лопасти различной конфигурации, но заметного прироста скорости не нашёл.

Более же действенные движители настойчиво попросили бы утяжеления конструкции и серьёзного усложнения.

В итоге я не стал ничего переделывать и утешился сознанием того, что вездеход мне нужен, скорее, для езды, нежели для плавания.

С того времени прошло два года.

Вездеход эксплуатируется достаточно интенсивно, однако, особенных претензий у меня к нему нет У автомобили единственный недочёт — отсутствие заднего хода, что, но, компенсируется ее хорошей маневренностью.

Масса вездехода приблизительно 320 кг; большая скорость 40 км/ч; расход горючего — около 7 л на 100 км пробега.

Вот эту конструкцию я и выставляю на суд читателей глубокоуважаемого мною издания.

В ней использованы многие агрегаты от серийных автомобилей, причем без переделки.

Внимательный глаз увидит на картинках отсутствие каких-либо размеров в тех местах, где изображены эти агрегаты либо где допустимы свободные (на усмотрение изготовителя) промежутки между ними. Пускай желающие сделать подобную конструкцию имеют возможность для импровизации, поскольку у каждого собственный запас деталей и узлов.

Итак, дабы новый вездеход расходовал меньше топлива, я сделал его одноместным и с двигателем мощностью 12 л.с. от грузового мотороллеру.

Внедорожник-пневмоход

Вездеход имеет «ломающуюся» другими словами сочлененную из двух частей раму. Сами по себе эти части, будучи разъединенными, трудиться, очевидно, не смогут. Но для удобства предстоящего описания условно назовем их кузовом и тягачом — по функциям.

кузова и Корпуса тягача собраны из фанерных страниц толщиной 12 мм на каркасах из алюминиевого уголка сечением 15x15x2,5 мм. Фанерные страницы приклепаны к каркасам через ленты из прорезиненной ткани — для герметичности.

Капот, верх кабины, крышка кузова и все крылья вездехода — из стеклопластика толщиной 1 мм. Верх кабины летом снимается, и остается одно ветровое стекло.

В корпусе тягача (большей частью в моторном отсеке и меньшей — в кабине) размещена трансмиссионная рама, сваренная из разных металлических профилей. в первых рядах у рамы, условно говоря, бампер из металлического уголка, которым она крепится (пятью болтами М6) к передней станке моторного отсека. Между швеллерной балкой и бампером вварен швеллерообразный же переходник, согнутый из металлического страницы.

На балке расположены четыре площадки для установки моторамы с двигателем. Потом рама переходит в конструкцию, сваренную уже из металлической трубы квадратного сечения с полками, на которых болтами М10 закреплены два кронштейна промежуточного редуктора (сверху) и два кронштейна дифференциала (снизу).

На данной же части рамы расположены еще два кронштейна: пластинчатый (приварен)—для главного тормозного цилиндра и пространственный (привинчен четырьмя болтами М8) — для рулевого механизма от автомобиля «Запорожец».

Помимо этого, к раме приварены расплющенными финишами две трубчатые опорные стойки для крепления к полу моторного отсека (по бокам) и пластина для крепления к передней стенке кабины (позади). Целый крепеж тут — болтами М8, двумя и пятью соответственно.

Кроме двигателя, промежуточного редуктора, дифференциала, главного рулевого механизма и тормозного цилиндра, на трансмиссионной раме расположено еще устройство натяжения вторичной цепи трансмиссии. Для этого на раме имеется особая площадка с двумя отверстиями.

Внизу передней стены кабины имеется вырез размерами 270×155 мм.

Он сделан чтобы при установке трансмиссионной рамы в корпус тягача пространственный кронштейн для рулевого механизма на ее финише и часть дифференциала появились в кабине. Затем со стороны кабины вырез был закрыт выпуклой технологической крышкой из оцинкованного железа. Крышка съемная — на шести шурупах.

Двигатель для вездехода забран от грузового мотороллера ТМЗ-5.403 «Муравей» совместно со своей моторной рамой.

При отсутствии заводской моторамы в полной мере применим и самодельный аналог Как раз для этого случая приведен его чертеж.

На выходной вал двигателя надета ведущая звездочка (z = 14). Первичная цепь с шагом 12,7 мм от нее направлена на промежуточный редуктор с ведомой звездочкой (z = 42, от мотоцикла «Восход») на валу.

Люфт данной цепи выбирается вращением гайки натяжного болта на моторной раме, отчего двигатель вместе с моторамой смещается вперед.

В том месте же, на валу промежуточного редуктора, расположен и блок из двух ведущих звездочек (z = 11). Вторичными цепями с шагом 15,875 мм они соединены с ведомыми звездочками (z = 42, от мотоцикла «Иж»), установленными на коробке «жигулевского» дифференциала вместо планетарной шестерни.

Для натяжения вторичных цепей имеется устройство с блоком из двух звездочек (z = 11), перемещаемое по особой площадке трансмиссонной рамы.

Коробка дифференциала герметично закрыта кожухом. В коробку залита смесь из смазки «ЦИАТИМ» и трансмиссионного масла. Смесь разведена до густоты сметаны, дабы исключить ее утечку через зазор между коробкой и полуосью.

В коробке дифференциала штатные подшипники заменены на 207-е, посаженные на шейки через тонкостенные переходные втулки. Корпуса для новых подшипников сделаны из фланцев, срезанных с финишей ветхой балки заднего моста «Жигулей». На кронштейнах трансмиссионной рамы любой из них закреплен четырьмя болтами М10.

Полуоси в сборе с тормозными барабанами и дисками колёс — также «жигулевские». Диски доработаны под пневматики, каковые складываются из положенных одна в другую резиновых камер с размерами 1065x457x420 мм (от автомобиля ГАЗ-66 либо тракторной тележки).

Подвески всех четырех колес вездехода твёрдые, трубчатые.

Передние подвески представляют собой конструкции, складывающиеся из горизонтальных чулков полуосей, укрепленных тремя подкосами любой.

Чулки самодельные, изготовленные из металлической трубы диаметром 50×3 мм. К внутренним их финишам приварены плоские фланцы для крепления к бортам тягача, а к внешним — фланцы (они же корпуса подшипников), срезанные с балки заднего моста «Жигулей». К этим корпусам приварены подкосы из трубы диаметром 22×3 мм.

К корпусу тягача чулки прикреплены плоскими фланцами с применением прокладок из резинового страницы толщиной 2 мм, а подкосы — уголковыми кронштейнами, без прокладок.

Вездеход оборудован «жигулевскими» гидравлическими тормозами с приводом лишь на передние колеса.

Подвески задних колес чулок не имеют и состоят любая из трех подкосов, сходящихся к приваренным к ним плоским фланцам.

В центральные отверстия этих фланцев засунуты и привинчены штатными болтами корпуса с подшипниками, ступицами, ведомыми тормозными барабанами и вилками от задних колес автомобиля «Запорожец».

Подкосы задних подвесок прикреплены к корпусу кузова собственными уголковыми кронштейнами.

Пневматики задних колес складываются из положенных одна в другую резиновых камер с размерами 710×300 мм (разрез во внешней камере сделан по малому диаметру тора).

Вентиль внутренней камеры выведен в отверстие размерами 30×10 мм, прорезанное в барабане разъемного диска по месту.

От проворота на дисках пневматики удерживаются любой шестью бандажами из резиновой ленты. К краям дисков бандажи прикреплены сдвоенными крючками из упругой сталистой проволоки. Отверстия под крючки просверлены по месту.

Диски задних колес самодельные. Любой из них складывается из цилиндрического барабана, сваренного из листовой стали, к торцам которого прикреплены половины колесного диска «Запорожца»: один сваркой, второй — шестью болтами М8.

Для управления вездеходом использованы педали и рулевой механизм от «Запорожца». Все эти органы управления расположены на особом пространственном кронштейне в кабине.

Кронштейн сварен из металлической квадратной трубы и прикреплен к балкам трансмиссионной рамы, просунутым в кабину через ее переднюю панель.

Двигатель заводится посредством диностартера с едой от аккумулятора, не смотря на то, что возможно воспользоваться и кикстартером. Дабы не было неприятностей с пуском мотора кроме того при — 15 °С, в патрубке за воздушным фильтром предусмотрена особенная заслонка, ограничивающая при запуске доступ воздуха в карбюратор.

Так, топливная смесь обогащается, и двигатель заводится весьма легко. Дальше он работаетуже с зажиганием от магнето.

Топливный бак емкостью 13 л самодельный, изготовленный из оцинкованного металлического страницы.

Он находится в моторном отсеке слева по борту (справа от него — аккумулятор) и притянут к передней панели кабины двумя железными бандажными лентами.

Потому, что бак расположен достаточно низко по отношению к карбюратору, то для бесперебойной подачи бензина применен насос от лодочного мотора. Дабы карбюратор при нештатном увеличении давления не переполнялся, от поплавковой камеры сделан отвод горючего обратно в бак.

В отводной штуцер засунут перепускной жиклер с калиброванным отверстием диаметром 1 мм.

Резонатор глушителя выхлопной совокупности также самодельный. Он выполнен из нержавейки в виде прямоугольного коробки с габаритами 330x170x80 мм и закреплен на правом борту тягача снаружи, между колесом и корпусом.

Вездеход имеет электрооборудование, включающее в себя а также одну путевую фару, указатели поворотов, габаритные стоп сигнал и-фонари.

Но жизнь не следует на месте. К хорошему скоро привыкаешь и снова начинаешь желать чего-то нового. Вот и мне вездеход-«кроха» уже не в диковинку. Да и ездить одному на рыбалку скучновато стало.

Исходя из этого пришло время, в то время, когда я задумался над многоместной конструкцией.

на данный момент я строю четырехместный и уже полноприводной вездеход. В его конструкции будут применены двигатель мощностью 40 л.с. от «Запорожца», «раздатка» с блокировкой, свободная подвеска всех четырех «уазовских» колес и колесные редукторы.

Приблизительные габариты вездехода 4000x1800x1600 мм. Большая скорость до 70 км/ч.

В салоне автомобили, в случае если убрать задние сиденья, смогут вольно разместиться на ночлег два человека.

Б.

РЫЖОВ, г. Шарыпово, Красноярский край

Рандомные статьи:

пневмоход первые испытания


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Пневмоход-трансформер

    Когда-то на телевидении была популярная передача «Это вы имеете возможность», в которой умельцы говорили о созданных ими конструкциях. Пожалуй, в ней в…

  • Начнем с «нуля»

    Каждое воскресенье раскрываются ворота спортивной секции «Багги-ЭРМЗ». На заводской двор с характерным для мотоциклетных двигателей треском выезжают…

  • Хозяйственный «бездорожник»

    Машина вспоминала как грузопассажирское транспортное средство, на котором возможно было перевозить хотя бы маленькие партии грузов для домашнего…

  • Одноколесный тягач

    Компактность, маневренность и хорошие тяговые характеристики — несомненные преимущества одноколесного тягача, созданного на станции юных техников города…