Глубокоуважаемые автомобилисты, самодельщики и просто читатели! Перед тем как начать рассказ о отечественном автомобиле, стоит возвратиться не в столь уж далекое прошлое и отыскать в памяти историю происхождения необыкновенного автомобиля — багги. А необыкновенного вследствие того что его не встретишь ни на дорогах неспециализированного пользования, ни на городских улицах.
Багги — это облегченный, высокоманевренный спортивный (без излишнего комфорта) автомобиль повышенной проходимости, применяемый в гонках по трекам, кроссовым автострадам и просто по пересеченной местности.
Багги в первый раз показались в Соединенных Штатах как маленькие прогулочные автомобили. На них автолюбители и самодеятельные автоконструкторы разъезжали по прибрежным песчаным полосам, пустынным пляжам, за что эти автомобили прозвали Dune Buggy — «дюнными (либо пляжными) жуками».
То, что подобные машины в первый раз показались В США в первой половине пятидесятых годов, сомнений ни у кого не вызывает: к тому времени в стране с развитой автомобильной индустрией было уже большое количество устаревших легковых автомашин, на которых ездить по дорогам было уже запрещено, а выкинуть -жалко. Вот тамошние умельцы ипеределывали их: снимали полностью проржавевшие кузова, заменяя их толстыми дугами для безопасности; усиливали рамы; форсировали двигатели; увеличивали клиренсы (дорожные просветы) и движение подвесок … и наперегонки рассекали на них песчаные дюны пустынных пляжей, лихо на двух колесах юзом проходили повороты, увиливая от столкновений.
Багги достаточно скоро получили массовость и на них стали устраивать соревнования. состязания и Подобные развлечения так понравились зарубежным туристам-автолюбителям, что скоро (в конце 1960-х) багги «пересекли» американские границы и распространились по всем континентам. У нас багги показались в первой половине семидесятых годов прошлого века и сходу как спортивные автомобили, потому, что для прогулочных просто не было доноров.
габаритные размеры и Общий вид спортивного багги
А вот происхождение типа (либо класса) автомобиля неоднозначно, но, вероятнее, от британского слова buggy — «коляска», не смотря на то, что многие связывают с bug — «жук» («клоп» и т.п.), легендарным германским автомобилем компании «Фольксваген», коих (трофейных и экспортных) было в стране много.
Ну а сейчас от истории багги перейду к описанию собственной автомобили.
Багги «Борзик» (такое наименование дали автомобилю потом болельщики и соперники) создавалась по личному проекту (не смотря на то, что ясно, что двигатель, и кое-какие узлы и другие агрегаты — промышленного изготовления) для принятие участия в соревнованиях по автокроссу. Изначально разрабатывалась, как полноприводная, не смотря на то, что к такому варианту шел поэтапно и сперва сделал машину лишь с задним приводом. Начало постройки — ноябрь 2005 года.
На первые опробования (а правильнее — сразу же на соревнования) машина выехала в 2008 году.
Позже много раз модернизировалась: изменялись подробности, узлы а также агрегаты. Исходя из этого описания некоторых узлов смогут не совпадать с фотографиями и рисунками.
Наряду с этим и сами картинки — ознакомительные, другими словами делать по ним багги возможно лишь при условии корректировки размеров применительно к строящейся машине.
По окончании победной гонки с механиком М. Поляковым
Фрагмент рамы
Задний мост (с двигателем под коробкой и капотом перемены передач).
От КПП к ступицам колес идут валы со ШРУСами. Подвеска каждого колеса складывается из пары поперечных тяг (верхней и нижней) одной продольной тяги
Габаритные размеры багги: протяженность — 3200 мм, высота по главным дугам (они же являются дугами безопасности, лишь расположены на протяжении автомобили) — приблизительно 1500 мм, ширина — 1800 мм. Клиренс — 210 мм, колесная база — 2540 мм, колея: передних колес — 1640, задних — 1600 мм.
Рама автомобиля — пространственная, сварена из бесшовной холоднотянутой металлической (марки 30ХГСА) трубы круглого сечения. Диаметр трубы основной пары дуг и защитных боковых порогов (их также два) — 38×2,5 мм, другие элементы выполнены из труб диаметрами: 35×2,5; 30×2; 25×2; 20×1,5; 16×1,5 мм.
Крыша, объемные борта, боковые щитки колес, передний и задний капоты выполнены из стеклоткани.
Кинематическая схема багги (чертеж Андрея Аникина):
1 — двигатель; 2 — сцепление; 3 — коробка перемены передач; 4 — переходная плита; 5 — угловой редуктор; 6 — задняя полуось (2 шт.); 7 — заднее ведущее колесо (2 шт.); 8 — внутренний шарнир (ШРУС) задней полуоси (2 шт.); 9 — внешний шарнир задней полуоси (2 шт.); 10 — карданный шарнир(3 шт.); 11 — подшипниковый узел карданного вала; 12 — карданный вал; 13 — внешний шарнир передней полуоси (2 шт.); 14 передняя полуось (2 шт.); 15 — внутренний шарнир передней полуоси (2 шт.); 16 — передний редуктор; 17 — переднее ведущее управляемое колесо (2 шт.); шасси багги — наложенная проекция
Схема рулевого управления (чертеж Андрея Аникина):
1 — рулевое колесо; 2 карданный рулевой вал; 3 рейка;4-карданный шарнир; 5 — тяга (2 шт.); 6 — рычаг поворотного кулака; 7 — переднее управляемое колесо (2 шт.); 8 — шарнир рулевой кулака и тяги (4 шт.); 9 — пилот и кресло (наложенная проекция)
Колесная формула автомобиля -4×4 (другими словами машина — полноприводная, сначала имела лишь задний привод). Компоновка — с задним размещением двигателя (мотор находится за спиной пилота поперек оси, наряду с этим хвостовик коленчатого вала выходит на левую сторону).
Кресло водителя находится по центру автомобили.
Изначально машина проектировалась и была сделана под двигатель семейства машин ВАЗ-2108 — 2110. Трансмиссия употреблялась также от переднеприводных «вазовских» автомобилей.
При переделке автомобили в полноприводной вариант в качестве переднего моста применял задний мост от хороших «Жигулей» (заднеприводных автомобилей), отрезав от него «чулки».
От них же — и карданная передача.
Коробка перемены передач (4-ступенчатая) с переходной плитой для стыковки с угловым редуктором
Угловой редуктор от «Мицубиси RVR», состыкованный с КПП от ВАЗ-2108
Двухступенчатая карданная передача от углового о редуктора к основной передаче переднего моста
Коробка перемены передач переделана: удалены шестерни пятой передачи, укорочен первичный вал, снята задняя крышка.
Вместо нее поставлена переходная пластина для крепления и стыковки к КПП углового редуктора (в торговле его именуют раздаточной коробкой) — от «Мицубиси RVR». Угловой редуктор установлен на шлицы вторичного вала. Карданная передача от углового редуктора к переднему мосту складывается из двух валов (от ВАЗ-2101), соединенных с редукторами жестко (без каких-либо муфт) на одном подвесном подшипнике. Проходят они (валы) над полом (сбоку, слева) и закрыты кожухом.
Сам пол — дюралюминиевый, крепится к раме болтами, для чего к трубе рамы с ее внутренней стороны приварены ушки.
Потом переделал практически всю машину (фактически нетронутой осталась только рама).
Двигатель и КПП заменил соответствующими агрегатами от купе «Келика» компании «Тойота», угловой редуктор (раздаточную коробку) поставил от «хондовского» кроссовера «Фит» (от него же и карданные валы), а передний редуктор — от машин компании «Субару» (он сборный: корпус — от микролитражки R-2, а внутренние подробности — от «Импрезе»).
Подвеска каждого переднего колеса — на двух А-образных рычагах (лишь верхний — без перемычки) с телескопическим амортизатором, установленным под углом 45°.
Задняя подвеска выполнена с одним продольным и двумя поперечными рычагами колеса. Амортизаторы были использованы с изменяемой жесткостью компании Rancho. Тут они установлены с меньшим углом к вертикали, чем передние.
Потом заменил их на амортизаторы компании Koni и Showa, каковые смогут перенастраиваться в зависимости от специфики и стиля вождения конкретного водителя.
Диски колес размером с посадочным диаметром 15» — легкосплавные, компании «Мастер-спорт». Шины — передние и-25 (марки) и Кх-35 (задние), с диаметром обкатки приблизительно 620 мм, летние радиальные бескамерные нешипованные, особые для спортивной езды.
Подробности обшивки кузова багги выполнены из стеклопластика с применением полиэфирной смолы; брызговики и крылья изготовлены из листового полиэтилена. Анатомическое кресло, как и обшивка, выклеено из стеклоткани с упрочнением кевларом и углеволокном.
Рулевая рейка установлена впереди переднего моста, соединена с рулевым колесом карданным валом. Рулевая трапеция — «обратного» типа — развёрнута на 180°. Поворотные кулаки — от ВАЗ-2108.
Тормоза изначально употреблялись штатные (от автомобиля ВАЗ-2108), но потом были заменены на более легкие — мотоциклетные (для понижения подрессоренных весов). Наряду с этим «ручник» совмещен с педалью тормоза: надавил ногой на педаль — и зафиксировал ручкой.
Узел переднего левого ведущего колеса (колесо снято)
Фрагмент рулевого управления (рейка и карданный вал)
Передний мост
На приборной панели размещены указатели температуры охлаждающей жидкости и напряжения бортовой сети, сигнальная лампа критического давления масла, включатель дополнительного вентилятора и кнопка запуска двигателя, кроме этого расположен катастрофический выключатель питания.
На багги был оформлен особый технический паспорт, а я, как пилот, прошел аттестацию и взял спортивную лицензию.
Машина не простаивала в гараже — на ней я всегда участвовал в разных соревнованиях, как регионального, так и общероссийского масштаба. Много раз становился их призером а также победителем.
Жизнь багги длится, лишь он получил нового хозяина.
А я пересел на другую машину, которую строил во времена выступлений на «Борзике».
на данный момент, трудясь в Центре юных техников, передаю собственный опыт по постройке багги более молодому поколению. Для этого создал программу «Спортивное техническое конструирование багги», по которой занимаюсь с детьми 10-16 лет. С ними начали строить новую машину, применяя собственные и их конструкторские задумки.
А.
ДАВЫДОВ, г. Златоуст, Челябинской обл.
Рандомные статьи:
В ЧЕЧНЕ ЗАПУЩЕНО ПРОИЗВОДСТВО ТРЕХМЕСТНОГО БОЕВОГО БАГГИ «ЧАБОРЗ М-3»
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Каждое воскресенье раскрываются ворота спортивной секции Багги-ЭРМЗ. На заводской двор с характерным для мотоциклетных двигателей треском выезжают…
-
Багги — спортивный кроссовый автомобиль
Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического университета имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за…
-
Сейчас рассказ о багги-350, созданной в автоконструкторской лаборатории. Дома пионеров Ленинского района города Харькова под управлением Таранухи. По…
-
Багги — упрощенный вариант джипа. Он имеет довольно широкую колею колес при достаточно маленькой базе, низкий центр тяжести. Это делает машину устойчивой…