Бтр? нет, автомобиль

Человек я не столь состоятельный, дабы позволить себе иметь пара автомобилей различного назначения (кроме того и самодельных). Исходя из этого автомобиль, что планировал строить, задумывал как универсальное транспортное средство: не только для перевозки пассажиров либо грузов, но и как ассистента в самых различных хозяйственных делах.

К месту будет заявить, что эта машина—уже третья по счету из тех, каковые я выстроил самостоятельно. Первую сделал еще в совсем юные годы. Это был скорее мотокар типа багги с 2-цилиндровым мотором от мотоцикла «Иж-Юпитер» и гидроприводом задних колес. Вместо кузова имелся только силовой каркас, что заменял и раму, и дуги безопасности.

Вторая машина оказалась уже посерьезней—типа «джип». Строилась с применением автомобильных агрегатов (задний мост—от «Волги» ГАЗ-24, передний—от УАЗ-451; 2-цилиндровый двигатель—от трактора «Владимирец»). Первые автомобили были не столь уж идеальны, но на них я, как говорится, набил руку.

Начиная описание третьей автомобили, нужно бы отметить, какой серийный автомобиль послужил базой ее конструкции. Но на данный вопрос ответить сложно: лишь рама и кузов всецело самодельные, а узлы и агрегаты трансмиссии, ходовой части—все от различных автомобилей.

Рама сварена из металлического швеллера № 10. По конструкции она предельно несложная—прямоугольная а также не пространственная. Два ее лонжерона соединены пятью поперечинами: передней, задней и тремя промежуточными.

К элементам рамы приварены бессчётные кронштейны, стойки, ложементы, нужные для монтажа на ней силового агрегата, и механизмов и узлов трансмиссии и ходовой части. Значительно чаще точки и конфигурации установки этих запасных элементов определялись «по месту». Потому, что кузов автомобили шире рамы, то для его устойчивости к лонжеронам снаружи приварены еще пара симметрично расположенных консолей, выполненных из швеллера № 5.

Бтр? нет, автомобиль

Капот автомобили выполнен как одно целое с облицовкой и крыльями радиаторов. При поднятом капоте раскрывается доступ к силовому агрегату

Грузопассажирский автомобиль «Герань»

В просторном грузопассажирском отсеке две скамьи, иа которых умещается до десяти пассажиров. При необходимости они раскладываются, как диван-кровать

переднего пассажира и Места водителя

Кузов автомобили—каркасной конструкции, из металлических водопроводных труб наружным диаметром 32 мм. Само собой разумеется, такие достаточно толстые трубы утяжелили машину, но я обошелся без излишних запасных элементов: подкосов, распорок, косынок и т.д.—и в итоге ускорил работу. Каркас кузова приварен к раме.

Наружные облицовочные панели кузова изготавливались из металлической оцинкованной 0,8-мм жести, а колёсные арки и крылья—из страниц нержавеющей стали такой же толщины.

Дабы как следует сварить узкие страницы, нужно было иметь особое оборудование и высокую квалификацию. Ни того ни другого у меня не было, а потому панели прикреплял к трубкам каркаса болтиками М4 с шагом около 100 мм. Наряду с этим страницы металла стыковал на трубах с 30-мм нахлестом (передние накладывались на задние, а верхние—на нижние).

Затем головки болтов снаружи панелей стачивал, и они становились похожими на заклепки с плоскими головками.

Двери, как боковые, так и задняя, имеют рамки, выполненные из квадратной трубы 25×25 мм. Обшиты снаружи они такой же оцинкованной жестью, что и кузов. Окна на боковых дверях—не опускающиеся, а потому в них сделаны сдвигающиеся форточки. Окна в задней двери и кузове—глухие.

Переднее лобовое стекло вырезал сам из триплекса.

Капот автомобили выполнен с каркасом из труб диаметром 32 мм, как одно целое вместе с облицовкой и крыльями радиаторов (их, кстати, два: для масла жидкости и охлаждения двигателя). Дружно они составили достаточно массивную конструкцию. Исходя из этого для ее подъема изготовил гидравлический механизм с подкачкой от ручного рычага, установленного в кабине.

Два гидроцилиндра этого механизма применял от люков шасси самолета АН-24. При поднятом капоте раскрывается доступ к силовому агрегату со всех сторон до самого его низа, а сам капот является «навесом» при ремонте либо обслуживании мотора в непогоду.

Компоновка главных узлов и агрегатов автомобиля:

1 — совокупность охлаждения двигателя (вентилятор и радиатор—от автомобиля ГАЗ-53); 2—двигатель Д-240, N = 80 л.с. (от трактора МТЗ-80 «Беларусь»); 3—пусковой двигатель П-10УД (от МТЗ-80); 4—передний мост (от ГАЗ-53); 5 — переднее колесо (от ГАЗ-53); 6—корзина сцепления (от МТЗ-80); 7—рулевое управление (от ГАЗ-53); 8 — коробка перемены передач (от автомобиля ЗиЛ-164); 9—рычаг подкачки гидросистемы механизма подъема капота; 10—карданный вал (от ГАЗ-53); 11—заднее колесо (от грузовой тележки трактора Т-150, 2 шт.); 12—задний мост (от ЗиЛ-164); 13—бензобак емкостью 75 л, металлический лист 81,5, 2 шт.); 14—запасное колесо (от ГАЗ-53); 15—задняя дверь; 16—боковое сиденье (раскладываемое, 2 шт.); 17—переднее сиденье (от автобуса ЛАЗ-6976,2 шт.); 18—ступень (откидывающаяся, сталь, круг 10); 19—боковая дверь (2 шт.); 20—рычаг переключения передач (от ЗиЛ-164); 21 —рычаг ручного тормоза (от ГАЗ-53); 22—переходный колпак (передняя часть коробки передач от ЗиЛ-130)

Соединение наружных (облицовочных) кузовных панелей с каркасом:

1—элемент каркаса; 2—вышерасположенная (либо в первых рядах стоящая) панель; 3—нижерасположенная (либо сзади стоящая) панель; 4—болт М4

Каркас кузова автомобиля:

1 —каркас капота (труба O32); 2—каркас салона (труба O32); 3—рамка боковой двери (квадратная труба 25×25); 4—рамка задней двери (квадратная труба 25×25)

Еще один подобный механизм опускает-поднимает ложемент запасного колеса, хранящегося под рамой в задней части автомобили.

Собственные механизмы и у подножек боковых дверей. Привод осуществляется при открывании двери: механизм откидывает подножку, а при закрывании—убирает ее.

Шарнирные соединения тяги (рис.5, поз. 10) с рычагами стойки и ступени (поз.9 и 12) для обеспечения работоспособности имеют увеличенные зазоры. Вообще-то тут лучше было бы установить шаровые пальцы, но это усложнило бы механизм.

Изнутри каркас кузова обшит 10-мм фанерой, которая покрыта линолеумом на тканевой базе. Потолок оклеен простой «дырчатой» пленкой—той, что и во всех автомобилях.

Пол салона древесный, из шпунтованных досок «тридцаток». Он также покрыт линолеумом. Доски прикреплены к элементам рамы болтами М8, головки которых утоплены.

В качестве силового агрегата автомобили применял надежный неприхотливый дизельный двигатель жидкостного охлаждения Д240 от трактора «Беларусь».

Мощность двигателя в 80 л.с. не столь уж и громадна для таковой сверхтяжелой автомобили (ее масса в итоге была около 2,5 т), но мотор тяговитый и в меру прожорливый.

Сцепление применил также от трактора «Беларусь». Остальные же агрегаты трансмиссии—от различных автомобилей. Так, пятиступенчатую коробку перемены передач приспособил от ветхого грузовика ЗИЛ-164, карданный вал—от ЗИЛ-131, а ведущий задний мост в сборе—от автомобиля ГАЗ-53.

Задние колеса—от тележки трактора Т-150; они и диаметром побольше, и пошире—в полной мере заменили двухскатные штатные от ГАЗ-53.

Механизм подъема/опускания ступени(а—правая ступень в поднятом положении при закрытой двери—вид снаружи; б — правая ступень в опущенном положении при открытой двери — вид из кабины):

1—дверь; 2 — поводок двери; 3—тяга; 4 — поводок стойки; 5-—поворотная стойка (труба O32); 6—кронштейн крепления стойки к стенке кузова; 7—стена кузова; 8—пол; 9—рычаг стойки; 10—тяга ступени (сварная подробность); 11 —упор ступени; 12—рычаг ступени; 13—ступень; 14—кронштейн подвески ступени к раме (2 шт.); 15—шарнир (5 шт.); 16—пружина (нормально растянутая); 17 — шплинт

У автомобиля—тракторное «сердце»: дизельный двигатель Д-240 от МТЗ-80 «Беларусь»

Передний мост вместе с направляющими колесами применял также от ГАЗ-53. И не смотря на то, что задние колёса и передние различные, запасное колесо лишь одно, такое же, как переднее, и использую его лишь в качестве «до-катки», дабы доехать до сервиса либо до дома.

Тормозная совокупность (вместе с вакуумным усилителем) и рулевое управление использованы от автомобиля ГАЗ-53.

Машина снабжена двумя сообщающимися топливными баками, по 75 литров любой.

Емкости самодельные, сварные, выполнены из металлического страницы толщиной 1,5 мм. Расположены баки под полом в задней части автомобили, а их горловины выведены на задний борт, по различные стороны двери. Расход горючего образовывает от 10,5 (на автотрассе) до 20 (на пересеченной местности) литров на 100 км.

Скорость автомобили—до 98 км/час.

Внешнее сходство автомобиля с бронетранспортером навеяло воспоминания о работе в армии. Из этого пришло и наименование автомобили — «Герань» — по наименованию бывшего учебного центра 104-й дивизии ВДВ, пребывавшего в Азербайджане, в котором когда-то служил . Это же сходство выяснило и цвет автомобили—я окрасил ее в трехцветный камуфляж.

Компоновка салона также под стать той, что в БТР: в машине лишь два кресла (от львовского переднего автобуса) — пассажира и туристического водителя. В грузопассажирском же отделении по бокам установлены лавки, на которых смогут разместиться до 10 пассажиров. Эти сиденья раскладываются как диван-кровать (книжкой). И тогда в отсеке образуются четыре спальных места.

Строил машину в течение полутора лет (учитываю и время на сбор агрегатов и комплектующих узлов). Принимал участие с машиной на региональном смотре самодельной техники и был награжден дипломом 1-й степени. Учавствовал в автопробеге, посвященном 60-летию ГИБДД, в котором хорошую половину пути тянул на буксире машину техпомощи—фургон на базе грузовика ЗИЛ-131.

В. АБРАМОВ, г. Саранск, Мордовия

Рандомные статьи:

БТР vs. БРДМ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Автомобиль-мечта

    В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…

  • «Валга-комби» — автомобиль из фанеры

    Автоконструирование — давнишняя страсть красноярца Владимира Александровича Гассана. Читатели, интересующиеся самодельными автомобилями, точно отыщут в…

  • «Малютка» — школьный автомобиль

    «на данный момент многие увлекаются изготовлением и конструированием микролитражных машин. Мы в собственном автоконструкторском кружке при школе № 146…

  • Самый безопасный автомобиль

    Никто ни при каких обстоятельствах не стремился делать автомобиль таким, дабы он гонялся за прохожими и намеренно давил их. Но и особых требований,…