Мысль выстроить дачу-прицеп пришла на протяжении эксплуатации прошлой, также мобильной (см. «Моделист-конструктор № 5, 2005 г.). Напомню, та дача была сборно-разборной с размерами и мягкой крышей мельче, потому, что изначально привязывалась к габаритам прицепа «Скиф-2М». И не смотря на то, что любой ее элемент был нетяжелый, собирать дачу приходилось все же вдвоем.
Новая дача—складывающаяся-раскладывающаяся. Щиты ее стен прикреплены к раме прицепа шарнирно (навешены на него на петлях—карточных либо рояльных). Для приведения стен в рабочее положение нужно поднять их из штабеля — раскрыть, как будто бы лепестки цветка из бутона. Лишь процесс раскладывания занимает не часы, а считанные 60 секунд.
Наряду с этим все монтажные операции по силам выполнить одному. И лишь время от времени появляется необходимость «третьей» руки—но это не редкость в сильный ветер (либо в то время, когда дача устанавливается на косогоре). В этих обстоятельствах постоянно помогут домочадцы.
Конструкция задуманной мобильной дачи с достаточно внушительными размерами делала фактически неосуществимым применение под нее готового (производимого индустрией) прицепа. Серийный прицеп все равно бы настойчиво попросил больших переделок, так что дешевле а также несложнее было изготовить прицеп самому—таковой, какой необходимо. А вот вопрос—какой, решился не сходу. Было нужно поразмыслить «на бумаге».
В итоге спроектировал его по типу роспуска (с выдвижными задним подрамником и дышлом): в транспортном положении он не дольше простого прицепа, а в рабочем—соответствует габаритам дачи Но над компоновкой элементов дачи также было нужно поломать голову, не смотря на то, что в следствии все оказалось достаточно легко.
Определившись с компоновкой и размерами составных частей дачи, приступил сперва к изготовлению прицепа. Прицеп двухколесный, но без неспециализированной балки-моста.
Подвеска каждого колеса—свободная, на продольных рычагах. Рычаги самодельные, достаточно массивные. Их шарнирное крепление к раме выполнено не через сайлент-блоки (резинометаллические втулки), а на двух шарикоподшипниках № 80205. Исходя из этого рычаги весьма легко «отрабатывают» все неровности дорог Любой рычаг подрессорен пружиной с амортизаторами от передней подвески автомобиля «Москвич-2140»
Вот так раскрываем первую стенке-«лепесток»… и последнюю
Надеваем вторую половинку как крышу…
и дача готова!
Рама прицепа сварная, двухлонжеронная с пятью поперечинами.
Все поперечины (не считая средней) выполнены с консольными выпусками. Выпуски соединены между собой с каждой стороны нижними обвязками рамок, жестко прикрепленных к раме боковых бортов. На верхние их обвязки опираются средние части боковых стен по окончании сборки дачи в рабочее положение.
Передний и задний борта имеют в основном декоративное назначение, чем практическое если не считать того, что на них крепятся световозвращатели, а на задний—еще и сигнальный фонарь.
Эти борта также жестко приварены к силовым элементам прицепа: первый—к дышлу, а второй—к заднему (также выдвигающемуся) подрамнику.
Лонжероны выполнены из стандартных металлических прокатных прямоугольных труб сечением 65×40 мм, а поперечины—из труб сечением 55×40 мм. Из сортаментных труб изготовлены и рамки бортов.
А вот перья вилок заднего подрамника и дышла было нужно изготовить из продольно сваренных уголков. Дело в том, что каждое перо должно было входить вовнутрь лонжеронов вольно, но без громадных зазоров. Подходящих же труб отыскать так и не удалось.
Но громаднейшая сложность при изготовлении перьев состояла не в подгонке их наружного сечения к внутреннему сечению лонжеронов, а в обеспечении прямолинейности перьев—уж сильно их «повело» от сварки. Для этого перья было нужно весьма шепетильно рихтовать, а где нужно — и стачивать на наждаке.
Рамки переднего и заднего бортов сварены также из стандартных прокатных труб.
К обвязке заднего борта еще приварен бампер из квадратной трубы 40×40 мм с автомобильными резиновыми буферами, а в первых рядах на дышле смонтировано тягово-сцепное устройство промышленного изготовления (применение самодельного не допускается техническими требованиями).
Осталось разложить складную мебель в помещении от дыха и установить оборудование в кухне за откатной дверью. Вещи возможно повесить на штанге в нише справа
Подвеска колеса несложная, но надежная и действенная
В таком виде дача хранится. Для экономии места прицеп возможно установить на задний борт
Каркасы задних бортов и передних прицепа обшиты дюралюминиевым страницей, а боковины выклеены из стеклопластика по самодельным матрицам.
Пол дачи составной. Средняя часть его выполнена из (финской) фанеры толщиной 12 мм, облицованной с обеих сторон пластиком.
Тут пол прикреплен винтами М6 с потайными головками к рамным уголковым кронштейнам.
Передняя и задняя части пола изготовлены заодно с соответствующими торцевыми стенками как единый угловой элемент в форме латинской буквы L, у которой основанием помогает часть пола, а вертикалью—стена. При сборке они устанавливаются на перья подрамника и дышла через резиновые прокладки, приклеенные к полу.
В L-образном элементе часть пола и торцевая стенки собраны на решетках из древесных брусков. Лишь в стенках бруски решеток установлены плашмя по отношению к облицовкам, другими словами обращены к ним более широкой стороной, а в полу—ребром. В угловом стыке брусок обвязки—неспециализированный, выполнен с фальцем.
Пол тут облицован с обеих сторон 8-мм фанерой, покрытой с наружных сторон эпоксидкой с замешанной в ней алюминиевой пудрой. Стены с наружной стороны облицованы страницами пластика (текстолита) толщиной 2 мм, а с внутренней—такой же 4-мм фанерой, что и пол, лишь фанера протонирована морилкой. Во всех элементах полости решеток между облицовками заполнены плитами строительного пенопласта П-40.
Все соединения брусков решетки выполнены на эпоксидном клее. Страницы облицовок, как наружной, так и внутренней (и пластик, и фанера), приклеены к пенопласту и решёткам «точками» эпоксидного клея. Части пола угловых элементов свободными торцами пристыкованы заподлицо к срединной части пола и прикреплены к ней тремя карточными петлями любая.
При необходимости, отсоединив петли и сняв L-образные элементы, возможно применять прицеп как простой грузовой.
К торцевым стенкам по вертикальным сторонам шарнирно на рояльных петлях прикреплены створки — крайние части боковых стенок. Рояльные петли установлены по всей высоте створок и для герметизации прикрыты еще накладками из кожзаменителя.
Стык между створкой и средней боковой стеной во всех местах прикрывается соответствующими фальцами (четвертями), выполненными в кромках обеих подробностей. К фальцам приклеены уплотнители из узкого поролона (возможно из мягкого пенопласта либо применять особые резиновые).
Средние части боковых стенок изготовлены по типу торцевых. Опорами для них помогают верхние кромки бортов, с которыми они также связаны рояльными петлями с герметизирующими накладками.
В центре боковых стенок устроены громадные «глухие» окна, а в передней торцевой стенке—раскрывающаяся форточка: она окантована дюралюминиевым швеллером и прикрыта сверху маленьким козырьком из кожзаменителя.
Такие же форточки запроектированы в задних створках боковых стенок, но вырезана пока только одна—с левой стороны. Как продемонстрировала эксплуатация, в кухню-прихожую попадает достаточно света через люк и одну форточку в крыше.
Не смотря на то, что, открыто говоря, форточка нужнее иначе, для вытяжной вентиляции—так как в том месте устанавливается газовая плита и готовится пища.
В задней торцевой стенке вырезан дверной проем, и из вырезанной части изготовлена дверь с неоткрывающимся окном. Дверь навешена на трех рояльных петлях с накладками из кожзаменителя, а ее ограничение и притвор хода вовнутрь осуществляются, как и у форточек, за счет окантовки.
Стенки дачи однообразны по конструкции и толщине’ базой есть решетка из сосновых брусков сечением 40×24 мм. Бруски в решетках стен уложены плашмя по отношению к обшивкам, другими словами обращены к ним более широкой стороной. Наружная обшивка всех стен однообразная—из страниц пластика (текстолита) толщиной 2 мм. Ниши решеток между обшивками заполнены пенопластом П-40—он не горит и не впитывает воду, но является хорошим тепло- и звуко-изолятором.
Внутренняя же обшивка стен кухонной части помещения выполнена из «облагороженной» (облицованной пластиком) фанеры толщиной 2 мм, а в жилой части — из простой, тонированной морилкой и покрытой натуральным лаком. Считаю, что такая отделка жилой помещения, предназначенной для ночлега, самый экологична.
Раскладная дача-прицеп:
1—сцепное устройство (промышленного изготовления); 2—дышло; 3 — передний борт; 4—передняя створка боковой стены (2 шт.); 5—передний L-образный элемент (часть пола и торцевая стена); 6— обшивка бокового борта прицепа (выклеенный стеклопластик); 7 — бортовой (желтый) световозвращатель (2 шт.); 8…….рычаг подвески колеса (2 шт.); 9 — — пружина подвески (от автомобиля ГАЗ-21 «Волга», 2 шт.); 10—-амортизатор подвески (от автомобиля «Москвич-408», 2 шт.); 11 — колесо R12 (от мотоколяски, 2 шт.); 12 — рама прицепа; 13 — задний подрамник; 14—-задняя створка боковой стены (2 шт.); 15 — задний L-образный элемент (часть пола и торцевая стtнка); 16 — болт М8 (10 шт.); 17 -боковая стена (2 шт.); 18 — форточка (оргстекло, окаймленное дюралюминиевым профилем, с козырьком из кожзаменителя 3 шт.; 19 —отбортовка люка; 20—задняя половинка крыши; 21—накладка (кожзаменитель); 22 — передняя половинка крыши; 23—окно жилого помещения (оргстекло, окаймленное дюралюминиевым профилем с козырьком из кожзаменителя, 2 шт.): 24 — подпорка либо домкрат; 25 — передний (белый) световозвращатель (2 шт.); 26—входная дверь; 27—окно входной двери (оргстекло, окаймленное дюралюминиевым профилем); 28—дверная ручка-захват; 29 —блок задних сигнальных фонарей (2 шт.); 30—-задние (красные) световозвращатели; 31—буфер заднего бампера (резина. 2 шт.); 32—задний бампер; 33—задний борт; 34 -шарнирная карточная петля (6 шт.); 35 — средняя (главная) часть пола (фанера, облицованная с обеих сторон пластиком); 36 — металлическая вставка пола (лист s2, 4 шт.); 37—кожух колесной ниши (металлической лист s2); 38 — выдвижная дверь (фанера, s10); 39—внутренняя перегородка; 40—соединительная штанга (труба O28, 2 шт.); 41 —рояльные петли шарнирных соединений (6 шт.); 42—угловые шарнирные соединения с герметизирующими накладками (рояльные петли, кожзаменитель, 4 шт.); 43 — приставное крыльцо
Рама прицепа:
1 — прицепное устройство; 2 — луч дышла (труба 55×25, 2 шт.); 3—опорная рамка запасного колеса (гнутый швеллер 25×15, металлический лист s2); 4 — косынка (металлической лист s2, 2 шт.); 5 — обвязка переднего борта (труба 40×25); 6— дуга переднего борта со стойкой (труба 20×20); 7 — перо дышла (труба 49×28 — сварена на протяжении из двух уголков 45×28); 8 — рядовая поперечная рамка (труба 55×40, 2 шт.); 9—ушко крепления рычага подвески (сталь, лист s5, 4 шт.); 10—лонжерон (неотёсанна 65x40x5, 2 шт.); 11 — обвязка бокового борта (труба 40×25, 2 шт.); 12—дуга бокового борта со стойками (труба 20×20); 13—средняя поперечина (труба 55×40); 14—опорная полка средней части пола (гнутый уголок 30×20, металлический лист s2,4 шт.); 15 — ганки М16, приваренные к лонжеронам (8 шт.); 16— кронштейн крепления средней части иола (гнутый уголок 30×20, металлический лист s2. по потребности); 17-перо заднего подрамника (труба 49×28 — сварена на протяжении из двух уголков 45×28); 18—обвязка заднего борта (труба 40×25); 19 —дуги заднего борта со связкой и стойкой (труба 20×20); 20 -бампер (труба 40×20); 21 —буфер (резина, 2 шт.)
Угловой элемент (а — часть пола; б — торцевая стенки; в — дверной проем):
1 — внутренняя обшивка стен (фанера, s4); 2—решетка торцевой части (брусок 40×24); 3 —теплозвукоизолирующий наполнитель (пенопласт П-40); 4 — внутренняя обшивка пола (фанера s4); 5 — ребро-брусок решетки пола (фанера s10, 5 шт.); 6—порог (брусок 40×12); 7—наружная обшивка торцевой стенки (гетинакс, лист s2); 8-обвяз (брус 100×100 с фальцем); 9 — наружная обшивка части пола (фанера s4); 10 -фигурная вставка (доска s24); 11 — притолока (брусок 40×24); 12-стойка стенки (брусок 40×24, 4 шт.)
Входная дверь:
1 — окантовка двери (дюралюминиевый двутавровый профиль со срезанными одной либо, местами, двумя полками); 2—брусок 40×24 решетки; 3—теплозвукоизолирующий наполнитель (пенопласт П-40); 4—окантовка окна (дюралюминиевый швеллер); 5—окно (оргстекло s5); 6—рояльная петля; 7 — фигурная вставка (доска s24)
Боковая левая стена (средняя часть) и задняя левая (правая — зеркально отображенная и без отверстий диаметром 9) створка (передняя створка выполняется без форточки, ее размеры указаны в скобках):
1 — внешняя обшивка (гетинакс, лист s2); 2—решетка (брусок 40×24); 3 —теплозвукоизоляционный наполнитель(пенопласт П-40); 4—внутренняя обшивка (фанера s4); 5—рояльная петля
Внутренняя перегородка (а—дверная секция; б—боковая секция ниши; в—фронтальная секция ниши):
1 —обшивка со стороны жилой помещения (фанера s4); 2—дверь (фанера s10); 3 — порог дверного проема (брусок 40×22); 4—косяк дверного проема (брусок 40×22); 5—притолока дверного проема брусок 40×22); 6 — штанги (труба O22, 2 шт.); 7 — брусок 40×22 решетки; 8—рояльная петля: 9 — накладка (металлическая пластина 80x22x2, 6 шт.); 10—гайка М8 (6 шт.); 11 — шуруп (5×25, 12 шт.)
Потолок-крыша (задняя добрая половина, передняя добрая половина выполняется без люка и накладки):
1 — стыковочная балка (брус 70×52); 2 — накладка (кожзаменитель); 3-продольная пазовая балка (брус 52×52. 2 шт.); 4—поперечное ребро (фанера s10, 3 шт.); 5 — поперечная пазовая балка (брус 52×52); 6- борт люка (фанера s10, 2 шт.); 7 — верхняя обшивка (фанера, лист s4); 8— нижняя обшивка (фанера, лист s4); 9—теплозвукоизолирующий наполнитель (пенопласт П-40)
Схема укладки элементов в прицепе для транспортировки либо хранения:
1 —рама прицепа; 2-—пол прицепа; 3 —сложенная в два раза перегородка; 4—половинки крыши (развёрнуты на 90°); 5 — левая боковая стена; 6—правая боковая стена; 7—передний угловой элемент со сложенными створками; 8—задний узловой элемент со сложенными створками; 9…..задний подрамник в задвинутом положении; 10—дышло в задвинутом положении; 11—жёсткая проставка (по потребности); 12 мягкая прокладка (по потребности); 13 — боковой борт
Применение П-образной скобки при монтаже стен дачи:
1 — боковая стена; 2 — створка; 3 — скобка-фиксатор (дюралюминиевый швеллер)
В плане площадь дачи разделяется внутренней перегородкой на два помещения: кухню и комнату отдыха-прихожую. Помещения соединены между собой дверным проемом с откатной фанерной (толщиной 10 мм) дверью, засунутой вовнутрь перегородки на протяжении ее изготовления (между облицовками).
Перегородка «ломающаяся», складывается из трех частей, соединенных на рояльных петлях (стыки прикрываются накладками из кожзаменителя). По окончании монтажа две маленькие части перегородки образуют со стороны жилого помещения маленькую, но высотой от пола до потолка, нишу для вещей. Части перегородки собраны на древесных решетках из брусков сечением 40×24 мм и обшиты со стороны кухни страницами «облагороженной» фанеры, а со стороны помещения—фанерой простой (толщиной 4 мм).
Пара слов о технологии изготовления стен. Сперва делается решетка. Ее бруски стыкуются вполдерева и соединяются посредством эпоксидного клея. После этого на ровной площадке (на полу) раскладывается одна из обшивок и к ней приклеивается решетка и пригружается на время полимеризации клея.
После этого ячейки заполняются страницами пенопласта толщиной чуть большей, чем бруски. Предварительно на внутреннюю поверхность обшивки наносятся мазки клея. Дав время клею на застывание, сглаживают поверхность пенопласта заподлицо с брусками посредством раскаленной нихромовой проволоки, наносят на те и другие мазки эпоксидки и приклеивают другую обшивку. В случае если имеется опыт аналогичной работы, то операции возможно и совместить.
Потолок и крыша дачи совмещены, другими словами являются единой конструкцией, но складываются из двух половинок (условно— передней и задней, потому, что их возможно и поменять местами). Половинки отличаются только тем, что к одной из них прикреплена накладка из водоизоляционного материала, которая перекрывает стык между частями крыши. Стыкующиеся бруски мало немного подняты над плоскостью крыши, образуя поперечные буртики, перехватывающие и отводящие попавшую на крышу воду.
Имеется и еще одно отличие между половинками крыши. В одной из них выполнен люк размерами в свету 450×380 мм, с отбортовками повыше крыши (дабы не затекала вода). Через люк возможно подняться на крышу, дабы в том месте позагорать либо вести оттуда фото- либо видеосъемку. Люк закрывается крышкой из желтого оргстекла, а потому в помещении кроме того в пасмурную погоду думается солнечно.
Начинка крыши сделана по типу задней частей и передней пола: бруски ребер жесткости сечением 52×10 мм изготовлены из 10-мм фанеры и кроме этого установлены на ребро; ниши заполнены пенопластом, облицованы фанерой. С наружной стороны крыша покрыта двумя слоями стекловолокна на эпоксидке с замешенной в ней алюминиевой пудрой, а с внутренней стороны оклеена облагороженной 2-мм фанерой белого цвета.
Крыша дачи имеет и ответственное конструктивное значение: она соединяет между собой все стенки и фиксирует их в вертикальном положении. Для этого в потолке на протяжении краев по периметру сделан паз-желобок шириной в толщину стен (с маленькими припусками) и глубиной 30 мм.
В походное (транспортное) положение дача укладывается в следующей последовательности.
Сперва на пол прицепа стелется мягкая прокладка, нанее—сложенная в два раза перегородка, а сверху (до отметки чуть выше колесных ниш)—одеяла и матрацы (либо устанавливаются дистанционные прокладки). После этого, одна на другую, — половинки крыши, развёрнутые на 90° относительно положения в сборе. Позже закрываются створки (прижимаются к торцевым стенкам) и поочередно опускаются боковые стены и последними—угловые элементы: сперва передний, а после этого и задний.
Ну а в завершение в лонжероны до предела задвигаются и через совместные отверстия закрепляются болтами М16 перья заднего подрамника и дышла.
При укладке дачи в походное положение между соприкасающимися поверхностями укладываются мягкие прокладки (либо поношенная «второго срока» одежда), а в промежутки—проставки из мягкой древесины либо жёсткого пенопласта. В ниши и полости между элементами возможно сложить вещи, инвентарь и пр.
Сборка дачи в рабочее положение производится, как принято сказать, в обратной последовательности, но с некоторыми изюминками. Перед этим нужно выбрать довольно ровную площадку, причем такую, дабы и отдыхать было приятно, и природе громадного урона не нанести. Сперва отворачиваются болты в лонжеронах, из них выдвигается задний подрамник и в новом положении снова фиксируется болтами. Под углы устанавливаются подставки либо домкраты.
На перья опускается совершивший предварительно «подъем с поворотом» задний L-образный элемент. Совершенно верно такая же операция производится с передней стороны прицепа—с торцевой стенкой и дышлом. Потом поднимается одна из боковых стенок, а к ней, раскрывая, прижимают створки. То же самое реализовывают и на другой стороне.
При исполнении этих операций для страховки использую П-образные скобки-фиксаторы из маленьких отрезков алюминиевых швеллеров, дабы зафиксировать боковые стены от сваливания под напором ветра либо от наклона прицепа (скобки убираю на протяжении установки крыши). Затем в дачи монтируется перегородка: с правой стороны она крепится болтами М8ц к средней боковой стенке, а с левой — к задней створке; позже закрепляются штанги.
В завершение с пола поднимается (мало выше стенку) первая половинка крыши (которая без накладки), поворачивается на 90° (лишь не перепутать—в какую сторону, в противном случае нужно будет поворачивать уже на 180°) и бережно, дабы верхние кромки попали в паз, укладывается на стены. Таким же образом поступают и с другой половинкой крыши, исправив при необходимости влагонепроницаемую предохранительную накладку.
По окончании монтажа дачи под углы прицепа либо под задний подрамник и дышло ставятся древесные столбики либо подпорки из подручных материалов. Возможно применять для этих целей и домкрат из набора автомобили. Около входной двери ставится раскладное крылечко либо небольшой отрезок окантованного с противоположных сторон бревна, чтобы было эргономичнее входить.
Жилое помещение оборудуется складной мебелью, а кухня — портативными холодильником и газовой плитой.
В зауженной части кухни (где выступает из жилого помещения ниша) ставится поддон и устраивается душ-умывальник.
В. КОЛЯСКИН
Рандомные статьи:
Раскладушка Стандарт 7070 Vitan для кемпинга, для дома, для дачи
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Мысль сделать транспортируемую дачу у меня созрела еще в те годы, в то время, когда для автопутешественников грезы о дорожном сервисе были легко…
-
Предлагаю читателям издания описание конструкции выстроенного мною автоприцепа. На создание данной дачи на колесах меня натолкнули рекомендации и…
-
Предлагаю читателям издания описание конструкции выстроенного мною автоприцепа. На создание данной дачи на колесах меня натолкнули рекомендации и…
-
Под таким заголовком в «Фотопанораме» («Моделист-конструктор» № 2’93) в первый раз была опубликована информация о моей самоделке — дачном автомобиле. С…