В путь вместе с дачей

Мысль сделать транспортируемую дачу у меня созрела еще в те годы, в то время, когда для автопутешественников грезы о дорожном сервисе были легко несбыточными. Вот я и решил его обеспечить себе сам. Нужно заявить, что сделанная много лет назад дача с успехом помогает и по сей день. Так как мотели и кемпинги большей частью находятся около оживленных автомагистралей.

Я же собственный бивуачное жилье разбиваю прямо на месте отдыха, поближе к природе, фактически не нанося ей вреда.

Над конструкцией мобильной дачи было нужно изрядно поломать голову. Простое ответ — сделать ее по типу фургона на колесах — было для меня неприемлемым. Для таковой дачи потребовалось бы много места для хранения, скорость автомобиля-тягача ограничилась бы 40 км/час при повышенном расходе горючего, не говоря уж о проблемах с регистрацией.

Выбор прицепа под дачу был мал, а потому решил приспособить для нее то, что уже имел, — прицеп «Скиф-2М». Слово «приспособить» вообще-то мало подходит: прицеп я фактически не переделывал — просверлил только пара отверстий в верхних кромках (загибах) бортов и при необходимости по-прежнму использую его в грузовом варианте. А вот конструкцию дачи под прицеп, вправду, приспосабливал.

Но в следствии прицеп и сложенную в нем дачу храню вместе с машиной в простом гараже, поставив прицеп на задний борт. Дачу не требуется регистрировать. И еще.

Потому, что кузов прицепа герметичен, его вместе с дачей возможно переправлять кроме того на другой облюбованный берег реки.

Конструкция дачи — сборно-разборная, панельная. В собранном виде она является домикомна колесах с небольшой (спальной) прихожей и жилой комнатой-кухней.

В путь вместе с дачей

Конструктивные элементы дачи-принепа (крыша дачи не смонтирована):

1 — главная поперечная панель; 2 — комнатная панель (2 шт., зеркально отображенные); 3 — прицеп «Скиф-2М»; 4 крыльцо; 5 — телескопический упор (6 шт.); 6 — панель пола кухонного отсека; 7 кухонное оборудование; 8 — кухонная оконная панель (дверная не установлена)

Протяженность главной поперечной панели (она же есть межкомнатной перегородкой) меньше ширины прицепа на толщину комнатных панелей. Устанавливается она на переднем борту и есть связующим звеном для всех остальных панелей. Панель пустотелая, собрана посредством гвоздей и эпоксидного клея на рамке из сосновых брусков сечением 40×24 мм и облицована с обеих сторон 4,5-мм фанерой. Все сопряжения брусков рамы (угловые, тавровые и крестообразные) выполнены легко и одинаково — вполдерева.

Неспециализированная толщина панели — 30 мм. В панели выполнен дверной проем. Дверь — откатная, изготовлена из 10-мм фанеры и задвигается в одну из сторон панели между облицовками (устанавливается дверь в проеме на протяжении сборки рамы).

Для крепления к главной панели вторых (до облицовки ее фанерой) к каждой боковой стойке рамы изнутри прикреплены по три металлические накладки с приваренными к ним гайками М8. Для фиксации панели на борту прицепа снизу в брусок обвязки завернуты шурупы, головки которых после этого отрезаны. По шурупам в верхней кромке борта просверлены и раззенкованы ответные отверстия.

Комнатных панелей две. Они однообразные по размерам, а по выполнению — зеркально отображенные. Протяженность их нижних кромок (1836 мм) соответствует длине продольных бортов прицепа.

Оговорка — как раз нижних кромок — сделана вследствие того что вообще-то их неспециализированная протяженность (1940 мм) больше и стены выходят позади за пределы габарита прицепа. Наряду с этим задние и верхние края панелей имеют криволинейную (лекальную) выпуклую форму. Такая их конфигурация снабжает крыше постепенный уклон для слива воды и увеличивает количество помещения.

Конструкция комнатных панелей, как и основной, также рамная. Лишь тут рама собрана из брусков уже — сечением 40×20 мм. Сопряжения сборка и брусков рамы на гвоздях и эпоксидном клее те же, что и при изготовлении главной панели — в полдерева. Для изготовления криволинейного (выпуклого) профиля рам панелей применял несушеные еловые бруски — они хорошо гнутся. Но на малых радиусах делал еще треугольные вырезы на 3/4 ширины брусков.

Последние гнул, как было необходимо, и высушивал. Торцы вырезов в брусках смазывал эпоксидкой и склеивал. В местах закруглений оконных проемов вклеивал соответствующие (треугольные, с закруглениями на гипотенузах) древесные вставки.

Внутренняя облицовка также из 3-мм фанеры. А внешняя — из 2-мм текстолита с поверхностной фактурой под дерево. Тут же отмечу, что нижняя кромка наружной облицовки опущена чуть ниже (на 5 мм) обвязочного бруска рамки.

Так устроен необычный слезник, что мешает затеканию дождевой воды вовнутрь кузова. Было бы хорошо опустить кромку и пониже (время от времени ветром капли дождя все же задувает вовнутрь), но опасность того, что выступающий узкий слезник весьма легко обломить при сборке и транспортировке, вынудила отказаться от этого.

Вовнутрь панелей в полости рамы, перед накрытием их гетинаксовой облицовкой, уложил страницы строительного пенопласта. Сравнял его с брусками рамы раскаленной нихромовой проволокой. Облицовки к обвязочным брускам рамы приклеивал эпоксидкой, а к пенопласту и внутренней решётке — точками.

Главная панель-перегородка:

1 — облицовка (фанера sЗ, 2 шт.); 2 —дверь (фанера s 10); 3 — ручка двери; 4 — рама (брусок 40×24); 5 — штырь (шуруп d6 без головки. 3 шт.); 6 — накладка с гайкой М8 (6 шт.); 7 — ограничители двери (рейка 40×6)

Панели пола в жилой помещении нет. Ее заменяет дне кузова прицепа. Колесные ниши в кузова занимают много нужного места. А потому на них на протяжении бортов установил скамьи, дополнительно оперев их еще на ножки. Скамья складывается из двух шарнирно соединенных частей: откидного лежака и неподвижного сиденья. Подняв лежак и разложив надувные матрацы, устраиваются спальные места.

Скамьи выполнены из той же 3-мм фанеры, что и внутренняя облицовка панелей, и усилены продольными и поперечными древесными брусками. Края лежаков обрезаны по профилю переднего и заднего бортов прицепа — дабы не мешали опусканию.

Проектирование кухонного отсека начал с пола, правильнее с определения размеров его панели. Пол решил разместить на дышле, и оно выяснило его длину (которая была меньше ширины). Ширина определилась соответствующим размером прицепа.

Сходу отмечу, что пол легко заходит под кузов прицепа и в том месте самозаклинивается, а потому он немногодлиннее опирающихся на него нижних кромок стеновых панелей.

Пол в кухонном отсеке выполнен из 10-мм фанеры, а сверху наклеен линолеум на ворсовой базе. В панели пола сделано громадное отверстие для канализационного сифона, пара отверстий для крепления планки крыши и боковые сквозные пазы для винтов крепления стеновых панелей. Еще снизу в панели сделаны два гнезда (глухих отверстия) по месту — в них входят штатные бобышки на поперечине дышла, каковые являются фиксаторами.

Стены кухонного отсека сделаны по подобию и образцу стенок отсека жилого. В одной панели вырезан оконный проем, в второй — дверной. Вырезанные части поспеднего применял для того чтобы. Дверь простая, распашная, с неоткрывающимся окном.

Окно, как и все другие, — из оргстекла в окантовке из алюминиевого профиля. Профиль — двутавр, что использу-ют для устройства подвесных потолков из акмиграна. Его высота (25 мм) и выяснила толщину стеновых панелей, поскольку еще на стадии проектирования дачи я уже предусматривал окантовать им окна и дверь.

При окантовке ненужные либо мешающие полки на двутавре удалял. На малых радиусах полки с опаской расклепывал (утончал), в один момент выгибая профиль.

Крыша дачи мягкая. Строители вкладывают в это понятие покрытие из рулонных материалов на мастике. Но у меня она изготовлена из тканей: нижний слой — из палаточной, верхний — из «серебрянки».

Так эту ткань я именую легко по цвету, быть может, ее промышленное наименование — перкаль, но не уверен. Эта «серебрянка» весьма подходит по своим особенностям для крыши дачи — влагонепроницаемая, мягкая, легкая, прекрасно отражает солнечные лучи а также в зной очень сильно не нагревается.

Крыша к тому же имеет изюминке: ее начальная и конечная части являются торцевыми стенками дачи.

Крыша представляет собой два долгих полотна шириной мало большей, чем у дачи, причем верхнее полотно («серебрянка») перекрывает нижнее. По обоим краям на протяжении каждого полотна прошиты каналы-кулиски. В них засунуты прочные шнуры, благодаря которым оба полотна стягиваются и закрепляются на стеновых панелях.

На внутренней стороне нижнего полотна закреплены (прибиты гвоздями с громадными шляпками) через равные промежутки 30 перемычек сечением 20×15 мм из ясеня (возможно из дуба и бука, а вдруг из сосны, то нужно потолще — сечением 30×20 мм) с крючками на финишах. Перемычки мешают провисанию полотна и удерживают панели на однообразном расстоянии друг от друга.

В 80 мм от начала оба полотна сшиты совместно. Финиш нижнего полотна заведен сверху на крепежную планку вовнутрь и прибит к ней, а финиш верхнего полотна свисает наружу и делает роль слезника.

В крепежной планке просверлены четыре отверстия диаметром 7 мм. Сверху они еще рассверлены, и в эти гнезда на эпоксидке замурованы гайки М6. С их помощью винтами М6 с шайбами планка (и крыша) прикрепляется к краю пола кухонной секции.

Панель жилого отсека:

1 — внутренняя облицовка (фанера sЗ); 2 — утеплитель (строительный пенопласт, лист s20); 3 — рама (брусок 40×20); 4 штырь (шуруп d6 оез головки, 3 шт.); 5 — вставка с закруглением (доска s20, 2 шт.); 6 — наружная облицовка (гетинакс s2)

Панели кухонного отсека (а—дверная, б — оконная, в — двери):

1 — внутренняя облицовка (фанера sЗ); 2 — утеплитель (строительный 5 — алюминиевый профиль (тавр 25×20); 6 — наружная оолицовка пенопласт, s20); 3 — рама (брусок 40×20); 4 — порог (доска 60×20); (гетинакс, лист s2); 7 — накладка с гайкой М6 (6 шт.)

Пол кухонного отсека:

1 — база (фанера, лист s10); 2 — покрытие(линолеум на ворсовой базе)

Перемычка мягком крыши:

1 — планка (брусок 25х 15); 2 — крючок (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт.); 3 — шуруп (4 шт.)

Первой устанавливается главная панель — перегородка, после этого — боковые

Монтаж мягкой крыши

Скамсйка-лежак (вид снизу в разложенном положении):

1 — облицовка сиденья (фанера s4,5); 2 — продольный брусок сиденья (2 шт.); 3 — поперечный брусок сиденья (5 шт.); 4 ножка сиденья (2 шт.); 5 — внутренний продольный брусок лежака; 6 — наружный продольный брусок лежака; 7 — поперечный брусок лежака (3 шт.); 8 — откидная ножка лежака (2 шт.); 9 — облицовка лежака; 10 — шарнир для откидывания лежака (рояльная петля).

Все подробности, не считая поз. 1 и 9, выполнены из бруска 40×20; подробности 2,5,6 прикреплены к облицовкам узкой стороной подробности 3,7 — широкой стороной

Жилой отсек (за столом под окном видна скамья с опушенным лежаком)

Прицеп-дача в сборе

В даче монтируются три полки. По размерам и исполнению они все однообразные. Их конструкция такая же, как и перегородка: древесная рамка, облицованная 3-мм фанерой. Лишь они уже, их толщина, как и у стеновых панелей, — 25 мм. Отличаются полки методом крепления. Одна — для электронной аппаратуры, устанавливается на штырьках между панелями жилого отсека над задней отбортовкой прицепа.

Вторая фиксируется на штырьках и подвешивается на крючках на перегородке над дверью со стороны помещения. Третья закрепляется на штырьках между кухонными стеновыми панелями в «арбузе» (так я именую выпуклости в торцевых стенках дачи).

Сборка дачи начинается с разгрузки панелей и выбора площадки дачи из прицепа, каковые укладываются поблизости. Сперва на переднем борту прицепа устанавливается и фиксируется подпорками перегородка (главная панель) и к ней привинчиваются (наживляются) болтами М8 монтажные пластины. После этого на боковые борта прицепа ставятся стеновые панели жилого отсека и прикрепляются посредством винтов М6 и пластин к перегородке.

Позже на дышле монтируется пол кухонной секции, а на нем — ее стены. Кухонные стены также посредством винтов М6 через пластины пристыковываются к перегородке и следом туго приворачиваются винтом М8, совсем притягивая стеновые панели к перегородке. Затем на дачу надевается и затягивается крыша. И последнее. К входу приставляется крыльцо, похожее то пи на низкую стремянку, то ли на раскладной стульчик.

Но это штатное оборудование прицепа.

Для обеспечения устойчивости всей конструкции на стоянке под пол и углы прицепа кухонного отсека подводятся упоры. Они — телескопические, регулируются по высоте.

Укладка других частей и панелей дачи для транспортировки начинается с крыши. Она скатывается в рулон и укладывается на дно прицепа. Затем на внутреннюю отбортовку кузова укладываются пол и перегородка кухонного отсека.

Свободные количества в кузова наряду с этим возможно заполнить утварью и вещами, лишь закрепить их в том месте нужно «по-походному», исключив их взаимное соприкосновение и перемещение.

Предстоящая погрузка панелей производится с укладкой между ними мягкого материала, исключающего их трение между собой. Наряду с этим панели мало выходят за габариты кузова, но удерживаются в нем за счет накинутого и затянутого по окончании укладки тента.

Дача снабжена бытовой техникой, которая не требует электропитания (газовый холодильник, газовая плита) либо питается от бортовой сети автомобиля (радиоприемник, теле-видеоаппаратура); имеются кроме этого бак для воды, душевой поддон. Для складирования отходов и слива отработанной воды под дачей выкапывается яма, которая по окончании «снятия лагеря» закапывается и рекультивируется.

Для подзарядки аккумулятора употребляется ветрогенератор мощностью 10 Ватт, что крепится на шесте.


В. КОЛЯСКИН

Рандомные статьи:

Звёзды Дорожного радио 2017. ТОП 50. Лучшие песни года. Главные хиты страны.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Дача-раскладушка

    Мысль выстроить дачу-прицеп пришла на протяжении эксплуатации прошлой, также мобильной (см. «Моделист-конструктор № 5, 2005 г.). Напомню, та дача была…

  • Если на буксире — дача

    С началом летнего сезона долгие вереницы машин, «утомившихся», как и их обладатели, в тесноте городов за продолжительную зиму, на больших скоростях мчат…

  • Дача отправляется в путь

    Предлагаю читателям издания описание конструкции выстроенного мною автоприцепа. На создание данной дачи на колесах меня натолкнули рекомендации и…

  • Автомобиль для дачи

    Под таким заголовком в «Фотопанораме» («Моделист-конструктор» № 2’93) в первый раз была опубликована информация о моей самоделке — дачном автомобиле. С…