«Дельфин» выходит на фарватер

Грезы у каждого собственные. Кто о чем, а Сергей Дмитриевич Руденко, сотрудник муниципальный станции юных техников, что в г. Слуцке Минской области, грезит о детском техническом парке. И не только лелеет такую мечту, но и медлено выполняет ее. Главные ассистенты ему в этом—дети, вся окрестная ребёнок.

Совместно они создают базу будущего парка — технику. В подростковом клубе самодеятельных конструкторов «Оригинал», которым Сергей Дмитриевич командует на публичных началах, уже выстроено около десятка необыкновенных автомобилей: от мопеда до гидромотодельтаплана. Назначение у всех автомобилей одно: помогать детским заинтересованностям. Так что юные умельцы сами конструируют, сами строят, сами и катаются.

А начиналось все с аквапеда «Дельфин», что С.Д.Руденко придумал чтобы летом на озере ребятам было весьма интересно убивать время.

Идею аквапеда мы вынашивали два года: прикидывали, подсчитывали, прорисовывали конструкцию, подбирали материалы. В то время, когда образ «Дельфина» сложился совсем, взялись за дело. И не смотря на то, что в мастерской в то время не было ни токарного станка, ни сварочного аппарата — лишь электродрель, тиски да простые слесарные инструменты, на постройку ушло всего 14 дней.

Аквапед оказался устойчивым на воде, эргономичным в управлении и достаточно вместительным (на борту — пять мест). На нем приятно выполнять водные прогулки, ловить рыбу. Понадобится «Дельфин» и для спасательных работ, и для буксировки лодок.

Одновременно с этим ему самому не нужно никакого ухода.

Конструкция плавсредства достаточно несложна, исходя из этого не пологаю, что имеется необходимость приводить ее подробно. Да и копию строить вряд ли кто возьмется. Достаточно, как мне думается, воспользоваться главной идеей и учесть недочёты, проявившиеся в эксплуатации.

«Дельфин» складывается из двух поплавков, кузова и палубы, на котором в считанные 60 секунд легко установить лобовое стекло и крышу-тент.

Палуба собрана из соединенных шурупами продольных и поперечных древесных реек сечением, соответственно, 40×30 и 50×30 мм и выстлана поверху 3-мм фанерой. Сиденья сделаны откидными из фанеры толщиной 10 мм, обтянуты клеёнкой и поролоном. Под левым сиденьем расположен ящик с аккумулятором путевой фары, под правым — ящик с инструментами.

Среднее сиденье является крышкой люка, через что возможно осмотреть редуктор либо отрегулировать натяжение приводного ремня.

Каркас кузова собран из труб и дюралюминиевых уголков (часть из них — лыжные палки) и обшит узкими страницами дюралюминия. Крепеж — болтами М4.

Спереди кузов усилен поперечной дюралюминиевой трубой диаметром 30 мм, финиши которой являются ручками для переноски аквапеда (две другие ручки — позади), и бампером — накладкой из 10-мм фанеры.

Движется аквапед за счет мускульной силы одного либо двух человек, располагающихся на сиденьях. Упрочнение от ног посредством педального привода, редуктора и клиноременной передачи сообщается движителю — трехлопастному гребному винту диаметром 270 мм.

Передаточное число клиноременной передачи — 1:3,9, редуктора — 1:2. Так, за один оборот педального привода гребной винт проворачивается около собственной оси практически восемь раз. Этого вполне достаточно для того, чтобы аквапед двигался с приемлемой скоростью — около семи километров/ч. Причем назад практически равно как и вперед.

Оба кривошипа педального привода согнуты из прутков нержавеющей стали диаметром 14 мм. Перед изгибом на прутки надеты по две металлические трубки длиной 80 мм любая, к каким позже прикреплены древесные педали. Финиши кривошипов, обращенные к бортам, снабжены подшипниками — полиэтиленовыми пробками от бутылок из-под шампанского.

К вторым финишам приварены фланцы крепления ведущего шкива клиноременной передачи.

Ведущий шкив склепан из трех алюминиевых дисков неспециализированной толщиной 14 мм, спрофилированных под сечение клиноременного ремня типоразмера А.

«Дельфин» выходит на фарватер

Компоновка «Дельфина»:

1 — бампер, 2 — поперечина (труба O 30), 3 — обтекатель носовой, 4, 21 —кронштейны рулевой стойки, 5 — руль, 6 — ограждение (труба 30), 7 — каркас обшивки (уголок 15×15), 8 — обшивка, 9 — болт М4, 10 — перо рулевое, 11 — кронштейн рулевого пера, 12 — подкос (2 шт.), 13 —винт гребной, 14 — кронштейн гребного винта, 15 — вал гребного винта, 16 — пол (фанера), 17 — тяга рулевая, 18 — муфта (резиновая труба), 19 — редуктор, 20 — шкив ведомый, 22 — ремень клиновой, 23 — подшипник кривошипа, 24 — шкив ведущий, 25 — поплавок левый, 26 — рейка палубы поперечная, 27 — рейка палубы продольная, 28 — люк-сиденье, 29 — штурвал подъема якоря, 30, 34 — ручки для переноски аквапеда, 31 —палуба, 32 — кривошип (педальный узел), 33 — доска приборная (путевая фара условно не продемонстрирована).

Педальный узел:

1 — опора продольная, 2, 4 — половинки корпуса подшипника кривошипа, 3 — подшипник (полиэтиленовая пробка), 5 — болты М8, 6 — подшипник педали (труба), 7 — педаль, 8 — кривошип (пруток O 14), 9 — шкив ведущий (условно увеличен по толщине), 10 — обой-ма-подшипник шкива, 11 — фланец, 12 — заклепка.

Поплавок из металлического страницы.

Схема рулевого управления:

1 — колонка рулевая, 2 — качалка, 3 — тяга, 4, 5 — кронштейны верхний и нижний, 6 — ось, 7 — перо рулевое, 8 — шуруп.

Силовой комплект палубы:

1,2 — опоры педального узла продольные и поперечные (рейки 50×30), 3 — опоры сидений (рейки 50×30), 4 — держатель кронштейна гребного винта (рейка 50×30), 5 — держатель кронштейнов рулевого пера (рейка 50×30), 6,7 — опоры продольные несущие (рейки 30×40).

Поплавок из пенопласта:

1 —лонжерон (фанера, s 10), 2 — кронштейны крепления к поперечным рейкам палубы (3 шт.), 3 — шурупы, 4, 6, 9 — диски носовой, средний и кормовой (фанера, s 10, O 250), 5 — обшивка (стеклоткань), 7 — держатель пенопластовых дисков (дюралюминиевая лента), 8 — наполнитель (пенопласт).

Подставка на багажник автомобиля.

Крепление «Дельфина» на багажнике автомобиля:

1,4 — ручки для переноски аквапеда передняя и задняя, 2 — шнур синтетический, 3 -крючок, 5 — опора (дюралюминиевая труба), 6, 7 — болты-фиксаторы опоры.

Ведомый шкив (диаметром 100 мм) — пластмассовый. Установлен на входном валу редуктора. В качестве последнего использован механизм электрической шлифовальной машинки, у которого покинуты лишь корпус, шестерни и вал якоря.

Выходной вал редуктора соединен отрезком резинового шланга с тонкостенной дюралюминиевой трубой диаметром 20 мм — валом гребного винта.

Управление аквапедом — ручное. Шофер, поворачивая рулевую колонку около вертикальной оси, сообщает упрочнение рулевому перу через качалки и тягу. ее ручки и Колонка сделаны из дюралюминиевой трубы диаметром 30 мм, тяга — из лыжной палки, качалка, оба кронштейна рулевого пера и само перо — из алюминиевой пластины толщиной 4 мм.

Все древесные и железные поверхности аквапеда шепетильно окрашены для защиты от действия воды.

С поплавками дело обстояло не так легко. Первый набор был изготовлен из 10-мм фанеры, стеклоткани и пенопласта.

Основной силовой элемент поплавка — фанерный лонжерон. Сверху к нему шурупами привинчены три уголка из толстой оцинкованной жести — кронштейны крепления к палу-бе, снизу —три фанерных диска, промежутки между которыми заполнены пенопластом. Все изделие покрыто эпоксидной смолой, оклеено стеклотканью и окрашено.

Вес его — около 5 кгс.

Но главное преимущество поплавков — небольшой вес — не имело возможности перекрыть их значительный недочёт — хрупкость. Кроме того конструктивные изюминки палубы, принимающей на себя львиную долю нагрузок, не выручили. Было нужно стеклотканевые корпуса поплавков заменить, сперва на дюралюминиевые, а позднее — на металлические, склепанные (с герметизацией заклепочного шва) из узкой (0,4 мм) листовой стали.

Прямоугольные корпуса наполнены пенопластом и закрыты металлическими крышками, каковые изнутри имеют фанерные лонжероны, а сверху — уголковые кронштейны крепления к палубе.

Новые поплавки заметно прибавили в весе. Но прочность их стала несравнимо выше. Мы кроме того не опасались уронить аквапед на траву либо песок при переноске к воде.

Как же «Дельфин», имеющий вес и внушительные габариты, из муниципального гаража попадал на берег озера?

Перевозили его на крыше автомобиля. Для этого потребовалось изготовить из медных трубок и деревянных реек диаметром 18 мм особую подставку на багажник, купить четыре прочных синтетических шнура с крюками и две дюралюминиевые трубы для крепления аквапеда к переднему и заднему бамперам.

Само собой разумеется, в одиночку загрузить такую махину весом более 70 кгс на автомобиль нереально. Требуются упрочнения трех-четырех взрослых мужчин.

Исходя из этого брать его на водоем целесообразно в том случае, в то время, когда планирует громадная компания. Но наслаждение от катания на аквапеде незабываемое!

С.РУДЕНКО,
г.

С л у ц к,
Минская обл.

Рандомные статьи:

Dolphin JUMPS ON BOAT | The Dodo


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аквапед «дельфин»

    Грезы у каждого собственные. Кто о чем, а Сергей Дмитриевич Руденко, сотрудник муниципальный станции юных техников, что в г. Слуцке Минской области,…

  • За рулем, не выходя из комнаты

    В тот вечер Сережа рано лег дремать, не капризничал и не просил почитать книжку. Он сходу закрыл глаза и старательно засопел. Но в то время, когда в доме…

  • «Казанка» выходит на берег

    Автомобиль-амфибия конструкции Н. М. Пуртова. Разве не заманчиво, встав рано поутру, выкатить лодку из гаража, уложить снасти, сесть, нажать…

  • Плывёт… раскладушка

    Вот и наступило лето. Где вы планируете его проводить? В случае если рядом от воды, предлагаем выстроить уникальное плавающее средство — аквапед, другими…