Грезы у каждого собственные. Кто о чем, а Сергей Дмитриевич Руденко, сотрудник муниципальный станции юных техников, что в г. Слуцке Минской области, грезит о детском техническом парке. И не только лелеет такую мечту, но и медлено выполняет ее. Главные ассистенты ему в этом—дети, вся окрестная ребёнок.
Совместно они создают базу будущего парка — технику. В подростковом клубе самодеятельных конструкторов «Оригинал», которым Сергей Дмитриевич командует на публичных началах, уже выстроено около десятка необыкновенных автомобилей: от мопеда до гидромотодельтаплана. Назначение у всех автомобилей одно: помогать детским заинтересованностям. Так что юные умельцы сами конструируют, сами строят, сами и катаются.
А начиналось все с аквапеда «Дельфин», что С.Д.Руденко придумал чтобы летом на озере ребятам было весьма интересно убивать время.
Идею аквапеда мы вынашивали два года: прикидывали, подсчитывали, прорисовывали конструкцию, подбирали материалы. В то время, когда образ «Дельфина» сложился совсем, взялись за дело. И не смотря на то, что в мастерской в то время не было ни токарного станка, ни сварочного аппарата — лишь электродрель, тиски да простые слесарные инструменты, на постройку ушло всего 14 дней.
Аквапед оказался устойчивым на воде, эргономичным в управлении и достаточно вместительным (на борту — пять мест). На нем приятно выполнять водные прогулки, ловить рыбу. Понадобится «Дельфин» и для спасательных работ, и для буксировки лодок.
Одновременно с этим ему самому не нужно никакого ухода.
Конструкция плавсредства достаточно несложна, исходя из этого не пологаю, что имеется необходимость приводить ее подробно. Да и копию строить вряд ли кто возьмется. Достаточно, как мне думается, воспользоваться главной идеей и учесть недочёты, проявившиеся в эксплуатации.
«Дельфин» складывается из двух поплавков, кузова и палубы, на котором в считанные 60 секунд легко установить лобовое стекло и крышу-тент.
Палуба собрана из соединенных шурупами продольных и поперечных древесных реек сечением, соответственно, 40×30 и 50×30 мм и выстлана поверху 3-мм фанерой. Сиденья сделаны откидными из фанеры толщиной 10 мм, обтянуты клеёнкой и поролоном. Под левым сиденьем расположен ящик с аккумулятором путевой фары, под правым — ящик с инструментами.
Среднее сиденье является крышкой люка, через что возможно осмотреть редуктор либо отрегулировать натяжение приводного ремня.
Каркас кузова собран из труб и дюралюминиевых уголков (часть из них — лыжные палки) и обшит узкими страницами дюралюминия. Крепеж — болтами М4.
Спереди кузов усилен поперечной дюралюминиевой трубой диаметром 30 мм, финиши которой являются ручками для переноски аквапеда (две другие ручки — позади), и бампером — накладкой из 10-мм фанеры.
Движется аквапед за счет мускульной силы одного либо двух человек, располагающихся на сиденьях. Упрочнение от ног посредством педального привода, редуктора и клиноременной передачи сообщается движителю — трехлопастному гребному винту диаметром 270 мм.
Передаточное число клиноременной передачи — 1:3,9, редуктора — 1:2. Так, за один оборот педального привода гребной винт проворачивается около собственной оси практически восемь раз. Этого вполне достаточно для того, чтобы аквапед двигался с приемлемой скоростью — около семи километров/ч. Причем назад практически равно как и вперед.
Оба кривошипа педального привода согнуты из прутков нержавеющей стали диаметром 14 мм. Перед изгибом на прутки надеты по две металлические трубки длиной 80 мм любая, к каким позже прикреплены древесные педали. Финиши кривошипов, обращенные к бортам, снабжены подшипниками — полиэтиленовыми пробками от бутылок из-под шампанского.
К вторым финишам приварены фланцы крепления ведущего шкива клиноременной передачи.
Ведущий шкив склепан из трех алюминиевых дисков неспециализированной толщиной 14 мм, спрофилированных под сечение клиноременного ремня типоразмера А.
Компоновка «Дельфина»:
1 — бампер, 2 — поперечина (труба O 30), 3 — обтекатель носовой, 4, 21 —кронштейны рулевой стойки, 5 — руль, 6 — ограждение (труба 30), 7 — каркас обшивки (уголок 15×15), 8 — обшивка, 9 — болт М4, 10 — перо рулевое, 11 — кронштейн рулевого пера, 12 — подкос (2 шт.), 13 —винт гребной, 14 — кронштейн гребного винта, 15 — вал гребного винта, 16 — пол (фанера), 17 — тяга рулевая, 18 — муфта (резиновая труба), 19 — редуктор, 20 — шкив ведомый, 22 — ремень клиновой, 23 — подшипник кривошипа, 24 — шкив ведущий, 25 — поплавок левый, 26 — рейка палубы поперечная, 27 — рейка палубы продольная, 28 — люк-сиденье, 29 — штурвал подъема якоря, 30, 34 — ручки для переноски аквапеда, 31 —палуба, 32 — кривошип (педальный узел), 33 — доска приборная (путевая фара условно не продемонстрирована).
Педальный узел:
1 — опора продольная, 2, 4 — половинки корпуса подшипника кривошипа, 3 — подшипник (полиэтиленовая пробка), 5 — болты М8, 6 — подшипник педали (труба), 7 — педаль, 8 — кривошип (пруток O 14), 9 — шкив ведущий (условно увеличен по толщине), 10 — обой-ма-подшипник шкива, 11 — фланец, 12 — заклепка.
Поплавок из металлического страницы.
Схема рулевого управления:
1 — колонка рулевая, 2 — качалка, 3 — тяга, 4, 5 — кронштейны верхний и нижний, 6 — ось, 7 — перо рулевое, 8 — шуруп.
Силовой комплект палубы:
1,2 — опоры педального узла продольные и поперечные (рейки 50×30), 3 — опоры сидений (рейки 50×30), 4 — держатель кронштейна гребного винта (рейка 50×30), 5 — держатель кронштейнов рулевого пера (рейка 50×30), 6,7 — опоры продольные несущие (рейки 30×40).
Поплавок из пенопласта:
1 —лонжерон (фанера, s 10), 2 — кронштейны крепления к поперечным рейкам палубы (3 шт.), 3 — шурупы, 4, 6, 9 — диски носовой, средний и кормовой (фанера, s 10, O 250), 5 — обшивка (стеклоткань), 7 — держатель пенопластовых дисков (дюралюминиевая лента), 8 — наполнитель (пенопласт).
Подставка на багажник автомобиля.
Крепление «Дельфина» на багажнике автомобиля:
1,4 — ручки для переноски аквапеда передняя и задняя, 2 — шнур синтетический, 3 -крючок, 5 — опора (дюралюминиевая труба), 6, 7 — болты-фиксаторы опоры.
Ведомый шкив (диаметром 100 мм) — пластмассовый. Установлен на входном валу редуктора. В качестве последнего использован механизм электрической шлифовальной машинки, у которого покинуты лишь корпус, шестерни и вал якоря.
Выходной вал редуктора соединен отрезком резинового шланга с тонкостенной дюралюминиевой трубой диаметром 20 мм — валом гребного винта.
Управление аквапедом — ручное. Шофер, поворачивая рулевую колонку около вертикальной оси, сообщает упрочнение рулевому перу через качалки и тягу. ее ручки и Колонка сделаны из дюралюминиевой трубы диаметром 30 мм, тяга — из лыжной палки, качалка, оба кронштейна рулевого пера и само перо — из алюминиевой пластины толщиной 4 мм.
Все древесные и железные поверхности аквапеда шепетильно окрашены для защиты от действия воды.
С поплавками дело обстояло не так легко. Первый набор был изготовлен из 10-мм фанеры, стеклоткани и пенопласта.
Основной силовой элемент поплавка — фанерный лонжерон. Сверху к нему шурупами привинчены три уголка из толстой оцинкованной жести — кронштейны крепления к палу-бе, снизу —три фанерных диска, промежутки между которыми заполнены пенопластом. Все изделие покрыто эпоксидной смолой, оклеено стеклотканью и окрашено.
Вес его — около 5 кгс.
Но главное преимущество поплавков — небольшой вес — не имело возможности перекрыть их значительный недочёт — хрупкость. Кроме того конструктивные изюминки палубы, принимающей на себя львиную долю нагрузок, не выручили. Было нужно стеклотканевые корпуса поплавков заменить, сперва на дюралюминиевые, а позднее — на металлические, склепанные (с герметизацией заклепочного шва) из узкой (0,4 мм) листовой стали.
Прямоугольные корпуса наполнены пенопластом и закрыты металлическими крышками, каковые изнутри имеют фанерные лонжероны, а сверху — уголковые кронштейны крепления к палубе.
Новые поплавки заметно прибавили в весе. Но прочность их стала несравнимо выше. Мы кроме того не опасались уронить аквапед на траву либо песок при переноске к воде.
Как же «Дельфин», имеющий вес и внушительные габариты, из муниципального гаража попадал на берег озера?
Перевозили его на крыше автомобиля. Для этого потребовалось изготовить из медных трубок и деревянных реек диаметром 18 мм особую подставку на багажник, купить четыре прочных синтетических шнура с крюками и две дюралюминиевые трубы для крепления аквапеда к переднему и заднему бамперам.
Само собой разумеется, в одиночку загрузить такую махину весом более 70 кгс на автомобиль нереально. Требуются упрочнения трех-четырех взрослых мужчин.
Исходя из этого брать его на водоем целесообразно в том случае, в то время, когда планирует громадная компания. Но наслаждение от катания на аквапеде незабываемое!
С.РУДЕНКО,
г.
С л у ц к,
Минская обл.
Рандомные статьи:
Dolphin JUMPS ON BOAT | The Dodo
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Грезы у каждого собственные. Кто о чем, а Сергей Дмитриевич Руденко, сотрудник муниципальный станции юных техников, что в г. Слуцке Минской области,…
-
За рулем, не выходя из комнаты
В тот вечер Сережа рано лег дремать, не капризничал и не просил почитать книжку. Он сходу закрыл глаза и старательно засопел. Но в то время, когда в доме…
-
Автомобиль-амфибия конструкции Н. М. Пуртова. Разве не заманчиво, встав рано поутру, выкатить лодку из гаража, уложить снасти, сесть, нажать…
-
Вот и наступило лето. Где вы планируете его проводить? В случае если рядом от воды, предлагаем выстроить уникальное плавающее средство — аквапед, другими…