Обитатели столицы Армении обожают машины и знают в них толк. В этом убедили нас поездки по ереванским улицам с инженером-конструктором ЕрАЗа Станиславом Хопшаносовым на его самодельном вездеходе. Где бы мы ни останавливались, около в тот же час планировали интересные прохожие. Следовали неизбежные в таких случаях вопросы: что? как? от чего?
Станислав терпеливо отвечал. За три года, со дня первого выезда на новой машине, он привык к подобным «пресс-конференциям».
Особенно довольно часто приходилось разговаривать с любителями в первой половине 80-ых годов XX века на протяжении классического пробега самодельных машин. Вездеход, взявший в итоге первую премию, неизменно появился в центре внимания на стоянках на всем протяжении пробега.
Астронавт Владимир Джанибеков, проехавший с колонной солидную часть пути и посидевший за рулем практически всех самоделок, сообщил о ней: «Комфорт, широта обзора, красота!»
Но еще громадную популярность С. Хопшаносову принесла телевизионная передача «Это вы мотете», посвященная самодельному транспорту. По просьбе читателей и телезрителей издания «Моделист-конструктор» мы говорим о конструкции его вездехода.
Задумывая автомобиль для путешествий, Станислав решил заложить в него конструктивную простоту, надежность в работе, доступность и неприхотливость в обслуживании. При выборе компоновки остановился на схеме «внедорожника», но его вариант от хорошего отличался тем, что имеет лишь один ведущий мост — задний, для простоты.
Снаружи «джип» выглядит меньше, чем, скажем, ЛуАЗ, не смотря на то, что по размерам багажника и салона ему не уступает.
Это достигнуто, во-первых, плотной «упаковкой» двигательного отсека и, во-вторых, наружным размещением части багажа (на крыше), запасного колеса (слева по борту) и канистры (позади). Полный вес — 900 кгс.
Рис. 1. Неспециализированный вид вездехода.
Рис. 2. Рама кузова:
1 — передние балки (50X25 мм), 2 — элементы передней стены моторного отсека (50X25 мм), 3 — ложемент крепления двигателя, 4 — кронштейн амортизатора, 5 — передний лонжерон (50×50 мм), 6 — балка капота (40X40 мм), 7 — элементы задней стены моторного отсека (50X25 мм), 8 — порог (50 X Х25 мм), 9 — задний лонжерон (40X40 мм), 10 — борт (25 X 20 мм), 11 — задняя поперечина (40X40 мм), 12 — подоконная перекладина (25X20 мм), 13 — прицепной кронштейн, 14 — серьга задней рессоры, 15 — арка заднего колеса (уголок 25X25 мм), 16 — промежуточная поперечина (40X40 мм) с пальцами крепления амортизатора к кузову, 17 — кронштейн задней; рессоры, 18, 21 — дверные стойки (40X40 мм), 19 — передняя поперечина (40X40 мм), 20 — подкосы (50X25 мм) ( 22 — серьга передней рессоры, 23 — кронштейн передней рессоры.
Упрощения, но, не сказались на ходовых качествах автомобили. Выстроенная в первой половине 80-ых годов XX века, она прошла около 150000 км. Ежегодно на ней совершались поездки из Еревана в Москву и обратно. Последний раз с самодельным прицепом-дачей весом 500 кгс. Участие в автопробеге намного удлинило это путешествие. Но конструкция с честью выдержала опробование дорогами Кольского полуострова и Карелии. Джип с уверенностью шел и по автостраде (со скоростью до 120 км/ч), и по разбитой колее.
Бывало, С. Хопшаносов помогал застрявшим сотрудникам-автолюбителям, подталкивая их автомобили передним бампером собственного вездехода.
В родной Армении он поднимался на нем на высоту до 3000 м над уровнем моря, преодолевая распутье, каменистые осыпи, уклоны до 30°.
Невзгоды пути легко переносятся в эргономичном и комфортном салоне автомобиля. В жаркую погоду возможно переместить любое из четырех боковых стекол для притока свежего воздуха. Либо, в случае если этого не хватает, — открыть люк в крыше.
Большое количество в машине и других несложных и уникальных конструкторских ответов. Вот, к примеру, как устроен кузов. Он складывается из наружной обшивки и пространственной рамы.
Рама, рассчитанная на большие крутящие и изгибающие нагрузки, сварена из металлических труб квадратного и прямоугольного сечения. Менее нагруженные капот, двери и заднее окно сделаны из швеллеров, тавров и уголков, соединенных заклепками.
Рис. 3. Доработка заднего моста:
1 — нижняя опорная чашка пружины подвески удаляется. Вместо нее приваривается рессорная подушка, 2 — кронштейн крепления верхней реактивной штанги (удаляется), 3 — левая рессорная подушка (приваривается).
Рис. 4. Переходник
Пол в салона и обшивка капота выполнены из рифленых дюралюминиевых страниц толщиной 2 мм.
Обшивка кузова — из ровных страниц толщиной 1,5 мм. К раме они прикреплены винтами М5 с потайными головками. Стыки страниц скрыты резиновыми и железными накладками.
Кабина изнутри выстлана узким мягким пластиком и слоем поролона. Триплексное остекление, и двери снабжены резиновыми уплотнителями от машин Волжского автомобильного завода. Пол покрыт резиновыми и синтетическими ковриками.
Все это снижает уровень шума в салоне и мешает проникновению пыли.
перчаточный ящик и Приборный щиток — самодельные. Передние кресла с откидывающимися вперед спинками — «жигулевские». Заднее пассажирское сиденье, рассчитанное на трех человек, самодельное и имеет фиксированную спинку.
За ним, внизу — топливный бак емкостью 45 л (от «уазика») с горловиной, выведенной наружу над задним бампером. Над баком расположен внутренний багажник. Доступ к нему через заднее окно.
Принцип «простота плюс надежность» распространился и на силовую установку: коробка и двигатель передач забраны вместе с обслуживающими их агрегатами от «Жигулей- ВАЗ-2101.
Лишь бумажный масляный фильтр заменен более недорогим в эксплуатации . инерционным от ЗАЗ-968.
Задний мост, с учетом возможности буксировки прицепа, забран от ВАЗ-2102 и мало доработан: удалены нижние кронштейны крепления пружин и опорные чашки подвески верхних реактивных штанг. Вместо них к балке моста приварены две П-образные подрессорные подушки.
Рессоры использованы от передней подвески автомобиля УАЗ-469.
Любой пакет складывается из пяти страниц, покрытых перед сборкой графитовой смазкой. К раме кузова они подвешены в районе задних лонжеронов.
Не считая рессор, имеются телескопические амортизаторы.
Резинометаллическими шарнирами резервуаров они, как и на «Жигулях», крепятся к кронштейнам заднего моста, а шарнирами кожуха — к пальцам на промежуточной поперечине рамы.
Крутящий момент от двигателя и заднему мосту передается карданным валом от «Волги» ГАЗ-21. Выбор как раз этого типа обусловлен тем, что он более несложен и надежен и не требует особенного ухода.
Действительно, посадочные отверстия не совпадают, исходя из этого для присоединения вала к фланцам коробки моста и передач выточены переходники.
Они являются металлические шайбы O100 и толщиной 33 мм, в которых просверлены восемь сквозных отверстий. В четырех, соответствующих отверстиям во фланцах, нарезана резьба М8, в остальных — М10.
Карданный вал укорочен — по окончании измерения расстояния между переходниками установлен в центры токарного станка и подрезан: в месте существующего соединения трубы с задней вилкой и в месте их будущего соединения. Лишнее удалено, а подробности прихвачены сваркой в четырех точках, и по окончании проверки вала на осевое биение сварены совсем.
Что касается переднего моста, то он всецело самодельный.
Проектируя его, Хопшаносов руководствовался своим любимым принципом «простота плюс надежность». Движение рассуждений был приблизительно таковой: передний мост весьма важный агрегат. Он снабжает управление перемещением, от его «самочувствия» зависит «здоровье» всего автомобиля.
Следовательно, чем меньше в нем будет подвижных соединений и деталей, тем лучше.
Три года эксплуатации продемонстрировали: решение было принято верное. Какие конкретно лишь выбоины и камни ни попадали йод передние колеса — все нипочем.
Вот как устроен мост.
Основной его элемент — толстостенная бесшовная металлическая труба O 60 и длиной 1100 мм. К ней приварены подрессорные подушки, опорные крепления площадки и пальцы амортизаторов шаровых подшипников передней подвески.
Рис. 5. Передний мост:
1 — поворотная цапфа, 2 — верхняя опорная площадка, 3 — болт и верхний шаровой подшипник, 4 — накладка, 6 — труба 60 X 25 мм, 6 — главная труба, 7 — подрессорная площадка, 8 — кронштейн цапфы амортизатора, 9 — болт и нижний шаровой подшипник, 10 — нижняя опорная площадка, 11 — цапфа амортизатора.
Рис.
6. Схема люка:
1 — люк, 2 — ручка, 3 — направляющая, 4 — крыша, 5, 6 — желоба.
Рис. 7. Рулевой привод:
1 — рулевой вал, 2 — карданные шарниры, 3 — промежуточный вал, 4 — рулевой механизм, 5 — нерегулируемая тяга, 6 — регулируемая тяга, 7 — сдвоенный рычаг правого колеса, 8 — поворотная цапфа, 9 — одинарный рычаг левого колеса.
При сборке переднего моста нужно учитывать развал колес, исходя из этого опорные площадки присоединялись к трубе в определенном порядке. Сперва приваривались нижние и к ним привинчивались (также нижние) шаровые подшипники поворотных цапф «жигулевских» колес.
Верхние же площадки сперва прикреплялись к соответствующим шаровым подшипникам поворотных цапф, а после этого уже приваривались к трубе. Причем угол развала составил 0°20′ — 0°30′, что соответствует 2-3 мм разности между размерами, забранными от краев ободьев колес до вертикали (труба наряду с этим горизонтальна), устанавливался посредством отвеса.
К раме кузова передний мост присоединен равно как и задний, — рессорами (по четыре страницы в пакете) посредством хомутов и болтов и телескопическими амортизаторами, штоки которых упираются в особые кронштейны на передних лонжеронах.
Схождение колес регулируется рулевой тягой (от «Волги» ГАЗ’21).
Устройство управления вездеходом также весьма простое и надежное.
Поворачивая «баранку», шофер через два вала и два шарнира (от ЗИЛ-130), расположенных под капотом, воздействует на рулевой механизм, закрепленный на передних балках перед решеткой радиатора. Потом упрочнение нерегулируемой тягой передается сдвоенному (сваренному из двух) рычагу правой поворотной цапфы, а от нее регулируемой тягой — рычагу левой поворотной цапфы.
Кратко об остальном оборудовании вездехода.
Тормозная совокупность, отопитель салона, фары и электропроводка заимствованы у «Жигулей» ВАЗ-21011, задние фонари — у прицепа «Скиф», а контрольные приборы и стеклоочистители использованы от автомобиля УАЗ-469.
А. ТИМЧЕНКО
Рандомные статьи:
TOP 5 самых честных и надежных внедорожников!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В то время, когда эти красивые машины появляются на дороге, они неизменно приводят к интересу окружающих. Да и как не обратить внимание на два (уже…
-
Мысль постройки этого автомобиля показалась вследствие того что я и мои домочадцы весьма любим путешествия и активный отдых по родным местам. И не только…
-
«Игрушечная» индустрия начинается совершенно верно равно как и «взрослая», и старается применять для все новых и новых конструкций многие успехи…
-
В среде русских самодеятельных конструкторов много тех, кто с наслаждением сооружает уникальные машины не только для себя, но и для собственных детей….