В отечественном издании в первой половине 70-ых годов XX века (№ 2— обложка, № 3, 4 и 6 — рекомендации и описание) мы говорили о катере „ТФА“ на воздушной подушке, созданном шведским конструктором-любителем Турнбьерном Густавсоном. Публикации привели к интересу у большинства читателей.
По их просьбе информируем о предстоящих работах по модификации этого катера.
Статья подготовлена по данным шведского издания „Техник фор алла“ („Техника для всех“).
Катер «ТФА» на данный момент претерпел большие конструктивные трансформации. Первоначально на нем в качестве маршевой силовой установки употреблялся двигатель мощностью в 25 л. с. Он помещался на особом пилоне сверху. Самодельный пропеллер был посажен конкретно на хвостовик коленчатого вала двигателя.
Такая моторная установка не имела особенных недостатков и обеспечила проведение нужных опробований катера в условиях разных грузоподъёмности и скоростей, разрешила выяснить устойчивость и манёвренность автомобили.
Но выявились и недочёты: пара завышенный центр тяжести, проблемы с установкой защитного устройства пропеллера. Привёл к со стороны технической инспекции и самодельный пропеллер.
На него в качестве гарантии полной безопасности настойчиво попросили заводское удостоверение: пропеллер для обеспечения нужной прочности на разрыв при высоких оборотах, должен быть вычислен и изготовлен высококвалифицированно.
Все это вынудило автора конструкции создать другую, более недорогую и надежную моторную установку. Вот кое-какие ее характеристики.
Вентиляторы. Вместо самодельного пропеллера для маршевой моторной установки было решено применять два вентилятора стандартной конструкции с клиноременным приводом. Наряду с этим конструктор счел вероятным существенно опустить двигатель и снизить центр тяжести всей автомобили.
Следуя правилам техники безопасности, установленным британцами (потому, что никаких вторых правил для аналогичных автомобилей на данный момент не существует), создатель отказался от применения вентиляторов, изготовленных из литого легкого сплава. Как продемонстрировал печальный опыт, у таких вентиляторов при высокой частоте оборотов были случаи обрыва лопастей либо их частичной поломки.
Рис. 1. Неспециализированный вид винтомоторной установки с кормы:
1 — двигатель «Ллойд» 24 л с., 2—2 — воздушные рули, 3—3 — аэродинамические кольца, 4—4 — рулевые тяги, 5 — рулевой шкив.
Рис. 2. Винтомоторная установка (вид спереди):
1 — аэродинамическое кольцо, 2 — вал вентилятора, 3 — двигатель «Ллойд», 4 — двойной шкив на валу двигателя, 5 — текстропный приводной ремень, 6 — шкив на валу вентилятора.
Исходя из этого выбран вентилятор датского производства модели «Мульти-Винг», имеющий половинчатую втулку из листа и силумина пластика. Такие вентиляторы выяснилось легче дотянуться, они дешевле и более надежны.
направляться подчернуть, что к.п.д. вентилятора немного ниже, чем у пропеллера. Но, в случае если вентилятор снабдить аэродинамическим кольцом, его эффективность существенно возрастает.
Новая маршевая установка (рис. 1) складывается из двухцилиндрового двигателя внутреннего сгорания, трудящегося по двухтактному циклу.
Двигатель «Ллойд» развивает мощность 24 л. с. при 4500 об/мин. Он размещен по центру автомобили, внизу, между двумя противопожарными переборками, грамотными стойками пилона. Вес двигателя вместе с пусковым устройством, новым другими деталями и креплением составил около тридцати килограмм, что намного меньше веса прошлого двигателя.
От клиноременного шкива, посаженного на шпонке на хвостовик коленчатого вала двигателя, передача к двум вентиляторам осуществляется ремнями (рис. 2).
Крыльчатки вентиляторов установлены на валы, покоящиеся на упорно-опорных и опорных подшипниках, закрепленных на поперечных балках.
Балки металлические, из труб квадратного сечения. Они принимают нагрузку от вентиляторов, передавая ее на корпус катера.
Сами вентиляторы марки «Мульти-Винг» имеют пять лопастей при диаметре около 600 мм, с углом установки 45°.
Они размещены в аэродинамических кольцах, изготовленных из стеклопластика с наружными фанерными накладками. Наличие этих колец обеспечило более соблюдение требования и эффективную работу вентиляторов техники безопасности по их ограждению. На входной части колец установлены снабжающие безопасность железные решетки. На выходной части размещены рули управления.
Любой вентилятор при 4500 об/мин поглощает мощность до 12 л. с.
Претерпела трансформации и моторная установка, создающая воздушную подушку под катером (рис. 3). Для нее использован двухтактный двигатель «Вильерс» с количеством цилиндра 175 см3, развивающий мощность 8 л. с., вместо ранее использовавшегося с мощностью в 10 л. с. На хвостовик коленчатого вала двигателя «Вильерс» крепится шестилопастной вентилятор «Мульти-Винг» диаметром 600 мм с углом установки в 35°.
Вместе с двигателем они размещены в шахте, являющейся аэродинамическое профилированное кольцо, выполненное из стекловолокнистого пластика. Кольцо для обеспечения безопасности сверху закрыто защитной сеткой из синтетической проволоки O 5 мм.
Рис.
3. Модернизированный вентилятор воздушной подушки:
1 — всасывающее кольцо, 2 — рабочее колесо, 3 — защитная решетка из синтетической проволоки O 5 мм, 4 — выхлопная труба двигателя
Рис. 4. Рулевое устройство новой конструкции:
1 — перо руля, 2 — верхняя полуось, 3 — аэродинамическое кольцо, 4 — вентилятор, 5 — крепление нижней полуоси, 6 — рулевая тяга
Управление.
Изменение направления перемещения катера осуществляется двумя воздушными рулями, расположенными на кольцах конкретно за крыльчатками вентиляторов. Рули в один момент снабжают достаточную защиту, ограничивая возможность подхода к вентиляторам позади. Рули согнуты из дюралюминиевых пластин толщиной 0,5 мм, закрепленных на осевой трубе O 15 мм.
их крепление и Соединение пластин — на заклепках. В нижней части на рулях, между страницами обшивки расположены узлы, к каким от центрального ролика-качалки подходят тяги управления (рис. 4). От пульта управления в кабине и до ролика качалки передача осталась без трансформации (она осуществлялась тросами).
За счет того, что модифицированная моторная установка оказалась пара легче предшествующей, для обеспечения нужного дифферента (другими словами центровки автомобили) аккумуляторная батарея была переставлена к самой корме. Поменяна и топливная совокупность, ранее складывавшаяся из двух отдельных баков — для каждого двигателя, поскольку последние трудились на различных сортах горючего.
На модификации установлен один бак, на фланце которого размещен электронасос, снабжающий питание по двум трубопроводам в один момент. По окончании переоборудования катер «аккумуляторная» стал ниже, не смотря на то, что корпус его не претерпел трансформаций.
ЛИТЕРАТУРА О СУДАХ НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ:
Бенуа Ю. Ю. н Корсанов В М., Суда на воздушной подушке.
Л., Судпромгиз, 1962.
Николаев Н. И., Летающий вездеход. М., Военнздат, 1963.
Адасннсний С. А, Транспортные автомобили на воздушной подушне. М., «Науна», 1964.
Ружицннй Е. И., Воздушные вездеходы. М., «Машиностроение», 1964.
Симанов Е. В., Воздушные вездеходы.
М., Изд-во ДОСААФ. 1967.
Павлов А. И. и Пузырев М. Н. Парящие над волной — одно- и двухместные СВП.
яхты «и Сборник Катера», № 3 (43), 1973.
Рандомные статьи:
Неистовый Дешун Ванг. Браво!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
(Продолжение. Начало смотрите в № 2—4, 1973 г.) И без того, настало время приниматься за шитье «нижней юбки» отечественного катера, монтировать двигатели…
-
Быстро летящий над распутьем вездеход — предлагает выстроить шведский конструктор-любитель Турнбьёрн Густавсон. Сравнительно не так давно отечественный…
-
(Окончание. Начало в № 4—5 за 1973 г.) ВЕНТИЛЯТОРЫ… Примененный на судне вентилятор имеет лопасти из пластика, каковые закрепляются в алюминиевой…
-
Продолжение. Начало смотрите в № 3 за 1973 год. МАТЕРИАЛЫ и ИНСТРУМЕНТЫ Вам потребуются самые простые инструменты: выпивала, молоток, рубанок, дрель….