«Неистовый»

Быстро летящий над распутьем вездеход — предлагает выстроить шведский конструктор-любитель Турнбьёрн Густавсон. Сравнительно не так давно отечественный особый обозреватель Ю. Столяров встретился в Стокгольме с редакторами шведского издания «Текник фёр алла» («Техника для всех»).

Данный издание очень популярен среди самодеятельных конструкторов Швеции, рабочий, важный, производят его люди увлеченные, энтузиасты технического творчества. «Техника для всех» в полной мере оправдывает собственный наименование: систематично знакомит читателя с техникой, как говорится, «на все случаи судьбы»: от несложной летающей модели до новейшего минивертолета, от самоката — до скоростного гоночного автомобиля и с множеством вторых автомобилей, аппаратов, устройств, окружающих человека каждый день.

Но особенную гордость издания, как сказали его редакторы Торе Рёснес, Альф Агдлер и Лассе Лиден, составляют катера на «воздушной подушке».

В серии номеров прошлого года «Техника для всех» детально знакомила собственных читателей с тем, как самому, дома с малыми затратами средств возможно сконструировать и выстроить эргономичный и быстроходный катер на «воздушной подушке». По предложению издания узнаваемый в Швеции конструктор-любитель Турнбьёрн Густавсон создал и испытал маленькую скоростную машину для того чтобы типа, а после этого поведал читателям, как сделать ее в простых домашних условиях.

Редакция издания «Техника для всех» и Турнбьёрн Густавсон любезно дали согласие поделиться с читателями «Моделиста-конструктора» своим опытом постройки автомобилей на «воздушной подушке».

— Судно на «воздушной подушке», без сомнений, принадлежит к числу наиболее технических новинок и интересных изобретений последнего времени, — говорит Т. Густавсон. — Мысль, лежащая в базе его конструкции, очень уникальна и необыкновенна, но вместе с тем так несложна, что остается только удивляться: как же это никто не смог додуматься до для того чтобы раньше!

Принцип работы судна на «воздушной подушке», и все этапы его эволюции: от первых «консервных банок», выстроенных британцем Кокереллем, до современных транспортных громадин, транспортирующих тонны груза, уже были обрисованы много раз в научно-популярных изданиях многих государств.

И само собой разумеется, у каждого любителя, быстро интересующегося подобными заманчивыми новинками, появляется естественное желание выстроить таковой катер собственными руками. Реально ли оно?

без сомнений!

А также более, нежели для всех других транспортных автомобилей. Конструкция катера, действующая на таком принципе, не требует важных технических ухищрений и одновременно с этим дает простор для творческой фантазии.

Первыми и самые ревностными приверженцами новой технической идеи в большинстве случаев становятсяэнтузиасты-любители. Вспомните хотя бы юность авиации!

Первые робкие шаги к фантастической цели — скромные воздушные прыжки на необычных сооружениях, стянутых проволокой из рояльных струн и обшитых простынным полотном. Как бы ни были скромны такие попытки, эти дерзко храбрые люди на собственных редко взлетавших автомобилях двигали прогресс цивилизации. А все последующие поколения авиаторов, конечно, обучались на их неточностях.

Большое количество Точек зрения

— Подобным методом развивались автомобиль, радио, а после этого — суда на «воздушной подушке», — говорит Т. Густавсон — Практически сразу после того, как Кокерелль выдвинул собственные новые технические идеи — внес предложение парящую машину, — многие британские юноши различного возраста, но одинаково любящие мастерить необычайные штуки собственными руками, принялись за работу. И через некое время многие из них показали ошеломленной публике итог — собственную модель аппарата на «воздушной подушке».

Конечно, что скоро показались и объединения в виде клубов для того, чтобы любой конструктор имел возможность наслаждаться своим детищем в компании восхищенных сотрудников, а после этого начались гонки, ралли, соревнования. Все эти встречи, проходившие в торжественной воздухе, собирали множество и участников, и зрителей, горячо обсуждавших и критически оценивавших каждую новую конструкцию.

Удачи, а в равной степени неудачи и ошибки, само собой разумеется, повысили квалификацию конструкторов-любителей в этом новом деле и пошли им на пользу.

«Неистовый»

Сейчас уже созданием судов на «воздушной подушке» разных родов, модификаций и типов охвачено очень много любителей. Потому, что школы кроме этого очертя голову отозвались на эту новинку, то увлекательное поле деятельности — строительство собственными руками автомобили будущего — открылось перед учениками на уроках труда.

Сейчас парк катеров и судов на «воздушной подушке» насчитывает тысячи разных модификаций и моделей. Столь бурный рост их численности разъясняется в первую очередь тем, что для для того чтобы судна не нужно ни дорогостоящих материалов, ни высокой квалификации и специальных знаний, а конструкцию неизменно возможно выбрать «по плечу»: от самой несложной посудины до совершенного скоростного катера.

— В Швеции до недавнего времени заметного интереса к для того чтобы рода судам не наблюдалось, — подмечает Густавсон. — Это частично разъясняется тем, что к ним практически никто без шуток не относился, а официальные власти никак не могли решить одну нетривиальную проблему: к какому виду

транспортных средств отнести подобное судно? «Птица» оно, так сообщить, либо же «рыба»?

Но сейчас же, в то время, когда эта неприятность наконец решена и судам на «воздушной подушке» открыта «зеленая улица» на шведских озерах, из-за чего бы, поразмыслили мы, отечественным конструкторам-любителям не последовать примеру собственных британских сотрудников и не взяться за дело? В природном отношении Швеция, пожалуй, более, чем Англия, удобна для катера на «воздушной подушке».

У нас большое количество рек и озёр, совершенных мест для тренировок и соревнований спортсменов на таких катерах, в особенности зимний период, в то время, когда лед делается красивой поверхностью для перемещения судов на «воздушной подушке».

Итак, были налицо и интерес любителей, и все объективные условия, помогающие новому начинанию. Осталось только показать инициативу.

Потому, что большие опыты, как мы знаем, дело очень дорогостоящее, то издание решил познакомить читателя в первую очередь с уже испытанной, проверенной и обкатанной машиной. С целью этого издание купил право на публикацию и постройку чертежей как раз для того чтобы катера, что возможно выстроен дома. Им был катер, созданный в свое время британцами, преследовавшими цель создать несложную и недорогую машину на «воздушной подушке».

Эта конструкция была после этого воссоздана в сотнях экземпляров, большей частью руками школьников, и взяла наилучшие отзывы.

Так, у предлагаемой читателю модели имеются действующие прототипы, и данный факт, без сомнений придаст ему уверенности при постройке катера В Швеции по большей части придерживались избранного примера и только незначительно поменяли его «оболочку» чтобы упростить процесс сборки.

Это совсем не сказалось на главных качествах судна: его скорости, управляемости, маневренности устойчивости и др

ПРИЯТНОЕ СОЧЕТАЕТСЯ С НУЖНЫМ

— Отметим сходу, — подчеркивает Т. Густавсон, — что мы отнюдь не требуем от читателя беспрекословного следования отечественным руководствам. При постройке катера любой может полностью показать собственный вкус и фантазию, придерживаясь только предлагаемых размеров, формы дна, мощности и веса двигателя.

Отклонения в разумных пределах от этих показателей кроме этого в полной мере приемлемы.

Ну а как же возможно применять это творение? Во-первых, такое судно должно доставить собственному творцу большое количество эйфории и, само собой разумеется, наслаждения.

Но не нужно наряду с этим забывать, что кататься на подобном катере возможно только в официально очерченных границах, по большей части на озерах и к тому же не через чур на большом растоянии от берега. Потому, что правила перемещения для этого вида «транспортных средств» еще не установлены, то не нужно кроме этого чересчур большое количество разъезжать на нем по суше. Ну и само собой разумеется, вы сможете принимать участие на своем судне во всевозможных ралли, соревноваться и обмениваться опытом.

Наконец, в случае если выстроенный вами катер обнаруживает хорошие технические данные и достаточно надежен, то он может отыскать и использование на практике, к примеру, как неповторимое транспортное средство по узкому, еще слабому льду, по топям и болотам. Мы кроме того не беремся перечислять на данный момент все вероятные варианты применения судна на «воздушной подушке», потому, что их легко тяжело предугадать.

— Вряд ли многие из тех, кто носится летом на протяжении побережья шхер со скоростью 50 узлов на собственных глиссерах, — говорит Т. Густавсон, — задаются вопросом о том, какова же практическая полезность их катера.

Спортсмен выжимает из мотора собственного судна все лошадиные силы легко для развлечения и удовольствия.

Катер на «воздушной подушке» ходит так же скоро и доставляет такое же, если не большее, наслаждение собственному обладателю, как и лучшие современные модели гоночных судов. Но наряду с этим он существенно дешевле и может употребляться фактически круглый год.

Перечень его преимуществ возможно продолжить, все зависит от условий; где и для чего он будет использоваться.

Итак, решено — строим катер на «воздушной подушке»! В будущем мы детально поведаем о том, как создать эту машину, приведем схемы и необходимые чертежи. Вы определите, как прошли опробования пробного примера, и заочно получите первые уроки управления уникальным судном.

ПО УЗКОМУ ЛЬДУ

Задуманная машина выстроена.

Она легко развивает скорость в 20 узлов и более.

Ходовые опробования катер прошел на озерах Далары, только что затянутых первым узким льдом Результаты, как утверждает Т. Густавсон, превзошли все ожидания. Оказалось, что «Неистовый» (так нарекли катер), владеет красивой манёвренностью и устойчивостью, а грузоподъёмность и высота парения — самые важные характеристики судна — кроме того превысили расчетные.

15-часовые опробования прошли, что именуется, гладко, если не принимать к сведенью незначительные перебои в работе мотора, происходившие благодаря образования льда в карбюраторе, потому, что в течение всех этих 15 часов термометр на улице упрямо показывал 16—20° ниже нуля. И водитель и катер «расстались в полном восхищении друг от друга».

На протяжении опробований обнаружились кое-какие несовершенства и недочёты конструкции.

Обнаружение всех не сильный мест конструкции и соответствующее улучшение ее, а после этого корректировка чертежей для массового читателя — все это входило в замыслы опыта. Как выяснилось срочно, руководить судном на «воздушной подушке» пара сложнее, чем простым катером, но шофер испытывает наряду с этим большое наслаждение.

— Оба члена экипажа от редакции издания и третий участник опробований — прекрасный механик и неутомимый энтузиаст Ленкарт Ларссон — владели большим опытом управления гоночными катерами, — говорит Т. Густавсон. — Данный опыт очень помог нам, но многому было нужно обучаться «на ходу».

Управление катером на «воздушной подушке» требует особенной внимательности, осторожности, скрупулезности, упорных и продолжительных тренировок. Но не жалейте времени, потому что ваши труды вознаградятся необычным ощущением скорости и свободы!

Программа опробований не завершилась зимними стартами: весной конструкторы собираются обкатать собственный детище на тающем льду и на воде.

Пара ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ…

Перед тем как взяться за молоток, рубанок и пилу, необходимо хорошенько уяснить себе еще кое-что. Предлагаемая конструкция скорее только тема, и читатель волен в собственных импровизациях. Варьировать возможно все, что угодно, но, как уже упоминалось, габариты, форму дна, вес судна и расчетную грузоподъемность направляться стремиться сохранять неизменными.

В случае если же вы зайдете через чур на большом растоянии в собственных фантазиях, то испытателей и рекомендации конструкторов не будут настоящи в отношении выстроенного вами судна, и вам нужно будет испытывать его на риск и свой страх. Следуя же отработанной методике, вы получите более надежное судно.

— Мы не утверждаем, — говорит Т. Густавсон, — что отечественная машина есть примером стремительности и элегантности.

Кое-какие элементы конструкции были сознательно упрощены и затрублены, мы поменяли разработку сборки катера: отказались от

клёпки и сварки. Эти трансформации преследовали одну цель — удешевить и упростить катер, сделать его несложным для независимого изготовления, но одновременно с этим достаточно эргономичным. Помимо этого, мы пара видоизменили расположение крепления и систему моторов водительского кресла — чтобы улучшить амортизацию, снизить толчки и вибрацию.

НАДЕЖЕН ЛИ КАТЕР НА «ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ»

По окончании всего вышесказанного правомерен вопрос: а надежен ли катер на «воздушной подушке»?

Скажем с уверенностью, да! Если он прекрасно сконструирован и верно эксплуатируется, то такая машина отнюдь не страшнее всех других окружающих нас автомобилей и аппаратов, замечательно действующий при верном обращении с ними, но начинающих «брыкаться», если они попадают в ненадежные и неумелые руки.

Это светло и без дополнительных разъяснений. Само собой разумеется, техника безопасности должна быть на первом месте, и в конструкции катера предусмотрено все чтобы не допустить неприятный инцидент.

Непременным условием есть тщательная и продуманная защита ходового винта. Те же требования предъявляются к защите и креплению вентилятора и других движущихся и вращающихся подробностей.

Все различные варианты и эти факторы их осуществления будут детально рассмотрены в будущем.

Но, прежде всего все пожелания и требования техники безопасности относятся к самому обладателю судна на «воздушной подушке». Мы постоянно имеем в виду в первую очередь человека, в то время, когда говорим об машинах, судах, самолетах, роликовых коньках либо мясорубках. «Что посеешь, то и пожнешь», — утверждает узнаваемая пословица.

Это правило неотступно следует за любым экспериментатором.

(Продолжение направляться)

Рандомные статьи:

Неистовый Дешун Ванг. Браво!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Неистовый» #3

    (Продолжение. Начало смотрите в № 2—4, 1973 г.) И без того, настало время приниматься за шитье «нижней юбки» отечественного катера, монтировать двигатели…

  • «Неистовый» #4

    (Окончание. Начало в № 4—5 за 1973 г.) ВЕНТИЛЯТОРЫ… Примененный на судне вентилятор имеет лопасти из пластика, каковые закрепляются в алюминиевой…

  • Еще о «неистовом»

    В отечественном издании в первой половине 70-ых годов XX века (№ 2— обложка, № 3, 4 и 6 — рекомендации и описание) мы говорили о катере „ТФА“ на…

  • «Неистовый» #2

    Продолжение. Начало смотрите в № 3 за 1973 год. МАТЕРИАЛЫ и ИНСТРУМЕНТЫ Вам потребуются самые простые инструменты: выпивала, молоток, рубанок, дрель….