Переделать в грузовик старенький мотоцикл типа ИЖ я планировал в далеком прошлом. Сначала хотелось сделать что-то наподобие мотороллера «Муравей» (о подобном грузовике, кстати, уже в один раз говорил «М-К»). Но конструкция получалась неоправданно тяжелой, громоздкой.
Да к тому же для нее требовался массивный дифференциал либо, в крайнем случае, обгонные муфты, а соорудить все это на даче, в условиях домашней мастерской было чистейшей утопией.
По окончании отработки вариантов и множества прорисовок на упрощенных масштабных моделях я заключил, что самой несложной и технологичной будет схема трехколесного мотогрузовичка с кузовом, располагающимся перед водителем.
Такая компоновка не требует какого-либо трансформации конструкции самого мотоцикла: она представляет собой компактный грузовой блок, пристыковываемый к раме ИЖа вместо передней вилки.
Базой грузового блока стали две штатные «ижевские» передние вилки в сборе с колесами; но вместо них в полной мере возможно забрать и соответствующие узлы от любых мотороллеров и других мотоциклов.
Сборку блока оптимальнееосуществлять способом стапельной подгонки.
Для этого на ровной площадке посредством древесных подкладок устанавливается мотоцикл (очевидно, без передней вилки). Сделатьэто нужно поточнее, закрепив раму строго в вертикальном положении (при виде спереди). Нужно кроме этого обеспечить обычное положение мотоцикла при виде его сбоку, для чего советую предварительно замерить расстояние от пола до нижней точки рамы и подобрать после этого подкладку той же толщины.
Потом посредством несложных древесных струбцин и козелков к полу прикрепляются две мотоциклетные вилки; наряду с этим нужно обеспечить им тот же угол наклона, что и у рулевой колонки базисного мотоцикла, и то же расстояние от пола до верхнего мостика каждой вилки, что и у стандартного ИЖа. Принципиально важно так же совершенно верно выдержать расстояние между передним и задним мостами мотогрузовичка и перпендикулярность оси переднего моста продольной оси мотоцикла.
Несложнее всего сделать это, замеряя и сравнивая расстояния между гайками крепления колес: правого переднего и заднего, и левого переднего и заднего. Очевидно, продольные оси передних колес должны быть параллельными оси мотоцикла.
К рулевой колонке мотоцикла прикрепляется узел, складывающийся из двух стандартных мостиков и двух металлических труб диаметром около 40 мм, засунутых в отверстия мостиков на место несущих труб и закрепленных в них сваркой.
В нижней собственной части трубы изогнуты, наряду с этим местасгиба усиливаются приваренными металлическими косынками. После этого к этим же трубам на сварке крепятся две поперечины, вырезанные из швеллера 3Х40Х60 мм, на которых в будущем будет закреплен кузов мотогрузовичка.
Следующий этап — подгонка соединительных элементов, связывающих центральный узел с передними вилками.
В первую очередь к вилкам подгоняются втулки, каковые должны быть конструктивной копией мотоциклетной рулевой колонки. Потом из труб с внешним диаметром около 40 мм и длиной 1350 мм выгибаются две дуги; они после этого посредством косынок из металлического страницы толщиной 2,5 мм прихватываются несколькими сварочными точками к рулевым и центральному узлу колонкам правой и левой вилок. По окончании тщательной проверки правильности установки колесных узлов производится окончательная сварка.
Дабы обеспечить твёрдую сообщение грузового блока с рамой мотоцикла, нужно установить четыре подкоса: нижняя пара их соединяет нижний узел трубы двигателя и крепления мотоцикла центрального узла, а верхняя пара подкосов — рулевые и крепления верхний узел двигателя колонки левого и правого колесных узлов. Для крепления подкосов помогают П-образные вилки, устанавливаемые справа и слева на резьбовые шпильки, каковые фиксируют двигатель на раме мотоцикла.
Такие же П-образные вилки привариваются к рулевым трубам и колонкам центрального узла. Сами же подкосы представляют собой отрезки металлических труб диаметром около 25 мм с приваренными к их торцам металлическими втулками. Протяженность подкосов определяется по месту.
В принципе лучше бы иметь подкосы, по конструкции подобные тендерам, дабы была возможность регулировки их длины для более правильной ориентации грузового блока относительно мотоцикла.
Рулевое управление у грузовичка, в сущности, такое же, как у мотоцикла, не смотря на то, что употребляется рулевая колонка от ветхого велосипеда.
Она устанавливается на центральном узле грузового блока вместе с рулевым валом (к нижней части его приварен одноплечий рычаг: на нем посредством резиновых втулок монтируются рулевые тяги).
Рис.
1. Мотогрузовичок на базе мотоцикла «ИЖ-Юпитер»:
1 — ложемент под кузов, 2 — вилки переднего «моста», 3 — фара, 4 — рулевая тяга, 5 — рулевая колонка, 6 — рама мотоцикла «ИЖ-Юпитер», 7— подкосы, 8 — передние колеса, 9 — рама, 10— кузов, 11 — рулевой рычаг, 12, 14 — боковины рамы, 13 — подкос, 15 — соединительные мостики, 16 — вилка.
Рис. 2. Рулевая колонка:
1 — втулка (латунь), 2 — рулевой рычаг, 3 — рулевая колонка (от велосипеда), 4 — руль, 5 — мостики (размеры R и T — по месту).
Рис. 3. Кузов мотогрузовичка:
1 — окантовка бортов, 2 — внешняя окантовка ребер кузова, 3 — внутренняя окантовка, 4 — борт, 5 — днище, 6 — задний борт, 7 — передний борт, 8 — болт М5 с гайкой.
Одноплечие рычаги устанавливаются и на верхних мостиках рулевых колонок (сделать их несложнее всего из шатунов педалей дорожного велосипеда, метод соединения с мостиками — сварка). Нужно, дабы рулевые тяги кроме этого были регулируемыми (подобными тандерам), но при тщательной подгонке в пара этапов (прихватка, контроль, сварка) в полной мере допустимы и твёрдые.
Кузов мотогрузовичка, имеющий габариты 0,35X0,8X0,9 м, собран из фанеры толщиной 12 мм с применением в качестве соединительных элементов дюралюминиевых уголков 2X40X40 мм и винтов М5 с гайками. Обратите внимание, что уголки устанавливаются как с внутренней, так и с внешней стороны кузова: соединение получается очень прочным и твёрдым. Такими же уголками окантованы и кромки бортов.
Советую сперва всецело собрать кузов, по окончании чего разобрать, два раза покрыть тёплой олифой фанерные его подробности, а после этого окрасить их в два-три слоя алкидной эмалью. По окончании подсыхания краски кузов планирует и монтируется на поперечины центрального узла грузового блока.
При необходимости кузов возможно сделать и самоопрокидывающимся, для чего переднюю поперечину нужно будет сместить ближе к центру тяжести груженого кузова и установить на ней шарнир.
На днище закрепляются два лонжерона из древесных брусков сечением 60X60 мм; передний борт наряду с этим подвешивается на петлях.
Совокупность управления мотогрузовичком фактически такая же, как и у базисного мотоцикла. Единственное отличие: соединение рычага переднего тормоза с рычагами кулачков тормозных барабанов осуществляется посредством уравнителя, не смотря на то, что в принципе в полной мере возможно обойтись и одним задним тормозом.
Световые устройства кроме этого всецело соответствуют базисному мотоциклу, не смотря на то, что употребляются две фары вместо одной; но их подключение не вызывает никаких трудностей.
Вот, фактически, и все. Мотогрузовичок оказался достаточно устойчивым, руководить им несложно; а дабы соорудить его, потребовался только сварочный аппарат да простой слесарный инструмент.
А.
ЩЕДРИНСКИЙ, инженер
Рандомные статьи:
За голосование — квартира, машина или айфон
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Все работы на приусадебном либо дачном участке — это сочетание строительных, транспортных и чисто сельскохозяйственных работ. И в случае если для…
-
Я являюсь постоянным подписчиком и давним читателем издания «Моделист-конструктор». в течении практически сорока лет не только знакомился с механизмами и…
-
В издании «Моделист-конструктор» уже неоднократно рассказывалось о мотолебедках — увлекательнейших почвообрабатывающих механизмах, завоевывающих сейчас…
-
От души сохраняем надежду, что это транспортное средство ни при каких обстоятельствах не потребуется вам. Но это вовсе не означает, что оно не требуется…