- Что в коробке
- Итак, собираем
- Фюзеляж
- Капот
- Крыло
- Обтяжка
Нужно же, оно летает…
В конце прошлого лета я все больше начал задумываться о маленьких самолетиках на электротяге. Обстоятельств тому было пара, но главными, пожалуй, были отсутствие поблизости хорошей взлётной полосы и невозможность выездов на поле на целый сутки по обстоятельству полного отсутствия времени. Предварительный поиск в сети ничего занимательного не предсказывал, но, однако, со своим Super Sportster’ом от Great Planes я расстался без сожаления. Он был всем оптимален, но у меня на него просто не было времени.
Пробыв в бесплодных отыскивании чего-нибудь более-менее занимательного и талантливого летать не только по кругу, я в последних числахНоября набрел на пилотажный самолётик от GWS. К тому времени у меня в арсенале уже были зарядник для аккумуляторная батарей, микро сервомашинки и приёмник, потому ответ о покупке в веб-магазине для того чтобы самолёта всего лишь за 45$ я принял срочно.
Нужно признать, что в то время в Москве возможно было приобрести другие продукты тайваньской компании GWS, но этот самолёт по необычной обстоятельству отсутствовал во всех магазинах. Итак, заказ сделан, оплачена двухдневная экспресс-доставка по США в размере 25$, а ещё через 3 дня я держал коробку в руках в Москве (благодарю привычным).
Так что же такое Formosa? Это небольшой (90 см в размахе, крыло целиковое, профиль симметричный, угол V отсутствует) паркфлаер, сделанный способом штамповки из простого шарикового пенопласта. Первый вечер был израсходован на изучение инструкции (скорее разглядывания картин, поскольку в полноцветном управлении по сборке они преобладают над текстом) и самих подробностей. Нужно заявить, что ещё перед тем, как я взял коробку с комплектом, я твердо решил обтянуть пенопласт модельной плёнкой типа Solarfim.
Всё было легко, я брал самолёт только для полетов зимний период, что подразумевало грязь и снег. Так вот в случае если с плёнки снег возможно, грязь протереть тряпочкой, то с упаковочного пенопласта это легко нереально удалить. Кроме того, пенопласт способен впитывать воду как губка, что ни к чему хорошему не приводит.
Как продемонстрировали предстоящие полеты, обтянутые плёнкой подробности сломать весьма и весьма тяжело.
Что в коробке
Инструкция на британском и китайском языке с картинами, которую способен осознать кроме того тот, кто не знает никого из этих языков. Две половинки фюзеляжа, крыло с элеронами, стабилизатор с рулями высоты и фонарь, капот, пара пакетиков со всякой мелочевкой типа тяг, колес, петель, фирменный клей для пенопласта и комплект наклеек. Комплектация комплекта такова, что из собственных материалов мне пригодились только эпоксидная смола, двусторонний скотч, да плёнка для обтяжки.
Принципиальный момент — комплект поставляется в наборе с мотоустановкой EPS 350C-C, двумя коком и пропеллерами. Другими словами, комплект, кроме аккумуляторы и аппаратуру, всецело самодостаточен.
Итак, собираемФюзеляж
Всё, что нужно сделать для его сборки, так это просверлить 2 отверстия в обеих половинках фюзеляжа для выхода направляющих тяг к рулям, вклеить в том направлении пластиковые трубки, да склеить посредством прилагаемого клея половинки совместно. Будьте внимательны! В фюзеляже имеется прорезь для вклеивания стабилизатора, и в случае если половинки склеить криво, то позже стабилизатор у вас будет не перпендикулярно фюзеляжу, а под углом. Что у меня и вышло. Было нужно забрать надфиль и исправить обстановку.
Потом инструкция гласит, что необходимо вклеить мотораму в виде рейки в фюзеляж, но я этого делать не стал, а вклеил её уже по окончании обтяжки. Только для удобства. На большинстве самолётов от GWS используется одна конструкция: паз в пенопластовом фюзеляже, куда вставляется долгая рейка на клею.
По причине того, что рейка очень долгая, нагрузка от мотора распределяется на громадную поверхность по пенопласту и не крошит его.
Капот
Легко вырезаем маникюрными ножницами отверстие под вал с пропеллером, да удаляем лишний облой по проштампованному контуру. Так как капот крепится к фюзеляжу на саморезах, то на места их вкручивания приклеиваем на фюзеляж пластиковые квадратики. Без них выйдет очень смешно. Надеваем капот, намечаем иголкой места креплений, да крепим капот саморезами.
Несложнее быть неимеетвозможности.
Крыло
Крыло лежит в коробке в виде одной подробности с проштампованными элеронами, каковые нужно бережно вырезать бритвой. Вырезаем. Сервомашинка одна — в центроплане крыла. Собираем в соответствии с картинам тяги, делаем отверстия в элеронах и вклеиваем в них остатки от боуденов, каковые мы применяли в фюзеляже.
В противном случае в полете проволока эти отверстия до неприличных размеров и покажется люфт рулей. Потом вклеиваем на эпоксидной смоле стеклопластиковый лонжерон в отведённое ему углубление, усиление под крепежный болт крыла и приступаем к самому увлекательному — обтяжке всего и вся плёнкой.
Обтяжка
Для самолётов из шарикового пенопласта обтяжка в отечественных зимних условиях легко нужна. В противном случае самолёт у вас будет летать прекрасно, но недолго. Возможно, само собой разумеется, было бы всё обтянуть скотчем по-тёплому, но я, либо к счастью, либо к сожалению — не приверженец этого способа. Если вы предполагаете летать лишь летом и не садиться на пузо в грязь — то лучше покрасить целый самолёт из аэрозольного баллона, сэкономите грамм 80-100 неспециализированного веса. Итак, обтягиваем.
В обтяжке пенопласта простой модельной плёнкой секретов всего лишь два: поставьте утюг на самую низкую температуру так, дабы плёнка уже прилипала к пенопласту, но пенопласт ещё не начинал плавиться, образуя змеиную кожу на плёнке. Второй секрет: израсходуйте на обтяжку втрое больше времени, чем для простых бальзовых конструкций, и всё будет прекрасно.
И вот утюгом на минимальной температуре, начиная с середины, весьма медлено и медлительно, не используя силы (в противном случае из прямой пластины элерона получите полумесяц) приклеиваем плёнку. Не получилось? Оторвите! В случае если плёнка у вас не самая нехорошая и утюг стоял на минимуме, то выполнить это возможно раза три.
Так вот не торопясь, по одной подробности за вечер были обтянуты крыло (4 куска плёнки), элероны (по 2 куска на любой), стабилизатор (2 куска), рули высоты (2 куска на любой) и руль направления (также 2 куска, как вы уже додумались). С фюзеляжем было сложнее, сперва был обтянут низ красной плёнкой (одним куском), срезаны её излишки, а после этого обтянуты бока с заходом на верх и киль (по 1 куску на бок — ничего очень сложного тут нет, основное терпение). Ну и на бис одним куском синей плёнки был обтянут фонарь, пожалуй, самый процесс из всех, поскольку форма фонаря далека от плоской.
Мало слов о сложных местах (законцовках, заходе с фюзеляжа на киль и т.д.). С законцовками все легко, медлено, избегая складок, затягиваем их с каждой стороны (сперва снизу) с заходом на противоположную сторону. После этого бережно бритвой срезаем излишки так, дабы у нас оказался ровный край плёнки не ровно по центру кромки, а с заходом около 5 мм наверх. После этого при обтяжке верхней части крыла кроме этого на 5 мм делаем заход на нижнюю часть по кромкам и бережно срезаем лишнее.
Позже возможно поставить утюг на теплее и расплавить швы.
Со сложными двояковыпуклыми поверхностями без надрезов плёнки обойтись будет нереально. Так, при обяжке половинок фюзеляжа место перехода на киль было нужно нарезать ромашкой и любой лепесток приклеивать раздельно. В общем, это стандартная методика и для тех, кто хоть раз уже это делал, неприятностей не составит.
Окончательная сборка
Вклеиваем в переднюю часть центроплана крыла планку с двумя штырьками, ответную часть на фюзеляж, гайку для крепления крыла в фюзеляж, да крепеж фонаря. Обратите внимание на выравнивание крыла при установке крепежа, в противном случае самолёт по прямой без посторонней помощи не сможет.
Что касается стоек шасси и колес, то, не смотря на то, что они и имеется в наборе, я их не стал использовать, поскольку зимний период возможно без особенных неприятностей садиться на брюхо в сугроб, всё равняется взлётной полосы нет, только поле около. После этого прорезаем пазы под петли в крыле, рулях и стабилизаторе и навешиваем их посредством прилагаемых пластиковых петель и клея. Вклеиваем стабилизатор и всё практически готово.
Установка аппаратуры
Тут я разрешил себе расслабиться, и дотянулся из стола комплект Mini EZ Connectors. Вместо предлагаемого крепления тяг к качалкам машинок посредством Z-образного изгиба я установил в качалки маленькие цилиндрики с отверстиями для тяг, каковые зажимаются сверху винтом. Так несложнее и эргономичнее регулировать длину тяги.
Приёмник я приклеил на двустороннем скотче снизу фюзеляжа, и стало дело за регулятором. Недолго думая, я отправился в ближайший магазин и приобрел самый недорогой — GWS ICS 300, так как он был мелкий, доходил по большому току и был рекомендован в инструкции. Регулятор был помещён рядом с приёмником на том же двустороннем скотче.
Несколько слов об аккумуляторном отсеке. По инструкции аккумуляторная батареи размера AAA вдвигаются в носовой отсек из-под кабины. Снимается фонарь, крепящийся на двух штырьках в задней части и магните в передней, аккумуляторная батареи вдвигаются в особый паз и держатся на липучке.
Так как фонарь снимается за 1 секунду, то замена аккумуляторная батарей есть процессом очень несложным. В нижней части фюзеляжа, под крылом, был обнаружен второй совершенно верно такой же отсек, но доступ к нему вероятен лишь методом снятия крыла, что не весьма комфортно. Полеты продемонстрировали, что неприятностей с верхним (выше оси двигателя) размещением аккумуляторная батарей нет, а вот крепление фонаря нужно переделывать. Последний раз у меня его сдувало ветром при каждом вылете.
Потому фонарь необходимо или заклеить квадратиком скотча в месте установки магнита, или заменить на более сильный, или поставить еще несколько магнитиков — тут уж любой может делать то, что ему эргономичнее.
Вариант крепления машинок всё на том же скотче прямо к пенопласту позвал у меня громадные сомнения в его надежности, но они были напрасны. Основное, дабы скотч хороший был (лучше приобрести не просто двусторонний узкий скотч, а тот, у которого имеется толстая, миллиметровой толщины база).
Готовимся к вылету
Так как мотор с пропеллером и редуктором уже был в наборе, рекомендованные аккумуляторная батареи размера ААА у меня уже также были, то я решился облетать самолёт в том варианте, что предлагает производитель. Основное, что должны осознавать все, в случае если такие самолеты и комплектуются мотором, то не нужно ожидать от него полётов на половине тяги вертикально к тучам. Да и что ещё возможно ожидать за 45$ притом, что мотоустановка раздельно стоит 20$.
К тому же мой самолёт из-за плёнки вышел на 80 грамм тяжелее, чем необходимо.
Итак, приёмник и серво установлены, регулятор подключён, аккумулятор вдвинут в аккумуляторный отсек до упора и, o чудо, самолёт балансируется ровно в той точке, что указана в инструкции. Я готовьсяк нехорошему. Включаем передатчик, выставляем затраты рулей — к вылету готов.
Что оказалось в следствии
Пилотажный парковый самолётик из упаковочного белого пенопласта.
Крыло неразборное, съёмное.
Установлено 3 рулевых машинки Hitec HS-55, регулятор GWS ICS-300 (большой ток 15А с радиатором, 8А без радиатора), приёмник Futaba 147F, мотоустановка EPS-350C-C-BB (двигатель типа Speed 300, редуктор 5,33:1 с валом на подшипниках), пропеллер 10х6, аккумуляторная батареи NiMH 8×650 мА/ч AAA.
Взлётный вес 480 грамм.
Первый вылет
Перед первым вылетом нового самолёта самое основное — проверить правильность хода рулей, да побороть дрожь в коленках. Из двух пропеллеров в наборе выбран тот, что с громадным диаметром (10×6 серии HD), всё ещё раз установлено… Полетели!
И так как нужно же — летит, кто бы имел возможность поразмыслить. Триммировать модель не было нужно, она полетела с первого раза прямо, что очень приятно. Но вот скорости ей очевидно не хватало, по окончании чего пропеллер был заменён на второй из набора (9×7 серии SlowFly).
Второй вылет прошёл ещё приятнее, оказалось, что полёт на пояснице фактически не требует никакой коррекции рулём высоты, что модель может крутить бочки и петли, кроме того с этими аккумуляторами и двигателем, но нужно признать — лишь на полном газу.
Народ, находившийся тогда на поле, был также много удивлён, поскольку никто не ожидал от самолётика таких лётных черт.
Я был доволен, более чем.
Чем больше имеется, тем больше хочется
В действительности, такие полёты мне достаточно скоро надоели, поскольку в случае если самолёт неимеетвозможности лететь вертикально, то он уже неимеетвозможности являться полноценной пилотажкой. Потому из тех же Штатов через вебмагазин были заказаны бесколлекторный регулятор и мотор к нему. Критерий был один — мотор обязан подниматься в существующий редуктор без переделок, а регулятор должен быть программируемым, с помощью литиевых аккумуляторная батарей (а что если пригодится?).
Потому был приобретён мотор HiMaxx 2025-5300 (59$) и регулятор Castle Creations Phoenix 25 (70$). Через месяц они были, наконец, у меня. Тут нужно сделать ремарку и заявить, что установкой легко более замечательного мотора неприятностей не решить, мотору нужно чем-то питаться, исходя из этого аккумуляторная батареи были заменены на NiMH KAN 2/3A 8х950 мА/ч. Они способны отдавать ток до 15А, тогда как прошлые — всего лишь 7-8А. К счастью, новые аккумуляторная батареи кроме этого без неприятностей уместились в аккумуляторном отсеке под фонарем, и самолёт потяжелел еще на 80 грамм.
Взлётный вес составил 580 грамм против 400 грамм, рекомендованых производителем.
В действительности, целью замены мотора на бесколлекторный было, само собой разумеется, повышение тяги, дабы самолёт имел возможность делать вертикальные маневры, и повышение скорости полёта, дабы полёт был чуть больше похож на полёты на самолётах с ДВС. Так вот взять те заветные 700 грамм тяги возможно двумя методами: или раскрутить маленький пропеллер, к примеру, 7х4 дюйма до оборотов 10-12 тысяч в 60 секунд, или установить пропеллер большего диаметра и разрешить ему работать на оборотах около 5-6 тысяч.
Я без раздумий выбрал второй вариант, поскольку пропеллеры GWS были созданы в расчете на работу как раз в диапазоне 4-6 тысяч оборотов в 60 секунд (на более высоких оборотах пропеллер утратит собственную эффективность из-за мягкости пластика, из которого он сделан), а более твёрдые пропеллеры APC Thin E, вне сомнения, дали бы такую же тягу, но пластиковая шестеренка в редукторе просто не выдержала бы громадные обороты. Потому пропеллеры типа APC Thin E либо Graupner применяют по большей части на громадных оборотах без редукторов, а GWS действенны как раз при низких оборотах в силу формы собственной лопасти. К тому же громадный диаметр пропеллера отлично тормозит модель при исполнении фигур со понижением, отчего фигуры выглядят плавней и прекраснее.
Поэкспериментировав с положением центра и разными размерами пропеллеров тяжести, в итоге, я остановился на пропеллере GWS 11×7 HD, что от остальных пропеллеров GWS отличался формой и был более твёрдым (посредством тахометра удалось измерить обороты пропеллера, каковые составили те самые 6 тысяч оборотов в 60 секунд либо около 700 грамм тяги в статике). Сейчас в конфигурации 8xKAN 950, Castle Creations Phoenix 25, HiMaxx 2025-5300 в редукторе 6,6:1 (что был приобретён раздельно, дабы позволить мотору раскрутить громадный пропеллер с умеренным аппетитом по току) и пропеллером GWS 11×7 HD самолёт летит из рук вертикально вверх, не опасается грязи и ветра, крутит все фигуры, на каковые способен его хозяин, доставляя ему массу наслаждения.
Не нужно ожидать от данной модели экстремального 3D пилотажа, но в руках обычного пилота комплекс юношеский отлетать возможно. Для полета на ноже необходимо чуть переместить центровку назад и расширить руль направления на 2-3 сантиметра. Для этого возможно из куска светло синий пенопласта новый руль.
Чего всё это стоило
- Комплект с мотоустановкой — 45$ + доставка по США 25$ + пересылка в Россию 10$
- Плёнка — 1 метр зелёной и меньше метра красной Solarfim.
- 3 рулевых машинки Hitec HS55
- Приёмник Futaba R-147F
- Регулятор хода GWS ICS 300 — 450 рублей.
- 3 сборки аккумуляторная батарей NiMH 8xAAA 650 мА/ч — от моделей типа Toro 300, от 22$ за сборку.
По окончании перехода на бесколлекторный мотор:
- Мотор HiMaxx 2025-5300 — 59$
- Новая шестерёнка на вал мотора, для установки в редуктор 6,6:1 — 2,50$
- 2 крепежных пластиковых кольца для установки мотора в редуктор — 5$
- Редуктор GWS EPS300C-D — забран у другого самолёта донора.
- Регулятор Castle Creations Phoenix 25 — 70$
- аккумуляторная батареи KAN 950 NiMH — снова же приобретены в Соединенных Штатах, поскольку в Москве отсутствовали.
Резюме
Видео со взлетом и посадкойformosa.avi 1,37 MB
В случае если до этого вы летали на самолётах с ДВС, то большая часть электросамолётиков у вас позовут только ухмылку, и вы ни при каких обстоятельствах не примете их действительно. Так как весьма тяжело осознать прелести самолётов, каковые сдувает ветром, у которых не достаточно тяги, каковые не смогут крутить пилотаж, или стоят, как три ДВС самолёта, в случае если могут всё вышеперечисленное. Нужно заявить, что Formosa, это второй электрический самолёт по окончании Toro 300, что не вызывает у меня стойкого эмоции отвращения.
Кроме того напротив — он мне нравится. Особенно сейчас, с бесколлекторным мотором. Единственное, что осталось упомянуть — это не тот самолёт, что возможно советовать в качестве первого.
Начать лучше однако или с планера, или с какого-нибудь тренера-высокоплана (кроме копии, само собой разумеется, с них лучше по большому счету не затевать).
Плюсы
- Хорошие лётные характеристики
- Съемное крыло — удобство при перевозках
- Съёмный фонарь на магните — несложная и стремительная замена аккумуляторная батарей.
- Съемный капот — легкий доступ к мотору.
- Хорошо летает кроме того на штатном моторе, в случае если собрать модель максимально легкой.
- Разрешает применять как мелкие ААА, так громадные 2/3А, так и литиевые аккумуляторная батареи.
- С бесколлекторным мотором разрешает делать все фигуры, на каковые способен пилот.
- Симпатично выглядит.
Минусы
Минусов мало, но они однако имеется. В силу собственного технологического происхождения, на всех подробностях присутствуют круглые отметины, по одной — две на подробность. Это отметки от пресса, каковые нужно или сошкуривать, или шпаклевать.
И не смотря на то, что они ни на что не воздействуют, внешний вид страдает очень очень сильно, в случае если самолёт не обтягивать плёнкой, которая их закрывает.
Второй минус — это пластмассовые колеса из набора — они просто ниже всякой критики по внешнему виду.
Ну и крепление фонаря — бегать по полю с сугробами по колено в отыскивании куска белого пенопласта не очень приятно. Потому необходимо хотя бы залепить его квадратиком скотча.
Жаль только одно, что всё это было нужно привозить из америки, поскольку при цене в том месте в 45$, тут комплект обошёлся мне в 80$. Но оно того стоит — попытайтесь.
ps. В момент написания данного обзора к выходу в продажу подготовился новый самолет — Formosa II. Если вы отыщете аккумуляторы и подходящий мотор, то лучше выбрать Formosa II — он обязан летать ещё лучше.
Рандомные статьи:
GWS Formosa — EPO
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Предисловие Состав комплекта Что не входит в набор, но потребуется для полетов Сборка Первый полет Резюме Предисловие Возможно многие, отточив…
-
Вступление Предварительный осмотр Сборка крыла Хвостовое оперение Шасси Установка тяг и рулевых машинок Установка аппаратуры Установка двигателя…
-
Вступление Что в коробке Как мы будем его эксплуатировать Выбор мотоустановки Дополнительно потребовалось Собираем Засады при сборке Полеты Выводы…
-
Вступление Характеристики Комплектация Сборка доработка и Настройка ремонт и Эксплуатация Заключение Вступление Те, кто занимается моделизмом серьёзно,…