Мало истории
…Reisen был для меня все равно, что клинок для самурая. Я чувствовал его как собственное тело, — так писал один из японских пилотов о самом известном японском самолете второй мировой.
Начиная с Перл-Харбора до последних боев по отражению налетов на Японию американских В-29, истребитель Mitsubishi А6М Reisen (сокращенно от Reisiki sentoki — истребитель тип 0) принимал участие фактически во всех воздушных сражениях, проводимых императорским флотом. Его высокая дальность и отличная манёвренность полета стали практически легендой, и до этого дня Zero остается знаком японской авиации. Его мировая слава была завоевана в первых битвах на Тихом океане, в то время, когда в течение шести месяцев он не знал важного отпора.
Ну как тут не удержаться от соблазна выстроить летающую копию этого самолета? Надвигается зима, планер разбит в труху, а летать хочется посильнее прошлого. Выход из положения был понятен заблаговременно — недорогой 400-грамовый электролет с 300-400-м мотором, по возможности низкоплан, в виде ARTF комплекта. По ценовой категории меня весьма устраивали комплекты GWS, осталось выбрать прототип — нужна была, так сообщить, идеологическая подоснова…
С прототипом все скоро определилось — взглянув фильм Спилберга Империя Солнца еще задолго до увлечения самолетами, я осознал — это ZERO!
Самолет
Пара дней ушло на просмотр интернет-обзоров, выяснение летных черт, и наконец у меня на столе лежит долгая коробка от Grand Wing Servo (GWS) с комплектом пенопластовых заготовок, крепежом, тягами сервоприводов, клеем, пакетиками со комплектом и всякими мелочами декалей для окончательной отделки. Рядом были разложены блистеры с сервомашинками наро-калибра, 7-канальный приемник джети и регулятор оборотов непомнюкакойфирмы на 30А (!!!, последние 2 позиции были сняты с аварийного планера SEAGULL, но владея маленьким весом, были в полной мере уместны в этот самый момент.)
Для резака были приобретены новые лезвия, в хозяйстве показалась баночка серебряной акриловой краски, тюбик жидкого цианокрилата, и мало по мелочам — отвертки, паяльник, пинцет и другая модельная мелочь. Передатчик RD-8000 у меня в то время уже был… Уровень качества заготовок было сносным — текстура пенопласта нарочито выпирала, были видны какие-то технологические ссадины, но в целом, все смотрелось в полной мере пристойно.
Некую озабоченность приводили к прочностным свойствам пенопласта (нехороша модель, которая не падает), но со временем они рассеялись. Сборка самолета не воображает громадной трудности — инструкция достаточно детально обрисовывает все этапы сборки. Кое-какие ответы показались мне мало необычными, но я решил для начала не экспериментировать, и делал все, как было предложено конструкторами из GWS… На сборку ушло 3 вечера (часа по три).
Привод на руль направления я решил пока не делать — сделал все как положено, повесил руль на петлях, залинковал на него заднюю стойку шасси, но вместо подключения тяги руль булавкой к фюзеляжу, до завершения летных опробований.
Установку шасси под крылья также решил отложить до полного окончательных настроек и завершения облёта — самолет легкий, возможно в полной мере сажать на брюхо в траву либо снег.
Для прочности, крылья были оклеены прозрачным скотчем по-тёплому (см. статьи Евгения Рыбкина). Наконец, самолет готовься . Дело — за батареей аккумуляторная батарей. Приобрел 7 банок металлгидрида формата ААА 700мА (из промышленной линейки, конечно, бытовые из несложного магазина необходимый ток не потянут). Спаял батарею, припаял разъем. Зарядка продемонстрировала, что она заряжается всего на 50% от номинальной емкости.
Отбраковка продемонстрировала один перегретый при пайке элемент. Удалив его, покинул 6 элементов (инструкция, по идее, допускает вариант из 6 банок). На этом до тех пор пока все и покинул…
Боевое крещение
Погода настойчиво не желала давать мне разрешение на взлет — шел небольшой снежок, температура была около 5-8 ниже ноля, ветер был с сильными порывами. Самолет послушно почивал в багажнике автомобили. Пасмурным днем, выезжая как-то от района Сокола, решил посмотреть на Ходынку. Передатчик был в сумке, самолет в багажнике, терпение доходило к концу…
Я решился. Первый же полет закончился сломанным винтом — продержавшуюся в воздухе секунд 40 модель порыв ветра поставил на крыло, и самолет хлопнулся носом в почву. Уехал не солоно хлебавши — осознать что-либо просто не успел….. По дороге заехал в хобби-магазин.
Винтов нужного размера (10х8) не выяснилось, приобрел 11х7, слоуфлаерный. Посмотрим, пологаю, что их этого выйдет… Ничего хорошего из этого не вышло — следующих запуск был более успешным, но самолет себя вел как настоящий слоуфлаер — неспешно барражировал у меня над головой. Прямо не истребитель, а какой-то сельскохозяйственный кукурузник…
Элероны на таковой скорости фактически не трудятся — повороты кое-как делать возможно, но бочки выходят страшно размазанные по высоте — весьма медлено все происходит, не обращая внимания на приличные затраты в машинках… Петли делает лишь разогнавшись в пикировании… Финал — сломанный при посадке винт — не обожает китайский пластик отечественные морозы, то ли еще будет зимний период…. Еду снова в Техноспорт, беру еще винт. Обрезаю его до 10, ставлю на самолет.
Заодно допаиваю 7-ю банку в батарею. Следующий запуск происходил за городом. Летит уже мало стремительнее. Затащил его повыше, оттримировал, начал смотреть на поведение. Все, наподобие, нормально.
Но чувство полета кукурузника пока не покидает. Батареи держат продолжительно — мин. 10 в воздухе на полном газу, и посадка происходит на еще в полной мере живых аккумуляторная батареях…
Садился парашютируя, как вертолет, практически вертикально. Мягко плюхнулся в промерзшую пашню с высоты сантиметров 30. Отличненько, будем дальше экспериментировать…
Следующий вылет был легко глупым. Играясь с симулятором на своем передатчике, забыл перевести обратно реверс элеронов. Так и взлетел. Маленький крен влево, я, конечно, пробую его сглаживать.
С включенным реверсом (идиот!). Итог в картинах:
Резюме — предполетную диагностику никто не отменял — в поле контролировать нужно все, что возможно проверить. Среди них и самого себя…
Но все не так страшно. Пенопласт был весьма ремонтнопригодным. самолёт и — Полчаса работы как новый. Эпоксидка должна быть дома неизменно.
Сейчас, имея неприятный опыт, оклеил лавсаном и часть фюзеляжа — веса это не прибавило, а прочность возросла раза в два, в противном случае и в три…
Заодно, по советы опытных людей из конференции RC-Design приобрел винт 9х6 и восьмую банку для аккумулятора…
Пробный вылет на новом винте (правда, пока на 7 банках) продемонстрировал безотносительную правильность замены. Полет самолета уже напоминает полет истребителя. С бочками действительно, не весьма (затраты маловаты, но на морозе неохота ковыряться в самолете — дома увеличу), но скорость развивает в полной мере приличную, а также кое-как уже борется с ветром.
Петли уже делает с газа. На винте, само собой разумеется, вертикально не висит, но этого я и не требую (не смотря на то, что, будет находиться восьмая банка — посмотрим).
Время полета 12 мин., батарея еще держит (во как винт воздействует!), но решаю сажать. Садимся медлено, без задоринки и сучка. Винт цел.
Тремя днями позднее …
Негромкая, но промозглая погода, ходынское поле… 8-я банка в уже самолете… проверки и Последние настройки закончены. Даю полный газ. Звук на пол-тона выше, очевидно обороты уже другие.
Самолет рвется из рук, и я его произвожу.
Весьма резво происходит комплект высоты, причем триммер не оказывает помощь, приходится всегда давить ручку на понижение. Легко идут петли, с газа, без предварительного разгона. Ветер уже не так воздействует — с боков мало сдувает, но чувство уже совсем второе.
Бочки все-таки не идут. Вернее, они идут лучше, чем при 7 банках, но хочется все-таки поактивнее. Наряду с этим развороты происходят фактически на месте.
Необычно. Налетал мин. 10, батареи живы. Сажаю в высокую траву. В принципе — доволен. Пора ехать на работу.
Вечер. Приобрел некие чешские желтые металлгидридные банки high discharge. Спаял батарею, зарядил. Заодно установил машинку на руль направления. На следующий сутки приехал на площадку Дворца Пионеров, пробовать. Включаю мотор.
Тяга приличная, самолет прямо вырывает из рук. Бросаем! Все весьма похоже, лишь высота набирается еще стремительнее.
Скорость приличная. Сходу делаю 2 бочки. Не как в кино, само собой разумеется, но уже что-то.
Затраты элеронов около 15 градусов.
Перевернулся, пробую лететь вверх ногами, получается. Основное, не заиграться! Ветер уже не воздействует.
Летаю мин. 8, ощущаю, вверх уже так не идет. Ага, подсели чуток, время полета меньше… В общем, пролетав мин. 12, сажаю…
Но все равно я весьма доволен. Думаю, дома нужно сделать пару-тройку циклов разряд-заряд, и выставить элероны на 20-25 градусов.
На следующий сутки еду в гости к родителям, беру самолет с собой — в том месте, не забываю, имеется школьный двор, возможно полетать…
Школьный двор на первый взгляд показался весьма эргономичным местом — около ветер, а тут, наподобие, тишина. Пятиэтажки по кругу, поле как в коробке. Нужно же, как повезло! Взлетаю. Чувство, что барахлит передатчик. Самолет создаёт нервные метания, то закрутится как-то необычно, то быстро проваливается вниз. Слава Всевышнему, что имеется запас высоты… Понижаюсь ниже — летит ровно. Значит, дело не в электронике . Поднимаюсь выше — снова танцы… С большим трудом сажусь.
Оглядываюсь около. Вот он что — коробка из домов. Потоки воздуха тут непредсказуемы, а учитывая ветреную погоду по большому счету, возможно представить, что творится в данной коробки. Оставляю эту выдумку…
Сутки последний (момент написания данной статьи).
Восемь желтых банок, натренированных зарядником. Отклонение элеронов — 30 градусов. Руль высоты — также 30. Дабы не разбиться сходу — экспонента 40% на элеронах.
Летим!
Вот тут случилось чудо. Я не знаю, что произошло. То ли банки нормально накачались, то ли самолет облетался… Необычно высокое пение мотора, комплект высоты происходит свечой, фактически, вертикально. Высота — метров 20, даю элероны влево до упора.
О чудо! Крутится, как пропеллер. Петли — легко через голову, с радиусом — метра полтора. Я не верю своим глазам. Наконец-то!
Экспонента выясняется нужной — возможно медлено рулить на маленькой высоте, а вдруг необходимо, мгновенно опрокинуть самолет вверх ногами, либо легко сделать пару-тройку оборотов в бочке. Пробую собственную последнюю заморочку — включаю микшер с элеронов на руль высоты (40%), и на руль направления (40%). Забавное получается поведение, но по большому счету, весьма интересно — самолет разворачивается на месте с заносом.
Отключаю микшер — через чур экзотичное поведение.
Вот, пожалуй, и вся история. Точки над i расставлены, сейчас возможно!
Еще одно замечание. Самолет позиционируется как для продвинутых пилотов, имеющих опыт пилотирования низкоплана. Честно говоря, это мой первый самолет по большому счету. До этого я летал лишь на планере, около месяца. Конечно, большое количество летал в симуляторе (RealFlight G2). Громадных сложностей в пилотировании я не встретил.
Вероятно — это налет в симуляторе. Вероятно — практика планера (включая всякие экстремальные обстановки). Выводы делайте сами — не желаю никого провоцировать, но мне все весьма понравилось.
Краткая сводка по комплектации МОЕГО самолета (не самая оптимальная):
Комплект GWS Zero | 1 шт. |
Серво машинки NARO | 3 шт. (подойдут мини, микро, пико и пр. небольшие) |
Приемник JETI RX7 | 1 шт. (возможно мельче и несложнее) |
Регулятор оборотов 30А | 1 шт. (прекрасно и 10-15 А — дешевле, а трудится не хуже) |
Батарея 8 банок | 1 шт (возможно и 7, но лишь с громадным током разряда) |
Винт 9х6 АРС | 1 шт (нужно иметь запасной) |
Для сборки пользовался кроме этого: 5-минутной эпоксидкой, скотчем для фюзеляжа и оклейки крыльев, понадобились всякие электрические мелочи (разъемы, провода), шкурка…. В общем, ничего, для того чтобы, чего позвало бы вопросы где все это забрать.
И, напоследок, сухая статистика некоторых, более-менее значимых в плане настроек, полетов (в общем, на момент написания было сделано десятка полтора посадок и взлётов):
- Сборка, первый вылет. Батарея 6 банок NiMh 700, винт штатный, 10х8. Летит медлительно, неустойчиво. Итог — падение и сваливание. Повреждения — сломанный винт.
- Винт 11х7 (слоуфлаерный) , 6 банок NiMh 700 . Летит устойчиво и ровно. Скорость низкая. На ручки реагирует нормально, но бочки не сделать. Петли — с разгона в пикировании. Опасается ветра. В штиль разрешает осваивать навыки управления. На посадке сломал винт (имеется идея — недорогие пластмассовые винты не обожают холода, сажал я с отключённым мотором).
- Винт 11х7, обрезанный до 10, 7 банок NiMh 700. Летит чуть стремительнее, лучше справляется с ветром. Возможно собрать хоть какую-то высоту и играться триммерами. Петли с разгона, еле сделалпервую бочку, чуть не упал. Летал продолжительно — мин. 10, не меньше, батареи так и не сели.
- Настройки те же, упал, кроме того не взлетев (через 3 секунды по окончании старта). Обстоятельство — неточность в настройках передатчика (реверс элеронов). Повреждения — фюзеляж пополам, сломан винт. Ремонта — на час.
- Винт 9х6, 7 банок NiMh 700. Первый раз приходиться сдвигать триммер вниз до упора — комплект высоты хороший, самолет норовит идти вверх. Скорость приличная, петли с газа, бочки — с разгона, в некрутом пике несколько оборотов сделать возможно. Хорошие впечатления.
- Винт 9х6, 8 банок NiMh 700. Скорость значительно выше. Легко преодолевает высоту в 50 метров. Маневры резкие, но бочки пара размазанные, не смотря на то, что уже без предварительного разгона. Возможно некое время лететь под громадным углом (60-70 град) вверх….Похож на настоящий истребитель — в то время, когда над головой проносится — кроме того страшновато….Весьма доволен.
- Апофеоз! Винт 9х6, 8 банок NiMh high discharge. Затраты рулей 30 градусов. Это летает так, как написано на коробке от комплекта — Fully acrobatic — rolls, spins, loops (inv.incl), inverted fly, ect. Вверх идет свечой, бочки с газа как пропеллер. Маневренность — потрясающая. Учитывая, что это мой первый самолет, к тому же полукопийный парк-флаер, а не пилотажка — оценка жёсткая 5+. Все, оставляем как имеется! Приглашайте на полетушки!
Рандомные статьи:
custom paint Brushless GWS zero
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Характеристики: Как все это начиналось Первое знакомство Сборка Полет Резюме Характеристики: Размах крыльев 1400 мм. Протяженность 1460 мм. Площадь крыла…
-
Вступление NiMH и NiCd Выбор аккумуляторная батарей Зарядка NiMH Разрядка NiMH Долговременное хранение Заключение Вступление Во второй половине 90-ых…
-
Введение Параметры Сборка Полеты Введение Вертолет Хорнет, производимый чешской компанией МS Composit, благодаря своим летным данным, обилием запчастей и…
-
Предисловие Состав комплекта Что еще потребуется Сборка Первый полет Резюме Предисловие Не секрет, что на RC Design уже имеется достаточно подробный…