— Отправьтесь в Нижнеудинск, — сообщили мне в Иркутском областном комитете ВЛКСМ. — В том месте директор станции — энтузиаст изобретательства, учит ребят экспериментировать. Мы каждый год проводим областной слет юных техников. Нижнеудинцы на нем взяли вторую премию.
— А первую кто?
— Тайшетский Дом пионеров. Познакомьтесь с работой нижнеудинцев и в обязательном порядке побывайте б Тайшете. Эти два города находятся неподалеку друг от друга — всего три с половиной часа поездом.
— Но, возможно, в собственной работе они дублируют друг друга и достаточно побывать в одном, чтобы выяснить, что делается в другом?
— Ничего общего. Два совсем различных направления. Но и в том месте в этот самый момент громадные удачи.
В Иркутске при областном комитете ВЛКСМ и облсовете НТО создан комитет научного творчества. Среди многих секций: ученых, студентов и т. д. — имеется в нем и такая — юных техников. Руководить ею областной комитет ВЛКСМ поручил инструктору Эльвире Николаевне Кокориной.
Она-то и нацелила меня на две самые «тёплые» точки области.
НИЖНЕУДИНСКИЕ «ЛЕТАТЕЛИ»
— Нам в полной мере под силу заниматься световодами, волновой оптикой, бионикой, — говорит Николай Васильевич Страниц, директор Нижнеудинской станции юных техников.
Вот так. Ни больше ни меньше.
Говорит он это с уверенной интонацией, и тени сомнения не оставляя в том, что в праве и, основное, возможность заниматься с ребятами самыми очень сложными проблемами современной науки и техники.
А я воображаю, как действует эта уверенность на ребят. Они идут за Листовым гурьбой, по причине того, что во все века люди, в особенности юные, тянулись к тем, кто умел пробудить и распознать их творческие силы, умел вывести на цель, чем более далекую и заманчивую, тем более желанную.
Повседневность же тут такая: маленький город, глубинка Иркутской области; из предприятий — слюдяная да мебельная фабрики.
И вот здесь-то редкое для станций юных техников кроме того громадных городов рвение развивать те направления поиска, в которых до тех пор пока трудятся только отдельные ученые либо изобретатели. Повезло Нижнеудинской станции юных техников с директором!
Страниц окончил во второй половине 50-ых годов двадцатого века Казанский летный университет. Трудился пара лет инженером. Позже потянуло в родные места: так он растолковывает собственный переезд в Нижнеудинск. Переехал -— и вот уже пара лет управляет станцию юных техников.
Лазер «ЮТ-1» пионерской «компании».
Николай Васильевич сам бывший авиамоделист; неудивительно, что это направление технического творчества взяло на станции широкое развитие. Уже в первые месяцы существования кружка парни создали модели главных спортивных классов: планеры, резиномоторные, тай-мерные, кордовые. Командует кружком Леонид Алексеевич Мезенцев. Собственных воспитанников он именует «летателями» — так, как именовал юных авиамоделистов Константин Эдуардович Циолковский.
И тут сначала парни покупают не только умение трудиться руками, но и те навыки современной культуры технического мышления, без которых никакое продвижение вперед немыслимо.
Директора радует и таковой результат: на областных соревнованиях авиамоделистов Нижнеудинская станция юных техников уже пара лет подряд неизменно занимает призовые места; и таковой член кружка Олег Никифоров, что с первых же дней занятий ищет независимый путь, предлагает начальнику собственную конструкцию — самолет, крылья которого наполнены легким газом.
Как знать, возможно, в недалеком будущем ему и разрабатызать данный гибрид дирижабля и самолёта.
Имеется тут и судомодельный кружок, и конструкторский, где парни сделали карт, микромотоцикл. Словом, простая работа станции юных техников.
Обучаться…
БУДУЩЕМУ
Необыкновенной, пожалуй, делает ее кружок юных изобретателей и рационализаторов, которым командует сам директор. Идею организации занятий в новом направлении Страниц формулирует так:
— Сегодняшние школьники на следующий день будут двигать и развивать науку, руководить технологическими и производственными процессами.
А этому нужно обучаться, к этому нужно подготавливаться. И не только в больших центрах страны, но и в маленьких городах, которых у нас в Советском Альянсе довольно много. Юный человек обязан будет знать и мочь неизмеримо больше, чем мы. И обучаться необходимо уже на данный момент, срочно. Практический вывод: уже сейчас вводить ребят в мир идей и проблем науки и техники настоящего и будущего.
Собственный поиск нижнеудинцы начали… с лазеров. Как словно бы бы совсем сравнительно не так давно услышали мы о неординарных особенностях оптических квантовых генераторов, а сейчас без их применения уже нереально представить себе техники отрасли и целые науки.
Вот и дал совет Николай Васильевич Юре Хвостову и Саше Кириенко сделать модель лазера. Работа заняла два года, а позже парни привезли собственный аппарат в Москву, на ВДНХ, где он демонстрировался в павильоне «Юные техники».
И ничего, что вместо рубина употреблялась подкрашенная жидкость — модель давала световые вспышки.
А увлечение ребят стопоходами? Так как эту технику многие большие ученые вычисляют транспортом будущего.
За миллионы лет развития природа, непременно, имела возможность создать какую-нибудь разновидность живого колеса. Но же в ходе эволюционных трансформаций живые существа были «наделенными» ногами. И не просто так.
Колесо так как требует ровной дороги. А ноги пройдут и по каменистым горным перевалам, и по пескам пустынь, и по топям болот. Кто знает, какая земля ожидает тех, кому суждено двигаться «по пыльным тропинкам далеких планет». светло одно: на шоссе рассчитывать не приходится.
Значит, нужно конструировать и изучать стопоходы.
…Апрель 1971 года. Москва, областная станция юных техников. Идет Всесоюзный конкурс моделей космической техники. Необычная машина предстает перед участниками жюри. Корпус на шести ногах увенчан прозрачным сферическим колпаком. Под ним шофер Володя Падерин.
Щелчок — это Володя включает тумблер. Мотор с гулом усиливается , зашумели четыре редуктора трансмиссии, три пары ног планетохода «Байкал» медлительно задвигались. Рожденный в Нижнеудинске, он начал собственный путь в Москве.
В базу конструкции был положен шагающий механизм, созданный еще в прошлом веке великим русским математиком Пафнутием Львовичем Чебышевым. Делали машину сходу пара человек. Толя Непочатов делал роль дизайнера — разрабатывал внешний вид автомобили.
И будущий шофер Володя Падерин также потрудился много.
МИНОР и МАЖОР
Это первенствоваларабота в новом направлении. В полной мере конечно, что принцип, узнаваемый уже около сотни лет, захотелось заменить чем-нибудь поновее.
Заинтересовала статья в одном издании об изобретении врача технических наук Г. П. Катыса, большого ученого, автора более чем ста изобретений, начальника лаборатории Университета неприятностей управления Академии наук СССР.
Обращение шла о необыкновенной шагающей модели, в базу конструкции которой легло его изобретение: модель имела возможность преодолевать «пропасти» между столами, взбираться на стулья, спускаться с них. Доклад о новом принципе передвижения, применяющем патент живой природы — двигательные особенности гусеницы-землемера, — был прочтён на третьем симпозиуме по управлению в космическом пространстве, что проходил в Тулузе, во Франции. Интерес данный доклад позвал громадной.
Такую вот машину и решили сделать парни.
Георгий Петрович Катыс побывал на Центральной станции юных техников РСФСР и в том месте с удивлением заметил собственную конструкцию, выполненную в металле. Удивление изобретателя еще больше возросло, в то время, когда он выяснил, что его идею реализовали парни из далекого сибирского города.
Ученый наяву заметил то, что раньше существовало лишь в его воображении. Шестиметровая алюминиевая балка на двух треногах.
Любая из ног может поворачиваться независимо от второй. На финише балки — прозрачная кабина. Оператор Саша Григорьев — один из создателей «Георгия», так была названа машина, — надел шлем астронавта, костюм, влез в кабину и включил мотор. И машина, медлительно переступая ногами, двинулась на протяжении макета лунного ландшафта.
Планетоход из Нижнеудинска.
Вот так как как возможно: и город мелкий, и весьма он далек от больших промышленных центров, а парни в нем были на самом пике современной научно-технической мысли. Очевидно, такие удачи станции были бы неосуществимы без активной помощи горкома комсомола, что сумел привлечь к работе станции предприятия города.
Слюдяная фабрика выделила станки; аэропорт оказывает помощь красками, прутковым материалом, заклепками. На станках локомотивного депо обрабатывали крупногабаритные подробности.
Успех окрыляет, а поддержка и помощь придают уверенности в собственных силах. Планы на ближайшее будущее широки.
Отыскать использование на практике лазеру, к примеру, для стремительного спектроскопического анализа вещества. Создать целый научно-исследовательский отряд из трех вездеходов новой конструкции. Наименование отряду уже придумано: «Саяны». Постараться создать батарею размером со спичечный коробок, дабы она имела возможность питать двигатель электророллера.
Грезы, замыслы…
Пожалуй, для полного мажорного звучания возможно было бы на этом закончить. Увы, ко мне вплетаются и минорные ноты. Умолчать об этом — значит покривить душой. Дело в том, что станция юных техников не имеет собственного помещения. И это весьма удивляет. Столь выдающиеся удачи достигнуты на каких-то клочках чужой территории.
Да, представьте себе. Кружок рационализаторов и изобретателей помещается в Доме культуры слюдяной фабрики. Остальные кружки — в иных местах. В далеком прошлом уже стоит вопрос о помещении, но никак не смогут муниципальные организации решить его.
Пора бы. В случае если в стесненных условиях станция получает громадных удач, то возможно себе представить, как развернется ее деятельность, в то время, когда получит она собственную крышу над головой.
ОРИЕНТИР — СЕРДЦЕ
В громадном зале Тайшетского Дома пионеров, где на протяжении стенку находились станки, а посредине лежали подробности аэросаней, машин — милые сердцу всех самодельщиков «железки», — меня встретил низкий русоволосый сероглазый человек, относительно юный.
Это и был директор Тайшетской станции юных техников, которая выделилась сравнительно не так давно из состава Дома пионеров, Борис Васильевич Плешаков. Уроженец Ростовской области, он по путевке комсомола приехал на стройку одной из огромных электростанций Сибири. Мощь сибирской природы: огромные реки, необъятные леса, высокие горы, и индустриальный размах этого края покорили. Стройка кончилась, а Плешаков остался в Тайшете.
Город мелкий — сплошь из древесных домов.
Но как раз тут Борис Васильевич отыскал себя. Всю жизнь желал он выстроить собственными руками автомобиль., Выяснилось, тут полно ребят, грезящих о том же. Да и глава спортклуба Виктор Валентинович Ильин был надежным ассистентом. Не было помещения — помог горком комсомола. Сейчас возможно было затевать работу.
На автостраде — машины юных техников
А летом 1970 года несколько ребят на двух самодельных машинах совершила автопробег Тайшет — Байкал. Ситуация в походе была как в армии — дисциплина, взаимопомощь, выручка. Парни возвратились окрепшими и возмужавшими.
Плешаков осуществил давешнюю собственную мечту. Но оказалось, что это лишь начало, что мастерство его рук в сочетании с отзывчивостью, сердечностью, добротой весьма необходимы многим обитателям этого мелкого города.
По просьбе одного из ветеранов войны парни сделали ручной мотоплуг с моторчиком в 5 л. с. от бензопилы «Дружба». Первая конструкция была неудачной; через чур громоздкая.
Вторая оказалась меньше, компактнее. Плуг может пахать, окучивать картошку. Возможно снимать лемех, ставить другие сельскохозяйственные орудия. Огородные опробования мотоплуга прошли удачно, работа с его помощью была неутомительной. Плуг продемонстрировали на выставке в Иркутске, и в том месте работа тайшетцев взяла первую премию.
Пришкольному участку — собственную механизацию.
А где плуг, в том месте и сенокосилка. Также машина нужная, в особенности в условиях Сибири со сложным рельефом местности, где большое количество кочек и валежин.
И еще одна машина, механизирующая тяжелый ручной труд, снегоуборочный комбайн.
Тот же двигатель, установленный на саночках, приводит в воздействие турбину, которая всасывает и отбрасывает в сторону снег.
Следующее направление работы кружка появилось по окончании беседы с охотниками. Люди уходят в тайгу, таща на себе и оружие, и снаряжение, и продукты.
Какое транспортное средство может доставить нужные грузы в тайгу? Аэросани. Первая конструкция оказалась тяжелой; но вторая, с двигателем мощностью в 26 л. с. от пожарной мотопомпы, значительно успешнее.
— Мечта у нас такая, — сообщил Борис Васильевич на прощание. — Приехать в Москву на автомобиле, что мы сами сделали.
И создаватьавтомобили, облегчающие труд людей.
Мотоплуг: внешний вид (слева) и схема:
1 — колесо, 2 — редуктор, 3 — двигатель, 4 — вентилятор, 5 — рама, 6 — ручка, 7 — лемех.
Две станции, расположенные в соседних городах. Два директора, два независимых направления работы. Одно — ориентир на передний край достижений науки и техники, устремленность в будущее. Второе — ответ сегодняшних, «земных» забот.
И оба увлекательны, нужны, а основное — плодотворны. Недаром так высоко оценивают удачи обеих станций в Иркутском областном комитете комсомола.
Со словом «Сибирь» с покон веков связывались необозримые просторы, жёсткая природа. Сейчас с ним ассоциируются новые понятия: центр научной мысли, центр индустрии, энергетики. Непременно, эта новизна оказывает громадное влияние на психологию обитателей края, в особенности ребят, и в значительной мере формирует ее.
Скоро неподалеку от этих мест пройдет БАМ, а на протяжении нее появятся города и посёлки. И может оказаться, что именно Тайшетская и Нижнеудинская станции станут для широкого края центрами технического творчества юных.
Р. ЕФРЕМОВ, отечественный спец. корр.
Иркутск — Нижнеудинск — Тайшет
Рандомные статьи:
Широкозахватный плуг-плоскорез Гетьман-4 на целине
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Дети торопятся. Они спешат стать взрослыми. Эту детскую линии в целях воспитания первым применял, пожалуй, А. С. Макаренко. Он загрузил ребят настоящей…
-
— Все громадное в жизни начинается с малого. И это малое уже в ваших руках. Потому вы и видите пара дальше и пара глубже чем ваши сверстники. Помните,…
-
Будущее нашей страны, ее промышленности и науки в недалеком будущем начнут определять те, кто на данный момент сидит за партами в школах, в аудиториях…
-
Быстро летящий над распутьем вездеход — предлагает выстроить шведский конструктор-любитель Турнбьёрн Густавсон. Сравнительно не так давно отечественный…