И «малыш» борозды не портит

Я давешний почитатель издания Моделист-конструктор. В статьях о самодельной технике нахожу большое количество нужного для себя, а главноеповышается творческий потенциал и появляется желание конструировать технику самому. Я также самодельщик со стажем. За последние годы сделал три мотоблока для себя и собственных родственников. Для обработки дачных шести соток, к тому же засаженных большей частью плодово-ягодными культурами, эти автомобили весьма подходят.

Но в случае если участок побольше, то их эффективность сходит на нет. Без трактора тут не обойтись, хотя бы небольшогомини. Вот и я, перед тем как забрать надел земли на бывшем совхозном закинутом поле, решил сделать и сделал себе хорошего ассистентамини-трактор.

Конструкция обрисовываемого мини-трактора у меня вторая по счету. В первой модели расположил двигатель в задней части рамы, дабы обойтись без карданного вала в трансмиссии. Но машина нежданно для меня повела себя не хорошо в управлении, в особенности на подъемах и под нагрузкой.

Пробовал в первых рядах ставить противовесы, но они существенно утяжеляли конструкцию и помогали мало.

В итоге решил переделать минитрактор и, перекомпоновав агрегаты, установил их по классической схеме. В следствии оказалась совсем вторая, более успешная конструкция, и ведет сейчас себя мини-трактор превосходно, а потому я и решил поде литься его описанием с читателями глубокоуважаемого мною журналасамодельщиками и любителями техники.

Неспециализированный вид мини-трактора:
И «малыш» борозды не портит

1рама; 2демультипликатор (коробка перемены передач от мотоцикла Урал, доработанная); 3переднее управляемое колесо (от мотоколяски СЗД, шина от мотороллера, 2 шт.); 4 переднее крыло (металлической лист s0,8, 2 шт.); 5двигатель (УД-25, N = 14 л.с., дизельный); 6фара (от сельхозтехники, 2 шт.); 7капот (металлической лист s0,8); 8маслобак гидросистемы (от сельхозтехники, емкость 4 л); 9 шланги гидросистемы (от сельхозтехники); 10 рычаг переключения скоростей; 11кожух карданного вала; 12сиденье; 13бензобак (емкость 20 л); 14гидроцилиндр (от сельхозтехники); 15 заднее ведущее колесо (от автомобиля Волга, шины от автомобиля Нива, 2 шт.); 16руль; 17инструментальный ящик (от сельхозтехники); 18глушитель; 19передний мост (металлическая труба d57); 20коробка перемены передач (от автомобиля Запорожец)

Главным преимуществом конструкции собственного мини-трактора считаю то, что собран он преимущественно из агрегатов, узлов и механизмов серийно выпускавшихся автомобилей, а потому и не дефицитных. При необходимости при какой-либо поломке запчасти к ним отыскать не так уж и сложно.

Рама несложной прямоугольной формы, сварная. Образуют ее пара лонжеронов и две траверсы: передняя и задняя (все эти элементы выполнены из металлических водопроводных труб диаметром 57 мм).

Рама:

1кронштейн подвески переднего моста; 2 передняя траверса (металлическая труба d57); 3лонжерон (металлическая труба d57, 2 шт.); 4 поперечина (металлическая труба d30,2 шт.); 5кронштейн крепления чулка заднего моста (металлической лист s5,2 шт.); 6опорные стойки-дуги карданного вала (металлическая труба d30); 7задняя траверса (металлическая труба d57 и швеллер № 8); 8опорные кронштейны крепления двигателя (металлической лист s5); 9опорный кронштейн крепления демультипликатора (металлической лист s5); 10опорный кронштейн рычага переключения передач (металлической лист s5); 11 кронштейн крепления коробки передач (металлической лист s5); 12 опорные площадки кронштейнов крепления карданного вала (уголок 80×80); 13подножка (металлическая труба d30, 2 шт.); 14перемычка (металлическая труба 30); 15проушина крепления переднего моста

К передней траверсе приварен кронштейн с проушиной (для подсоединения ушка переднего моста). Задняя траверса усилена швеллером № 8он надет на трубу и приварен к ней. Финиши швеллера отогнуты на 90 назадони образуют кронштейны для крепления к ним тяг, идущих от гидравлической навески.

Между лонжеронами в передней части рамы смонтированы две поперечины, между нимипродольная балка, а в углах рамыподмоторные кронштейны. В задней части рамы приварены две дугообразные стойки с площадкамина них потом монтируются корпуса подшипников для вала ведущей звездочки цепной передачи.

Снаружи к лонжеронам в средней их части приварены дуги для подножек, выгнутые из таких же труб, что и поперечины, а в задней частикронштейны для крепления заднего моста. Кое-какие дополнительные элементы, к примеру, опоры сиденья, стойки приборной панели и другие, приваривал к раме уже по ходу сборки трактора.

Шасси мнни-трактора:

1переднее управляемое колесо (2 шт.); 2двигатель; 3переходник крепления демультипликатора к картеру двигателя (металлическая полоса 40×5); 4 демультипликатор; 5рычаг переключения передач демультипликатора; 6рычаг управления сцеплением; 7рычаг переключения передач; 8карданный вал (от сельхозтехники); 9эластичная резиновая муфта (от автомобиля Жигули); 10корпус с опорным подшипником 80204 (от сельхозтехники) вала ведущей звездочки (2 шт.); 11ведущая звездочка (z = 24, от мотороллера Тула); 12вал ведущей звездочки (сталь 45); 13приводная цепь (t = 12,7); 14заднее ведущее колесо (2 шт.); 15опора вала ведущей звездочки с подшипником 80204 в корпусе (от сельхозтехники); 16ведомая звездочка (z = 38, от мотороллера Тула); 17чулок полуоси (от автомобиля Волга, укороченный, 2 шт.); 18полуось (от автомобиля Волга, укороченная, 2 шт.); 19коробка перемены передач; 20кронштейн рычага переключения передач; 21рама; 22передний мост

Передний мост:

1переднее колесо (2 шт.); 2 поворотный кулак (от мотоколяски СЗД, 2 шт.); 3стойка (металлическая труба d57, 2 шт.); 4балка (металлическая труба d57, 2 шт.); 5кронштейн-ушко подвески моста к раме; 6 косынка (СтЗ, лист s3, 2 шт.); 7дистанционные втулки (труба d30,4 шт.); 8болты М8 (с пружинными шайбами) крепления поворотных кулаков к мосту (4 шт.)

Задний мост (крышка с подшипниковой опорой первичноговала не продемонстрированы):

1заднее колесо; 2чулок полуоси (2 шт.); 3 полуось (2 шт.); 4коробка передач с дифференциалом; 5ведомая звездочка; 6цепь (t = 12,7); 7кронштейн крепления чулка к раме

Отверстия в кронштейнах для монтажа агрегатов, узлов и механизмов также по большей части сверлил по месту по окончании предварительной их компоноаки. А компоноака, нужно сообщить, оказалась такой плотной, что маслобак гидросистемы кроме того было нужно вынести из-под капота за пределы моторного отсека.

Двигатель мини-трактораУД-25: двухцилиндровый, четырехтактный, с принудительным воздушным охлаждением, мощностью 14 л.с. Его применял без особенных переделок, поскольку у него имелись штатные магнето и кик-стартер. Лишь на передний финиш коленчатого вала установил шкив от Жигулей для привода масляного насоса НШ-32 для гидравлической совокупности дистанционного управления навесными орудиями. У шкива доработал посадочное отверстие. Клиновой приводной ременьот Жигулей.

Глушитель поставил также жигулевский. Сперва, как в большинстве случаев у тракторов,выхлопной трубой вверх. Но дым попадал прямо а лицо.

Исходя из этого перевернул и аывел финиш трубы под пол.

Доработка чулка от автомобиля Волга:

1 корпус подшипника полуоси; 2чулок; 3кронштейн крепления чулка к раме; 4фланец крепления чулка к коробке передач автомобиля ЗАЗ; 5отрезаемая часть картера основной передачи

Доработка полуоси от автомобиля Волга:

1полуось с фланцем крепления колеса; 2палец (от автомобиля ЗАЗ); 3сухари (от автомобиля ЗАЗ); 4отрезаемый шлицевой финиш полуоси

Трансмиссия мини-трактора не совсем обычнаяв ней две коробки перемены передач (КПП). Первую (совместно со сцеплением) забрал от ветхого мотоцикла Урал. Преимущества ураловской коробкив ее компактности и в том, что она удачно сблокирована с 2-дискоаым сцеплением. Коробку пристыковал к двигателю при помощи переходника, благо коробки картера передач и контуры двигателя практически совпадают.

Переходник является кольцом , согнутое из металлической полосы сечением 40×5 мм (стык сварен). К кольцу приварены по месту шпильки М8, выходящие на обе его стороны. Одним финишем любая шпилька заходит а крепежное отверстие в картере двигателя, с другойв КПП, которая служит в качестве демультипликатора.

Для переключения скоростей на место педали установил рычаг.

В ураловской же коробке покинул лишь две передачи: первуюа качестве рабочей (она является промежуточным редуктором) и четвертую (прямую, так сообщить, трансмиссионную)она передает крутящий момент от двигателя через кардан на ведущую заездочку цепной передачи без трансформации числа оборотов мотора. Остальные передачи (вторая и третья) были легко ненужными, поскольку для перемены скоростей помогает вторая КППот автомобиля Запорожец. Громадным преимуществом данной коробки есть да и то, что а ней (в ее картере) находятся и основная передача, и дифференциал.

Карданный валсборный. Резиновую муфту забрал от автомобиля Жигули, а остальные узлы, среди них и корпуса с подшипниками 80204,от различной отслужившей сельскохозяйственной техники. Между дугообразными опорами рамы насажена на маленьком валу ведущая (малая) звездочка цепной передачи.

От нее вращение передается на громадную ведомую звездочку, посаженную на первичный вал следующей коробки передач. Обе звездочкиот мотороллера Тула: малая ведущая (24 зуба) забрана со вторичного вала КПП; громадная ведомая (38-зубая)со ступицы заднего колеса. Соединяющая звездочки приводная цепь имеет ход 12,7 мм. Натяжение цепи производится подкладкой пластин под корпуса подшипников вала ведущей звездочки.

Отмечу особенность, а правильнее, необходимость: подшипники применял лишь закрытые: с защитными шайбами с обеих сторон серии 8000 (возможно с уплотнениямисерии 180000).

Карданная передача:

1фланец выходного вала демультипликатора (от мотоцикла Урал); 2карданный шарнир со шлицевым наконечником (от сельхозтехники); 3основной карданный вал со шлицевой втулкой (от сельхозтехники); 4передняя опора с подшипником 80304 в корпусе; 5вал со шлицами ведущей звездочки; 6 ведущая звездочка; 7дистанционная втулка; 8задняя опора с подшипником 80304 в корпусе

Вторая КПП мини-трактора (от тридцатисильного автомобиля Запорожец ЗАЗ-965-М) расположена под рамойона делает собственную штатную функцию. Ее первичный вал было нужно удлинить и поместить финиш а подшипник 80202, корпус которого закрепил в задней крышке картера сцепления. От второй коробки передач вращение на ведущие задние колеса передается через полуоси. Полуоси заключены в чулки. И те и другие забраны от заднего моста автомобиля Волга ГАЗ-24.

Чулки укорочены (из моста вырезан картер основной передачи), а к торцам приварены фланцы для подсоединения к запорожской КПП. Отверстия во фланцах просверлил строго по отверстиям в соответствующих приливах коробки. Полуоси также укорочены, а их финиши доработаны и сделаны такими же, как у полуосей автомобиля ЗАЗ.

сухари и Пальцы применял от Запорожца.

Задние колеса также забрал от автомобиля Волга. Но потому, что они ведущие, то обул их в шины М + S (снег и грязь) с развитыми грунтозацепами (от автомобиля Нива).

Передний мост самодельный, сварен в форме буквы П из таких же труб, что и рама. Места соединений балки и стоек усилены косынками. Узел шарнирного соединения балки моста с рамой (ушко от карданного шарнира) приварен сверху балки в ее середине.

Передние управляющие колеса вместе с поворотными кулаками и цапфами использованы от инвалидной коляски. Резину на колеса надел мотороллерную. Регулировка разаала колес производится подкладкой шайб между стойками поворотных кулаков и балки.

Схема управления дроссельной заслонкой:

1педаль газа (от автомобиля Волга); 2 рычаговая тяга; 3рычаг ножного управления газом; 4 неспециализированная ось рычагов; 5неподвижный сектор (от автомобиля Москвич-400); 6 болт фиксации ручного рычага; 7рычаг ручного управления газом (от автомобиля Москвич-400); 8дроссельная тяга

Тормозная системаот Волги, но действует она лишь на задние колеса, но и этого достаточно.

Рулевой механизмот Жигулей, но в нем использован угловой редуктор от какой-то сельхозтехники. Схема трапецииобычная, из двух тяг от автомобиля Волга. Одна тяга соединяет рулевую сошку с рычагом поворотного кулака левого колеса.

Другаяпоперечная, соединяет оба рычага и имеет муфту для регулировки схождения колес.

На панели устройств установлены спидометр, указатель давления масла в двигателе, замок зажигания.

Топливный бак вмещает около 20 л солярки. В бак гидросистемы заливаю около 4 л масла. Гидросистема помогает для опускания и подъёма навески с землеобрабатывающими орудиями.

В качестае таковых при пахоте использую однолемешный плуг, а при междурядной обработке сельскохозяйственных культурдва окучника.

В.КОНОВАЛОВ, г. Кисловодск

Рандомные статьи:

Mitsubishi Pajero II Старый конь борозды не портит.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Малыш» прокладывает борозду

    Из семейства микротракторов, созданных студентами электрификации и Харьковского института механизации сельского хозяйства, самый несложный и доступный…

  • «Амурчонок» прокладывает борозду

    Отечественный издание уже неоднократно писал о краснодарских, ставропольских, уральских тракторах, мотоплугах, фрезерных рыхлителях, электрокосилках,…

  • «Росомаха» идет без следа

    Вездеход спроектирован и изготовлен по заказу акционерного общества «Са-ратовэнерго»: тут очень нуждались в транспортном средстве для доставки…

  • Микроавто для двоих

    Раму двухместной автомобили, взявшей наименование Мышонок, сварил из тонкостенных металлических труб. Передний мост (рис. 3) собрал из балки, двух…