И по болоту, и по снегу

Вездеходы на пневматиках сверхнизкого давления становятся все удобнее. В случае если дюжина лет назад энтузиасты вездеходной техники создавали в основном трех-, четырех- и шестиколесные транспортные средства, лишенные кроме того намека на кабину, то сейчас самодеятельные конструкторы присылают в редакцию фотографии изготовленных ими вездеходов с эргономичными и теплыми кабинами, вычисленными на долгие путешествия в условиях низких температур. Вот одна из таких автомобилей — удобный трицикл «Мини-200».

Силовой агрегат трехколесного пневмохода ТГ-200М — от грузового мотороллера «Муравей». Как показывает практика, это один из самых надежных среди отечественных двухтактных двигателей, оснащенный к тому же стартером и принудительным воздушным охлаждением. Передача вращающего момента от двигателя к колесам — через втулочнороликовую цепь на реверс-редуктор (основная передача от мотоколяски СЗД), а после этого через карданные валы — на колеса.

Все колеса трицикла тормозные, для чего каждое из них оснащено тормозным барабаном от мотоцикла «Минск». Переднее колесо немного меньше задних — их диаметры соответственно равны 750 мм и 870 мм в накачанном состоянии.

Рама вездехода пространственная, трубчатая, все элементы ее соединяются посредством углекислотно-дуго-вого сварочного аппарата. Задний мост является фермой , складывающуюся из трех труб, приваренных к раме.

Все стыки усилены косынками из листовой стали.

Двигатель крепится на раме передним и нижним стыковочными узлами. Дабы смонтировать их, эргономичнее всего сперва закрепить эти узлы на двигателе, по окончании чего посредством струбцин и мягкой металлической либо бронзовой проволоки с большой точностью зафиксировать двигатель на раме, и прихватить узлы сваркой, а после этого совсем приварить их к раме по окончании демонтажа двигателя. Подобно крепятся и узлы основной передачи.

И по болоту, и по снегу
Трехколесный вездеход «Мини-200» на пневматиках сверхнизкого давления

Компоновка пневмохода:

1 — кузов (продемонстрирован условно); 2— седло; 3 — бак топливный емкостью 4,5 л; 4 — реверс-редуктор; 5 — колесо заднее; 6 — пневматик заднего колеса; 7 — полуось заднего моста; 8 — гайка крепления заднего колеса; 9 — ступица с тормозным барабаном; 10 — цепь втулочно-роликовая привода основной передачи; 11 — двигатель ТГ-200М; 12 — рама вездехода; 13 — подножка; 14 — вилка передняя; 15 — ось и гайка переднего колеса; 16 — колесо переднее; 17 — пневматик переднего колеса; 18 — блок педалей управления; 19— руль; 20 — вал карданный привода правого заднего колеса; 21 — шарнир карданный; 22 — узел подшипниковый заднего моста

Рама:

1 — вилка верхняя (сталь, труба 30×2); 2 — труба верхняя (сталь, труба 30×2); 3 — руль (сталь, труба 22×2); 4 — косынки (сталь, лист s2); 5 — колонка рулевая (сталь, труба 32×2,5);6 — узел крепления двигателя, передний (сталь, лист s3); 7 — труба нижняя (сталь, труба 30×2); 8 — узел крепления двигателя, задний (сталь, лист s3); 9 — фланец (сталь, лист s3); 10 — поперечины фермы заднего моста (сталь, труба 30×2); 11 — вилка нижняя (сталь, труба 30×2); 12—косынка (сталь, лист s4); 13 — перья передней вилки (сталь, труба 40×2,5); 14 — поперечины передней вилки (сталь, труба 32×2,5); 15 — подножка; 16,17 — косынки (сталь, лист s2); 18,19 — узлы крепления основной передачи (сталь, лист s3); 20 — косынка усиливающая (сталь, лист s3);21,22 — проушины (сталь, лист s3); 23 — гайка М12; 24 — втулка (латунь либо текстолит);25 — шпилька M12

Передняя вилка сваривается из двух трубчатых перьев и двух перемычек.

В ее конструкции, в принципе, возможно применять перья от телескопической вилки любого подходящего мотоцикла, но автомобили с пневматиками сверхнизкого давления в полной мере смогут обойтись и без пружинногидравлических амортизаторов. В нижней части перьев привариваются косынки из 4-мм металлических пластин — к ним крепится ось переднего колеса. Для соединения вилки с рамой предусмотрены две проушины, закрепленные сваркой на поперечинах вилки.

Седло вездехода самодельное, мотоциклетного типа. Оно планирует из фанерного основания, заполнителя (твёрдого поролона) и обшивки (неестественной кожи).

Колеса трицикла облегченные, трубчатые, сварные. Заготовки из металлических труб диаметром 18×2 мм сгибаются трубогибом и планируют посредством сварки.

Для сборки нужно применять несложный стапель, для чего на древесностружечной плите по окружности колеса устанавливается шесть стоек из древесных брусков, на которых крепятся подготовленные ободья колес. По окончании контроля их параллельности и соосности друг другу к ободьям прихватываются сваркой поперечины. В случае если эта операция не позвала ощутимой поводки колеса, то поперечины привариваются к ободьям совсем.

Так же, в два приема, устанавливается на внутреннее кольцо и место с приваренными к нему проушинами.

Отверстия в проушинах сверлятся по месту, при установке на колесо мотоциклетной ступицы; наряду с этим нужно добиться самого соосности колеса и строгой ступицы. Для этого ступица сперва фиксируется на колесе посредством струбцин, и только по окончании контроля соосности этих двух подробностей сверлятся отверстия под болты в проушинах на внутреннем кольце колеса.

Пневматики в полной мере надежно держатся на колесах трицикла и снабжают приемлемые сцепные качества со песком и снегом, с болотистой почвой и пашней. Но в некоторых случаях для улучшения проходимости вездехода возможно оплести пневматик капроновым канатом либо резиновыми ремнями.

Кабина — смешанной конструкции. База ее — легкий каркас из металлических труб диаметром 14×2 мм.

На каркасе навешиваются рамки стекол, петли единственной (задней) двери, и три стыковочных узла, благодаря которым кузов крепится к раме.

Кроме этого каркас делает и формообразующую функцию. Возможно было бы, само собой разумеется, обшить его фанерой либо оргалитом, но панели с линейчатой поверхностью (либо, как их еще именуют, панели одинарной кривизны) значительно обедняют внешний вид транспортного средства.

Ну а самая простой разработкой изготовления панелей двойной кривизны в условиях независимого производства можно считать формовку изделия из строительного пенопласта.

Перед формовкой на трубчатом каркасе нужно закрепить легкуюрешетку из 5-мм фанеры, задающую форму будущих панелей. Наряду с этим пластины решетки временно привязываются к трубам мягкой металлической проволокой. Потом в фанерные «клетки» на эпоксидной смоле вклеиваются пенопластовые бруски.

По окончании полимеризации смолы излишки крепежной проволоки удаляются, поверхности кузова обрабатываются по контуру, при необходимости шпаклюются, покрываются слоем эпоксидной смолы и сразу же оклеиваются одним-двумя слоями стеклоткани.

Заднее колесо:

1,3 — ободья (сталь, труба 18×2); 2 — поперечина (сталь, труба 18×2); 4 — кольцо внутреннее (сталь, труба 18×2); 5 — проушина (сталь, лист s3, 3 шт.); 6—ступица (от мотоцикла «Минск»); 7 — болт с гайкой М8

Каркас кабины

Формование панелей кабины (I,II,III—последовательность операций):

1 — каркас кабины; 2 -— «решетка» фанерная; 3 — скрутки проволочные; 4—бруски пенопластовые

Кабина имеет единственную дверь — заднюю. Возможно было бы, само собой разумеется, сделать ее сбоку, но усаживаться на мотоциклетное сиденье, перешагивая в тесной кабины через раму, затруднительно.

Задняя же дверь разрешает забираться в кабину достаточно легко. Дверь кроме этого имеет каркас из металлических труб и пенопластовое заполнение с последующей оклейкой поверхностей стеклотканью.

Боковые и заднее стекла кабины вырезаны из 4-мм оргстекла.

Переднее стекло — триплекс, позаимствовано у стоящего на автомобильной свалке разбитого автобуса. Нужно заявить, что подбор лобового стекла определяет форму кузова, исходя из этого имеет суть затевать дизайнерские прорисовки, ориентируясь на форму и размеры уже имеющегося стекла.

Совокупность управления вездеходом — мотоциклетного типа.

На руле монтируется ручка «газа», рукоятка тормоза переднего колеса (справа) и рукоятка выключения муфты сцепления (слева). На подножке размещается педальный блок; правая педаль — тормоз задних колес, левая — тумблер коробки передач.

Тормозная совокупность тросовая, с уравнительным механизмом для тормозов задних колес.

Посредством тросов в боуденовской оболочке трудятся приводы дроссельной заслонки карбюратора, коробки механизма и передач сцепления.

Топливный бак трицикла представляет собой 4,5-литровую пластиковую канистру, оснащенную стандартным мотоциклетным краном-отстойником и закрепленную на задней части рамы.

Электрооборудование такое же, как у мотогрузовичка «Муравей».

Световые устройства представлены задними «габаритами» в блоке со стоп-мотоциклетной фарой и сигналами, установленной на переднем грязевом щитке.
И.ГАЛКИН,инженер

Рандомные статьи:

КамАЗ 6х6 В болоте и снегу! Немного бездорожья! Нарезка


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Летящие по снегу

    Вездеходная техника — мое давешнее и непреходящее увлечение. Вот уже более тридцати лет я в свободное время проектирую и строю различные вездеходные…

  • Скутер под крышей

    Не имеет смысла сравнивать мотороллер-легковой автомобиль и скутер — автомобили эти совсем различные. Однако, конструкторы мототехники всегда делают…

  • «Плавунец» на снегу

    Павел Андреевич Дерябкин, энтузиаст снегоходной техники из города Иванова, создал уже не одни аэросани. Его первая конструкция, аэросани-амфибия (фото)….

  • «Кокон» на снегу

    В феврале 1974 года на заснеженных полях вблизи аэропорта «Домодедово» показалась необыкновенная машина, напоминающая то ли яйцо сказочной птицы Рух, то…